itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Сербское подворье в Москве

Связи москвичей с сербами имеют давнюю традицию. Прочны они и сегодня

Общество 
0
315
Время на чтение 11 минут

Ни одна славянская страна не вызывала в России столько сочувствия, сколько православная Сербия. Судьба сравнительно небольшого славянского племени, имевшего многовековую драматическую историю и стойко державшегося православия, была сродни русской судьбе. Русские как никто могли оценить духовный подвиг и самопожертвование единоверного народа.
Связи москвичей с сербами имели давнюю традицию. В Большом Успенском соборе покоятся останки серба (по ряду источников - болгарина. - Ред.) - митрополита Московского Киприана (ум. в 1406 г.) - видного деятеля на поприще исправления церковных книг и обрядов. В XVI веке сербскому Хиландарскому монастырю на Афоне Иваном Грозным был подарен Никольский монастырь в Китай-городе.
Особенно тесными эти связи стали с середины XIX века, когда под влиянием славянофилов в первопрестольной начали всерьез интересоваться историей и судьбой славянства и, в частности, самого западного славянского народа.
В конце 1857 года министерство народного просвещения обязало попечителей Московского и Киевского учебных округов оказывать содействие сербам и другим славянам в получении образования в учебных заведениях России и принимать беднейших из них на казенный счет. Сербы и черногорцы учились в Московском университете (филологический, юридический факультеты), в Духовной академии, Вифанской семинарии, иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, 1-й и 2-й московских гимназиях.
Еще более усилился интерес московской общественности к Сербии и Черногории во время подготовки и проведения в 1867 году большой Московской этнографической выставки. В 1866 году сербские газеты от имени Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете призывали собирать и присылать в Москву образцы народной одежды, предметы быта, модели жилищ. Идея выставки в Москве вызвала живой отклик у славянских народов и особенно у сербов. Сам князь Сербии Милан Обренович IV пожертвовал 400 дукатов на этнографические экспонаты. Прислали экспонаты князь Черногорский Николай I, княгиня Черногорская Даринка и архимандрит Черногории Н.Дучич, а также члены Сербского ученого общества в Белграде, купцы, учителя, крестьяне...
Этнографическая выставка в Москве имела большой успех. Библиотека Московского университета стала пополняться научной литературой на сербском языке. В 1872 году князь Сербии Милан Обренович IV был избран почетным членом Московского университета.
В начале 1858 года кружком московских славянофилов с М.П.Погодиным во главе был учрежден Славянский благотворительный комитет. Одной из причин организации комитета послужила активизация западноевропейской латинско-иезуитской пропаганды в славянских странах с целью ослабить в них влияние России. Уже в 1867 году во многом благодаря дипломатической поддержке России Сербия добилась ликвидации всех турецких крепостей на своей территории.
Идея создания в Москве сербского духовно-организационного Центра, особого подворья, зрела давно. Подобные подворья с храмами уже имели древнейшие поместные церкви православного Востока - Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская. Инициатором с сербской стороны выступил митрополит Сербский Михаил. Об этом замечательном церковном деятеле Сербии, верном друге России стоит сказать особо. Будущий святитель обучался в 1840-1850 годах в Киеве - в семинарии и Духовной академии. Вскоре после окончания курса, в сентябре 1853 года, он принимает монашество с именем Михаила. Через год иеромонах Михаил был хиротонисан во епископа Шабацкого. В 1859 году Собором епископов Михаил единогласно избирается митрополитом Сербским и архиепископом Белграда. При нем была преобразована семинария в Белграде, устроено несколько духовных училищ, восстановлены древние храмы и монастыри. Духовное единение с Россией было принципом всей его архипастырской деятельности.
В 1873 году митрополит Михаил обратился с ходатайством в Синод о разрешении открыть в Москве Сербское подворье. А вскоре для этой цели по высочайшему повелению сербам была дарована церковь Свв. Кира и Иоанна на Солянке и находящиеся при ней здания. Этот храм строился архитектором К.И.Бланком в 1768 году в память принятия императрицей Екатериной II православной веры.
В мае 1874 года настоятель Горнякского (в Белградской митрополии) монастыря архимандрит Савва прибыл в Москву и вскоре вступил в управление подворьем на Солянке. Тогда же возвели и новый престол, переименовав храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Именно в день этого великого праздника в 1805 году сербы подняли восстание против турок.
30 ноября 1874 года церковь и подворье были освящены. На торжестве присутствовали многие видные деятели отечественной культуры, поборники развития сербско-русских связей: ректор Московского университета историк С.М.Соловьев, председатель Славянского комитета М.П.Погодин, профессор Московского университета протоиерей А.М.Иванцов-Платонов, а также И.С.Аксаков, Ю.Ф. и Д.Ф.Самарины.
Праздником для сербов и сочувствующих москвичей стало и 22 марта 1875 года - день малого освящения Благовещенского при Сербском подворье храма. В отправлении всенощного бдения и литургии также принимали участие многие именитые гости: сакелларий Архангельского собора А.Н.Лебедев, член Синодальной конторы епископ Алексий, архимандрит Николо-Греческого монастыря Афанасий, члены Славянского комитета - директор Московского архива министерства иностранных дел барон Ф.А.Бюлер, секретарь Славянского комитета Н.А.Попов, известный политический деятель Угорской Руси О.Н.Добрянский. Богослужение совершалось под древние сербские роспевы.
Обновленный на средства московского купца В.В.Сысоева и других жертвователей храм представлял собою уголок православной Сербии. Высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас был искусно исполнен мастером М.А.Большаковым. Все иконы были расписаны по золотому фону, стены - тоже. Из числа тридцати трех святых, здесь изображенных, одиннадцать принадлежали Сербской Церкви, среди них пять находились в русских святцах: св. Савва I, архиепископ сербский, его преемник св. Арсений I, св. цари сербские Стефан Неманя Мироточивый (в монашестве Симеон), Стефан первовенчанный (в монашестве Симон) и князь сербский Лазарь. Имена многих святых символизировали духовное единство двух православных народов: свв. Кирилл и Мефодий, св. Александр Невский - небесный покровитель императора, даровавшего Сербской Иерархии подворье в Москве; великомученица Екатерина - в память императрицы, соорудившей храм; праведный Филарет Милостивый - в память митрополита Филарета, оказавшего немало услуг Сербской Церкви. Над северными дверями было изображено сожжение турками мощей св. Саввы, а над южными - страдания Вселенского Патриарха св. мученика Григория V, мощи которого, обретенные нетленными в 1871 году, покоятся в Афинском соборе.
Особую историческую символику имели и святые образа. Нижний ярус икон включал иконы Святой Троицы, которой был посвящен храм до 1768 года; Благовещения Пресвятой Богородицы, св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца. Шесть икон одинакового размера помещались на стенах: св. Андрея Первозванного, в день празднования которого Сербия получила политическую и церковную самостоятельность, свв.Кира и Иоанна (бывшая храмовая), св. Саввы, первого архиепископа Сербского, московских первосвятителей, прп. Сергия Радонежского.
Этот удивительный по символике и значению храм-памятник стал центром сбора денежных и других пожертвований в пользу сербских церквей не одной только Сербии, но и Боснии, Герцеговины, Воеводины, Далмации, Хорватии, Славонии и других земель. На подворье прихожане многих московских храмов приносили иконы, которые потом пересылались в бедные храмы далекой Сербии. В числе первых были отправлены 26 старых иконостасных образов из храма подворья в разоренные турками храмы Черногории.
Год окончательного устроения в Москве Сербского подворья стал годом начала решающей для южных славян кровопролитной борьбы за независимость. Мусульманский гнет привел летом 1875 года к массовому восстанию в Боснии и Герцеговине. Вести об уничтожении и разграблении храмов турками и о массовых зверских убийствах православных вызвали горячий отклик у москвичей. В воскресенье 14 сентября 1875 года в Благовещенском храме Сербского подворья на Солянке после Божественной литургии совершена была торжественная панихида об упокоении "всех православных иже в старой Сербии, Герцеговине и Боснии христолюбиво и братолюбиво пострадаша". В московских газетах было напечатано воззвание жившего на подворье архимандрита Саввы об ужасном положении сербов. После богослужений в московских храмах зачитывалось послание митрополита Сербского Михаила и проводился тарелочный сбор для пострадавших жителей Герцеговины и Боснии. (В архиве Московской духовной консистории хранятся подписные листы по церквам всех московских сороков.) В октябре 1875 года состоялся приговор Московской городской думы об отчислении на те же цели 20 тысяч рублей.
На помощь истекающим кровью братьям в июне 1876 года пришли Сербия и Черногория, объявившие Турции войну. Православная Москва напряженно следила за этой неравной борьбой. Русские были частыми гостями московского Сербского подворья. 28 июня 1876 года в день празднования свв. чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна в Благовещенской церкви подворья состоялось торжественное молебствие о ниспослании сербскому и черногорскому воинству победы и одолении на врагов. Еще более широко потекли пожертвования москвичей. Старообрядцы Москвы собрали 30 тысяч рублей, купили походный лазарет на 100 коек и отправили в Белград. На средства знаменитого московского профессора Захарьина в Сербию был отправлен один из врачей университетской клиники. Туда же выехала и группа сестер милосердия женской Покровской общины. Десятки вооруженных добровольцев ежемесячно отправлялись в армию генерала Черняева, воевавшего за свободу сербов.
Несмотря на помощь из России, сербская армия потерпела несколько серьезных неудач и в феврале 1877 года Сербия была вынуждена подписать с Турцией мир. Лишь небольшая Черногория не подписала мирный договор и с началом русско-турецкой войны в апреле 1877 года сумела нанести туркам ряд поражений. Так, летом 1877 года 8-тысячный отряд черногорцев разбил 40-тысячный корпус Сулейман-паши. По случаю этой победы в московском Сербском подворье и в Казанском соборе на Красной площади были отслужены благодарственные молебны.
В конце 1877 года Сербия вновь начала войну с Турцией. После окончания русско-турецкой войны Сербия и Черногория получили полную независимость. В честь побед русских войск на Балканах и освобождения славян были совершены торжественные молебны в ряде соборов и храмов Москвы, в том числе и на Сербском подворье. 5 ноября 1878 года подворье на Солянке вновь собрало множество гостей. В этот день состоялось малое освящение Благовещенского храма, отремонтированного в основном на средства церковного старосты, известного московского купца С.И.Камынина. Был вновь вызолочен иконостас, обновлена стенная роспись, за клиросами устроили четыре больших вызолоченных киота. В причастном слове профессор Московского университета доктор богословия протоиерей А.М.Иванцов-Платонов напомнил, как четыре года назад состоялось торжество открытия первого славянского - сербского - подворья в Москве. Было внесено знамя, врученное москвичами сербским дружинам в 1876 году. На празднике присутствовали именитые гости, в том числе П.Н.Батюшков и Д.И.Иловайский.
Многолетняя опустошительная война оставила в Сербии и Черногории тысячи детей сиротами. Россия стала родным домом для многих из них. В январе 1877 года в Москву из Сербии на попечение Славянского комитета прибыли 21 девочка и 2 мальчика в возрасте от 6 до 14 лет. И позже Москва принимала сербских детей-сирот, устраиваемых затем в приюты.
В Московском университете, Духовной академии, других учебных заведениях обучалось много выходцев из южнославянских областей. Сербское подворье было своеобразным духовно-культурным центром студенческой православной молодежи. На подворье продолжалась традиция совместного празднования сербами и русскими гражданских и церковных праздников. 10 октября 1880 года в Благовещенской церкви отпевали первого настоятеля Сербского подворья архимандрита Савву, погребенного затем в Алексеевском монастыре.
Сербское подворье в Москве продолжало существенно влиять на материальное положение всей Сербской Церкви. Благодаря щедрым пожертвованиям москвичей в Благовещенский храм многие бедные монастыри и храмы Сербии украсились ценной утварью и облачениями.
Однако уже первые годы независимости Сербии были омрачены раздором, вызванным посягательством Скупщины на права православной церкви. Против этого горячо восстал митрополит Михаил, за что в октябре 1881 года был удален королем Миланом с митрополичьего престола и даже на несколько месяцев посажен в тюрьму. Митрополит, так много сделавший для освобождения своей родины, вынужден был жить то в Болгарии, то в Константинополе, то в Иерусалиме. В 1883 году он получил разрешение поселиться в России. В том же году страдалец-иерарх приехал в Киев, а затем в Москву на Сербское подворье, которое поступило в его распоряжение. Как вспоминали современники, "страдалец приобрел общую любовь и уважение среди жителей первопрестольной столицы... Москва горячо полюбила доброго, умного, кроткого старца, который нашел в ней вторую родину".
Изгнанник жил на Солянке до мая 1889 года, когда по предложению нового сербского короля Александра I он возвратился в Белград на митрополичий престол. Святитель Сербии Михаил был награжден многими орденами России: св. Владимира I и II степени, св. Александра Невского, св. Анны и другими. Он был избран почетным членом Московской Духовной академии, Московского университета. Умер митрополит Михаил 5 февраля 1898 года и был погребен в кафедральном Белградском Михайловском соборе. Когда об этом узнали в Москве, во многих ее церквах были совершены панихиды.
Особо торжественно отмечались на подворье праздники в память первого архиепископа и просветителя Сербии св. Саввы. В этот день 14 января на Божественной литургии в храме присутствовали все проживающие в Москве сербы. Вот как, например, проходил праздник в 1893 году. По окончании службы в покоях настоятеля архимандрита Саввы состоялся традиционный сербский обряд "Славы" и "Крестного имени". Студенты-сербы хором исполняли гимн св. Савве, русский и сербский. Затем произносились речи о св. Савве, о дружбе сербов с русскими. Так, студент IV курса Московской Духовной академии Ч.И.Митрович вспомнил о русской обители на Афоне, где постригся в иноки св. Савва, о великих сербах в России, о постоянном заступничестве России за сербов.
В 1894 году у входа с Солянки на подворье, рядом с Благовещенским храмом на средства московского купца И.И.Силуанова была сооружена часовня во имя св. Саввы (архитектор М.С.Шуцман). Закладка состоялась 12 июня 1894 года и сопровождалась крестным ходом из храма на место сооружения.
Попутно скажем еще об одном южнославянском "следе" в религиозной жизни Москвы. Московские богомольцы и знатоки древней архитектуры хорошо знали белокаменный храм св. Трифона мученика на северной окраине города. В конце XVIII - начале XIX века приход его опустел и появилась даже мысль об упразднении самого храма. Его возрождению способствовало посещение Москвы архимандритом при Черногорском митрополите Стефаном Вукотичем. В соборе города Котор в Черногории хранилась глава св. мученика Трифона. Узнав о приезде Вукотича, московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков пожелал создать для мощей своего небесного покровителя достойную раку. По возвращении на родину архимандрит поведал о желании московского купца митрополиту Черногорскому Петру Негошу, и в знак благодарности последний прислал в 1803 году три части мощей от главы мученика Трифона. Добряков уложил их в серебряные вызолоченные ковчежцы и преподнес в 1812 году императору Александру I, который в свою очередь пожертвовал их в 1819 году Трифоновскому храму. День перенесения мощей 14 сентября стал ежегодным местным праздником, и с него началось возрождение храма. Приезжавшие в Москву высокие черногорские гости непременно посещали Трифоновский храм и прикладывались к мощам.
Москва православная видела в своих храмах части и других святых мощей, привезенные из Сербии. Так, осенью 1893 года в храме Христа Спасителя были поставлены части мощей великомученика Никиты и преподобного Феоктиста, присланные из сербского монастыря Высокие Дечаны. Приношения к ним помогли восстановлению древней обители Сербии.
В 1912-1913 годах Москва, как и тридцать пять лет назад, пришла на помощь южным славянам, увязшим в балканских войнах, в том числе Сербии и Черногории. В декабре 1912 года черногорская королева Милена прислала московскому городскому голове телеграмму с выражением благодарности за пожертвование Черногории 15 тысяч рублей. В помощь православным Сербии и Черногории значительные суммы жертвовали московские банки, благотворительные общества, отдельные лица.
Тяжелейшим испытанием для Сербии стала первая мировая война. Австро-Венгрия обрушилась на нее всей своей мощью. Это вызвало в Москве взрыв солидарности с сербами. 18 июля 1914 года вечером на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому при большом стечении народа состоялся торжественный молебен, а затем и патриотическое собрание. Крестный ход двинулся из храмов Христа Спасителя и Василия Блаженного к памятнику. Хоругвеносцы несли иконы Спасителя, Божией Матери, святителей Алексия и Ермогена, а также национальные флаги России, Сербии, портреты Николая II и сербского короля Петра. Крестный ход сопровождался пением многотысячного хора. На Красной площади звучали чешские и сербские приветствия. В тот же день в храме Сербского подворья состоялся молебен о ниспослании победы сербскому оружию. После молебна под председательством городского головы Н.И.Гучкова открылось заседание Славянского комитета. Решено было выпустить особое воззвание к русскому обществу с призывом о помощи сербам. На заседании присутствовал московский губернский предводитель дворянства А.Д.Самарин.
Огромная манифестация москвичей состоялась в тот же день на Страстной площади у памятника герою русско-турецкой войны генералу Скобелеву. Оттуда манифестанты направились колоннами в Кремль и к Александровскому вокзалу. Члены Союза Михаила Архангела и Союза русского народа несли огромные транспаранты с надписями: "Долой Австрию, да здравствуют Россия и Сербия!", "Да здравствует Россия - сестра Сербии!"
Москва, несмотря на тяжелейшее экономическое положение, посылала в Сербию врачей и медсестер, оборудование для лазаретов, деньги. В апреле 1916 года москвичи с воодушевлением встречали премьер-министра Сербии Н.П.Пашича. От имени Московской городской думы ему было вручено 100 тысяч рублей в помощь сражающейся Сербии.
В 1918 году вместе с другими православными подворьями закрыли и Сербское, а Благовещенский Киро-Иоанновский храм сделали приходским. В 1933 году храм с часовней был разрушен. Однако дух единства русского и сербского народов не угас. После революции в России Сербия приютила тысячи русских беженцев. Нигде в Европе русским эмигрантам не жилось так спокойно, как в единоверной Сербии.
Вековые братские отношения между русскими и сербами прочны и сегодня. Последние драматические события в бывшей Югославии и реакция на них в России - яркое тому свидетельство.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

В. Козлов
«Создавайте историко-краеведческие приходские общества!»
Беседа с историком и краеведом В.Ф. Козловым
15.06.2010
Духовные традиции Подольского уезда
В конце XIX века крестные ходы из Бронниц в Подольск с чудотворной иконой Иерусалимской Богоматери были традиционными.
01.10.2000
Духовные традиции Подольского уезда
В конце XIX века крестные ходы из Бронниц в Подольск с чудотворной иконой Иерусалимской Богоматери были традиционными
01.10.1999
Все статьи В. Козлов
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30