itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Все мы вышли из Ф.М.Достоевского…»

Духовные искания смысла жизни в 70-е годы 20 века

0
873
Время на чтение 6 минут

В нашей стране для духовно ищущей интеллигенции 70-е годы 20 века стали временем поиска смысла жизни в условиях тогдашнего советского атеистического общества и господства в нем марксистско-ленинской идеологии. В 60-70-х годах многие искали ответы на вопрос о смысле жизни в русской и мировой культуре и философии.

Это было время, когда традиционная культура и классическая литература стали для тогдашней советской интеллигенции своего рода интеллектуальным убежищем от господства материалистического и атеистического мировоззрения. В литературу тогда уходили, если не бежали, как во «внутреннюю эмиграцию», от обветшалой и набившей оскомину советской идеологии. Тогда литература в чем-то напоминала «священное писание», она открывала другой мир, формировало иное мировоззрение. В ту эпоху литература стала путеводителем в поисках духовных идеалов и смысла жизни. Тогда был настоящий «культ литературы», в те годы перечитали не только классическую литературу 19 века, но прочли и современную 20 века от Хемингуэя, Пруста и Кафки, до Ж.П.Сартра и А.Камю. Однако в ней многие так и не смогли найти тот духовный смысл жизни, который искала русская душа. Сознательно или бессознательно, но в те годы души многих людей искали высшего, религиозного смысла жизни. Неофициальная коммунистическая идеология, не господствующее тогда научно-материалистическое мировоззрение конечно не могли утолить эту жажду русской души в поисках духовного смысла жизни.

Поэтому именно к Ф.М.Достоевскому и к русской религиозной философии от В.С.Соловьева до Н.А.Бердяева обращаются в это время. Ф.М.Достоевский был открыт в 70 годы уже, не только как писатель, но как религиозный мыслитель и гениальный исследователь тайн человеческой души. Может быть никто в русской литературе и философии не проникал так глубоко в тайны человеческой души. Не случайно в своем знаменитом письме к брату Михаилу Ф.М.Достоевский писал о том, что является главной целью его жизни и творчества: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Почти всегда обращались и обращаются к творчеству Ф.М.Достоевского в эпоху духовных кризисов, чтобы получить ответы на «вековечные вопросы» всегда стоящие перед человеком в истории, особенно, конечно в 20 веке. Уже в эпоху «серебряного века» Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Вяч.Иванов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и другие видели в Ф.М.Достоевском не только великого писателя, но религиозного мыслителя, который вновь открыл метафизическую природу человека. «Идеи Достоевского - духовный хлеб насущный. Без них жить нельзя. Нельзя жить, не решив вопросы о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества»- писал Н.А.Бердяев. «Мы, продолжал он,- духовные дети Достоевского. Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский».

Вопрос о высшем смысле жизни всегда был связан у Ф.М.Достоевского с разрешением этих «вековечных проблем» или, как он их называл «проклятых вопросов». Это проблемы: свободы и рабства человека, преступления и искупления, мирового зла и спасения души грешника, но прежде всего вопросы религиозные: «Есть ли Бог? Есть ли бессмертие?». «Только с верой в свое бессмертие, писал Ф.М.Достоевский, человек может достигнуть истинного смысла жизни». Наряду с этим проблема «теодицеи и антроподицеи» - оправдания Бога и человека перед лицом зла царящего в мире была одной из важнейших тем в творчестве Ф.М.Достоевского. И он сумел в своих книгах дать глубоко христианский ответ на эти «проклятые вопросы».

Религиозное и христианское осмысление природы революции и социализма как бунта против Бога и отвержения христианства, данное Ф.М.Достоевским в его пророческих романах: «Бесы» и «Братья Карамазовы» помогло многим людям в то время понять духовные причины и истоки великой русской трагедии 20 века. Для поколения интеллигенции, выросшей в условиях советского тоталитарного государства проблема «свободы и рабства человека» поставленная в многих романах Ф.М.Достоевского была также крайне важной и актуальной. Как и св. апостол Павел, Ф.М.Достоевский считал свободу даром Божиим, без которой нет личности человека. Человек для него- «не продукт общественных отношений» как утверждала и навязывала марксистско-ленинская идеология, не «политическое животное», как считал Аристотель, а духовная личность созданная по образу и подобию Божию и обладающая свободой. Своими искупительными страданиями на Голгофе и Воскресением Христос даровал человеку свободу от власти греха, дьявола и смерти. Однако свобода без Бога легко может стать трагедией для человека и человечества! Ф.М.Достоевский видел эту опасность превращения свободы в своеволие, в анархический бунт против Бога и мира. Культ «человекобожества» в истории в лице Наполеона, Ротшильда и Великого инквизитора постоянно будет соблазнять человечество. Об этом написаны его великие произведения, начиная от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых».

Веру в Воскресшего Христа, в спасение и бессмертие души Ф.М.Достоевский считал главными духовными и религиозными основами, которые и определяют подлинный смысл жизни и судьбу человека. Наряду со св. апостолом Павлом, Ф.М.Достоевского по праву можно причислить к величайшим проповедникам веры в бессмертие души. «Без высшей идеи, - писал он, - не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея лишь одна и именно - идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные, «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают».

Для поколения духовно ищущей интеллигенции 70-х годов 20 века Ф.М.Достоевский и русская религиозная философия сыграли очень важную, определяющую роль в обретении подлинного, христианского смысла жизни. Ф.М.Достоевский стал для многих из нас настоящим апостолом, путеводителем ко Христу Спасителю, к вере во спасение и бессмертие души. Многие из нас могли бы вновь повторить слова Н.А.Бердяева «Мы – духовные дети Ф.М.Достоевского, мы вышли из него!». Для нашего поколения 70 годов весьма точно подходят и слова митрополита Антония Храповицкого: «Колумб открыл Америку, а Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, Которого раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества». Действительно, Ф.М.Достоевский не раз утверждал, что духовный идеал русского народа есть Христос! «Может быть, единственная любовь народа русского, - писал он, - есть Христос и он любит Его по - своему, тоесть до страдания» Это утверждение Ф.М.Достоевского нашло свое конкретное подтверждение в лице многочисленных святых новомученников ставших исповедниками Христа Спасителя на русской Голгофе 20 века.

В 70 годы в среде интеллигенции того времени началось Православное возрождение, многие обрели веру и крестились, стали совершать паломничества по монастырям, участвовать в таинствах православной Церкви. Под влиянием Ф.М.Достоевского определенная часть интеллигенции в 70 годы проделала духовный и мировоззренческий путь от материализма и атеизма к православию и церкви. В эти годы в Москве и Ленинграде появятся подпольные кружки и семинары, на которых будет изучаться русская религиозно-философская мысль 19 и 20 века, основы православного вероучении и история церкви. Особенно популярными в это время станут: «Столп и утверждение истины» отца Павла Флоренского, «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова), «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

Одним из создателей и лидеров христианского семинара в Москве станет Александр Огородников, а в Ленинграде Татьяна Горичева. Участники семинаров будут подвергаться гонениям и репрессиям. Александр Огородников будет осужден и посажен в лагерь, Татьяну Горичеву лишат гражданства и изгонят из страны.

Оказавшись за рубежом Татьяна Горичева станет религиозным мыслителем с мировым именем, духовным писателем, известной проповедницей Православия на Западе.

Позднее уже в 90-е годы, когда начнется большое, охватившее широкие массы народа - Православное Возрождение, многие из тех кто пришел к вере в 70 годы станут: священниками, монахами, духовными писателями, просветителями и проповедниками. Они окажутся очень нужными и востребованными в 90 годы.

Исходя из опыта религиозно-философских исканий поколения 70 годов, нельзя не согласиться с мнением известного сербского богослова и духовного писателя святого Иустина Поповича о том, что Ф.М.Достоевский это новый апостол Христа в истории христианства. И подобно св. апостолу Павлу его надо церковно прославить, как святого и равноапостольного! За его бесстрашное исповедание веры во Христа Спасителя и бессмертия души, за то, что он уже спас и спасает многих людей в разных странах мира от атеизма, нигилизма и отчаяния, возвращая всем им надежду на спасение и духовный смысл жизни.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Симаков
Слово о русской философии. Павел Флоренский.
«Троице-Сергиева лавра и Россия»
27.03.2024
Слово о русской философии. Павел Флоренский
«Столп и утверждение истины»
21.03.2024
Слово о русской философии
Дмитрий Мережковский – «Христос и Антихрист»
06.03.2024
Слово о русской философии
«Иван Ильин – Сопротивление злу силой»
29.02.2024
Все статьи Николай Симаков
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04