Осенью 1915 года на страницах популярной российской газеты «Новое время» в традиционной рубрике известного русского публициста М.О.Меньшикова была опубликована заметка «Музей войны». В ней, в частности, говорилось: «Императорское общество ревнителей истории основывает музей текущей войны. Мысль о нем, естественно, возникла из блестяще удавшейся выставки трофеев, устроенной тем же обществом в здании Адмиралтейства в течение этого лета. Зачатие музея уже положено в виде небольшой коллекции ружей, сабель, касок, предметов снаряжения и некоторых документов войны. Когда по России распространится весть об устройстве в Петрограде всероссийского музея войны, нет сомнения, в него будут направлены весьма значительные собрания разного рода предметов, имеющих то или иное прикосновение к войне. Затруднять будет, вероятно, не недостаток, а изобилие вещей».
Речь в заметке М.О.Меньшикова шла о выставке «Война и наши трофеи», организованной Императорским обществом любителей истории в Петрограде в манеже Адмиралтейства с 24 июня по 8 сентября 1915 года. Как отмечало одно из изданий, выставка эта сразу же стала народной и многолюдной, а число ее посетителей по воскресным и праздничным дням, согласно официальным данным, достигало 17‒19 тысяч человек. За все время работы экспозиции ее посетило около 560 тысяч жителей и гостей столицы Российской империи. При этом, как сообщалось в издании, вышедшем по итогам выставки, «главное ядро посетителей составлял тот черный люд, понимание войны которым является верным залогом нашего конечного боевого успеха». «Отношение к выставке было самое сочувственное, можно сказать благоговейное, доходившее до удивительной трогательности. Неоднократно бывали случаи, что при опускании добровольных пожертвований, которыми заменялась входная плата, рука посетителя невольно поднималась для крестного знамения. Бывало, что посетитель, не успевши опустить свое пожертвование в кружку при входе на выставку, добровольно опускал свою лепту при выходе: значит, выставка пришлась ему по сердцу. Бывало и так, что солдатик с отрезанною ногою, тяжело опираясь на костыли, зорко всматривался в германскую пушку и говорил, что встречает ее впервые: он ранен в первых боях и ни разу воочию не видел ни одного германца, ни одной вражеской пушки. Перед лубками с изображением стрельбы но иконостасу, с рисунками германских зверств, расстрела калишского казначея Соколова ‒ неизменно стояла толпа; на глазах многихъ ‒ слезы. В слезах и та старушка, мать героя, которая перед фигурой германских солдат восклицает: "так вот как выглядите вы, немцы, убившие моего единственного сынка!"... Выставка обратилась в своего рода храм славы и войны, а ее посещение сделалось паломничеством к родным героям. Добровольных кружечных пожертвований на выставке собрано было свыше 23500 рублей».
Организаторы выставки отмечали, что данная экспозиция с самого начала мыслилась ими как «зачаток будущего музея войны»: «Когда утихнут раскаты боевой грозы и успокоятся разъяренные волны борьбы, народ, переживший ужасы войны и вынесший ее тяготы, обратится к мирному труду и пожелает увековечить пережитую годину большим музеем. Тогда и обнаружится значение выставки войны, устроенной во время войны, когда еще бился ее боевой пульс».
По дошедшим до нас сведениям известно, что выставка состояла из 9 разделов: 1) Отдел трофеев (вражеские знамена, орудия и аэропланы, солдатские изделия, изготовленные из трофейных предметов; портреты героев, захвативших ценные боевые трофеи); 2) отдел обмундирования, снаряжений и вооружения (манекены в форму союзных и вражеских армий, образцы оружия, предметы армейского быта); 3) отдел документов, печати, лубков и фотографий (книги, открытки, воззвания, агитационная продукция, денежные знаки союзных держав и стран-противниц); 4) художественный отдел (около 30 картин русских художников-баталистов); 5) отдел путей сообщения и санитарный; 6) отдел Е.А.Третьяковой (собранный частным образом и пожертвованный Царскосельскому музею); 7) отдел Морского музея имени Императора Петра Великого (экспонаты, связанные с историей боевых действий на море); 8) отдел почтово-телеграфный и 9) городских попечительств о бедных в Петрограде по призрению семейств, призванных на военную службу.
Подводя итог, состоявшейся в Петрограде выставки и рассуждая о планах создания музея войны, М.О.Меньшиков писал: «...Нельзя посоветовать ничего лучшего, как собирать все, что бы ни предложили со стороны, и затем, разобравшись, оставить лишь характерное. (...) Я думаю, в самом же начале учреждения музея нужно поставить целью, чтобы он удовлетворял не только любопытству публики, но и любознательности ученых. Для Императорского общества ревнителей истории важно облегчить будущим историкам исследование и понимание столь колоссального исторического факта, какова эта война. Так как нельзя представить себе музея войны без трех необходимых отделений: архива, библиотеки и особого института, разрабатывающего содержание музея, ‒ то вот уже сами собою намечаются четыре главных центра организации этого учреждения. (...) Целью же музея должно быть великое поучение, какое может дать эта война человеческому роду, и в частности русскому племени, на плечи которого легла главная тяжесть кровавого урагана».
Но разразившаяся в 1917 году революция, последовавшая за ней Гражданская война и конечное торжество большевиков, подписавших Брестский мир, лишившей Россию права быть в числе держав-победительниц, так и не позволили планам по созданию в Петрограде музею Первой мировой войны осуществиться в жизнь. Вместо него был создан совсем другой музей ‒ музей Революции.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук