Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Одиссея Федора Конюхова

И.  Магер, Московский журнал

01.08.1999


Кажется, на путях земных для него нет невозможного... …

Федор Филиппович Конюхов (родился в 1951 году) - заслуженный мастер спорта, художник, этнограф, яхтенный капитан - в настоящее время является одним из известнейших путешественников в мире. Кажется, на путях земных для него не существует невозможного. Человека, обогнувшего земной шар, достигшего полюса, поднявшегося на Эверест, повсюду приветствуют как героя. Все это, да и многое другое, совершил Федор Конюхов! Чего стоит только программа "Семь вершин мира", в рамках которой он с 1992 по 1997 год последовательно покорил высочайшие пики всех континентов: Эльбрус (Европа), Эверест (Азия), массив Винсон (Антарктида), Аконкагуа (Южная Америка), Килиманджаро (Африка), пик Косцюшко (Австралия), пик Мак-Кинли (Северная Америка). Одного этого с лихвой хватило бы "для бессмертия".
А вот перечень основных его экспедиций помимо альпинистских:
1977 год - плавание на яхте по маршруту В.Беринга;
1981 год - поход на собаках через Чукотку;
1985 год - экспедиция по маршруту В.К.Арсеньева и Дерсу Узала;
1988 год - лыжный трансантарктический переход СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы;
1990 год - первым из русских путешественников в одиночку достиг Северного полюса;
1990 - 1991 годы (224 дня) - одиночное кругосветное плавание на яхте "Караана";
1992 - 1994 годы (508 дней) - вторая "кругосветка" на яхте "Формоза" с заходом в порты пяти континентов;
1995 - 1996 годы - одиночный поход к Южному полюсу с восхождением на массив Винсон.
Для полноты картины остается добавить, что и здесь перечислено далеко не все - только "избранное"...
Профессии путешественник нет. На путешественника нигде не учат. Можно быть профессиональным моряком, лыжником, альпинистом, велосипедистом, - но лишь некий неизъяснимый зов превращает тебя в вечного паломника. В свое время А.П.Чехов, человек, казалось бы, сугубо "домашний", внезапно ощутил этот зов. Не обращая внимания на общее недоумение, а то и насмешки, сорвался с места и через всю страну отправился на далекий угрюмый Сахалин, ибо не мог больше выносить того, что "мы только сидим в четырех стенах и жалуемся, что Бог дурно создал человека". Чуть раньше в статье о Пржевальском, тоже выдающемся путешественнике, он все объяснил: "В наше больное время, когда европейские общества обуяла лень, скука жизни и неверие, когда всюду в страшной взаимной комбинации царит нелюбовь к жизни и страх смерти, когда даже лучшие люди сидят сложа руки, оправдывая свою лень и свой разврат отсутствием определенной цели в жизни, подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы, указывающие обществу, что, кроме людей, ведущих спор об оптимизме и пессимизме, пишущих от скуки неважные повести, ненужные проекты и дешевые диссертации, развратничающих... и лгущих ради куска хлеба, что кроме скептиков, мистиков, психопатов, иезуитов, философов, либералов и консерваторов есть еще люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели".
Именно так - подвиг, вера и ясно осознанная цель.
Последнее путешествие Федора Конюхова было исполненно драматизма. Впервые русский участвовал в кругосветной гонке яхт-одиночек "AROUND ALONE", которая по сложности стоит на втором месте в мировой классификации. Гонка стартовала в сентябре 1998 года из Чарлстона (США) и включала четыре этапа: Чарлстон - Кейптаун (ЮАР), Кейптаун - Окленд (Новая Зеландия), Окленд - Пунта дель Эста (Уругвай) и Пунта дель Эста - Чарлстон. Автором проекта и спонсором Федора Конюхова выступил Современный Гуманитарный университет, арендовавший во Франции 18-метровую яхту. В продолжение всей гонки Федор имел постоянную спутниковую связь со своим штабом в СГУ - "береговой командой", состоящей практически из одного его сына Оскара.
Телекс от Федора (16 октября 1998 года, зона Долдрам, самое узкое место между Южной Америкой и Африкой): "Привет всем... Я попадаю из штормовых условий в полный штиль. Сейчас ветер 30 узлов, через минуту - всего 5. У меня даже минуты нет для отдыха... Руки разбухли от соленой воды, и я уже не могу дождаться, когда поймаю юго-восточные пассаты и войду с ними в Южную Атлантику. Французы называют это место "черной дырой". Я с ними полностью согласен... Меня несет к берегам Бразилии, такое ощущение, что Амазонка засасывает меня..."
Телекс (20 октября 1998 года): "Здравствуйте, мои хорошие... За последние сутки прошел 190 миль. Основная моя задача на сегодняшний день - это пройти край Бразилии, не меняя галса. Учитывая, что ветер идет с юго-востока, приходится биться за каждую милю. Яхте не нравится идти встречным ветром, ее огромный плоский корпус врезается в волны, вибрирует и гремит как барабан... Земли не вижу, но чувствую ее запах - запах скошенной травы..."
20 октября яхты начали пересекать экватор. Первым это сделал француз Марк Терселин, за ним француженка Изабель Аттисье, после нее - англичанин Майк Голдинг. Четвертым к экватору подошел Федор Конюхов. Из разговора со штабом по спутниковому телефону (25 октября 1998 года):
- Здравствуй, Федор, поздравляем тебя с пересечением экватора. Чем объясняется твое отставание от лидеров?
- Сказалась нехватка гоночного опыта. Вокруг света-то я иду в третий раз, но впервые - как участник международной гонки...
- Как тебе твоя яхта? Ведь ты до этого не водил спортивные яхты.
- Моей яхте 8 лет, по сравнению с яхтами соперников она, конечно, старовата... Иногда становится страшно, когда яхта при скорости 20 узлов выходит на глиссирование... Вчера ночью встретил судно - российское, из Петербурга, разговорились с вахтенным начальником по рации. Оказалось, что мы вместе в один год заканчивали Кронштадтскую мореходку, я на механика, а он на штурмана...
Дальше события приняли неожиданный оборот. У яхты Федора Конюхова начал отрываться 4,5-метровый 4-тонный киль. Идя встречным ветром и испытывая сильнейшие сотрясения и удары, яхта "слабела", грозя переломиться пополам. В яхту стала поступать вода. Гоночный комитет предложил Федору зайти в ближайший порт, что означало бы отказ от дальнейшего участия в гонке. Конюхов продолжал спускаться в "ревущие сороковые" широты, сообщив на берег: "на борту паники нет..." После этого отказал авторулевой, нарушилась система рулевого управления. Гоночный комитет еще трижды предлагал Федору Конюхову прекратить гонку, но он все же дошел до Кейптауна - буквально за несколько минут до установленного срока, по истечении которого последовала бы дисквалификация.
На втором этапе положение с яхтой не улучшилось. Федор Конюхов не успел прибыть в Окленд к назначенному сроку. Чтобы избежать дисквалификации, ему пришлось наконец выйти из гонки, попросив и получив разрешение продолжить плавание по официальному маршруту. Покидая гонку, Федор Конюхов выразил сожаление, но заметил при этом, что его основной целью является все-таки не гонка, а кругосветное путешествие, которое он и завершил 27 мая 1999 года в Чарлстоне. Лохматого и бородатого, его встречали сын Оскар и жена Ирина. Поскольку он перестал быть участником гонки, официальной встречи не было. Конюхова это не огорчило. "Я считаю, что участвовал в гонке, - сказал он. - Я соревновался с самим собой. Это и есть гонка. Здесь выигрываешь, даже если прибываешь последним..."
Федор Конюхов не стал гонщиком. Остался путешественником...




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме