itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что мы ждём от Архиерейского Собора

Архиерейский Собор 2008 
0
483
Время на чтение 4 минуты
Если по большому счёту - ничего особенного мы от грядущего Архиерейского Собора не ожидаем. И это меня радует, это говорит о том, что жизнь в нашей Церкви устоялась, и хотя нельзя сказать, что жизнь Церкви беспроблемна, никаких острых, требующих немедленных соборных решений проблем в нашей Церкви нет. Для чего же нужно собирать Архиерейский Собор, неужели только для "галочки"? Конечно, нет.

Собор русских архиереев - зримое утверждение соборного начала нашей Церкви

Во-первых, общее собрание всех архиереев Русской Православной Церкви - есть зримое утверждение соборности и церковного единства. За каждой литургией мы исповедуем это единство, но так уж устроен человек, что "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Всем кто хоть раз принимал участие в больших церковных форумах, таких как Рождественские Чтения или Всемирный Русский Собор, хорошо известно чувство особого воодушевления, возникающего от ощущения своего единства с громадной и реальной общностью всех верующих Русской Православной Церкви. Не случайно церковные правила предписывают регулярные собрания епископов вне зависимости от того, есть у них какие-то особенные темы для обсуждения или их нет. Паства очень нуждается в "демонстрациях" единства Церкви, тем более, что против такого нашего единства не перестаёт воевать враг рода человеческого.
Кровоточащая рана нашей Церкви - продолжающийся раскол на Украине. Ничто так не укрепляет верующих от раскольнических соблазнов, усиленно творимых сторонними для Церкви силами, как явное утверждение единства Церкви, в силу исторических обстоятельств осуществляющая своё служение в разных государствах. Чуть больше месяца остаётся до предполагаемого пастырского визита Святейшего Патриарха Алексия II на Украину. Наверное, одной из тем соборных заседаний станет обсуждение предстоящего, по истине исторического, посещения Предстоятелем Церкви своей украинской паствы.
Нельзя сказать, что проблема единства совсем уж не стоит в российской части Церкви. Время от времени усиливаются раскольнические настроения и среди некоторой части верующих в России. У всех на памяти громкие заявления епархиального собрания одной из самых маленьких, но очень шумных епархий нашей Церкви. Как и следовало ожидать неуёмная "критика" священноначалия привела некоторых участников этого скандала к явным раскольническим настроениям, к примеру, непоминание Предстоятеля Церкви за богослужением. Надеемся, что Собор найдёт мудрое решение этой проблемы.
Впервые в Архиерейском Соборе примут участие архиереи зарубежной Русской Православной Церкви. Процесс воссоединения зарубежной паствы с верующими в отечестве имеет свои подводные камни, и единственный путь их преодоления - живое общение между нами. Именно этого, живого молитвенного и человеческого общения нам очень не хватает и не только с собратиями из дальнего зарубежья, но и с верующими Украины, Белоруссии, Казахстана и других государств бывшего СССР. Удивительное дело: технический прогресс неизмеримо развил средства коммуникации, а мы чувствуем явный недостаток человеческого, душевного общения.
Принимая во внимание вышесказанное, Архиерейский Собор - пример и, в тоже время, прецедент такого общения. Возможно, на Соборе найдётся время для обсуждения путей взаимного общения единой паствы из разных стран, так сказать, интенсификации внутренних церковных связей.

Два типа архиереев

Помимо внутрицерковной жизни, на Архиерейских Соборах традиционно уделяется достаточно времени для суждений о церковно-государственных отношениях. За два прошедших после празднования 1000-летия Крещения Руси десятилетия произошли не только кардинальные изменения в отношении государства к Церкви, но, наверное, под влиянием обстоятельств российской жизни, изменился и количественный и качественный состав архиерейского корпуса Русской Православной Церкви.
Если говорить о форме и стиле взаимоотношений наших преосвященных владык с властями, то вполне угадываются как бы два типа таких отношений. Первый тип условно можно назвать старорежимными, второй - современными. "Старорежимные" владыки видят себя ответственными за свою паству, имея в виду тех своих земляков, которые ходят в Церковь, то есть только верующих. Вторые считают себя архипастырями не только ходящих в Церковь верующих, но всех крещённых, да и некрещеных жителей своей епархии. Для первых границы епархии ограничиваются кругом богомольцев, для вторых - географическими пределами своего региона.
Такие типы архиереев не противоречат друг другу и не рождают внутрицерковных конфликтов, да и крайне редко имеют место в, так сказать, чистом виде. Но вот властьпридержащие прекрасно понимают их разницу и в связи с этим степень влиятельности владыки в регионе, и всё более готовы считаться с мнением правящего архиерея при решении политических и даже кадровых проблем. Грубо говоря, в одном регионе Преосвященный не всегда находит время для встречи с губернатором, а в другом - встречает второго помощника пятого заместителя у входных дверей епархиального управления. Новые тенденции всё более активного вовлечения правящих архиереев в жизнь регионов, рождают и новые перспективы и новые соблазны. Как использовать первые и противостоять вторым - наверняка, будут обсуждать собравшиеся на Соборе, если не на заседаниях, то в кулуарах - безусловно.

Благодатный огонь и Живая вода

В последние полгода заметно активизировались адепты обновленческих тенденций в жизни Церкви. Целый ряд конференций и совещаний и сопровождавший их оживлённый обмен мнениями в СМИ привели к выявлению двух ярко выраженных мнений по проблемам обновления и миссионерства среди крещённых. Главным рупором обновленческих идей, причём не только в богослужебной практике, но и в понимании нравственных основ самой христианской жизни, стал официальный журнал Санкт-Петербургской епархии "Живая вода". Сторонников традиционного понимания православия объединяет московский журнал "Благодатный огонь". И та и другая сторона хоть чаще всего и не очень явно, но всё же апеллирует к священноначалию. Не исключено, что Собор посчитает вмешаться во всё более разгорающуюся полемику в среде духовенства и мирян.
Какое здесь может быть решение? Возможно, по существу спора, а возможно и опосредованное - кадровое. Поживём - увидим. Испарит ли "Благодатный огонь" "Живую воду", или "Живая вода" затушит "Благодатный огонь"?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Григорьев
Империя зла или добра?
Был ли советский период явлением, хоть отчасти положительным, или его надо считать раковой опухолью русской жизни?<BR>К вопросу о том, как должно относиться русским православным христианам к советскому периоду истории нашего отечества
02.07.2009
Русофильская партия в австрийской Галиции
Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции «Прикарпатская Русь и Русская цивилизация»</a>
25.06.2009
Украинские русофилы - история и современность
Доклад на Круглом столе в Царском Селе 16.04.2008 г.
30.04.2008
Все статьи Сергей Григорьев
Архиерейский Собор 2008
Все статьи темы
Последние комментарии