Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Судьба старых волжских пароходов

Е.  Хасанова, Московский журнал

01.11.1999


Об истории волжского флота …

Мало кто знает, что в 1936 году в Сталинграде существовало детское речное пароходство при пионерской школе речников. Школе выделили три речных трамвайчика и один паровичок. На них юные матросы осваивали практические навыки навигации. У истоков школы стоял коренной волжанин капитан Павел Яковлевич Числов. Его сын Олег мечтал стать юнгой. Занятия в детском пароходстве пробудили в нем увлечение кораблестроением. В 16 лет он сам конструировал парусники и испытывал их на волжских просторах. С друзьями оборудовал небольшую верфь и собрал двухкорпусную яхту - катамаран, на котором ходил по Ахтубе. Волжские пароходы, история волжского флота стали его страстью на всю жизнь.
История эта насчитывает не одно столетие. В 1767 году Екатерина II проплыла по Волге от Твери до Симбирска на галере "Тверь", построенной тверскими мастерами. Высочайшее путешествие дало толчок становлению судоходства на главной русской реке.
В 1843 году по инициативе "иностранного гостя Кейли" было основано Общество пароходства по Волге - "для облегчения и ускорения торгового по Волге судоходства посредством буксирования грузов". Общество представляло собой акционерное товарищество на паях - предприятие по тем временам новое и весьма рискованное. В 1846 году из-за границы доставили первый пароход, названный - конечно же! - "Волга". Вид он имел неказистый - ни кают, ни рубок, ни крытой палубы. Пароход больше походил на баржу, а пыхтел так, что слышно было за много верст. Население городов и деревень сбегалось к берегу посмотреть на "черта", движимого "нечистой силой". Промысловое купечество не спешило подхватывать начинание, называя пароход "барской затеей" и больше доверяя парусу, бечеве и бурлакам. Однако машинное судоходство быстро набирало силу. В том же 1864 году Общество приобрело еще шесть пароходов : "Царь", "Царица", "Царевич", "Царевна", "Князь" и "Княгиня".
Эффективность и прибыльность невиданных ранее речных перевозок вызвали появление и новых пароходных обществ. В 50-е годы одно за другим возникают общества "Самолет", "Камско-Волжское", "Дружина", "Польза", "Лебедь", "Кавказ и Меркурий", братьев Колчиных, купцов Романовых... В сравнении с тихоходными бурлацкими баржами пароходы вполне оправдывали свои названия: "Телеграф", "Депеша", "Скорый". Самыми большими и сильными были "Москва", "Геркулес" и "Самсон". Они буксировали целые караваны барж с общим грузом до 500 тысяч пудов. В 1855 году по Волге курсировало около ста пароходов, а к 1862 году их уже насчитывалось порядка трехсот. Начинался расцвет волжского речного судоходства. Внутренняя отделка пассажирских кают и салонов становилась все богаче и прихотливее.
В 1860 году общество "Кавказ и Меркурий" пустило по Волге первый в России грузопассажирский пароход американского типа "Александр II", построенный на Мальцевских заводах. Внутренняя отделка кают для пассажиров первого класса поражала: красное дерево, ковры, бронза, зеркала... Впервые были устроены каюты для пассажиров третьего класса, до этого во время рейса ютившихся на палубе.
В 1914 году обществом "Самолет" были спущены на воду два красавца парохода - "Великая княжна Ольга Николаевна" и "Великая княжна Татьяна Николаевна", изготовленные на Сормовских заводах. Знакомые нам по фильмам "Жестокий романс", "Васса" и другим, они ходили по Волге (в советское время - под именами "Спартак" и "Володарский") семь десятилетий. Первенец же Сормовских заводов, построенный в 1912 году "Баян", - лучшее грузопассажирское судно своего времени. В гражданскую войну в его роскошных каютах и салонах располагался штаб 10-й армии. В 1919 году на "Баяне" работал кочегаром Валерий Чкалов. Впоследствии "Баян" получил имя "Михаил Калинин". В разгар Сталинградской битвы на нем вывозили раненых, эвакуировали детей и стариков. После войны "Михаил Калинин" еще долго трудился на пассажирской линии Горький - Астрахань...
