itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Сие я написал вам, верующим:"

500 лет Геннадиевской Библии

Общество 
0
223
Время на чтение 6 минут

    О, человече! Геенны убоявся,
    возненавиди злаа дела,
    А царства небеснаго въжелав -
    возлюби добрая дела!
    А [если] ты ни злых дел
    останешися ни на добраа
    подвигнешися,
    А время твое течеть,
    аки речная быстрость...

    Из сочинений русских книжников XII-XIII веков

В 1499 году был создан первый библейский свод Древней Руси, получивший название Геннадиевская Библия - по имени архиепископа Новгородского и Псковского Геннадия (Гонозова), - событие исключительной важности в истории духовной и культурной жизни всего православного мира. Знаменательно, что начатое святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием дело по переводу священных книг на славянский язык завершилось на русской земле. И не случайно, что произошло это в Новгороде, который всегда был одним из средоточий русской духовной и светской мысли. Именно в Великом Новгороде в XVI столетии велась работа по составлению Четьих Миней митрополита Макария.
Деятельность Новгородского архиепископа, предпринявшего столь масштабный труд, проходила в сложной политической и духовной атмосфере. Как повествуется в житии владыки Геннадия, "тяжелое бремя возложил на себя блаженный... Глухое, затаенное раздражение против Москвы бродило среди новгородцев, недавно (в 1478 году) утративших свою независимость"1. Поэтому "даже во времена архиепископства Геннадия во многих новгородских церквах не молились за великого князя московского и во всей области не чествовались самые знаменитые московские святые"2. Кроме того, архиепископу Геннадию приходилось бороться с ересью жидовствующих, занесенной в начале 1470-х годов выходцами из Литвы. Суть злоучения состояла в отрицании догмата Пресвятой Троицы и признании только "единого Вседержителя". Еретики утверждали, что "Иисус Христос есть не Бог, а простой человек, которого распяли евреи и который истлел во гробе. Он не есть истинный Мессия"3. Жидовствующие не признавали церковных таинств, не соблюдали постов и праздников, глумились над храмами, отвергали монашество, занимались звездочетством и чернокнижием. Еретические "диковинки" привлекали "темный люд" и даже представителей высшей знати.
В те времена православное священство в массе своей было малообразованно. Это порождало разочарование у части паствы и уход людей в секты в поисках "истинной веры".
Наконец, следует упомянуть еще и о том, что "царствование Иоанна III, в которое жил и действовал св. Геннадий, было началом разрыва иерархического союза русской церкви с греческою, в продолжение 500 лет находившейся под благотворным влиянием последней. Неблагоприятные следствия независимости русской церкви не замедлили явиться"4.
В обстановке "разброда и скитаний" полный свод книг Нового и Ветхого Завета был крайне необходим. Его создание стало делом жизни новгородского предстоятеля.
Архиепископ Геннадий (Гонозов или Гонзов) родился в первой трети XIV столетия (точная дата не установлена). Свое монашеское служение он начал на Валааме. Его духовным наставником был преподобный Савватий, будущий игумен Соловецкого монастыря. Летописи говорят, что с февраля 1477 года Геннадий подвизается в московском Чудовом монастыре. Уже тогда он проявляет немалую твердость духа и энергию в отстаивании своего главного жизненного принципа: "Открытая правда и православие". "Крепко стоял он за святыню старины, за священные обычаи предков и <...> смело и безбоязненно противостоял против нарушителей их"5. Великий князь Иван III, расширяя свои владения в Кремле для обустройства великокняжеских дворов и сада, пожелал "вынести оттуда вон несколько старых монастырей и церквей и даже коснулся древнего кладбища, приказав выкинуть гробы предков и перенести их на Дрогомилово"6. Летопись передает слова Геннадия митрополиту Зосиме: "А ныне беда стала земская да нечесть государьская великая: церкви старыя извечныя выношены из города вон, да монастыри старые извечные переставлены... да еще паки сверх того и кости мертвых выношены за Дрогомилово, ино кости выносили, а телеса ведь туто остались, в персти разошлись; да на тех местах сад посажен. А господин наш отец Геронтий митрополит о том не вспретил, то он ведает каков ответ за то даст Богу. А гробокопателем какова казнь писана, а ведь того для, что будет воскресение мертвых, не велено их с места двигнути "исключая св. мощей". А что вынести церкви, да гробы мертвых, да на том месте сад посадить, а то какова нечесть учинена? От Бога грех, а от людей сором".
12 декабря 1484 года Геннадий поставляется архиепископом "на престол святыя великия Софии" и зимой 1485 года отправляется в Новгород. Ему потребовалось немало усилий, чтобы убедить духовенство и мирян признать московского государя и московские святыни. По словам летописца, он явился для еретиков "яко мечь обоюдоостр, посекая студеяние их и яко пламень, пожигая плевелы нечестивого замышления их и стадо от таковыя прелести свобождая <...> и душу свою полагая за порученную ему паству"7. Геннадий просил разрешения предавать еретиков смертной казни, но не был поддержан великим князем. Иван III и митрополит Геронтий посылают Геннадию грамоты о предании "тамошних еретиков духовной и градской казни, смотря по тому, что окажется по розыску"8. В одной из таких грамот митрополит писал: "Да обыскивал бы еси, сыну, то дело прилежно, чтобы христианство в возмущеньи не было, а церковь бы Божиа безмятежна была. Да будет тебе милость Божия и нашего смирениа благословение"9.
Жидовствующие, как и все еретики, стремились вывести свое учение именно из Священного Писания. Библейские книги имелись в Новгороде с давних времен, но не были собраны в единый свод и выверены. Новгородский архиепископ начинает разыскивать и собирать рукописи по монастырям для того, чтобы систематизировать их, устранить разночтения и положить конец спекуляциям еретиков. Так начался труд по созданию первой славянской Библии10. В создаваемый Геннадием и его сподвижниками свод вошли до того отсутствовавшие в восточнославянской традиции ветхозаветные книги Товит, Юдифь, Неемии, 1-2 книги Паралипоменон, 1-4 книги Ездры, 1-2 Маккавейские, книги Премудрости Соломона, частично книги Эсфирь, книги Иеремии и Иезекииля11. "Нет сомнения, что список Библии Геннадия был его частным, личным делом, вызванным борьбою с жидовствующими, но это частное, личное дело скоро получило общенародное, общецерковное значение"12.
Книги переводились и с греческого, но в большинстве с латинского языка. Основным источником для Геннадия послужила Вульгата. Митрополит Макарий (Булгаков) объясняет это тем, что "Геннадий не отыскал ни списка греческой Библии, ни, главное, переводчиков с греческого языка, между тем как и латинская Библия, уже печатная, и переводчики с латинского нашлись"13. Как полагают, собирание всех книг Ветхого и Нового Завета было окончено в 1493 году, но древнейший список, дошедший до нашего времени, относится к 1499 году. Один из таких списков послужил впоследствии основой Острожской Библии (1580 - 1581).
Решительные действия Геннадия вызвали неудовольствие в Москве, где еретики смогли обрести доверие у митрополита и великого князя. В 1504 году по их доносу Геннадия вызвали в столицу на допрос. Вскоре (12 июня 1504 года) его "свели с кафедры на Москву"14. Перед лишением архиепископского сана его вынудили подписать отреченную грамоту, согласно которой он оставлял епископию якобы "ради немощи" ("... берегучи своея душа и от сетей неприязненных и духов лукавствия..."). Последние месяцы Геннадий провел в Чудовом монастыре. Скончался он 4 декабря 1505 года и погребен был "на том месте, где прежде почивали мощи св. Алексия митрополита"15.


1. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-миней св.Димитрия Ростовского. Кн. доп.1. М., 1908. С.455.
2. Грандицкий М. Геннадий, архиепископ Новгородский. Церковно-историческая монография // Православное обозрение. М., 1878. № 9. С.85.
3. Жития святых... С.455.
4. М.Л. Геннадий, архиепископ Новгородский // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1875. № 5. С.463.
5. Там же. С.495.
6. Там же. С.495.
7. Жития святых... С.456.
8. Левочкин И.В. Кодикологическая характеристика Геннадиевской Библии // Федоровские чтения - 1981. М., 1985. С.94; см. также: Памятники XI-XIV вв. // Русская историческая библиотека. Т. VI. Изд. 2-е. СПб., 1908. Стлб. 759-764.
9. Памятники XI-XIV вв. ... Стлб. 764.
10. Подробнее о переводах Библии и их истории см.: Евсеев И.Е. Рукописное предание славянской Библии // Христианское чтение. СПб., 1911. Т. CCXXXV. Ч.2. С. 435-450; его же: Очерки по истории славянского перевода Библии // Там же. СПб., 1912. Т. CCXXXVIII, № 11. С.1261-1285.
11. Платонова И.В. О переводческой технике в Геннадиевской Библии 1499 года // Славяноведение. 1997. № 2. С.60 и далее.
12. Грандицкий М. Указ. соч. (окончание) // Православное обозрение. М., 1880. № 12. С.773.
13. Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. IV. Ч. 1. М., 1996. С. 302.
14. Русский биографический словарь. Издание Императорского Русского Исторического Общества. Т.4. СПб., 1914. С.401.
15. Евгений (Болховитинов). Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-римской Церкви. Изд. 2-е. Т.1. СПб., 1827. С.91.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Никитин
Все статьи Олег Никитин
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии