Братство свт. Иннокентия в столице Российской империи

2 января – память прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворца

0
774
Время на чтение 19 минут

Есть в истории православного Петербурга конца XIX – начала XX веков страницы, которые воспринимаются как примеры христианского благочестия и могут служить и сегодня руководством к действию для православной общественности не только града Петрова, но и всей России. Речь идет о благотворительных трудах Братства Святителя Иннокентия Иркутского, основанного в Санкт-Петербурге в 1896 году выходцами из Сибири. С историей этого небольшого столичного сообщества православных людей, подающих нам образец евангельского отношения к своему ближнему, на каком бы расстоянии он ни находился, мы и познакомим заинтересованного читателя. Кто знает, может быть, этот драгоценный церковный опыт окажется востребованным и теперь.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

В Троицком соборе Александро-Невской Лавры по обе стороны иконостаса нас встречают образы столпов Церкви – двух Иркутских святителей Иннокентия и Софрония. Местоположение прославленных сибирских святых в самом сердце града Петрова таково, что невольно задумываешься о духовной связи Санкт-Петербурга и Сибири. Оглядываясь назад, нельзя не заметить, как – вместе со стремительным ростом новой русской столицы на западе страны – шло небывалое по темпам освоение восточных земель и заселение их русскими. Этот гигантский «скачок» России на восток, позволивший нашему отечеству облечься в могучее державное тело, бесспорно устроен Промыслом Божиим и был дарован русским за верность народа коренным духовным началам – Православию и Самодержавию.

Как бы там ни было, но Петр Первый умел смотреть не только на закат солнца, но и в сторону его восхода. А потому и присутствовал на хиротонии Иннокентия (Кульчицкого) во епископа, отправлявшегося в Китай с особой миссией. Однако, как теперь уже очевидно, воля Божия была не в том, чтобы епископ Иннокентий представлял Россию в земле Китайской, а в том, чтобы стал он добрым пастырем русским людям, обживавшим новые необозримые земли, и просветителем других народов, влившихся в состав России вместе с Сибирью.

Сегодня только можно дивиться тому, как же полюбили святителя Иннокентия сибиряки! Полюбили не на годы – на века. Не забыли они ни его трудов, ни его страданий, ни его доброты и заступничества. И те, кто провожали его в последний путь, и те, кто спустя несколько десятков лет ходатайствовали о его прославлении, не сомневались, что Господь подарил сибирской земле и сибирским людям Своего Святого с великим даром чудотворений и небесной помощи всем, прибегающим к нему с верой.

И одним из главных знаков этой любви к Святителю и Чудотворцу является даже не обилие посвященных ему в сибирской земле церквей, а то широкое распространение имени «Иннокентий», которое имело место в Сибири вплоть до последних десятилетий, и, вне сомнения, будет иметь и впредь.

Удивительно, что переселяясь в столичные города, меняя место жительства, сибиряки не изменяли своей любви к Иннокентию Иркутскому, продолжали почитать его и молиться ему. Эта любовь и подвигла выходцев из Сибири, проживавших в Санкт-Петербурге в 90-х годах XIX века, войти под молитвенное покровительство святителя Иннокентия Иркутского, устроив и в столичном граде России храм в его честь.

СТОЛИЧНЫЙ ХРАМ СИБИРЯКОВ

В конце XIX века сибиряки, проживавшие в столице Российской империи, приложили к устройству храма в честь Святителя Иннокентия Иркутского немало усилий. Понял и разделил их чаяния директор Первого реального училища Николай Иванович Билибин. Четырехэтажное здание училища на углу 12-й линии и Большого проспекта Васильевского острова можно увидеть и сейчас – теперь оно принадлежит Морскому корпусу им. Петра Великого.

Первое реальное училище в столице было единственным из реальных училищ в Европейской России, содержавшим учеников на полном пансионе. В начале 90-х годов XIX здесь обучалось около 400 учащихся. Кроме учеников при училище проживали преподаватели и надзиратели с их семьями и прислугой. В Первом реальном училище воспитывалось немало мальчиков и юношей из Сибири с перспективой в дальнейшем получить образование в технических вузах и вернуться в родной край специалистами горной и других отраслей хозяйства.

В 1890-1891 годах к главному зданию училища по 12-й линии пристроили трехэтажный директорский флигель, на верхнем этаже которого была освящена домовая церковь в честь Святого благоверного князя Александра Невского и Святителя Митрофана Воронежского[1]. Училищный храм состоял из двух помещений, что давало возможность устроить при нем еще один придел. Именно в этом месте почти исключительно на средства сибиряков, проживавших в Санкт-Петербурге, и был сооружен придел в честь Иркутского святителя Иннокентия.

В официальном письме попечителю Санкт-Петербургского учебного округа 31 марта 1894 г. директор Первого реального училища писал: «Вашему Превосходительству известно, что церковь при вверенном мне училище состоит из двух … зал, соединенных друг с другом тремя арками; правая зала собственно и представляет церковь. Среди некоторых сибиряков, проживающих в С. Петербурге, к числу которых принадлежит и г. товарищ министра князь М.С. Волконский, возникла мысль об устройстве в свободной левой зале придела во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, знаменитого миссионера, подвизавшегося в царствование императора Петра Великого. На устройство придела по сие время пожертвовано 4000 р. Сумма эта вполне достаточна. На основании сего имею честь почтительнейше испрашивать ходатайства Вашего П[ревосходительст]ва о разрешении устроить в церкви вверенного мне училища придела во имя Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского»[2].

Вскоре из Министерства народного образования пришел ответ, уведомлявший, что митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий сочувствует устройству придела во имя Святителя Иннокентия[3].

Среди главных жертвователей и ревнителей по устройству придела в честь Святителя Иннокентия, Иркутского Чудотворца, современники называли имена сибиряков: уроженца Иркутска, миллионера-золотопромышленника, вставшего впоследствии на монашеский путь, Иннокентия Михайловича Сибирякова, а также Олимпиаду Филипповну Мыльникову (в девичестве Трапезникову), князя Михаила Сергеевича Волконского, известную иркутскую благотворительницу Юлию Ивановну Базанову, княгиню Ольгу Михайловну Вяземскую (в девичестве Сибирякову, сестру И.М. Сибирякова).

Духовное окормление осуществлял святой праведный Иоанн Кронштадтский, руководил текущей работой по устройству придела Николай Иванович Билибин, первый крупный вклад на сооружение придела сибирского Святителя внесла Лидия Васильевна Дрентельн.

Новый храм Божий устраивался не только «во имя великого просветителя Сибирской страны Иннокентия Иркутского», но и в «память восшествия на престол имп. Николая Александровича»[4]. Ко дню освящения придела Городской голова г. Иркутска Владимир Платонович Сукачев прислал в Санкт-Петербург священные одежды святителя Иннокентия. Настоятель Иркутского Вознесенского Святителя Иннокентия монастыря, впоследствии епископ Якутский Никодим, передал в дар икону Святителя, освященную на святых и цельбоносных мощах великого угодника Божия, как значилось на обороте иконной доски[5].

Накануне освящения придела, 18 ноября 1894 года, было совершено всенощное бдение. Сибиряки и все присутствующие вознесли соборную молитву к святителю Иннокентию Иркутскому в том граде, где некогда было положено начало скорбному, но благодатному епископскому служению владыки Иннокентия в далеком сибирском крае. На следующий день, 19 ноября, освящение придела во имя Святителя Иннокентия Иркутского совершил преосвященный Никандр, епископ Нарвский, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии.

На освящении придела Святителя Иннокентия Иркутского присутствовали министр народного просвещения граф И.Д. Делянов, товарищ министра князь М.С. Волконский, директор департамента народного просвещения Н.М. Аничков, директора многих столичных гимназий, почетные лица, прихожане и сибиряки, пожертвования которых дали возможность появиться в Санкт-Петербурге первому храму в честь почитаемого Святителя.

Среди церковных святынь в приделе Святителя Иннокентия Иркутского была старинная икона Казанской Божией Матери с крестом-мощевиком. Иконы в иконостасе и запрестольный образ в алтаре – Царица Небесная с Младенцем на руках – были писаны академиком Н.П. Шаховским. Через восемь лет после устроения придела очевидец отмечал, что этот храм «отличается еще большим благолепием, благодаря продолжающемуся к нему благоговейному вниманию его соорудителей»[6].

На весь Петербург славился «большой и очень хороший хор», состоявший из учащихся Первого реального училища, которым руководил известный в столице регент К.К. Бирючев. Служба в училищной церкви отличалась всегда, особенно в великие праздники, полнотой и строгостью исполнения во всех частях.

Придел в честь Святителя Иннокентия Иркутского в Санкт-Петербурге имел огромное значение для сибиряков, проживавших в столице или прибывавших в главный град страны на длительный срок. Духовная жизнь в приходе, молитвенное единение становились основой для плодотворного общения и за порогом храма, согревало человеческие отношения, помогало поддерживать разносторонние связи с родиной.

В 1919 году богато убранный храм, созданный попечением сибирских благотворителей, был ликвидирован, часть вещей передана в Андреевский собор, что на Васильевском острове.

СОЗДАНИЕ БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ ИННОКЕНТИЯ

О причинах создания Братства Святителя Иннокентия при Первом Реальном Училище читаем следующее: «По окончании курса [училища] многие юноши находятся в бедственном положении. Весной после выпускных экзаменов некоторые юноши, особенно уроженцы дальних губерний, остаются совершенно бесприютными до приискания каких-либо занятий… Осенью по вступлении в высшие учебные заведения, они очень нуждаются: приходится вносить плату за слушание лекций, обмундироваться и т. д. Стипендий на первых курсах высших учебных заведений обыкновенно не дают; учебники и учебные книги дороги. Желание прийти на помощь бедным юношам, из которых многие близки и дороги Училищу, их воспитавшему, невольно навело на мысль об основании при церкви училища, Братства во имя Святителя Иннокентия, который в течение земной своей жизни был не только ревностным просветителем Сибири, но и милостивым наставником и покровителем учащих и учащихся»[7].

Составители устава Братства Святителя Иннокентия решили распространить деятельность Братства не только на выпускников, но и на нуждающихся воспитанников училища, а также «обратить заботы Братства и на семьи нуждающихся и умерших служащих». Во главу угла Братства учредители поставили заботы о нуждах придела Святителя Иннокентия. Позднее Братство распространило свое попечение и на бедные храмы дальних губерний Сибири[8].

Учредителями Братства Святителя Иннокентия были одиннадцать человек: под первым номером значится «протоиерей Кронштадтского собора отец Иоанн Ильич Сергиев», затем – попечитель Санкт-Петербургского учебного округа Михаил Николаевич Капустин и сенатор, член Государственного Совета, Петр Петрович Семенов.

Первые средства Братству были пожертвованы Иннокентием Михайловичем Сибиряковым. Он внес 10 тыс. рублей, из которых 7 тыс. выделялись на образование основного неприкосновенного благотворительного капитала Братства, а три тысячи согласно воле жертвователя должны были использоваться на оплату ранних обеден в приделе Святителя Иннокентия в двунадесятые праздники и на другие нужды придела. Той же весной И.М. Сибиряков подарил Братству еще 1 тыс. рублей, а в мае того же, 1896 года, через своего духовного отца архимандрита Давида пожертвовал еще 20 тыс. рублей для приобретения, по возможности, дома для братского детского приюта и на пособия беднейшим, «преимущественно маловозрастным воспитанникам» училища.

Устав Братства Святителя Иннокентия был утвержден Министром Внутренних дел 16 апреля 1896 года, а через полторы недели состоялось открытие Братства. После Божественной литургии и молебна, которые отслужил святой праведный Иоанн Кронштадтский, по его благословению было открыто заседание первого общего собрания членов Братства. Собрание единогласно избрало первыми Почетными членами Братства отца Иоанна Кронштадтского и Иннокентия Михайловича Сибирякова. В течение года в Почетные члены Братства Святителя Иннокентия были избраны Высокопреосвященный Тихон, архиепископ Иркутский, приезжавший в столицу по делам перед Коронованием Их Императорских Величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны, Преосвященные Никодим – епископ Якутский и Иоанн – епископ Нарвский, бывший Министр Народного просвещения граф И.Д. Делянов, член Государственного Совета П.П. Семенов и другие.

Полное название Братства звучало так: «Православное Братство Святителя Иннокентия, первого епископа Иркутского, Чудотворца, при церкви Санкт-Петербургского Первого Реального Училища». Обязательное (по уставу) общее собрание членов Братства устраивалось в день перенесения святых мощей святителя Иннокентия Иркутского – 9, а по новому стилю, 22 февраля.

Через несколько месяцев после учреждения Братства Святителя Иннокентия Иркутского Иннокентий Михайлович Сибиряков принял постриг в первый ангельский чин и отбыл на Афон в Свято-Андреевский скит, а отец Иоанн Кронштадтский продолжал деятельно участвовать в работе Братства. Он неоднократно служил в приделе Святителя Иннокентия, возделывая своим духоносным словом юные сердца воспитанников училища. 25 октября 1896 года после совершения Божественной Литургии отец Иоанн Кронштадтский обратился с проповедью к учащейся молодежи, сказав воспитанникам в том числе и следующие слова: «Всякое знание земных наук, как бы оно ни было совершенно, полезно лишь для временной, земной жизни, а знание и исполнение Закона Божия и Его Святых Заповедей спасительно и необходимо для жизни вечной, небесной. Немногосложна и не трудна эта наука, всего лишь две заповеди составляют ее: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и возлюбиши ближнего твоего, как самого себя». В этих двух заповедях стоит весь закон, как сказал Господь Законодавец.

Постарайтесь же, друзья мои, исполнять эти заповеди! Любите Господа, как вашего Отца, Творца и Промыслителя, всем сердцем, всей душой; обращайтесь к Нему в молитвах ваших, как к Отцу, любящему вас, с твердою надеждою на Его милосердие; познавайте и творите волю Его святую и спасительную. Любите и друг друга как самих себя; не обижайте один другого, не завидуйте друг другу. Любите и начальников ваших, почитайте их, повинуйтесь им, ибо они пекутся о вас, желая вам доброго и полезного. И будете вы как сад духовный, цветущий, благоуханный и благоприятный Богу».

Исследование материалов Братства Святителя Иннокентия Иркутского позволило прикоснуться не только к живому опыту православной общественной деятельности, но и открыть благотворное сотрудничество Иннокентия Сибирякова и всероссийского пастыря Иоанна Кронштадтского. Для нас важно было узнать, что в Санкт-Петербурге под покровительством святителя Иннокентия Иркутского на поприще милосердия трудились два великих духом современника: святой праведный Иоанн Кронштадтский и Иннокентий Михайлович Сибиряков, причем в последние месяцы перед вступлением выдающегося благотворителя на монашеский путь. И теперь у нас есть все основания предположить, что ктитор Свято-Андреевского скита на Афоне схимонах Иннокентий (Сибиряков) оставил мир и по благословению Иоанна Кронштадтского. Сам же батюшка Иоанн еще не один год продолжал совершать богоугодные труды в Братстве Святителя Иннокентия Иркутского на Васильевском острове, духовно окормляя как членов Братства, так и его подопечных.

В круге забот Братства всегда оставалось попечение о питомцах училища, причем не только во время учебы, но и летнего отдыха.

Братство Святителя Иннокентия имело в Финляндии дачу при церкви преподобного Сергия Радонежского, где круглый год совершались богослужения, благодаря усердию члена Совета Братства, исполнявшего обязанности старосты, Михаила Кирилловича Прудникова, в будущем известного петербургского старца. Летом на даче отдыхали воспитанники училища, а зимой работала детская школа. Была у Братства и пожертвованная дача в Ветрянке на Новгородщине недалеко от святого источника Великомученицы Параскевы. Со временем в распоряжении Братства появилась в Петербурге и квартира, в которой жили опекаемые Братством учащиеся.

СЛУЖЕНИЕ БЛИЖНЕМУ

На счету Православного Братства Святителя Иннокентия Иркутского много добрых дел. Перечислим хотя бы некоторые. Ежегодно Братство вносило плату за обучение воспитанников, удовлетворяя, как правило, все поступившие прошения. Студентам и воспитанникам выдавало пособия как ежемесячные, так и единовременные – по нуждам каждого обратившегося за помощью. Члены Братства доставляли студентам уроки и чертежные работы, помогая им тем самым зарабатывать себе на жизнь. В случае болезни воспитанников училища Братством организовывались «бесплатные репетиции». При Братстве сразу же начали создаваться ученическая, студенческая и духовно-нравственная библиотеки, в которые жертвовали книги Горный институт, Институт путей сообщения и частные дарители. Усилиями и средствами членов Братства благоукрашался как Александро-Невский храм, так и придел Святителя Иннокентия. Дальняя родственница Иннокентия Сибирякова по материнской линии Олимпиада Филипповна Мыльникова подарила училищной церкви Александра Невского иконы Спасителя и Божией Матери, написанные и освященные в Старо-Афонском Свято-Андреевском скиту. Во многие бедные церкви Сибири, расположенные в «отдаленных и глухих местах», были подарены иконы, облачения, богослужебные предметы. Об одном примере такого дарения хочется рассказать особо.

Перед уходом в монастырь Иннокентий Михайлович Сибиряков выделил 10 тыс. рублей на строительство церкви в честь Святителя Иннокентия Иркутского в селе Омолой на реке Лене. В 1903 году, через два года после кончины схимонаха Иннокентия, священник церкви отец Иннокентий Пляскин обратился в петербургское Братство с прошением о снабжении церкви утварью, предметами церковной ризницы и полным кругом богослужебных книг[9]. Один из членов Братства, совершая благотворение втайне, выслал для омолоевского храма серебряные сосуды с прибором. В это же время ничего не подозревавшие братчики изыскивали возможность для помощи церкви на реке Лене. В те дни Братство получило пожертвование от неизвестной дарительницы в виде перстня и серег с бриллиантами на украшение иконы Святителя Иннокентия Иркутского в училищном храме Санкт-Петербурга. Узнав о нуждах омолоевского храма, благотворительница изъявила согласие приобрести для него утварь на вырученные от продажи бриллиантов деньги. Вскоре было куплено серебряное массивное Евангелие, священные сосуды и священный ковчег и отправлены по назначению. Так в Омолоевской церкви оказалось две смены священных сосудов, один набор был пожертвован в храм Архистратига Михаила Нижнеудинского уезда Иркутской епархии. «Между тем, – как сообщается в одном из отчетов о деятельности Братства, – 21 мая 1901 года другой неизвестной благотворительницей было прислано из магазина Жевержеева девять ящиков с утварью для отсылки в Омолоевскую и Тангуйскую-Илирскую церкви.

Согласно приложенным двум описям на бланках магазина И.А. Жевержеева, 4 ящика для храма св. Архистратига Михаила вмещали всю необходимую для освящения храма церковную утварь, за исключением св. сосудов; 5 ящиков предназначались для Омолоевского храма Святителя Иннокентия на р. Лене и вмещали всю необходимую утварь, включая и св. сосуды, а также св. одежды на престол, жертвенник, на аналой, на столик и полные священнические и диаконские облачения»[10]. Составители отчета, удивляясь такому великодушию, отметили, что «милостивая жертва щедрой благотворительницы, вероятно, последовала в ответ на разосланные благотворителям воззвания о вопиющих нуждах вышеназванных церквей»[11].

Часть утвари из посылки в адрес Омолоевской церкви была передана в храм во имя Казанской иконы Божией Матери в иноверческом Куйтинском улусе. Кстати сказать, в 1901 году Куйтинская церковь была украшена иконостасом Санкт-Петербургского подворья Киево-Печерской Лавры, пожертвованным Братству Святителя Иннокентия «Собором Киево-Печерской Лавры с благословения… Высокопреосвященнейшего Феогноста, Митрополита Киевского и Галицкого»[12] (в настоящее время Санкт-Петербургское подворье Киево-Печерской Лавры является подворьем Оптиной пустыни).

На этом примере видно, как продолжались на земле дела схимонаха Иннокентия (Сибирякова), начатые им перед уходом в монастырь, и какой отклик вызывали в сердцах проживавших в столице сибиряков нужды их родного края.

Конечно, это был не единичный случай отклика на нужды сибирских приходов, подтверждением чему служит специально составленный отчет о помощи бедным храмам Восточной Сибири. В отчете насчитывается около двадцати храмов и молитвенных домов, благоукрашенных старанием Петербургского Братства Святителя Иннокентия Иркутского. Помощь оказывалась не только Иркутской епархии, но и Забайкальской, и Владивостокской. Направлялось вспомоществование как в приходы, так и в монастырские обители: святые иконы были пожертвованы в Свято-Троицкий Николаевский монастырь в Южно-Уссурийском крае и в женскую общину Святой Равноапостольной Нины близ Якутска. Сохранился список священных предметов, отправленных Братством только в одном 1903 году Преосвященному Евсевию, епископу Владивостокскому и Камчатскому. В нем 29 наименований. Среди перечисленных даров 12 больших высеребренных подсвечников, 6 комплектов священнических и диаконовских облачений, 8 икон древнего письма, а помимо них – древняя икона Воскресения Христова и 12-ти праздников в вызолоченной раме, несколько икон в серебряных ризах, Евангелие серебряное, мельхиоровый крест, плащаница, вышитая золотом и много других богослужебных предметов.

Какие храмы Сибирского края получили помощь из Санкт-Петербурга, можно узнать из опубликованных отчетов Братства. Исчерпывающие сведения по этому поводу еще не собраны, но выявленные источники о помощи сибирским приходам через Санкт-Петербургское Братство Святителя Иннокентия Иркутского указывают, что с 1898 по 1904 год была оказана немалая помощь церквям Восточной Сибири. Приведем этот список с частичными сокращениями.

