Годовщина Иеромонаха Павла (Лысака)

(05.06.1941 - 28.01.2019)

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
3445
Время на чтение 30 минут

27 Октября 2019 года довелось в Петрограде выступать на конференции, посвященной Старцам 1980—2000-х годов… Иван Душенов записал конференцию на видео. Начало своего выступления и ряд его тезисов решил использовать для нынешней текстовой публикации:

ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, помилуй мя, грешнаго!

Всечестные отцы, братья и сестры!

Вот такая молитва составляет значительную часть церковной жизни. Особенно ту её часть, что располагается уже за границами Литургии, церковного Богослужения. Хотя Оптинские Старцы советовали и во время Богослужения — во время церковного пения держаться ИИСУСОВОЙ Молитвы. И я дерзну в своем нынешнем рассуждении провести некоторую границу между весьма опытными и благоразумными, рассудительными Духовниками и Духоносными Старцами. Мне видится тут четкая граница.

Как говорили предыдущие выступающие — наш известнейший агиограф Валерий Павлович Филимонов и отец протодьякон Владимир Василик, Старцы в чем-то принципиально отличаются от обычных приходских Священников-Духовников. В моем представлении опытный Духовник-Священник все же держится своего рассуждения, духовного кругозора и жизненного опыта. А Старец становится Старцем в первую очередь через ИИСУСОВУ Молитву, через Исихастские подвиги. И его Богообщение в непрерывной ИИСУСОВОЙ Молитве имеет такую принципиальную особенность. Если мы молимся и знаем, веруем в то, что ГОСПОДЬ слышит каждую нашу молитву, каждое к НЕМУ обращение, то Старцу ГОСПОДЬ явным образом отвечает на его молитву. И в том их принципиальное отличие.

Именно поэтому, когда мы встречаем духоносных Старцев, то видим в них Образ ХРИСТОВ, мы видим САМОГО ХРИСТА. Такие люди постоянно в своем сердце держат описанную в Новом Завете крупицу веры. Она может быть величиной всего с горушное зерно, но она неизменна, она непоколебима, она неподвижна, как та всецелая точка опоры, которую искал Архимед. И от такой неподвижности духоносный человек, в постоянном пребывании веры в нем, действительно может сказать и горе, чтобы она сошла со своего места, и она сойдет[1].

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

11 Апреля 1910 года — †5 Февраля 2006 года

Общение с подлинными Старцами в моей жизни по милости Божией было многократным. Общался — с Отцом Иоанном (Крестьянкиным) неоднократно в 1986–1992 годах, сегодня о нём уже подробно рассказывал Отец Владимир Василик… Самое главное укрепление мое в вере, в постоянно тогда колеблемой моей вере, было в том, что я впервые в жизни в 1986 году увидел в Отце Иоанне по-настоящему верующего человека. Он исповедовал моих друзей и меня в Успенском храме, а потом удостоил и довольно продолжительной беседы о Святом Царе-Мученике Николае и о Русском Царстве. И что-то в укреплении моей веры тогда впервые передалось мне от него…

В следующий приезд в Печоры Великим Постом 1987 года очень надеялся пообщаться снова с Отцом Иоанном, задать мучавшие меня вопросы. И никак не получалась встреча с ним для уединенной беседы, хотя на послушании работал в монастыре не один день и даже не одну неделю. А встреча для беседы со Старцем всё никак не складывалась. Поэтому в Неделю Преподобной Марии Египетской, когда не был занят трудничеством, написал ему подробное письмо и передал его через келейника.

Тогда занимался светской журналистикой в одном из литературоведческих журналов, и меня стала тяготить такая работа. Думал бросить её совсем… Мечтал, может, в семинарию поступать или как-то ещё изменить свою жизнь… Отцу Иоанну писал и о своих житейских недоумениях и семейных проблемах…

В ту поездку в последний день моего пребывания в Печорах — в Лазареву Субботу все же довелось встретиться с Отцом Иоанном, его келейник накануне на Всенощной сказал мне, что Отец Иоанн будет в Успенском храме рано утром до Литургии. Там Батюшка и передал мне свое ответное письмо. И ещё на словах что-то важное говорил. Уже не помню, что именно, но слова его легли в душу и были приняты мной к исполнению. Запомнились же его слова женщине, с которой он беседовал передо мной. Она жаловалась на боли в ногах, что из-за того она не может иногда собраться на службу в храм. А Батюшка ей отвечал:

— Тоже утром встаю — ноги, как колоды. Сапоги никак не налазят. Вот я ноги и уговариваю: «Ну что, мои лошадушки, надо ехать. Очень надо!» И так потихоньку-полегоньку уговоры действуют, обуваюсь и начинаю ходить. Так вот и вы уговаривайте… На службу надо ходить…

Слушаю умиленно, про себя бормочу молитву, а сердце радуется от той простоты рассказа Старца. Внезапный резкий болезненный укол в поясницу, прямо в почку как бы извне. Невольно вздрагиваю и оглядываюсь. На отдалении метрах в трех-четырех в полумраке встречаю злобный взгляд какой-то женщины средних лет. Вдруг её злое выражение сменяется виноватым взором. В уме: «Значит, и такое надо терпеть, если радом со Святым…»

Потом до отъезда из Печор в тот же день встречался с Отцом Иоанном ещё четырежды: на Литургии в Лазаретном храме, а потом трижды на разных монастырских лестницах и путях. У Братского корпуса, потом у лестницы к Михайловскому собору, а потом на главном спуске от монастырских ворот. Был тогда со своим спутником по трудническим делам отроком Ярославчиком из Ленинграда, недавно осиротевшим. И Отец Иоанн как-то внезапно трижды выпархивал, как голубь, навстречу нам, и всякий раз Старец благословлял нас и говорил что-то утешительно, особенно он был ласков с юношей, но мне доставалось тепло его слов и сиятельной улыбки.

Тогда Старец отвечал мне в письме примерно так: «Подождите год или даже два: займитесь внутренним собой, и тогда уже принимайте решение...» Насчет моей профориентации. Перемена в жизни произошла через год с небольшим. Неприметно и тихо, как роса на руно. Вдруг появился заказ на материал об иконописце, потом — об Илье Муромце, так еще оставаясь светским журналистом, подошел к православной тематике. И вскоре потом уже совсем отошел от светской журналистики: летом 1989 года уволился из журнала и перешел на работу в общество «Радонеж» и в редакцию заграничного альманаха «Вече», московским отделением редакции по поручению Олега Красовского тогда ведал Виктор Николаевич Тростников.

Архимандрит Адриан (Кирсанов)

17 Марта 1922 года — †28 Апреля 2018 года

https://pravoslavie.ru/sas/image/102900/290078.p.jpg?mtime=1525076992

Старец Иоанн обнимает Старца Адриана

Сподвижником Отца Иоанна по Псково-Печерскому монастырю был Отец Адриан (Кирсанов). Довелось с ним общаться и в 1987 году, и позже. Многое мне дал и он. Мы трудничали на хоздворе под окнами его келии. От нашей шумной «станковой» электропилы в окошке был виден краешек гроба в глазете, который стоял в его келье. Всякий раз, когда он мимо проходил, вместе с другими трудниками брал у него благословение, а ещё норовил задать ему какой-нибудь вопрос. Однажды из любопытства пошел на отчитку, которую Отец Андриан совершал по Средам и Пятницам в Сретенском храме. Но минут через двадцать от ужаса сбежал, думал, что помру от страха, так колотилось сердце у горла. И вот после спрашиваю Старца: а бывает так, что люди умирают на отчитке? Он пристально посмотрел мне в глаза и кратко ответил:

— Нет.

Когда же наступил день очередной отчитки, он вышел из келии с зеленым эмалированным бидончиком. Воду для отчитки он освящал у себя в келье. Поманил меня и молча вручил бидончик, а сам пошел с хоздвора по лестницам вверх. За ним с бидончиком и молитвой, опасаясь споткнуться и расплескать Святыню, семенил я. Как же мистически живописно тогда развивалась черная кисея его клобука, и сердце трепетало от восторга такого видения. Так монастырскими верхами мы и прошли, у звонницы по лестнице спустились к Сретенской церкви. Толпа бесноватых меня с бидончиком в храм не пропускала. Тогда сквозь толпу Отец Адриан каким-то образом напрямую из притвора протянул ко мне руку, взял меня за запястье, и я, словно горячий нож сквозь масло, прошел сквозь беснующуюся толпу без малейших помех. Ту отчитку достоял до конца. Ужаса было не меньше, чем в первый раз: в воздухе мельтешили серые сгустки, похожие на мух, демоны в людях истошно орали и бились об пол, но я уже твердо знал, что от страха не помру, сердце было радостно спокойно. Другой раз спросил Отца Адриана:

— Несколько лет назад интересовался астрологией, еще до Крещения. Дома остались машинописные книги по теме, гороскопы. Было подзабыл о них, а сейчас вспомнил. Что с ними делать?

От материалистических воззрений отошел ещё в студенческие годы, но кратковременного интереса к чуждой мистике на пути к храму не избежал, наукообразие астрологии заинтересовало, да попутно и астрономией увлекся, накупил астрономических ежегодников за многие годы, которые потом сдал в букинист. Старец, видимо с учетом моей по виду «интеллигентности», ответил мне как-то осторожно:

— Там может быть ересь… Лучше те книги сжечь…

Ну, в том смысле, чтобы и выброшенные они кому-нибудь случайно не достались.

— Конечно же — ересь! Сожгу…

По возращении в Москву на балконе начал жечь «ересь» в старом эмалированном ведре. Несмотря на то что машинопись была в основном на простой газетной бумаге — «кондопоге», которая мгновенно сгорает до легкого пепла, астрологические пачки горели тяжело и со страшной копотью. Когда все прогорело, на стенках и дне ведра оказался слой смолы с палец толщиной, который отмыть было невозможно. Ведро выбросил и испытал великое облечение, полное освобождение от прежнего заблуждения.

Потом в короткие приезды в Печоры пару раз исповедовался у Отца Адриана. Останавливался тогда у его духовных чад на Первомайской, плату за постой они не брали, но я знал, что нужно передать хозяйке банку растворимого кофе: у неё были проблемы с давлением. В тот гостеприимный дом и сам направлял московских паломников, с напоминанием о банке кофе и с просьбой о молитвах и благословении Отца Адриана по тому или иному вопросу «Царского Дела». Последний раз с такой просьбой о молитвах Старца уже в «нулевые» годы обратился к другу и соратнику из Екатеринбурга Алексею Кузмину и получил через него важный совет от Старца.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

9 июня 1909 года — † 9 Января 1994 года

Был в Печорах такой Старец Серафим, латыш по отцу и русский по матери… В Псково-Печерском монастыре прожил 62 года. С ним мне не доводилось общаться, но чуть прикоснуться к его жизни довелось, пообщаться во взгляде… Тогда он нес послушание в иконной лавке и, кажется, жил там же: в Печерской обители рядом с Успенским храмом была такая как бы пещерка, и продолжением ее была иконная лавка… Отец Иоанн ещё в первое наше паломничество рекомендовал нам всем приобретать брошюры с текстом Божественной Литургии. На случай больших гонений или еретических искажений… Вот за этим я и отправился к лавке. И там встретился взглядом с Отцом Серафимом. Вижу: вот Образ БОЖИЙ! А всего-то назвал книжку, на обороте посмотрел написанную карандашом цену и передал деньги.

Протоиерей Николай Гурьянов

24 Мая 1909 года — †24 Августа 2002 года

Ещё в 1986 году от послушника Георгия (Шевкунова) узнал о Старце, живущем на Псковском-Чудском озере — протоиерее Николае Гурьянове. Вообще ввел тогда в привычку поминать о здравии тех Старцев, о существовании которых узнавал. Так с той поры молился и об Отце Николае. Но по моим грехам встреча с ним у меня не случилась. Была возможность поехать на остров Старца с Ольгой Николаевной Куликовской-Романовой, но какая-то житейская ерунда отвадила меня от поездки, но я просил Матушку Ольгу Николаевну, чтобы Старец заочно благословил меня на труды по «Царскому Делу». И он передал мне такое благословение. Так что в заочном виде духовная связь у меня была и с этим Старцем, как при его жизни, так и после его кончины в 2002 году, продолжается она и поныне.

Архимандрит Петр (Кучер)

Родился 11 Июля 1926

Широко известен Старец Петр (Кучер). Дай, БОЖЕ, укрепления ему во здравии, многая и благая лета! Познакомился с ним еще в конце 1980-х годов — в советское время — в Елгаве, потом он уехал из Латвии в Задонск. А после известного епархиального конфликта вместе с сестрами он был переведен в Боголюбово под Владимир, где потом два или три раза общался с ним… Точнее даже не общался, а имел возможность в близости его наблюдать, лицезреть, слушать, а слов в собственных разговорах с ним сказано было совсем немного. О чудном явлении Образа Святого Царя Мученика Николая на полукуполе абсиды Боголюбовского собора был краткий разговор в самом храме в присутствии Ольги Николаевны Куликовской-Романовой:

— Что Вы скажете, Отче, о чудесном явлении образа Государя у Вас в обители?

— О каком явлении?!

— Отче, да вот же образ Государя Мученика над Алтарем!!!

— Правда?! Не видел раньше… В самом деле что-то есть… — «придуривается» Старец. — Идемте на трапезу, Матушка… — это уже не мне, а Ольге Николаевне.

По своему журналистскому любопытству увидел целый сонм Старцев 1980–2000-х годов. Встречался с Отцом Наумом (Байбородиным), Отцом Кириллом (Павловым) — неоднократно, бывал на их службах, как в Лавре, так и в Московских храмах. Были встречи и беседы с Отцом Валерианом Кречетовым, Отцом Илием (Ноздриным), Отцом Михаилом Трухановым[2], Отцом Херувимом (Дегтярем), Владыками Иоанном (Снычевым), Афанасием (Кудюком), Вениамином (Пушкарем), Викентием (Морарем)… Такое многоликое лицезрение всякий раз в чем-то меня наставляло и хотя бы временно исправляло…

Архимандрит Кирилл (Павлов)

8 Октября 1919 года —20 Февраля 2017 года

https://pravme.ru/wp-content/uploads/2017/05/e966e11156.jpg

Особо запомнилось одно посещение Отца Кирилла (Павлова) в Переделкино в 1997 году. Мой Друг Андрей Николаевич Печерский решил представить Старцу Александра Ивановича Буркина (1955 — †2013), который тогда занимался строительством Общероссийского общественного движения «Россия Православная», ну и я присоседился к ним. В общей сложности мы провели в келии Старца более четырех часов. Правда, Отец Кирилл дважды отлучался в целом минут на сорок. Первый раз его матушки-келейницы нас усовестили и отвели Старца на трапезу. А потом он выходил для краткой беседы с паломницами из какой-то дальней обители. И всякий раз он извинялся перед нами за свои отлучки.

Александр Николаевич и Александр Иванович тогда задавали ему множество вопросов о православно-патриотическом движении, о Святых Царственных Мучениках, о пророчествах о Воскресении России. Старец неоднократно говорил о необходимости народного покаяния:

— Пока его нет в нашем народе… Будет ли?

Но я практически в беседе не участвовал. Старец постоянно давал мне то яблоко, то какие-то шоколадные батончики или печенье, как только съедал их, то снова получал от улыбающегося Батюшки то яблоко, то шоколадку. Когда Отец Кирилл первый раз вышел, Андрей Николаевич с некоторым упреком как старший друг заметил мне:

— Ну что ты все время жуешь, жуешь?! Голодный что ли? Бери с собой, чем Старец благословил… Нам же важные вопросы вместе надо решить…

— Хорошо, при Старце не буду… — ответил, доедая надкусанное печенье.

Когда Отец Кирилл вернулся, первым делом он протянул мне огромное яблоко со словами:

— Ты ешь, ешь… Худенький…

Последнее сам относил не к своей тогда тощей телесной конституции, а к нравственной худости. Поэтому с едой старался держаться и молитвы: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя, грешнаго». И вовсе не от духовного усердия или тем более не для «подвига», а ради той счастливой сердечной радости, которую испытывал от пребывания рядом с Великим Старцем.

Только раз А.Н.Печерский попытался в беседе со Старцем перевести стрелки на меня, когда речь зашла о дорасследовании цареубийства и о так называемых «екатеринбургских останках». Что-то согласное со словами Андрея Николаевича с набитым ртом я попытался промычать, но Старец снова утешительно сказал:

— Ты ешь, ешь…

И мои спутники больше ко мне не приставали. Ведь относительно «Царского Дела» я благословился у Отца Кирилла за несколько лет до того, и лично у меня дополнительных вопросов не было, мне же было нужно благословение от Старца на продолжение сотрудничества с А.И.Буркиным, и его я внятно получил без пространных разговоров.

Архимандрит Наум (Байбородин)

19 Декабря 1927 года — †13 Октября 2017 года

Старец Наум (Байбородин) запомнился мне тем, что испытывал терпение паствы.

Помню, ещё в начале 1986 года с братией нашей библиотечной общинки собрались в будни на Братский молебен в Лавру. Чтобы поспеть, нужно было ехать на самой первой электричке около 5 утра, когда метро ещё не ходило. Поэтому на Ярославский вокзал, кажется из дома, отправился на такси или ночевал у кума, который жил рядом с Тремя Вокзалами. Сейчас уже не помню. Поезд доехал до Загорска. Бегом мчимся в Лавру. Вид сказочный! Возле Трапезного храма по дороге к Троицкому собору впереди нас шествует пожилой монах, откуда-то сбоку рядом появляются двое молодых то ли послушников, то ли семинаристов и так дерзко, на наш взгляд, бросают:

— Отец Наум — наведи на ум!

Батюшка никак не реагирует на молодежь даже поворотом головы. В нашей же группе восторженный шепот:

— Отец Наум!

— Отец Наум!..

Мы, конечно, уже что-то слышали о Старце. После потрясающего молебна в храмовом сумраке по общему совету решаем попасть на прием к Старцу и сразу направляемся к подклету храма Преподобного Сергия, где Отец Наум принимает людей. Не случайно же мы услышали: «Отец Наум — наведи на ум!»?!

Приходим одними из первых, потом помещение прихожей и пространство во дворе на входе в неё заполняется десятками людей. Время идет, а новые паломники всё подходят и подходят, их уже около сотни. Но келейник Старца вызывает людей не по очереди, а по каким-то иным признакам. Нередко он спрашивает имена и название местности, и когда женщина или мужчина удивленно откликается, ведет человека к Старцу. Утренний сумрак сменяется не очень ясным днем. И снова начинают наступать сумерки. Мы все ждем, ждем, ждем и уже собираемся отправиться обратно. Тут Старец выходит, что-то говорит одному из моих спутников, благословляет всех нас по очереди, и мы отправляемся восвояси. Ни с чем? Не знаю или не помню, что сказал нашему товарищу Отец Наум. Но я рад и самому благословению от Старца, не между прочим — на ходу, а преподанному именно мне. Впервые в жизни.

Другой раз в том же году, но уже осенью собрался отвезти в Лавру к Причастию своего первенца — трёхлетнего младенца Димитрия. До того он причащался только раз — летом в Печорах. Тогда сын громко кричал во время службы, поэтому моя Мама — раба БОЖИЯ Лариса (†2000) водила время от времени плачущего сына вокруг Михайловского собора, а предала мне его перед самым Причастием. И он снова истошно кричал и замолк уже перед самой Чашей. Усмотрев в том некий духовный знак, хотел приучить сына к Причащению. В ревности не по разуму не знал, что младенцев необязательно вести к Причастию натощак и к началу чтения часов. В электричке по дороге в Лавру сын уже начал просить есть и пить, но без особого плача. Служба была в Успенском соборе. По случаю буден народу в храме было едва ли три-четыре десятка прихожан, все — женщины. Где-то после Символа Веры сын снова стал истошно плакать. Как мог его утешал, но таких «истерик», какие были в Печорах, уже не было. И, несмотря на упреки матушек, что я притащил младенца к началу Литургии, мы с сыночком дотерпели до Причастия.

Литургисал и Причащал Отец Наум. Службу он совершил быстро, примерно за час с небольшим, чему я был очень рад. У Чаши мне он никаких замечаний не сделал из-за оравшего накануне сына. Потом Старец на отпусте вышел с Крестом и стал произносить проповедь. Поскольку я успел от кого-то узнать, что к Кресту надо подходить обязательно, а если не подойдешь, то вроде как и на Литургии не бывал, проповедь принялся слушать внимательно. Проходит полчаса. С опаской посматриваю на сына, но он, наевшись просфор, внимательно слушает. Проходит час, проповедь продолжается. Сам я давно отвлекся от её содержания, а сын всё слушает, как будто хоть что-то понимает. Наконец понимание старческих наставлений снова начинает доходить и до меня. Правда, Проповедник был больше обращен к женщинам, и в чем-то жестко их наставляет, особенно по поводу абортов и необходимости горько каяться в таких преступлениях. К себе отношу то, что Отец Наум говорит о воспитании детей. И старые, и молодые женщины рыдают или тихо плачут, и теперь уже умильно посматривают на внимательно слушающего проповедь крохотного человечка рядом со мной. Наконец по истечении полуторачасового (!) Слова Отец Наум подзывает ближайшую к нему женщину приложиться к Кресту. Следом за другими Крест целуем и мы с сыном. Оба усталые и довольные мы направляемся домой. Сын в электричке засыпает и очень веселый пробуждается, когда его уже ставлю на ноги на платформе Ярославского вокзала.

Больше мой Димитрий никогда не плакал перед Причастием, видимо, что-то важное для себя уяснив из слов Отца Наума.

У Старца Наума окормлялись многие мои знакомые и некоторые друзья. Мне рассказывали, что по благословению Старца его духовными чадами было открыто более сорока обителей. В основном женских. Одни монастыри восстанавливались из руин, другие вовсе заново устраивались. То же было и со множеством приходских храмов, отстроенных и благоукрашенных по его благословению, его молитвой. Поскольку такое слышал не из одного источника, вполне доверяю данным свидетельствам. Отец Наум своими благословениями определил судьбы тысяч людей. Кто-то считал его излишне суровым, хотя и тонкая шутка ему была свойственна: так одного моего друга, который замахнулся на великие дела, Старец с добродушной улыбкой назвал «зелёным горошком». По-настоящему церковные люди, даже настроенные критично по отношению Старцу, все же ценили его духовный авторитет и признавали его колоссальное влияние на народную церковную жизнь современной России.

Сам я на встречи с Отцом Наумом не стремился, его суровость и категоричность в некоторых церковно-исторических вопросах настораживали меня. Опасался получить от него такое духовное наставление и благословение, которое по моим душевным слабостям не смогу исполнить, а подобно Савлу идти против рожна не хотел. Но я никогда не сомневался относительно рассказов о его прозорливости и молитвенной силе. Один вид его на Лаврских службах и праздниках вызывал во мне трепет и глубочайшее почтение. Сам с момента знакомства молился о его здравии, а когда Старец почил, стараюсь, как положено, молить ГОСПОДА об упокоении его души, притом лично веруя, что душа Отца Наума пребывает в Царствие Небесном, а заупокойные молитвы о нем полезны для моей души. Бывая в Лавре, обязательно с благоговением припадаю к его могильному Кресту.

Схиархимадрит Илий (Ноздрин)

Родился 8 Марта 1932 года

https://p-beseda.ru/image/pubs/ff53429a-8217-11e9-90eb-f7faa7f0e0ec/0HV_5180.JPG

Дай, БОЖЕ, многая лета ныне живущему Отцу Илию! К нему в Оптину ездили несколько раз, начиная с 1990 года… Первый раз приехали с Отцом Александром Иванниковым на осеннего Преподобного Варлаама Хутынского. Потом в Декабре 1991-го сопровождал к нему Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову. Затем были весной 1992-го… Мы тогда занимались отмаливанием бассейна «Москва», и время от времени читали там Акафист Державной БОЖИЕЙ МАТЕРИ, по Воскресеньям в основном и по большим Праздникам. А Отец Илий на Пасху 1992 года в Оптиной вдруг благословил нас читать тот Акафист ежедневно, даже в большие Посты. И такое чтение устоялось.

Акафистную Молитву Отец Илий духовно поддерживал, когда храм уже был возведен, освящен, и прошло уже лет 10 или более после того. Община ежедневно читающих Державный Акафист, по сути дела, внешне угасла несколько лет назад — просто многие люди поуходили из нашей жизни, кто-то по старости не смог ежедневно приезжать к Храму. Сам я только года два держался там, потом лишь изредка приходя на чтение. Но я слышал, что по Воскресениям кто-то из старожилов Акафист Державной продолжает читать и ныне, кто-то читает его и ежедневно, но уже по немощи — келейно.

Вот реальное чудо! Духовные скептики говорили: иностранцы, иноверцы строили Храм, «масоны» им помогали… Сетовали, что строят не из кирпича, а из железобетона. Но ведь и в начале ХХ века при Царе-Мученике Николае начали строить большие соборы из прочнейшего железобетона. Взять хотя бы Преображенский собор в Дивеево из крепчайшего портландцемента с железным каркасом. Его даже не пытались взрывать при большевиках, так как местные знали, что он подобен крепостному сооружению. Восстанавливала Храм Христа Спасителя именно народная молитва, которую поддержал и продолжает духовно поддерживать Старец Илий.

И вот зрим плод той Державной молитвы. Привозят в Храм Христа Спасителя Святые Мощи и другие Святыни, и народная очередь выстраивается на поклонение от Крымского моста, и движется круглосуточно. Сам однажды постоял с маленькими детьми и друзьями в подобной очереди ночь, когда привозили Стопу Апостола Андрея Первозванного. Молитвы люди в очереди пели, читали Акафист Апостолу Андрею и Державной, и никто не вспоминал об иностранных, иноверных строителях, о железобетоне и «масонах». А так чудо внутреннего возрождения Храма пришло неприметно, как роса на руно.

И вот такая сила старческая — источник любви, источник терпения, источник их такого благожелательства, она как раз кроется в том, что они все являются Исихастами. И вот без такого подвига Исихазма, который идет еще от Преподобного Антония, от Преподобного Феодосия Киево-Печерских, Святителя Илариона Киевского, ставшего потом иноком Киево-Печерским. И Преподобные Сергий Радонежский, и Александр Свирский, и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский, и Нил Столобенский — все они подвизались в той простой молитве: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, помилуй мя грешнаго». Но читали ее непрестанно в своем сердце.

Конечно, Владыка Иоанн (Снычев) был подлинный Исихаст, истинный Старец, хотя отягченный многими заботами о митрополии. Достаточно тесное сотрудничество и общение с Владыкой Иоанном было в 1992–1995 годах.

Игумен Михаил (Зимин)

28 Октября 1910 года — †13 Февраля 1997 года

Есть Старцы, которые окормляют только определенные общины, в таком качестве были известны только членам тех общин, а за их границами широкой известности совсем не приобрели.

Таким был Отец Михаил (Зимин) из Костромской епархии — Игумен Михаил. Иногда он приезжал в Москву к своим духовным чадам, встречался с моими Друзьями — Отцом Александром Иванниковым, Отцом Павлом Буровым, Отцом Александром Шумским, православными художниками Андреем Масальским и Александром Абрамовым…. И два или три раза я бывал на тех встречах. Запомнилось, как он просил чаю — «горячего-прегорячего» и ещё на вопрос молодых людей, благословит ли он их заниматься карате для борьбы с врагами России, отвечал:

— ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, помилуй мя, грешнаго! Вот наше карате!

Но чужестранной борьбой заниматься мальцам строго не запретил… И его образ — образ веселого Отца Михаила с русским «карате-до», русским Царским Путем — в сердце остался навсегда. После первой же встречи с ним молился о его здравия на домашнем правиле и писал его имя в записках, а по кончине стараюсь неукоснительно поминать Игумена Михаила за упокой.

На его похоронах в Авраамиевом Покровском Городецком монастыре на берегу Чухломского озера 16 Февраля 1997 года мне быть не довелось. Тогда почти круглосуточно был занят у А.И.Буркина организацией движения «Россия Православная», да и супругу не решался оставить дома одну, так как тогда только-только родилась наша дочка Света… Но двадцать лет спустя приехал с Отцом Павлом Буровым на его могилку, пал к его надгробному Кресту, молил о помощи и поддержке, и в течение нескольких дней она зримо пришла.

Иеромонах Павел (Лысак)

5 Июня 1941 года — 28 Января 2019 года

Таким истинным Старцем был и почивший поздним вечером 28 Января 2019 года Иеромонах Павел (Лысак), у которого я много лет окормлялся. В тот день, когда Старец Павел был ещё жив, мне довелось выступать на большой конференции об Исихазме в Синодальном отделе по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами с тезисами доклада «ИИСУСОВА Молитва и православно-патриотическое общественное движение со второй половины 1980-х годов и по нынешнее время». И я в тот день трижды вспомнил об Отце Павле. А уже ночью узнал, что Батюшка ещё до полуночи отошел ко ГОСПОДУ…

Был поражен на отпевании в Храме Апостолов Петра и Павла на Басманной, когда прощаться с ним приходили многие люди, мне хорошо знакомые, а я даже не знал, что они его духовные чада. Ну, например, Юрий Юрьевич Воробьевский, Владимир Николаевич Крупин… Мне жена потом говорила: «А я встречала Крупина у Отца Павла на соборовании…» Но я-то того не знал, хотя с Владимиром Николаевичем знаком не один десяток лет. То же касается и моей многолетней дружбы с Ю.Ю.Воробьевским. С «простым» Иеромонахом, тем более по особым причинам даже вне монастыря пребывающим, собралось проститься великое множество людей.

Среди духовных чад Отца Павла были тысячи людей, были и Священники, и даже Архиереи, но окружающему мiру такая обширная община, для которой Отец Павел, несомненно, был Духоносным Старцем, которая и содержалась в мiру как некое духовное единство его непрерывной ИИСУСОВОЙ Молитвой, была практически неведома.

Хотя злобные оккультные силы видели масштаб того духовного полка, собранного Иеромонахом Павлом (Лысаком), и ещё задолго отнюдь не малое стадо овец ХРИСТОВЫХ желало лишить Пастыря и тем самым рассеять его.

Ещё, кажется, при Андропове оккультные силы решили «почистить» Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, изгнать оттуда сравнительно молодых иеромонахов, которые со временем могли продолжить традицию Троицких Старцев 1950–1970-х годов. Вышло распоряжение об удалении из монастыря тех насельников, которые не имели подмосковной прописки, или по иным формальным причинам. Как мне рассказывал сам Батюшка, некий духовный наставник будущего Отца Павла (Батюшка мне не назвал его имени, а я не дерзнул спросить), когда тот только собирался принять монашеский постриг, благословил его неукоснительно соблюдать обет — всегда быть верным Лавре, в которой совершался постриг. Такой порядок ведется ещё со времен Преподобного Сергия Радонежского, когда после многих странствий и учреждения многих обителей Северной Фиваиды по уговорам братии и настоянию Святого Благоверного Великого Князя Димитрия Донского Святой вернулся в Троицу и постановил братии соблюдать такой порядок.

Для современной церковной жизни, когда действуют в стране сотни монастырей, такой обет может представляться архаичным и совсем не обязательным. Но в первой половине 1980-х годов в СССР действовало только считаное число мужских монастырей — Свято-Троицкая и Почаевская Лавры, монастыри Псково-Печерский, Жировицкий и Свято-Духов в Вильнюсе. Мне в середине восьмидесятых запомнилось число 5 — пять мужских монастырей. Во всех них я умудрился побывать во время своих командировок и специальных паломничеств в 1985–1989 годах. Были ещё женские обители — Успенский в Пюхтицах, Покровский в Киеве, Преображенский под Елгавой, монастырь в Молдавии. Кажется, в неофициальном режиме существовала женская монашеская община при Новодевичьем монастыре, официально монастырь был недействующим — резиденцией областной Московской епархии. Но духовенство женских обителей было укомплектовано, и троицких изгнанников там принять не могли. Часть троицких монахов, не имевших подмосковной прописки, значительно пополнили братию Свято-Успенской Почаевской Лавры, кто-то перебрался в Жировицы, кто-то в Псковские Печоры, кто-то в Литву или Закарпатье, кого-то приняли и в Грузинской Православной Церкви. Иные прибились по епархиальным домам в Сибири, на Урале и в союзных республиках.

Отца же Павла (Лысака) его духовные наставники благословили никуда не уезжать, непременно оставаться в Москве — поблизости от Лавры дожидаться возвращения в неё. По настоянию КГБ от Патриархии требовали вообще извергнуть из сана или хотя бы наложить на него запрет в священнослужении. Но, как выяснилось уже после кончины Отца Павла, когда потребовались документы о его священническом статусе для официального погребения, в архиве Московской Патриархии было найдено решение Святейшего Пимена о почислении иеромонаха Павла (Лысака) за штат — на пенсию. Никаких формулировок о запрете в священнослужении не было, хотя многие годы в околоцерковной среде распространяли злонамеренные слухи, что Отец Павел находится под запретом, а потому Таинства Крещения, Миропомазания или Соборования, совершенные им, якобы не имеют духовной силы. Патриарх Пимен пошел только на частичную уступку давлению из КГБ, но совесть ему не позволила запрещать в священнослужении иеромонаха без малейших духовных оснований для того.

Жил Отец Павел по чужим квартирам своих духовных чад, и в конце концов был арестован и осужден «за нарушение паспортного режима», содержался в тюрьме. По освобождении, уже, кажется, при Горбачеве, продолжил обретаться по квартирам и питал надежду непременно вернуться в Троицкую Лавру.

Как мне специально пояснила моя кума Елена — из духовных чад Отца Павла: «…По освобождении из заключения Батюшка послал записку или паломника в горы, где спасался в то время о. Тихон (Агриков; +2000), кстати, также ранее изгнанный из Лавры властями[3]. Далее Батюшка вскоре в почтовом ящике дома, где временно проживал, нашел ответ — записку: “никуда из Москвы не уезжай”. Похоже, и духовник о. Наум благословлял остаться в Москве. Со слов чад о. Наума».

Сам я помню, что Отец Павел в храме Тихвинской иконы БОЖИЕЙ Матери в Алексеевском (рядом с ВДНХ) благословением настоятеля протоиерея Иоанна Разинькова иногда причащал в Великие Праздники. Постоянно видел его при хоре на солее. Там же в Тихвинском ему можно было передать конверт с исповедью от иногородних духовных чад.

Еженедельно на чтение Акафиста Преподобному Сергию, по большим Праздникам, на ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ и на каждый Сергиев день Отец Павел ездил в Лавру, там по праздникам и принимал Исповедь. Очевидно, что лаврское и московское духовное начальство 1980-х и 1990-х годов было в курсе этого и никаких официальных запретов на исповедь у Отца Павла не налагало, хотя во исполнение каких-то обязательств сначала перед советскими, а потом и российскими органами в штат Лавры Отца Павла не возвращало.

Вместе с тем, когда с самого конца восьмидесятых, а потом и в массовом порядке в начале девяностых годов начали открываться и восстанавливаться десятки обителей, разные Архиереи неоднократно предлагали Отцу Павлу взяться за руководство восстановлением той или иной обители. Но Отец Павел оставался верен благословению и ни одно из таких предложений так и не принял, предпочитая полузатворническое пребывание в московской квартире, арендованной для него кем-то из духовных чад.

Враг не дремлет

И если церковные власти Москвы такое положение дел ничуть не смущало, существование совершенно официально безконтрольного Духовника с обширной паствой вызывало смертельную злобу оккультных кругов, которые особо распоясались в «ельцинскую» эпоху. О явных и неоднократных попытках покушения тогда на Отца Павла я слышал от его духовных чад. Однажды, когда Отец Павел вышел из многоэтажного дома, где бывал неоднократно, кто-то с крыши прицельно сбросил тяжелый предмет, и если бы на долю мгновения Батюшка не приостановился, тяжесть упала бы точно на него. Другой раз на пешеходном переходе его пыталась сбить машина, внезапно рванувшая на красный свет…

Одна же такая попытка мне запомнилась особо. Было это на ПРЕСВЯТУЮ ТРОИЦУ 11 Июня 1995 года. В Лавру ещё накануне кто-то из духовных чад Отца Павла снарядил целый УАЗик-«батон» для поездки с Батюшкой. Все вместе и возвращались в Москву после торжества. Ещё по дороге водитель заметил странный «жигуленок», который сопровождал УАЗ от Сергиева Посада: то ехал следом, то довольно легко обгонял перегруженную людьми машину, то по непонятной причине отставал и пристраивался сзади. Ну, мало ли чудаков бывает на дороге?! И вот на участке Ярославского шоссе на подъезде к Пушкину, к храму Святителя Николая Чудотворца, когда справа был многометровый крутой склон, ненормальный «жигуленок» внезапно подъехал слева, легким прицельным толчком тюкнул УАЗ в левое переднее колесо и без вреда для себя помчался далее. Удар был профессионально рассчитанный. УАЗ полетел кувырком под откос. Чудом было, что, несмотря на то, что в многоместной машине не было ремней безопасности и в момент многократных переворотов людей внутри бросало из стороны в сторону и друг на друга, все остались живы. Хотя многие получили тяжелые травмы ребер, рук и ног, позвоночника, головы, внутренние ушибы.

Отца Павла я увидел на второй или третий день после той аварии. Он ещё был в гипсовом корсете, но через пару дней снял с себя те «доспехи» и лечился мятыми скалкой капустными листами, которые прибинтовал к местам переломов ребер и к ушибам шеи и спины. Неоднократно и мне прежде и потом он советовал компрессы с капустными листами для лечения ушибов и суставных болей. Другие участники аварии были в гипсе ещё не одну неделю. А наш кум Николай О. ходил в фиксирующем корсете ещё несколько месяцев.

Неумело о молитве

Елена Душенова мне недавно напомнила, как её супруг Константин спустя некоторое время после аварии-теракта прямо спросил Батюшку:

— Было страшно, когда летели с обрыва?

Видимо, по внезапности вопроса Отец Павел сказал:

— Да я в сердце сошел…

И оборвал речь, переключился на что-то стороннее. Елена считает, что Батюшка не хотел признаваться в том, что владеет Умной Молитвой, получилось так из-за внезапности прямого вопроса, в действительности Отец Павел явно спохватился, что сказал лишнее, сокровенное, и потому спешно перевел разговор в сторону от данной темы.

Насколько я помню, сам Отец Павел никогда при мне не рассуждал о собственном опыте Умного Делания и никого из нас прилюдно специально в такой сугубой молитве не наставлял. Хотя я видел, что некоторые из духовных чад были с четками при ожидании, иногда довольно долгом, своей очереди к Исповеди и пребывали не в околоцерковных разговорах, как я, но в молчании, перебирая узелки вервиц.

Однако лично для меня было как бы «очевидно», что Отец Павел даже при оживленном разговоре и явном, живом внимании к собеседникам, к их вопросам и во время собственных пространных ответов как бы притом в своем особом внимании был где-то не здесь, не рядом. Впрочем, без малейшей отчужденности во взгляде и речи.

Душевными, психологическими средствами такое недостижимо: человек либо отзывчиво обращен вовне, либо занят своими внутренними чувствами и мыслями. А тут явно присутствовал духовный феномен, который мне доводилось наблюдать неоднократно и в поведении других Старцев — одновременного присутствия и «отсутствия». Почувствовать такое можно было не по внешним признакам, поэтому «очевидно» я поставил в кавычки.

