12 апреля 1961 года

Как точка перегиба нашей истории

 

Полвека – юбилей – очень подходящий момент для того, чтобы задуматься о значении события – первого полета в космос нашего соотечественника – в жизни страны.

Очевидно, что историческое значение этого события исключительно велико как в истории нашей страны, так и всего человечества. По сути, полет Гагарина открыл новую эру.

Но одновременно значение это представляется крайне угрожающим, что видно, в частности, по динамике средней ожидаемой продолжительности жизни в нашей стране, которая стала уменьшаться как раз после этого события.

 

Рис. Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении в России

 

Разумеется, «после того, не обязательно вследствие того». Но в данном случае есть и прямая причинно-следственная связь, если мы учтем, что в том же, 1961 году у нас была испытана 50-мегатонная водородная бомба.

До этого наши верхи говорили примерно так. Первая мировая война, хотя и была очень кровопролитной, закончилась появлением первого в мире социалистического государства. Вторая, еще более кровопролитная, – появлением мировой системы социализма. А третья, без сомнения, приведет к полной победе коммунизма, даже если половина человечества при этом исчезнет.

Говорить-то они говорили так и дальше какое-то время, но все очень быстро поняли, что ракетно-ядерное оружие сделало войну невозможной, что воевать так, как мы привыкли – не щадя живота своего – больше уже никогда не придется.

Это и стало началом конца. Беззаветным защитникам Родины, Отечества нашлась бездушная альтернатива: бомба+ракета. Смысл жизни, особенно у мужчин (отдать ее «за други своя»), во многом оказался потерян.

Смысл этот старше не только «коммунистического коллективизма», но и христианства. Начиная с первобытных тотемов – кровно-родственных общин – жизнь его членов «принадлежала» не им самим, а тотему. И вот теперь этот смысл исчез. Жизнь обесценилась. А потому и стала сокращаться. Через пьянку и не только.

Потеряла смысл и армия. Хотя в Конституции СССР 1977 года защита Отечества объявлялась священным долгом (это при идеологии «воинствующего атеизма»!), реально роль армии постепенно, но неуклонно снижалась. Реформы конца 2000-х годов (включая форму «от Юдашкина», не говоря уже о дедовщине, которую так и не смогли преодолеть даже после перехода к годичному сроку службы (о чем в марте 2011 года говорил и министр обороны), представляют собой логичный финал процесса, начавшегося ровно полвека назад.

Вскоре, тоже в 1960-х годах, добавился еще один удар по народу – открытие больших запасов нефти и газа «на северах». Теперь «низы» перестали быть нужны «верхам» не только как «пушечное мясо», но и как «быдло» для эксплуатации. За годы «застоя» в СССР почти сталинскими темпами был создан мощный топливно-энергетический комплекс, который сделал ненужным и сам Союз ССР с его трудоизбыточными среднеазиатскими республиками и безресурсными прибалтийскими. Вполне достаточным казалось оставить в новом «союзе» транзитные территории. Но и это оказалось чревато «дополнительными расходами». Дешевле для «верхов» оказывается проложить трубопроводы по морскому дну в обход стран-транзитеров.

В 1970-х берет начало и перерождение системы образования, которая ранее сделала возможными и победу во Второй мировой войне – «войне моторов», и выход на стратегический паритет взаимного гарантированного уничтожения ядерным оружием. Имеется в виду переход к всеобщему полному среднему образованию. Финансовой основой этого популистского решения стало многократное повышение мировых цен на нефть после арабо-израильских войн.

В результате была сломана система подготовки кадров квалифицированных рабочих, начали хиреть профессионально-технические училища, а за ними и техникумы, полностью деформирована старшая школа. Из места, куда шли только те, кто имел амбиции продолжать обучение в вузах и сильных техникумах, они со временем превратились в «отстойники». Как следствие – снижение качества знаний нового пополнения контингента вышей школы при его многократном количественном увеличении. В общественном сознании старшая школа так и осталась «путевкой в вуз», а потому молодой человек, вынужденный идти в старшие классы, потом считает необходимым продолжить образование в вузе – «как все».

Деградация армейской жизни стала дополнительным стимулом для мужской половины выпускников средней школы сразу по ее окончании любой ценой поступить в вуз.

Все это началось в 1970-х в СССР и получило дальнейшее развитие в России в 1990-2000-х.

По-видимому, исторический «вызов» потери смысла жизни в обществе традиционалистского типа у нас пока осознан не в полной мере А пока этого не произошло, страна и народ движутся не по восходящей, а по нисходящей траектории, сулящей крушение 1000-летней России.

Леонид Сергеевич Гребнев, доктор экономических наук, Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина

 

В печатном виде впервые опубликовано в журнале: Гребнев Л. С. 12 апреля 1961 года как точка перегиба нашей истории // Высшее образование сегодня. 2011. № 4. С. 66-67.

Публикуется с любезного согласия автора

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Леонид Гребнев:
12 апреля 1961 года
Как точка перегиба нашей истории
17.11.2019
Когда начнем жалеть Учителя?
Профессор Леонид Гребнев о том, какой должна быть наша реакция на фильм «Матильда»
01.09.2017
Кто и зачем внедрял «Болонскую систему»?
Беседа с бывшим замминистра образования
17.02.2017
Кто и зачем внедрял «Болонскую систему»?
Беседа с бывшим замминистра образования профессором Л.С.Гребневым
03.02.2017
«Документ содержит ряд существенных правовых дефектов»
Правоведы Михаил Кузнецов и Игорь Понкин подготовили заключение на «Закон о запрете воспитания»
11.07.2016
Все статьи автора