Все эти и многие другие корабли конца XIX - начала XX века представляют собой значительную историческую ценность. В Европе дело сохранения флотских реликвий давно поставлено на широкую ногу: ассоциациями владельцев судов при поддержке властей создано около двухсот музейных гаваней; ведется поиск и реставрация старинных судов различного типа. В России такую работу пытается наладить Детско-юношеское общество спасения и сохранения исторической техники РОССИТ. Его председатель - Олег Павлович Числов.
Отслужившие свой срок волжские суда прозябают на береговых приколах и в затонах от Рыбинска до Астрахани, некоторые оказались на других реках. Обе "Великие княжны" сейчас стоят в притоке Дона Аксае - разоренные, ржавеющие. Нынешний их владелец пока не в состоянии оплатить стоянку и охрану. Великолепный "Баян" ("Михаил Калинин"), несколько раз перепроданный, гниет у берега. Погибли знаменитые корабли Волжского судоходства - канонерская лодка "Николай Руднев", баркас "Наблюдатель". В 1968 году, невзирая на протесты общественности, была уничтожена жемчужина отечественного речного флота - "Ласточка". Списаны в утиль уникальные суда начала века "Узбек", "Абхазец", канонерские лодки "Чапаев", "Федосеенко", "Щорс". Паровой баркас "Капитан Иванищев" во время Сталинградской битвы использовался при переправе легендарной 2-й армии. В 1998 году, в год его столетия, судно порезано на металлолом. Та же судьба постигла паровой винтовой буксир "Герой Ильин", построенный в 50-х годах, - последнее судно такого типа. Бронекатер "БК-13" защищал Сталинград, по рекам Европы дошел до Берлина и участвовал в его штурме. Общественность в целях патриотического воспитания молодежи требовала восстановить его в ходовом варианте. Однако власти решили поставить "БК-13" на постамент - то есть отнять у него жизнь: ведь корабль только тогда корабль, когда он на плаву. Гибнет на приколе пожарно-спасательный пароход "Гаситель" ("Царев", построен в 1901 году). Под ураганным артобстрелом он выводил из боя наши горящие корабли, вывозил раненых, доставлял боеприпасы...
С середины 60-х годов на берегах Волги из 39 мемориальных судов утрачено 23!
Все это не могло оставить равнодушным потомственного речника Числова. По его инициативе в Волгограде открылся Клуб юных речников: Олег Павлович решил возродить дело отца. Клуб должен был заниматься разысканием и восстановлением, проще говоря, спасением гибнущих реликвий отечественного речного флота. Какой мальчишка откажется выйти в плавание на овеянном славой корабле, к тому же возвращенном к жизни своими собственными руками!
Однако первые же обращения за помощью к местным властям натолкнулись на полное равнодушие чиновников. Главную проблему - приобретение и ремонт техники, списываемой различными организациями, детский Клуб, несмотря на широкую общественную поддержку, самостоятельно решить не мог. После затяжных переговоров и хождения по инстанциям он был закрыт "за ненадобностью". Корабли же, составляющие славу русского речного флота, продолжали гибнуть.
П.О.Числов не смирился и в 1990 году основал Российское общество спасения и сохранения исторической техники. В 1993 году РОССИТ удалось зарегистрировать в Министерстве юстиции. Общество ставит перед собой воспитательно-образовательные цели. В нем сотрудничают и дети, и их родители. Девиз: дети спасают технику - техника спасает детей. В Уставе сказано, что оно объединяет граждан, не равнодушных к судьбе подрастающего поколения и судьбе уникального исторического наследия, являющегося частью общенациональной российской истории и культуры.
Хочется надеяться, что государство поддержит это начинание. Автор статьи в "Российской газете" (7 августа 1999 года) "Тоскует Волга без Паратова" считает, что мемориальные волжские корабли удастся спасти благорасположением предпринимателей - новых Паратовых. Напомним, что герой пьесы А.Н.Островского не моргнув глазом продал любимую "Ласточку", чтобы иметь деньги для женитьбы на нелюбимой, но богатой невесте...




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме