Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Бояться было некогда»

Русские герои
Видео / 23.04.2014


К годовщине подвига экипажа самолета Ту-104Б …

Самолет ТУ-104Б

41 год назад, 23 апреля 1973 года в СССР произошло событие, казавшееся немыслимым. Злоумышленник предпринял попытку угона самолета Ту-104Б. В результате теракта самолет потерпел катастрофу и лишь исключительное самообладанием и мужество экипажа позволило спасти жизни большинства пассажиров. Из 51 человека, находившихся в тот день на борту самолета, погибло двое - террорист и бортмеханик, пытавшийся его обезвредить, при этом ни один из пассажиров не пострадал.

Самолет выполнял обычный рейс из Ленинграда в Москву, а пилотировал его экипаж, состоящий из командира В.М.Янченко, второго пилота В.М.Кривулина, штурмана Н.Ф.Широкова и бортмеханика В.Г.Грязнова. В салоне работали стюардессы Л.Еремина и М.Хохрева. Для экипажа это был самый обычный, уже третий рейс за день.

На 9-й минуте полета к одной из стюардесс подошел пассажир - мужчина в возрасте 45-50 лет с портфелем в руках, попросивший пересадить его в первый салон. После того как эта просьба была удовлетворена, пассажир снова подозвал стюардессу и передал ей письмо, которое потребовал вручить пилотам. В письме-ультиматуме, представлявшем четыре рукописные странички тетрадного формата, были следующие строки: «Для чтения 5 минут! Командиру и экипажу самолета. Уважаемые летчики! Прошу Вас направить самолет в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание моей просьбы сохранит Вашу жизнь и мою, а за это будут отвечать те, кто своими злодеяниями вынудил меня пойти на этот поступок. После благополучной посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной беседы с представителями высшей власти СССР. В руках у меня вы видите оружие. Этот снаряд содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, применяемой в шахтах, что значит этот заряд в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обходите мою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самолета. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при любом положении и провокации будет взорван без предупреждения... Я много лет испытываю на своей шкуре когти кровожадных сверхзверей и в противном случае смерть для меня не печаль, а убежище от хищных, алчущих моей жизни зверей...»

К этому времени самолет уже набрал высоту девять тысяч метров. Ситуация становилась критической. Инструкций по действиям в подобных ситуациях еще просто не существовало и командиру экипажа пришлось рассчитывать исключительно на себя. Речи о том, чтобы лететь в Стокгольм идти не могло. Нельзя было пускать террориста и в кабину самолета. Между тем, минуты, отведенные террористом, истекали...

В.М.Янченко

Командир самолета Виктор Янченко, взвесив все «за» и «против» принял решение развернуть самолет и возвращаться на ленинградский аэродром. Доложив по радиосвязи о случившемся, Янченко запросил посадку в Пулково. Передав бортмеханику Викентию Грязнову, бывшему офицеру, табельное оружие, чтобы тот попытался обезвредить преступника, Янченко выполнил разворот и начал выполнять снижение. Бортмеханик тем временем, осознав, что использовать оружие в сложившихся условиях невозможно, вступил с преступником в переговоры, чтобы отвлечь его и выиграть время.

Однако избежать трагедии не удалось. Командир экипажа позже вспоминал: «Мы находились совсем уже недалеко от посадочной полосы, высота - 150 метров. С земли видели, что мы идем на посадку, не выпуская шасси. Мы не хотели характерным шумом привлекать внимание преступника. И я дал команду на выпуск шасси в самый последний момент. Но тут же раздался взрыв. Дверь нашей кабины выдержала, но из под внутренней обшивки самолета в нее ворвались обломки, какой-то мусор и дым. Штурман Широков, сидевший за моей спиной доложил, что на борту пожар. Впоследствии было установлено, что взрыв устройства в металлической трубке оказался направленным, его основная сила пошла в сторону борта, вырвала переднюю дверь вместе с частью фюзеляжа. Всю мощь взрывного заряда принял на себя находившийся вблизи от террориста бортмеханик Викентий Григорьевич Грязнов. От взрыва оба погибли. Террорист, хотевший улететь в Швецию, улетел на тот свет от взрыва собственной бомбы. Самолет Ту-104 получил в результате взрыва серьезные повреждения. Но никто из пассажиров больше не пострадал... От взрыва мы сознания не теряли. Я пошевелил штурвал, почувствовал, что самолет управляется. И мы продолжали снижение».

