Митрополит Евгений (Болховитинов)

(1767- 1837)

 

И здесь нам видится Евгений -

Любитель русской старины...

Он из писателей славнейший,

Исторья труд его хранит.

Епископ Калужский и Боровский Макарий

 

Митрополит Евгений (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) был не только высокопоставленным иерархом Русской Православной Церкви. Он вошел в историю отечественной культуры как  церковный историк, видный славянский археограф, археолог, библиограф, исследователь воронежских, вологодских, новгородских, псковских, киевских древностей, неутомимый собиратель исторических документов по истории Руси, Украины, Грузии - поразительно разнообразие его трудов. Он был почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Санкт-Петербургской Медико-хирургической Академии, Московского Общества врачебных и физических наук, Петербургского Общества любителей наук, словесности и художеств, Петербургского Общества беседы любителей русского слова, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, член Королевского копенгагенского общества северных антиквариев и ряда других. За свою долгую и плодотворную жизнь им было издано около 100 различных трудов. Его научная деятельность содействовала формированию целого ряда научных направлений, таких как библиография, палеография, ономастика, топонимия, историческое краеведение и др. Владыка Евгений - высокообразованный человек, полиглот, владевший многими европейскими языками. Он был современником важных в истории России событий: войны с Наполеоном, восстания декабристов.

Митрополит Евгений родился 18 (31) декабря 1767 года в семье бедного приходского священника Ильинского храма города Воронежа. В 1776 году отец умер; мать осталась с тремя детьми. Еще в раннем детстве у Евфимия проявился хороший музыкальный слух, и он в девятилетнем возрасте был зачислен в архиерейский хор, в составе которого в 1783 году участвовал в отпевании святителя Тихона Задонского. С 10 лет Евфимий - сирота. После окончания Воронежской духовной семинарии в 1785 году как лучший выпускник был отправлен для продолжения образования в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию, где окончил философский и богословский классы, обучался греческому и французскому языкам. Одновременно с занятиями в Академии слушал лекции по всеобщей философии, политике, опытной физике и французскому красноречию в Московском университете. Становлению научных интересов Болховитинова способствовало его знакомство с известным ученым, архивистом и археографом Н.Н. Бантыш-Каменским, оказавшим заметное влияние на научные интересы будущего архиерея; он привил Евфимию вкус к исследованию исторических источников. Годы учебы в Москве способствовали тому, что бывший семинарист сформировался как настоящий ученый. В 1788г. он издал в Москве «Новую латинскую азбуку», к которой приложил словарь латинских и греческих выражений.

По окончании Академии в январе 1789 года он возвращается в родной город и назначается преподавателем в Воронежскую духовную семинарию; в разное время вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории. С сентября 1790г. - префект семинарии и заведующий семинарской библиотекой, которую пополнил огромным количеством книг; с 1794 года стал исполнять обязанности ректора семинарии. В 1793г. он издает «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия и об особенной пользе его для российского языка» (М.,1793), «Рассуждение о древнем христианском богослужебном пении и особенно пении Российской церкви» (Воронеж, 1800), «О трудностях естественного Богопознания»; в Воронеже им была написана первая биография святителя Тихона Задонского: «Полное описание жизни преосвященного Тихона», а также «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) - капитальный труд, в основание которого положена масса архивного материала. В 1793 году Евфимий Болховитинов женился на дочери липецкого купца А.А. Расторгуевой и принял священнический сан.

В 1799 году страшная трагедия произошла в доме Болховитиновых: почти одновременно умерла супруга священника и трое его детей. Похоронив жену и детей, Евфимий приехал в 1800 году в Петербург, постригся в монахи с именем Евгений. Одновременно с постригом он был назначен префектом Александро-Невской академии и посвящен в архимандриты Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии, а в 1802 году возведен в архимандриты Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом. В Александро-Невской Академии он читал лекции по философии, общей церковной истории, красноречию, руководил занятиями студентов, устаивал диспуты. В Петербурге составил «Предначертание о преобразовании духовных училищ», согласно которому духовные академии должны были стать центрами духовных округов, наделенными функциями книгоиздания и цензуры. В 1800 году по поводу происков иезуита Грубера, предложившего Павлу I проект воссоединения католической и православной Церквей, Евгений по поручению Петербургского митрополита написал исследование «О незаконности и неосновательности папской власти в Церкви Христовой», разрушившее все замыслы иезуита: иезуитский проект не получил поддержки императора. «Много было тогда и на меня роптаний, - заметил по этому случаю сам преосвященный Евгений, - но, слава Богу, обошлось без напасти». В 1804-1806 гг. печатал статьи в журнале «Друг просвещения». В петербургский период о. Евгением было составлено «Историческое изображение Грузии» (СПб.,1802) - результат бесед с грузинским епископом Варлаамом и изучения архивных материалов. В 1804 году будущий владыка хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородского (1804-1809). В течение 19 лет последовательно он занимал кафедры: Вологодскую (1808-1813), Калужскую (1813- 1816), Псковскую (1816 - 1822), Киевскую (1822 - 1837).

