Недавно, как ранее сообщала Русская народная линия, у нас в Нижнем Новгороде прошли Третьи уже по счёту общественные слушания на тему «Историко-культурные аспекты топонимики Нижнего Новгорода», которые организовало Нижегородское отделение «Русского Собрания». Как отмечалось на слушаниях, многие годы бьются патриоты Нижнего Новгорода за возвращение исторических названий в своём древнем городе (1221 год – дата основания города) и натыкаются на глухую стену непонимания.
Я выступала на слушаниях. Но хотелось бы высказаться на тему чуть подробнее.
Итак, одна из центральных площадей нашего славного своей историей русского города – площадь Лядова. Когда-то площадь называлась Монастырской, на ней и теперь стоит древнейший в России монастырь в честь Воздвижения Креста Господня, а недавно и красивейший памятник поставлен равноапостольной Царице Елене и патриарху Макарию, которые в своё время нашли Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И носит площадь имя «пламенного революционера» Мартына Лядова (Мандельштама). Лядов – это одна из его партийных кличек. Ещё он любил называть себя «Русалкой».
Как-то в наш город приехала делегация из Белоруссии. И когда приехавшие узнали, что так называется наша центральная площадь, они пришли в ужас. У них слово «ляд» (чёрт) – ругательное. Знал ли Мартын Николаевич, что это дерзость – такую кличку себе взять и под этой кличкой себя увековечить? Да, наверное, знал. И Бога не боялся, боролся с Богом. А потому он – богоборец. А мы, нижегородцы, приезжая на эту площадь, даже и не задумываемся, почему она так названа. Правда, если бы Мартын Николаевич назвался по-русски не «лядовым», а «чёртовым», то, наверное, многие бы из нас возмутились.
Скоро нашему городу 800 лет. И есть некоторые подвижки в возвращении исторических названий. Так в середине 90-х годов получили своё прежнее название улицы Покровская, Рождественская. И эти улицы «расцвели», как выразился один Нижегородский историк. Но это так мало по сравнению с тем, что предстоит сделать. Ну не должны же мы быть Иванами, не помнящими родства! Ведь была же и до 1917 года в России своя история. И Россия при Царях называлась Великой. Царица Екатерина была Великая, и Россия была Великая, Император Пётр был Великий, и Империя была Великая.
Но стоило патриотам Нижнего хоть чуть-чуть в очередной раз заявить во всеуслышание, что проходит конференция по возвращению исторических названий, тут же пришёл оппонент и назвал неравнодушных граждан «фанатиками». Оказывается, не всё ли равно, как называются улицы и площади города, в котором ты живёшь: или в честь святых, или в честь безбожников и убийц. Да, именно в этом принципиальном вопросе нам нужно разобраться. Что нравственно: то или другое?
Святые отцы отвечают, что всё нужно делать во славу Божию, тогда будет победа, жить по Заповедям, всех любить.
Мы должны вновь и вновь вернуться к точке отсчёта: февраль и октябрь 1917 года. Россия в беде (Первая Мировая война), Царь Николай II на фронте, а в тылу – переворот, узурпация власти. А дальше и вовсе беззаконие в действии: убийство без суда и следствия Прекраснейшего, ни в чём не повинного Царского Семейства. Даже детей не пощадили.
В 2001-ом году мы с моей подругой, поэтом Марией Сухоруковой шли Крестным ходом в городе Иванове (это город славен был своими Царскими чтениями) с портретом Святого Цесаревича Алексея Николаевича Романова. Одна женщина в горести выкрикнула: «А Его-то за что?» А потом подошла к нам и попросила подарить ей этот портрет. С ней произошло явное чудо: раньше она никогда не плакала, ни когда маму свою хоронила, ни когда ей операцию делали. А тут при виде этого образа у неё слёзы ручьём потекли. Мы взглянули на портрет Цесаревича и были поражены: под стеклом появилось маслянистое выделение в виде кроны дерева.
Исцелилась женщина от одного вида Святого Мученика Цесаревича Алексия. Вот вам ответ на вопрос, как святые помогают. А как может помочь обращение к имени убийцы? Да никак. Если не навредить. И потом мы не должны забывать о необходимости всенародного покаяния за совершённые ошибки. Ведь они нам очень дорого обошлись, эти ошибки: насчитывают десятки миллионов человеческих жизней, погибших во время Великой Октябрьской социалистической революции. Геноцид русского народа, организованный партией большевиков, очень дорого нам обошёлся. Так должны ли мы славить идеологов этого геноцида? Называть их именами площади, улицы? Какая благодать будет нисходить при поминании этих людей? Наверное, только чёрная.
Мы живём в России, где государственно-образующей нацией является русский народ. А русский и православный – слова-синонимы. И наш идеал – Иисус Христос. И нам сказано: «приветствующий нечестивого, участвует в злых делах его». (2 Ин. 1, 11) Поэтому нам не может быть безразлично, какие имена носят наши улицы и площади.
К сожалению, мы до сих пор остаёмся язычниками в массе своей. До сих пор мы «чистим себя» под образом Владимира Ильича Ленина, и десятки тысяч его памятников , как идолы, стоят на нашей русской земле. Вот в Бразилии во втором по величине городе Рио-де-Жанейро стоит на горе огромная статуя Иисуса Христа, Который распростёр руки, чтобы каждый пришёл к Нему и получил защиту.
Мы почему-то всё время чего-то стесняемся. Говорим: «Это наша история». Да, это – наша история, только кровавая история. Приведу слова моего духовного отца, известного православного писателя и богослова, протоиерея Михаила Труханова: «Основателя советского государства в наших учебниках рисовали таким шестилетним мальчиком, прямо, как ангелочек, божок. И этот божок вдруг пишет: «Чем больше расстрелять поповщины, тем лучше для нас, чтобы они после, в течение многих лет молчали».
И вот мы молчим. Молчим, когда видим безнравственное. Привыкли. И не думаем о том, что Господь спросит со всех.
Батюшка Михаил Труханов в своей книге «Беседы о России» (Нижний Новгород, «Кириллица», 2019г.) приводит такой пример из Библии: Ахан сделал преступление, будучи воином, он вопреки заклятию положенному, спрятал одежды, и за это потерпело поражение всё войско израильское. «Значит, - говорит батюшка,- и тяжкий грех одного из россиян, вопиющий перед Богом об отмщении, может погубить все наши усилия, направленные к тому, чтобы достичь мира и процветания России». А иначе проклятие: проклятие за убиение Царя – Помазанника Божия, проклятие за миллионы погубленных человеческих жизней. Мы должны эти грехи осудить. Это и есть покаяние. И названия улиц и площадей мы должны изменить. Это тоже будет проявлением нашего покаяния.
«Покайтесь,- говорит Господь, - ибо приблизилось Царствие Небесное».
А ещё мы не должны забывать о великой миссии нашего народа и нашего русского государства: быть удерживающими от мирового зла, от прихода антихриста. Как видите, велика ответственность. Поэтому мы не должны быть безразличны к тому, что у нас в России происходит. А происходит то, что происходит на протяжении всей человеческой истории: схватка дьявола с Богом. Вот здесь-то и есть водораздел: с кем ты? С Богом? Или… с дьяволом?
Ирина Высоцкая, директор Благотворительного фонда «Меценат», участник Нижегородского отделения Международной общественной организации «Русское Собрание»