Вдруг вспоминалось, что, выслушивая советы Духовного Наставника, надо хотя бы иногда произносить про себя ИИСУСОВУ Молитву: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ, помилуй мя, грешнаго», или: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ, спаси и сохрани Отца Имярек, и его святыми молитвами помилуй мя, грешнаго», и тогда даже без особой сосредоточенности произнесенные про себя такие слова вдруг вызывают совершенно необъяснимый сердечный трепет и ликование в груди. И это при том, что подобное же многократное чтение ИИСУСОВОЙ Молитвы наедине, даже на протяжении многократных и долговременных усилий, такого явного сердечного отклика не вызывает. А вот когда рядом Старец, который свободно о чем-то говорит вслух, а при этом умом сошел в собственное сердце, благодать его молитвы побуждает и мое сердце ликовать при внутреннем произнесении Имени БОЖЬЕГО: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ…»

Тут-то, видимо, и раскрывается смысл откровения Преподобного Серафима о себе подобных: «Стяжи ДУХ МИРЕН, и тысячи вокруг тебя спасутся»…

Считать такой подход универсальным для определения, подвизается ли человек в Умном Делании, погружает ли он молитвенно свой Ум в недра Сердца, было бы глупо. Таких однозначных «механизмов» в христианской духовной жизни нет и быть не может. Но то, что благодать глубокого молитвенника распространяется на окружающих, — вещь вполне доступная для христианского понимания, таково одно из проявлений самой Святости. Ни в коем случае не побуждая своих единоверцев следовать примеру и тем более испытывать таким образом своих Духовников, делюсь только личными впечатлениями и многократным внутренним опытом, который в моем личном понимании граничит с твердым знанием. И я осознаю всю полноту духовной ответственности за своё свидетельство о пережитом. Допуская, что своим публичным признанием о сокровенном я в будущем по БОЖИЕЙ Воле могу лишить себя переживать подобное вновь. Но в исходной части жизни иногда наступает пора признаний такого рода, когда уже нет великой нужды что-то оставлять при себе про запас, на «черный день».

+ + +

Уже год нет с нами на земле Отца Павла. 27 Января в Понедельник в Храме Апостолов Петра и Павла (ул. Новая Басманная, 11; станция метро «Красные Ворота») в память об Отце Павле, о его Родителях — рабах БОЖИИХ Владимире и Анне в 17:00 будут служить Парастас. 28 Января во Вторник о приснопоминаемом Отце Павле будут молиться на Божественной Литургии, после будет отслужена и Панихида. В тот же день в 12 часов у могилы подвижника будут отслужена другая Панихида на Леоновском кладбище (1-я Леонова ул., 8. Рядом станция метро и МЦК «Ботанический Сад»).

После панихиды у надгробного Креста Отца Павла на Леоновском кладбище 23 Января 2020 года

Дорогих друзей, соратников и доброжелательных читателей прошу сердечно воздохнуть о душе Отца Павла с пожеланием Царствия Небесного и Жизни Вечной, для вашей же духовной пользы.

24 Января 2020 года


[1] И запрети́ ему́ Иису́съ, и изы́де изъ него́ бѣ́съ: и исцѣлѣ́ о́трокъ от часа́ того́. Тогда́ присту́пльше ученицы́ ко Иису́су на еди́нѣ, рѣ́ша: почто́ мы́ не возмого́хомъ изгна́ти его́? Иису́съ же рече́ и́мъ: за невѣ́рствiе ва́ше: ами́нь бо глаго́лю ва́мъ: а́ще и́мате вѣ́ру я́ко зе́рно гору́шно, рече́те горѣ́ се́й: прейди́ отсю́ду та́мо, и пре́йдетъ: и ничто́же невозмо́жно бу́детъ ва́мъ: се́й же ро́дъ не исхо́дитъ, то́кмо моли́твою и посто́мъ (Мф. 17: 18–21).

[2] Протоиерея Михаила Труханова часто видел на службах в нашем Пименовском храме на Новослободской, где я начинал воцерковляться. Сначала не знал, кто он такой, и просто как к пожилому Священнику подходил иногда под благословение. Потом от Валерия А. узнал, что это весьма чтимый старец, и мы с ним имели достаточно продолжительную беседу о «Царском Деле», о цареубийстве, и в конце её испросили его молитв и благословения на наши труды.

[3] Об Отце Архимандрите Тихоне мы читаем у его духовных чад: «В 60-х годах Церковь была гонима. И с особенной силой враг обрушился на о. Тихона, сильнее, чем на кого-либо, за его духовное окормление. Нет, его не арестовали и не посадили в тюрьму, но создали ситуацию, при которой он вынужден был покинуть любимую обитель и оставить преподавательскую деятельность. Так отец Тихон был разлучен со своими чадами, и продолжалось это долгие годы. Он вынужден был скрываться, жить в уединении — то в горах Кавказа, то в Сухуми, то в Закарпатье». «Старец Архимандрит Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Конференция: «Собиратели земли Русской. Симеон
Бекбулатович - Православный татарин на Русском престоле». Часть 1
10.04.2024
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
Все статьи Леонид Болотин
Бывший СССР
«Нет ничего более приятного, чем наблюдать за результатами своей работы»
Фоторепортаж о праздновании 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали
24.04.2024
Декоммунизация Шевченко
Почему на Украине скромно отметили 210 «кобзаря»?
24.04.2024
«Политика разрушения Российской империи заложила "бомбу" на долгие годы»
О Ленине, Сталине и «красно-белом» конфликте
24.04.2024
«Этот проект был исторически необходим нашей стране»
Поздравление Президента России по случаю 50-летия БАМа.
24.04.2024
День памяти генерала А.П.Ермолова
Сегодня мы также вспоминаем адмирала М.П.Лазарева, профессора А.С.Архангельского, писателя и публициста И.Л.Солоневича, поэтессу Е.А.Благинину, героев Великой Отечественной войны Ф.Г.Коробкова, Н.А.Острякова и Н.А.Журкину, реставратора И.В.Ватагину
24.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Советский недобиток
24.04.2024 16:50
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.04.2024 16:40
Потерянное время
Новый комментарий от АБС
24.04.2024 16:14
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 15:44