В Новгороде он принялся за исследование новгородской истории. Из всех концов епархии доставлялись в архиерейский дом целыми возами архивные материалы. В результате работы неутомимого труженика явились «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода». В бытность свою Новгородским викарием преосвященный случайно нашел там рукописи «Жития святых», которые он датировал временами первых Рюриковичей; обрывки столбцов с хозяйственными записями ХУ1 века, а главное  - один из древнейших отечественных памятников письменности:  «Грамоту великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю» (ныне датируется 1130 годом). Выдающийся историк, академик Измаил Иванович Срезневский позже (1867год) скажет на собрании в Петербургской Академии наук, посвященном памяти Евгения Болховитинова: «Мстиславова грамота не только в то время, когда Болховитинов открыл её и работал над нею, но и после многих открытий, сделанных по русским древностям позже, достойна особого внимания археолога как древнейшая из русских грамот, уцелевшая в подлиннике».

В Вологде владыка Евгений начал писать свой главный труд - «Историю Российской Иерархии». Здесь он также написал «Всеобщее введение в историю монастырей Греко-российской церкви», составил подробное описание монастырей Вологодской епархии, статьи: «О личных собственных именах у славянороссов», «О разных родах присяг у славянороссов».

В 1813 году сорокапятилетний епископ Евгений, доктор богословия, назначен служить в Калугу. По приезде в Калугу владыка Евгений, этот неутомимый пастырь, первым делом осмотрел местную семинарию, в которой в то время обучались 167 воспитанников; вскоре по его настоянию вводится новый устав семинарии, привлекаются учителя из Санкт-Петербурга. В 1814 году для подготовки детей священнослужителей к поступлению в семинарию в Калуге стараниями епископа Евгения открылось уездное духовное училище.  

Новый пастырь привез в своих сундуках огромное количество книг и рукописей духовного и исторического содержания. Еще будучи в Вологде, он закончил свой знаменитый «Словарь русских светских писателей и соотечественников и чужестранцев, писавших в России», который рассматривал как большое патриотическое дело, имевшее целью запечатлеть историю русской словесности. В первый же год своего пребывания на Калужской кафедре епископ посылает в Московское общество истории и древностей российских при Московском университете этот «Словарь о писателях» объемом в 1100 страниц для рецензирования. В рукописи было представлено 720 биографий ученых, писателей, композиторов, церковных деятелей.1 Хотя «Словарь» и не был тогда же опубликован, но был оценен по достоинству, и его автор - Калужский епископ Евгений - был избран почетным членом Общества истории и древностей российских. В калужский период жизни его избирают членом С.-Петербургской духовной академии (1814) и членом Московского общества врачебных и физических наук (1815), а также почетным членом Казанского Общества любителей отечественной словесности. В Калуге он работает над статьей «О разных родах присяг у славяноруссов» («Вестник Европы», 1813, №13). В Калуге он продолжал писать «Историю славяно-русской церкви», начатую еще в Вологде.

Преосвященный Евгений был инициатором и соавтором изданной в Москве в 1807-1815гг. Пензенским епископом Амвросием (Орнатским) «Истории Российской Иерархии» (6 томов в 7 книгах, 7-й том не опубликован). Уникальность этого труда состоит в том, что это первое описание всех российских монастырей. Этот труд традиционно считается трудом Амвросия Орнатского, а на самом деле является плодом совместной работы двух преосвященных: о. Евгения и о. Амвросия. Именно Болховитинову принадлежала инициатива создания «Истории», он собрал много материала в Воронеже, в Петербурге, в Новгороде. «История» писалась под его руководством, его хлопотами издавалась и исправлялась. В 1807 году вышла первая часть «Истории Российской Иерархии», в 1810г. выходит вторая часть, в следующем году - третья часть, в 1812 г.  выходит четвертая, в 1814 - пятая, в 1815г. - шестая и последняя, в двух книгах. В Калуге он продолжал разрабатывать эту тему и приобрел нового помощника в лице В.Г. Анастасевича, впоследствии выдающегося библиографа. Между ними начинается оживленная переписка. Посылая из Калуги напечатанные тома «Истории» Анастасевичу, он просил его «уведомлять ... об ошибках, коих избежать не можно при таких обширных компиляциях». Анастасевич незамедлительно стал выполнять просьбу преосвященного. В результате все поправки и замечания, сделанные В.Г. Анастасевичем, вошли в «Прибавления к Истории Российской Иерархии». В Калуге епископ Евгений задумал начать новое издание «Истории», исправить и дополнить первую ее часть. Для этого он продолжал собирать новые данные и писать для «Истории» новые статьи.2 К 1815г. Евгением и Амвросием был составлен седьмой том «Истории», однако этот том остался в рукописи. Таким образом, Митрополита Евгения можно по праву считать первым создателем исторического свода русских монастырей.

Служение епископа Евгения в Калуге пришлось на трудное время. Калужская епархия сильно пострадала от наполеоновского нашествия. Во время сражений под Москвой «Калуга в течение нескольких недель является главной артерией, от которой шло питание и снабжение нашей армии всем необходимым, - писал известный калужский краевед Д.И. Малинин о том страшном времени. - Это был главный магазин, куда свозился со всех концов России провиант для дальнейшего направления в армию. Калуга значительно после этого обеднела, но с честью выполнила выпавшее на ее долю патриотическое назначение... Не осталось чуждым служению родине в критический момент и Калужское духовенство. Оно высоко несло в это время свое призвание и принимало деятельное участие в событиях. Несмотря на свою бедность и скудность средств, духовенство (церквей было около 600) также внесло свою лепту - пожертвовало 10 тыс. руб. и разные серебряные и золотые вещи».

После окончания войны Церковь и государство провели ряд мероприятий, направленных на восстановление разрушенных церковных и монастырских зданий. Основным источником средств для восстановления святынь стали 3.500 тысяч рублей, выделенные Комиссией духовных училищ «на исправление соборов, церквей, монастырей, училищных зданий» и на «вспомоществование священно- и церковнослужителям в тех губерниях, где проходили неприятельские войска. Большая часть приходских храмов была восстановлена на средства прихожан - добровольных благотворителей. Калужской епархии в 1813 году было выделено почти 64 тысячи рублей, из них более 15 тысяч пошло на восстановление монастырских, церковных и соборных зданий и почти 50 тысяч рублей - на пособие духовенству. Отдельной строкой Священный Синод выделил 30 тысяч рублей для восстановления Малоярославецкого Казанского собора, Боровского Пафнутьева и Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастырей. Новый владыка занимался не только восстановлением разоренных храмов и монастырей Калужской епархии, но и налаживал церковное управление, радел за обнищавшее духовенство.  

В 1813 году в Калуге вспыхивает эпидемия тифа из-за массы больных им воинов. В 1814 году Калужскую землю постигло новое бедствие - оспа. Еще за два года до этого Преосвященным было опубликовано «Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы» (М., Синод. тип., 1811), которое показало глубокие познания архипастыря и в медицинской науке. Пастырь начинает деятельно увещевать паству делать прививки. Это увещание разослали по всем церквам для прочтения прихожанам. Не одну сотню верст сам епископ исколесил, разъясняя пастве необходимость прививок. Обилие административных забот отвлекают его от научных трудов и, вероятно, поэтому Калужская епархия была единственной, об истории которой он ничего не написал.

В Калуге преосвященный Евгений в Иоанно-Предтеческой церкви сказал проповедь по случаю 200-летия изгнания польских интервентов из пределов Московского государства в 1613 году и по случаю изгнания французов из пределов Калужской земли. Вот отрывок из этой проповеди: «Ныне мы празднуем избавление града нашего в такое злощастное время, когда Божиим попущением Отечество наше терзаемо было от врага всеобщего, от врага человечества, от врага веры и благочестия... Пали многие знаменитые грады Российские, осквернены храмы Господни, разрушены алтари, поруганы старцы и юные наши, и наконец все ужасы, постигшие наше Отечество, матерь градов Российских испытала в себе совокупно... А злодей, не насытившийся разрушением Столицы, поруганием ея святыни, позором несчастных граждан и томлением страждущих, обращал алчные взоры и к другим градам, направлял дерзкие стопы и ко граду нашему, простирал хищныя руки и на достояние наше, помышлял и о разорении стен сих, и уже торжествовал на пути в двух градах наших... Но слова Вышнему! Вы прибегли к Богу и Заступнице рода Христианского, Матери Господа нашего; и вдруг воссияла надежда спасения не только граду вашему, но и целой России. Достойно и праведно восхотели вы предать памяти потомства сие Знамение к нам милосердия Божия! Достойно и праведно ваше обетование пред Сим благодатным изображением Божия Матери воспоминать ежегодно Ея чудесное заступление нас...»3

В калужский период пребывания владыки  за многолетнюю и плодотворную работу по просвещению мирян ему был пожалован орден Святого Владимира второй степени  (август 1814 года).

 

7-го февраля 1816г. владыка Евгений Болховитинов был возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. В Пскове принимается за «Историю княжества Псковского» (1831), пишет  «О русской церковной музыке», составляет «Описание шести псковских монастырей». В это же время издает свой «Словарь исторический о бывших в России писателей духовного чина Греко-российской церкви» (1818), который был встречен обществом с интересом и впоследствии несколько раз переиздавался. Он не утратил своего значения и в настоящее время.

С 1822 года митрополит Евгений на Киевской кафедре и член Священного  Синода. И в Киеве он не прекращает  научной работы. Здесь им написаны статьи: «О древностях, найденных в Киеве в 1821 году», «Описание Киево-Софийского собора» (Киев, 1825), «Описание Киево-Печерской Лавры» (1826), а также «Киевский месяцеслов с присовокуплением разных статей к Российской истории и Киевской иерархии относящимся» (Киев, 1832). В Киеве он руководил церковно-археологическими раскопками, в результате которых были обнаружены фундаменты Десятинной церкви, Золотых ворот и другие остатки домонгольской архитектуры.

 

 В 1824 году, после 15-летней службы в Киеве, митрополит Евгений был вызван в Петербург, где более года занимался в Священном Синоде делами церковного управления. 14 декабря 1824 года он вместе с Петербургским митрополитом Серафимом (Глаголевским) бесстрашно вышел на Сенатскую площадь и призывал восставших сложить оружие. Евгений был против созданного в 1813 году в России Библейского общества, которое было закрыто в 1826 году. Он был также активным помощником митрополита Серафима в борьбе с масонскими ложами, с мистицизмом, имевшим большое влияние на тогдашнюю петербургскую аристократию.

   Болховитинов был знаком со многими выдающимися людьми русской культуры и состоял с ними в переписке, например с поэтом Г.Р. Державиным и графом Н.П. Румянцевым, русским библиографом и меценатом первой  трети Х1Х века, которого снабжал рукописями, редкими книгами по вопросам русской истории.

  В начале 1827 года Евгений вернулся в Киев, где через 10 лет плодотворной и пастырской деятельности закончил свой жизненный путь 23 февраля (8марта) 1837 года. Согласно его завещанию его тело было погребено в Сретенском приделе Киевского Софийского собора.  

Митрополит Евгений отличался исключительным трудолюбием. «Нельзя не удивляться тому, - говорил преосвященный Филарет Киевский, - какое множество перебрал он старинных рукописей, актов и книг и каким обладал трудолюбием и ученостью». По отзыву историка М.П. Погодина, «это был человек, который не мог пробыть ни одного дня без того, чтобы не ознаменовать его трудами на пользу истории». С его именем связано основание университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. К концу жизни им было собрано 12 тысяч наименований рукописей и редких изданий, около 8,5 тысяч различных томов литературы. С именем митрополита связывают и создание фондов Российской государственной библиотеки в Москве. Современники по праву называли Болховитинова «живым архивом, живой библиотекой» и даже «Ломоносовым начала XIX века».

 

 

  1. «Словарь» вышел в свет лишь в 1838 году, уже после смерти митрополита Евгения. В 1845 году историк М.П. Погодин издал его повторно.
  2. Первая часть «Истории Российской Иерархии» в доработанном виде была напечатана в типографии Киево-Печерской лавры в 1827году. Сам же владыка Евгений продолжал работать над «Историей» до конца своей жизни.
  3. «Слово на день торжественного воспоминания и Господу Богу благодарения о поражении врагов Отечества и о прогнании их из пределов Калужской губернии, проповеданное в Калужском Иоанно-Предтеченской церкви октября 1813 года епископом Калужским и Боровским Евгением». Оно было тогда же напечатано в Москве, в Синодальной типографии, перепечатано в 1814 году в Санкт-Петербургском журнале «Сын Отечества» и в «Собрании образцовых русских сочинений 1823 года». Вошло оно и в «Собрание поучительных слов митрополита Евгения», Киев, 1834,  ч. 4.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Мария Тоболова:
Не могу молчать!
Слово в защиту Православной Церкви в России
01.10.2019
Противоречивая Болгария
Лукавые болгарские правители пляшут под американскую дудку, а простые люди, особенно старшего поколения, считают по-прежнему русских братьями
12.09.2019
Прошу слова!
Почему между нами, православными, нет единства?
09.09.2019
Все статьи автора