«1). Бревенчатый молитвенный дом с алтарем в селе Улькане не реке Лене, Иркутской епархии (видимо, выстроен на средства Братства – Т.Ш.).

2). Храм Святителя Николая Чудотворца в Аракиретской станице Забайкальской епархии благоукрашен усердием усопшего почетного члена Братства Андрея Васильевича Зверкова.

3). Храм Св. Троицы и Св. преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в Большеоканском миссионерском стане, Иркутской епархии, сооруженный на средства почетного члена Братства С.И. Садикова.

4). Храм Святителя Иннокентия в Тунке (Терской Инородческой управы), Иркутской епархии благоукрашен на средства ныне почивших почетных членов Братства А.В. Зверкова и О.Ф. Мыльниковой.

5). Храм 40 мучеников на Буре, Иркутской епархии, Киренского уезда украшен членом Братства Надеждой Фаддеевной Коняевой…

7). Храм Святителя Иннокентия в селе Омолой на р. Лене снабжен утварью и предметами церковной ризницы неизвестными благотворителницами с просьбой молиться об упокоении Параскевы, Игнатия, Иоанна, Тимофея, Зинаиды и дев. Елены.

8). Храм св. Архистратига Михаила в селе Илирском, Иркутской епархии, снабжен утварью и предметами церковной ризницы неизвестной благотворительницей с просьбой молитв об упокоении Николая, Димитрия, Игнатия и Параскевы.

9). Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы в селении Нижне-Илимском, Иркутской епархии, снабжена предметами церковной ризницы с просьбой молитв об упокоении Евгения.

10). Храм Святителя Иннокентия Владивостокской епархии на границе Китая (возможно, построен на средства Братства – Т.Ш.).

11). Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в селе «Заречье» близ г. Владивостока...

13). Храм в селении «Ширяевка» (в Южно-Уссурийском крае), месте жительства вольных переселенцев с острова Сахалина, снабжен богатой плащаницей, пожертвованной с просьбой молитв об упокоении раб Божиих Параскевы и Николая…»

За этим, возможно теперь и скучноватым, перечислением стоит столько человеческой доброты и участия, христианского братолюбия, церковной соборности, веры в спасительную силу бескорыстных благотворений, что невольно и воздохнешь о потерянном нами за последние сто лет подлинном христианском благочестии!

В период Русско-Японской войны деятельность Братства по обустройству сибирских церквей была обращена на сооружение и благоукрашение походных храмов и посильную помощь страждущим воинам на Дальнем Востоке. Сооруженная Санкт-Петербургским Братством походная церковь Святителя Иннокентия находилась в Харбине при Георгиевской общине сестер милосердия. Настоятелем церкви состоял священник отряда иеромонах Киево-Печерской Лавры Николай. После войны походные церкви оставались в распоряжении Сибирских Архипастырей на пользу нуждающихся церквей Восточной Сибири.

Исследование истории Братства Святителя Иннокентия Иркутского продолжается, и есть надежда, что откроется еще немало страниц жизни православного Санкт-Петербурга конца XIX – начала XX века и его многосторонних связей с Сибирью.

Татьяна Шорохова, СЕВАСТОПОЛЬ


[1] Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб, 2003. С. 185.

[2] ЦГИА СПб. Ф. 64. Оп. 1. Д. 1200. Л. 116.

[3] Там же. Л. 120.

[4] Освещение придела в церкви при Первом реальном училище в С.-Петербурге // Прибавление к церковным ведомостям. 11894. № 48. С. 1720-1721.

[5] Отчет о деятельности Православного братства Святителя Иннокентия, Первого Епископа Иркутского Чудотворца, при церкви С.-Петербургского Первого Реального училища. (1896 - 1897). СПб., 1898. С. 4.

[6] А..К.. Церковь при первом реальном училище в С.-Петербурге // Русский паломник. 1902. № 2. С. 39.

[7] Отчет о деятельности Православного братства Святителя Иннокентия, Первого Епископа Иркутского Чудотворца, при церкви С.-Петербургского Первого Реального училища. (1896 - 1897). СПб., 1898. С. 4.

[8] Там же. С. 5.

[9] Краткий отчет о деятельности Православного Братства Святителя Иннокентия Иркутского… по предмету благоукрашения нуждающихся церквей отдаленных и глухих мест Восточной Сибири. СПб., 1905. С. 5.

[10] Там же. С. 7.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 8.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Шорохова
Все статьи Татьяна Шорохова
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 07:06
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 06:21
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24