Умелые действия экипажа помогли предотвратить панику в салоне самолета. До прогремевшего взрыва большинство пассажиров не знало о ситуации сложившейся на борту. С лучшей стороны проявили себя и стюардессы, сумевшие предотвратить панику и организовать эвакуацию пассажиров из салона самолета, когда он приземлился в Пулково.

В.Г.Грязнов

«Меня часто потом спрашивали, было ли мне страшно, - рассказывал В.Янченко. - Отвечу как на духу: во всей этой истории от начала и до конца страха я не испытывал, бояться было некогда. Было лишь напряжение, поиск наиболее правильного способа действий. И еще одно чувство овладело мной: все мы, экипаж, словно одна рука, каждый делает все, что необходимо и что возможно. Лайнер идет на посадку по наклонной траектории, а затем поднимает носовую часть и мягко садится. Когда подошел нужный момент, я двинул штурвал на себя, но самолет не стал выравниваться, продолжал идти вниз, как шел. Тут счет времени начался, пожалуй, уже  не на секунды, а на их доли. Мы со вторым пилотом Владимиром Михайловичем Кривулиным, два здоровых мужика, тащили на себя штурвалы, как только могли. Ценой неимоверных, предельных усилий, нам со вторым пилотом все-таки удалось поднять нос машины, и посадка оказалась относительно мягкой. Самолет помчался по полосе, мы выпустили тормозной парашют. Скорость падала, и носовая часть, как и положено, стала опускаться, чтобы встать на переднее колесо, но не встала. Носовая часть опускалась все ниже. Передняя стойка вышла, но как говорят летчики, не вышла на замок. У нас не было переднего колеса! Мы с Кривулиным успели встретиться взглядами. На борту 10 тонн топлива, да еще пожар... Если носовая часть с пилотской кабиной начнет скользить по бетону, по самолету ударит дополнительный сноп искр, а затем кабина начнет разрушаться. Поэтому, выждав до последнего момента, педалями я направил машину с бетонки на боковую полосу безопасности. Резкий толчок, и самолет замер, уткнувшись носом в землю. Между взлетом и посадкой прошло всего сорок пять минут...».

Заслуги экипажа были оценены. За проявленные мужество и отвагу, закрытым указом Президиума Верховного совета СССР командиру самолета Вячеславу Михайловичу Янченко были вручены орден Ленина и «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Бортмеханику Викентию Григорьевичу Грязнову, ценою собственной жизни спасшему пассажиров и остальных членов экипажа, звание Героя Советского Союза было присвоено посмертно. Второй пилот Владимир Михайлович Кривулин и штурман Николай Федорович Широков получили ордена Боевого Красного Знамени, бортпроводницы Лидия Еремина и Марина Хохрева - ордена Красной Звезды.

Самолет ТУ-104Б сразу же после посадки

Что же касается личности преступника, то, как было установлено следствием, было ему 45 лет, ранее он был осужден за нападение с топором на свою сожительницу, болел сифилисом и состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Человек явно ненормальный, он слал десятки писем в различные властные органы страны, в том числе и лично Л.И.Брежневу, которому давал «советы», как управлять государством. Но поскольку на него никто не обращал внимания, он смастерил взрывное устройство, приехал в Ленинград с Украины и купил билет на московский рейс (при посадке багаж тогда не досматривали и даже не всегда требовали паспорт - достаточно было билета). Однако после ЧП были приняты экстренные меры по предупреждению и пресечению возможных попыток захвата и угона воздушных судов, а 12 июля того же года было принято соответственное постановление Совмина СССР, положив начало работе советских служб авиабезопасности. 

Естественно, что в тогдашних условиях дело это огласке передано не было и События сразу попало под гриф «секретно». О подвиге экипажа самолета наши соотечественники узнали лишь в перестроечные времена, когда в апреле 1989 года в газете «Воздушный транспорт» появилась статья об этом событии.

Подготовил Андрей Иванов




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме