Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мы приняли вызов массовой культуры

С.  Ломов, Московский журнал

01.01.1999


Беседа литературного редактора Н.А.Капыловой с деканом факультета Изобразительных искусств и народных ремесел Московского педагогического университета С.П.Ломов …

Беседа литературного редактора "Московского журнала" Н. А. Копыловой с профессором Московского педагогического университета
С. П. Ломовым

Н.Копылова: Семь лет назад в вашем университете (бывшем пединституте имени Н.К.Крупской) появился новый факультет - изобразительного искусства и народных ремесел, деканом которого вы являетесь. "Направленность на возрождение русской культуры, национальных художественных традиций, их развитие в системе образования", - так определил задачи нового факультета тогдашний ректор МПУ Н.А.Хроменков. Именно вы взялись претворять в жизнь эту непростую программу.
С.Ломов: Поначалу выбор этого направления казался самонадеянным и, может быть, даже самодеятельным. Для учителей рисования в школе есть проторенный путь - они должны научить детей держать карандаш и дать им академические основы изобразительного искусства. Художниками будут далеко не все, уроки рисования - это прежде всего познание и постижение красоты окружающего мира, а уже потом - посильное его отражение в собственном творчестве. Но нужно задуматься - в какое время мы живем? Современный учитель не может не видеть, что мышление детей работает сегодня в плане другой культуры, порожденной в значительной мере телевизором... Когда я ездил в Германию, довелось там быть в одном доме, достаточно обеспеченном и благополучном. С гордостью мне показывали не новинки модернизированного быта, хотя было чем похвалиться, а бабушкин сундук, которому 300 лет, стоящий на самом почетном месте...
Стандарт пронизал всю нашу жизнь.
Н.К. Вы, конечно, правы. Традиционная культура почти до середины ХХ столетия в какой-то мере влияла на образ жизни русского человека. Теперь же она чуть ли не полностью утрачена. Промыслы, ранее устраивавшие быт, особенно деревенский, одевавшие человека в своеобычную одежду, уходят из нашей жизни. Большинство детей вырастает, не увидев деревянной лошадки или хотя бы матрешки. В доме не найдешь шкатулки с ярким сказочным сюжетом на крышке, а на обеденном столе редко блестят горделивым холодком сине-белые чашки. В красном углу, если и появились за последние годы иконы, редко такие, как раньше, писанные на яйце и натуральными красками в лад колориту нашей земли.
Все заполонила массовая культура... Да и культура ли она вообще, если с легкостью необыкновенной, мчась за модой, меняет свои очертания? Но человек-то не перекати-поле. Ему, как даже самому малому растению, хочется укорениться...
С.Л. Считайте, что мы приняли вызов массовой культуры. Ведь в ответ на ее напор растет сопротивление той народной, глубинной, которая как раз и сильна своей традиционностью, способностью не меняться так быстро. Чистый родник всегда пробивается сквозь любую грязь и шелуху. Учитель должен сегодня идти в школу - просвещать детей, поить их, ибо они жаждущие.
Университет наш всегда считался областным, а что такое Подмосковье? Достаточно перечислить хорошо известные всем названия: Федоскино, Жостово, Богородское, Сергиев Посад, Хотьково, Гжель. В начале ХХ века под Москвой было более 60 видов ремесел, половина из них - художественные. Да и расположен факультет в Подмосковье - в Перловке, недалеко от Троице-Сергиевой лавры.
За эти годы мы создали 27 мастерских изобразительного искусства и народных ремесел. Число их постоянно растет. Это лаковая миниатюра и изделия с хохломской, городецкой и полховмайданской росписью, финифть, керамика, народная игрушка, художественная обработка ткани, народный костюм, вышивка и кружевоплетение, резьба по дереву и камню, роспись по дереву, декоративная скульптура малых форм, дизайн-флористика (неужто, кроме японской икебаны, ничего в нашем Отечестве интересного не было?). Мастерскими руководят известные художники и народные мастера: лауреат государственной премии СССР, член-корресподент РАО, доктор педагогических наук профессор В.С.Кузин, заслуженный работник культуры, доктор педагогических наук профессор Н.Н.Ростовцев, заслуженный работник культуры, доцент Л.Е.Фролов, заслуженный художник РА доцент Г.Ш.Барциц, художники В.П.Крылов, В.В.Серов, В.В.Смирнов, Е.Г.Захаров.
Особая моя гордость - мастерская иконописи. Начинали мы буквально с нуля. Культура православного храма забыта, а ведь она определяла не только нравственность, но и художественный вкус человека. Студенты Максим Миронов, Роман Мураткин и Ольга Петрова в прошлом году завершили большую работу - иконостас одного из московских храмов. Сейчас нас приглашают в монастырь под Рязанью, предлагают ребятам новый заказ.
Возрождающихся церковных ремесел, которые мы хотели бы освоить, множество. Просим у окормляющего наш факультет батюшки набор церковной утвари, одежды, чтобы учиться и этому. Золотошвейным делом уже занимаемся. Резьбу к иконостасу, о котором я рассказывал, делали наши студенты из Богородска Александр Чуприн, Елена Лялина, Александр Вьюник. Вот еще один из гибнущих традиционных промыслов. Богородское училище резьбы по дереву сейчас в жутком положении - выбитое стекло не на что вставить. Чтобы спасти его, думаем открыть там филиал университета. Студенты, продолжив обучение еще на два года (к ним будут приезжать наши преподаватели), получат, кроме среднего специального, высшее педагогическое образование.
Н.К. Значит, вы не только подготовкой кадров, но и спасением промыслов занимаетесь...
С.Л. В какой-то мере это задача спасения Отечества, которую посильно должен тянуть каждый человек. Только так мы сможем что-то сделать. Например, я являюсь членом Академии образования и культуры - своеобразного сообщества, объединяющего экономистов, политиков, депутатов Госдумы, специалистов, имеющих отношение к этим проблемам. Неподалеку от нашего факультета на Перловке когда-то жили Тютчев и Баратынский, Аксаков и Васнецов, Шаляпин, Врубель. Мы должны создать здесь национальный заповедник, в который бы вошли Лосиный остров, села Тайнинское и Челобитьево, Мытищи, Богородское, Марфино, Жостово.
Рядом с нашим факультетом, в пойме реки Яузы, есть захламленный пустырь. Появилась такая мечта - сделать этот уголок своеобразным центром русской народной культуры. Можно воссоздать архитектурно-эстетическую среду, бытовавшую при Иоанне Грозном, с потешными дворцами и домами, посреди городского парка, где будут и концертные площадки. Но главное - чтобы там существовала постоянно действующая художественная галерея, небольшие учебно-производственные мастерские и рядом с ними - торговые ряды. Чтобы здесь могли работать наши студенты и преподаватели, чтобы сюда могли направлять десант мастеров, например, из Жостова, Гжели. Представляете, приезжает семья на народное гулянье и может не только концерт посмотреть, но и познакомиться с каким-то промыслом, даже, возможно, поучаствовать в нем. Изготовленные прямо здесь, в этом городе мастеров, изделия можно тут же и купить.
Н.К. Все-таки в вас прежде всего говорит педагог-просветитель.
С.Л. Конечно. Когда мы создавали новый факультет, очень боялись, что ничего не получится. Только благодаря энтузиазму студентов и преподавателей сейчас мы уже даже заказы принимаем на изготовление художественной продукции по многим направлениям традиционного народного творчества. Это помогает студентам совершенствовать навыки и в наше трудное время дает возможность выжить. Но все-таки главное, что мы готовим для школ преподавателей, которые будут образовывать детей, то есть приобщать их к образу Божию и к образу отеческой культуры. Которые смогут наряду с уроками рисования вести в школе занятия по народным ремеслам, возрождая национальные традиции изобразительного и декоративного искусства. Я вообще считаю, что особенно в начальной школе просто необходимы учителя музыки и живописи, знающие и преподающие элементы народной музыки и народного творчества.
Н.К. У вас уже есть выпускники. Значит, эти ваши намерения начали осуществляться в школах?
С.Л. Да, в Московской области уже работают учителями наши выпускники. Надеюсь, они будут давать детям хлеб отечественной культуры. Кроме того, у нас существует проект сквозного художественного образования, начиная с дошкольного возраста, затем через школу - в вуз. То есть мы наших будущих студентов готовим уже сегодня с детского сада (конечно, не все они потом к нам придут). В Мытищах, например, есть школы № 1, 10 и 17, с которыми мы поддерживаем постоянную связь. В школе № 17 преподаватель Людмила Анатольевна Мешкова проводит уроки росписи по дереву. Выпускников таких школ мы принимаем охотно на факультет.
Сейчас многие вузы интересуются нашим пока очень маленьким опытом. Пусть он несовершенен, но уникален.
Н.К. Удачи вам! И дай Бог, чтобы народное искусство перестало быть уникальным в нашем Отечестве.




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме