Ко дню памяти - зарублен в ночь на 24 (11) сентября 1919 г. - стойкого православного христианина, замечательного русского учёного, видного общественного деятеля-патриота, председателя бюро фракции правых в 3-й Государственной Думе, профессора Императорского Харьковского университета Андрея Сергеевича Вязигина (15.10.1867-24[11].09.1919)
(См. о нем: «Только вера дает силу жить...»; "...И пред лицом смерти, держал себя с достоинством, с непоколебимым мужеством, как герой") мы помещаем свидетельство участника его чествования в 1907 году.
Публикацию (специально для Русской Народной Линии по журналу: Мирный труд.- 1907.- №11.- С.VII-XXXII) подготовили составители сборника трудов А.С. Вязигина «Манифест созидательного национализма» (М.: Институт русской цивилизации, 2008.- 397 с.) профессор А.Д. Каплин и гл. редактор РНЛ А.Д. Степанов.
Название, подзаголовок и примечания - составителей.
* * *
Чествование члена Государственной Думы проф. А. С. Вязигина
I. 22 октября 1907 года
Третьи выборы в Государственную Думу во многих местах России дали в члены Думы истинно русских людей, до самозабвения преданных родной вере, народу и Государю; всюду верные сыны Святой Руси радовались каждому новому истинно русскому члену Государевой Думы, но вряд ли где это ликование русского населения достигало таких размеров, как в Харькове.
Здесь был избран основатель и вдохновитель первого Отдела Русского Собрания и Харьковского Союза Русского Народа проф. Андрей Сергеевич Вязигин, известный всей России как выдающийся ученый, как человек с твердой волей и незыблемыми убеждениями, «столп черносотенства», как выразился даже «Товарищ», - как же было русским людям не ликовать и не радоваться?!
Члены Союза не только поздравляли друг друга с «победой», но и целовались друг с другом как на светлый праздник, а некоторые, узнав об избрании А. С., со слезами на глазах, восторженно, из глубины души воссылали благодарственные молитвы Творцу, сподобившему их совершить великое дело: послать в помощь своему Царю-Страстотерпцу действительно лучшего человека, более того - самого лучшего, незаменимого и необходимого им самим человека, одна мысль о разлуке с которым причиняла им душевную боль.
Неудивительно поэтому, что 22 октября, когда было назначено торжественное соединенное заседание Харьковского Русского Собрания и Союза для чествования вновь избранного члена Государственной Думы и своего главы, - огромный зал Дворянского Собрания был переполнен, подобное скопление народа бывало прежде только на первых диспутах, да и то не в такой степени; было очевидно, что каждый русский человек хотел принять участие в чествовании любимого вождя, но, к сожалению, многим не пришлось попасть на заседание именно по недостатку мест.
Немедленно по прибытии профессора Вязигина в зал Дворянского Собрания началось благодарственное Господу Богу молебствие с напутственными молитвами отъезжающему. Служил молебен член Государственного Совета прот. Т.И. Буткевич[1] в сослужении с св.[ященником] П.Н. Скубачевским [2]и от.[цом] иеромонахом Сергием. Надо было видеть, с какой верой и искренностью молились присутствовавшие, прося у Господа всякого споспешествования, духовной бодрости и физических сил рабу Божию Андрею, моля сохранить его от всяких скорбей, зол и болезней, чтобы понять всю важность пережитого момента.
Но вот молебен кончился; певчие пропели «Тебе Бога хвалим»; отец Тимофей Буткевич взял на руки богато украшенный образ Озерянской Божией Матери, которым Союз решил благословить своего учителя на новый подвиг, и обратился к собранию:
- Православные русские люди! - сказал он. - Ныне совершаются торжественные празднования в честь Казанской иконы Божией Матери во всей России, а особенно - в Казани - в женском монастыре - месте явления Чудотворной иконы, в С.-Петербурге - в Казанском соборе, в Москве - в Казанском соборе. Праздник этот - исключительный, не церковный только, но и гражданский день, неприсутственный и неучебный во всей России; в честь Казанской иконы Б.[ожией] М.[атери] русским народом созданы величественные монастыри (есть даже и в Харьковской епархии - Высочиновский); соборы, церкви, приделы, часовни... Что это значит? Это значит, что через Казанскую икону Б.[ожией] Матери Господь обильно излил свои благодеяния и до сих пор не перестает изливать их на русских людей, на русское царство... Где же теперь находится эта святыня всероссийская, всенародная? Ее нет; злыми людьми она похищена три года тому назад. Известие об этом в свое время опечалило всех благочестивых русских людей. Чем? Бриллиантов жаль? Камней драгоценных? Нет, икона сияла чудотворениями и тогда, когда на ней еще не было ни одного бриллианта, ни одного драгоценного камешка. Да кроме того щедрые руки русских благочестивых людей скоро украсили бы эту дивную святыню и новыми драгоценными камнями, новыми бриллиантами. Страшен был самый смысл этого прискорбного события.
История учит нас, что пред гибелью царств, пред утратой народами их политической самостоятельности Господь прежде всего лишал их своих великих святынь. Так, у евреев, пред их пленением и отведением в Вавилон, сразу исчезли все их святыни: ковчег Завета, скрижали закона, сосуд с манной, жезл Аарона прозябший! Спросите у современных нам евреев: где их предки девали эти святыни и когда они их лишились? У греков были редкие и дивные святыни: подлинный крест, на котором был распят Спаситель и который обретен св. Еленою, убрус с Нерукотворенным образом Спасителя, риза Богоматери, гвозди, которыми были прибиты ко кресту пречистые руки Господа... Где эти святыни? Их лишились греки вместе с утратой своей политической самостоятельности. Грузин вспомните... И у них были чудные христианские святыни. Достаточно назвать один хитон Спасителя. А где он? Когда его лишились грузины?
А у нас за исчезновением св. Казанской иконы Божией Матери какое горе охватило всю Россию - революция! Сколько крови пролито? Сколько дорогих жизней отнято? Сколько вдов и сирот оставлено? Неужели мы не видим угрожающего нам перста Божия? Подумаем об этом. Всмотримся внимательно в то, что у нас делается, и куда мы идем... За благочестие и веру наших предков к нам Господь милостив, и мы можем питать надежду, что Он не прогневается на нас до конца, что Он еще только предостерегает нас роковыми знамениями, но еще не карает окончательно. Безгранично тяжело становится на душе при одной мысли о похищении чудотворной Каз.[анской] иконы Б.[ожией] Матери. Но утешение мы можем получить в вере, что благость Божия и любовь Царицы Небесной изливаются на наше Отечество в незаслуженном нами изобилии. Мы лишились святыни; но сколько копий ее прославлено не меньшим количеством чудотворений, чем и подлинная икона? Нет города, в котором бы не было чудотворной или, по крайней мере, особо чтимой копии Каз.[анской] иконы Б.[ожией] Матери. А сколько есть еще других чудотворных икон той же Небесной Заступницы нашей - Иверская, Владимирская, Смоленская, Тихвинская, Печерская, Черниговская, Утоли моя печали, Всех скорбящих радости, Нерушимой стены, Неопалимой Купины... Да возможно ли их все перечесть? Как звезды небесные они сияют по всему обширному Отечеству нашему - по городам и селениям. Вот и в нашем городе есть две иконы Божией Матери, прославленные обильными чудотворениями, - Елецкая и Озерянская.
Достопочтеннейший А.С! Мы знаем, какую веру и какое благоговение Вы питаете к Матери Божией, теплой Ходатайнице нашей пред Богом. Припомните, что Вы говорили нам, приглашая нас принять участие в молитве в день Покрова Пресв.[ятой] Богородицы. После этого Вы поймете, почему именно Ваши единомышленники и друзья - члены Харьк. Союза Русского Народа - избрали именно этот св. образ Б.[ожией] Матери для благословения Вам на великое Государево дело. Примите же его с любовью после нашей молитвы пред ним о Вашем здравии. Заступница усердная да охраняет Вас на всех путях Ваших...
Так закончил свою речь от.[ец] Тимофей и благословил св. иконой народного избранника, смиренно преклонившего колени пред честным образом Покровительницы Земли Русской.
Разоблачившись, прот. Т. И. Буткевич занял председательское кресло, объявил Торжественное заседание открытым и предоставил первое слово председателю X.С.Р.Н. Григорию Константиновичу Уткину [3], сказавшему небольшую, но прочувствованную приветственную речь. Вот она:
Дорогой и глубокоуважаемый Андрей Сергеевич!
В настоящий исторический момент С.Р.Н. переживает события чрезвычайной важности. Еще 5 лет тому назад Вы, Андрей Сергеевич, как бы предвидя все великие события, какие постигли Россию в 1905 и 1906 г., организовали кружок русских людей, сплотившихся под знаменем: Православие, Самодержавие, Народность. Не буду указывать на те трудности и гонения, какие претерпела небольшая группа лиц, смело отстаивавших свои святыни. Все это еще живо в памяти у нас. Но с Вами, Андрей Сергеевич, никакие невзгоды страшны не были. День за днем Ваши смелые и правдивые воззрения все более и более завоевывали души істинно-русских людей. Ваша громкая проповедь облетала всю Русь и везде находила себе живой отклик. На Ваш призыв все те, в ком билось еще русское сердце, стали собираться и устраивать Союз Русского Народа, сознавая, что в единении сила.Теперь Вы, Андрей Сергеевич, волей Господа Бога вступаете на новое поле деятельности. Теперь Вы, как депутат Думы, призванный Государем Императором, так же смело и твердо будете отстаивать интересы нашей Родины пред натиском ужасной гидры, именуемой революцией. Как нам ни тяжело расстаться с нашим дорогим руководителем столь великого дела, но мы чувствуем, что Ваша работа там - в Государственной Думе, еще более будет нужна, чем здесь. Да поможет же Вам Господь Бог и укрепит Вас в Вашем трудном и великом деле. Мы же с чувством глубокого волнения будем переживать те минуты, когда Ваша речь станет раздаваться в стенах Государственной Думы, и своими мыслями и сердцем будем всегда с Вами!
Глубокая искренность и задушевность этой речи видимо вполне гармонировали с настроением Собрания, восторженно ее одобрившего.
Затем от лица Русского Собрания выступил старейший сотрудник проф. Вязигина по этому обществу проф. Я. А. Денисов [4]со следующим приветствием вновь избранному члену Государственной Думы:
Дорогой Андрей Сергеевич! Не с кликами торжества, не с ликованием по поводу блестящей победы, одержанной над противниками, а с тяжелым сердцем отпускает Вас ныне Харьковское Русское Собрание в стены Таврического дворца.
Ни для кого ведь не тайна, что в лице Вашем мы теряем и своего зодчего, и своего первого работника, который, не покладая рук, и сам трудился над постройкой общего нам здания и нас всех увлекал своим примером.
Вместе с тем мы ясно понимаем, как много нам остается доделывать и как далеки мы еще от поставленной желанной цели, когда творческие начала, положенные нашим Собранием во главу угла своей храмины, проникнут в сознание и сделаются неотъемлемым духовным достоянием каждого русского человека.
Единственным нашим утешением при расставании с Вами служит мысль, что теперь Вас ожидает новое безконечно широкое поприще, вполне достойное Вас, на котором найдут себе применение и Ваши богатые дарования и неистощимая трудоспособность, и врожденное Вам чувство меры, и обширная ученость в области исторических знаний, и приобретенный Вами жизненный и политический опыт.
Да удесятерит же Господь Вседержитель Ваши силы на благо Родины и на радость всем нам. Да ниспошлет Он Вам крепость душевную и телесную и да возвратит Он Вас здравым и невредимым в среду любящих и почитающих Вас сограждан, по исполнении той высокой чреды, на которую Вы ныне призываетесь
А как наказ для руководства в Вашей будущей деятельности в Государственной Думе мы просим принять вот это Св. Евангелие.
При этих словах оратор передал проф. Вязигину превосходно переплетенный том Нового Завета.
После этих приветственных речей председатель предоставил слово представителю граждан г. Харькова, очень любимому и уважаемому согражданами, - городскому судье Ивану Михайловичу Бич-Лубенскому [5], одному из выборщиков по спискам X.С.Р.Н.
«Много раз порывался я, сказал он, прийти поблагодарить вас за оказанное мне вами доверие при трех выборах в Государственную Думу, но обилие всяких служебных и общественных занятий и повседневных забот мешали этому. Сегодня же, в день нашего общего праздника, душа разгорелась, не стерпела, и вот я с вами, чтоб поздравить дорогого Андрея Сергеевича и вас с победой. Победа ваша не в одном том, что на выборах по г. Харькову нам удалось провести союзный список выборщиков; а на выборах в Государеву Думу избрать членом ее нашего дорогого и уважаемого Андрея Сергеевича. Победа в том, что работа Андрея Сергеевича и созданных им Русского Собрания и Союза Русского Народа над закреплением русских национальных начал приковала к себе внимание населения всей губернии, вызвала сочувствие, и результат этого сочувствия выразился в избрании населением уездов выборщиками если и не единомышленников ваших, то лиц, во многом разделяющих вашу программу, - людей, в груди которых бьется русское сердце и которые рано или поздно будут здесь - вместе с вами.
Это не все: после выборов было чествование новых членов Государственной Думы, на этом чествовании один из выборщиков, заканчивая свою речь, сказал следующее: «Гг. члены Государственной Думы, мы убеждены, что вы неусыпно будете работать на благо Родины, но помните наш завет: «как бы вы ни работали, помните - не отдавайте ни одной пяди русской земли ни внешним, ни внутренним врагам». На слова эти собрание ответило бурным «ура» и нашим гимном, повторенным без перерыва много раз. Когда общий восторг несколько стих, раздался голос: «Господа, члены Думы, у нас нет вам другого наказа, как тот, что вы только что слышали: «Боже, Царя храни». (Здесь речь оратора прерывают бурные рукоплескания, громовые раскаты «ура» и пение гимна).
И там слова эти вызвали такой же взрыв энтузиазма и ура, и гимн, повторенный много раз. Вот какой наказ получили и приняли наши избранники, вот какой ответ земских людей прозвучал на призыв Русского Собрания и Союза Русского Народа, созданных Андреем Сергеевичем. Поклон ему за это.
Держитесь же крепко друг за друга, чтоб не на одних только выборах в Государственную Думу, а во всяком общественном деле Союз мог сказать: «Стой, красноглазые, ни одной мирской копейки больше в ваши дырявые карманы не попадет!
Кто нашего Царя и Родины чурается и служить им по присяге верой и правдой не хочет, тому не место за нашим столом». И слово то будет властно.
В добрый же час, друзья мои, стойте крепко под святым знаменем: «За Веру, Царя и Отечество».
И доколе наш завет будем свято хранить -
Нашей Руси родной никому не сломить.
И не будет тогда в мире царства сильней;
И народы придут и поклонятся ей.
Простое и сердечное слово Ивана Михайловича вызвало восторженную овацию со стороны собрания и неоднократно прерывалось пением народного гимна.
Председатель провозгласил очередь отца Петра Скубачевского, который обратившись к чествуемому, сказал следующее:
Дорогой наш собрат, наш союзник
Андрей Сергеевич!
Радуется ныне, ликует Харьковский Союз Русского Народа - и радость его чиста, светла, чужда злорадства и даже тени вражды к тем, которые нас считают своими врагами, но которых мы считаем своими заблудшими братьями; они обозвали нас Черной сотней, в своей злобе желая оттенить ту мысль, что под наше знамя пошел простой народ, живущий тяжелым, черным трудом, не имевший счастья родиться в палатах белокаменных... И мы не отрекаемся от этого народа, он дорог нам и, слившись с ним в чувстве братской любви, мы принимаем название - Черная сотня... Да, мы - Черная сотня!.. И радуется, ликует теперь Черная сотня! Чувствует она, что крепнет не по дням, а по часам! Радуется потому, что рассеивается тот мрак лжи, клеветы и инсинуаций, которым окутали русских людей кадетствующая интеллигенция и продажная печать! Многие уже поняли, что мы не темная сила, желающая поворотить колесо русской истории назад, а что мы прежде всего русские люди, оскорбленные до глубины души в своих священнейших чувствах - любви к Церкви Православной, Царю Самодержавному и нашей несчастной Родине! Многие поняли, что мы не приверженцы старого режима, приведшего нашу Родину на край гибели, а сторонники самых широких реформ, но в русском духе, без нарушения исконных устоев, на которых строилась и крепла Русская земля! Многие поняли это, присоединились к нам и обеспечили нам победу на выборах... Успех наш, нравственный успех - громадный!..
Но этот успех возможен был только потому, что во главе нашей патриотической организации стал человек мужества непоколебимого, с русской душой, поборник свободы в самом благородном значении этого слова, любящий страстно свою Родину, верящий в ее самобытное развитие, в ее могущество, в ее будущую славу! Дорогой Андрей Сергеевич! Я знаю, Вы не любите похвал; но в настоящую торжественную минуту долг мне повелевает говорить чистую правду: таким человеком, таким мужественным нашим вождем являетесь Вы! Ваша жизнь, Ваши труды на пользу Родины свидетельствуют, что я говорю правду! Да, мы помним дни харьковской революции, когда «сознательные товарищи» захватили у нас власть и стали командовать городом... Мы помним, как цвет российской интеллигенции позорно склонил свои интеллигентные головы пред этой мнимой силой и готов был признать ее вершителем судеб России!..
В это время громко раздался Ваш голос, призывавший всех честных русских людей объединиться на защиту попранных прав русского народа, на защиту его святынь: Веры Православной, Царя Самодержавного, как выразителя высшей правды, и Русской Народности! И откликнулись на Ваш благородный призыв все русские люди, не утерявшие любви к своей несчастной, истерзанной, опозоренной Матери-Родине! Откликнулись на Ваш призыв те немногие из интеллигенции, которые не струсили пред грубой и нахальной силой! Тысячами откликнулись те из народа, которые не пошли на посулы обманщиков, желавших в крови междуусобия утопить Родину, которые не желали стать холопами инородцев, а желали быть честными, свободными русскими людьми, хозяевами в своей родной земле! Они: окружили Вас и под священным знаменем, которое подняли Вы, поклялись лучше умереть, чем видеть позор своей Родины, видеть попранными свои святыни!..
С восторгом они внимали Вашим речам, в которых сказывалась русская душа, и вступили в упорную борьбу с теми, кто готов был продать Россию! И решили они во что бы то ни было добиться того, чтобы Ваши речи, полные страстной любви к Родине, раздавались не здесь только, в Харькове, но и там, в столице, под сводами Таврического дворца. Три раза они ходили на выборы, объединенные любовью к вам, своему знаменоносцу, и наконец одержали победу! Ликует теперь Черная сотня! От г. Харькова в Государственную Думу идет ее представитель, ее любимец, ее вождь!
Дорогой Андрей Сергеевич! Черная сотня не дает Вам никакого наказа. Она знает, что Вы мужественно будете стоять за святыни, начертанные на ее знамени: Веры Православной, Царского Самодержавия и Русской Народности! Верим мы, что когда гг. парламентаристы вздумают надеть на русский народ ярмо парламентаризма, Вы со всей мощью своего слова, со всем пылом своей любви к меньшему брату, станете на защиту бедного русского люда! За Ваши труды, за Вашу любовь к Родине и бедному люду от Черной сотни Вам, дорогой Андрей Сергеевич, глубокий поклон.
Еще одна просьба к Вам, Андрей Сергеевич, от Черной сотни. Если удостоит Вас Господь в ряду других избранников народа предстать пред светлые царские очи, вспомните Черную сотню, вспомните, как она любит, обожает Царя-Батюшку, Великого страдальца за землю русскую, и поклонитесь Царю, земно поклонитесь, страданию Его за нашу несчастную Родину поклонитесь!
Да хранит же Вас Господь и Пречистая Богородица!
Любовь наша будет с Вами; мы будем молиться за Вас!
Отца Петра сменили представительницы русских женщин, причем А.Г. Троицкая от лица их произнесла следующее трогательное по своей задушевности приветствие:
Глубокоуважаемый Андрей Сергеевич!
Позвольте мне сказать Вам несколько слов от лица русских женщин, собравшихся здесь чествовать своего дорогого учителя. Прославлять Вас лично, восхвалять Ваши дела и заслуги пред Родиной и народом мы не будем!
Все мы знаем, что «свои труды, надежды, помышления» Вы отдали Отчизне дорогой. Как народному избраннику, гражданину-патриоту в этот знаменательный день, благословляя Вас на великий подвиг служения народу, мы, русские женщины, можем сказать Вам только одно: Смело! с Богом! спешите, куда зовет Вас «подвиг благородный»! Туда... к Царю, и там «в столице шумной», перед лицом других избранников народных, поведайте всем, как исстрадалась Русь родная, как жаждает она света, правды, обновленья и примиренья. Скажите, что все мы, русские люди, не в силах уж больше терпеть обид, горя и позора, укажите им, как говорил Минин: «на слезы, на все слезы, что льются по лицу Руси широкой; на слезы Новгородские, Псковские, с Оки и Клязьмы, с Дона и Москвы, от Камы до Невы глубокой». И пусть слова ваши, как Божий гром, гремят по всей стране из края - в край, «рвут сердца, всем душу жгут огнем и слабый дух на подвиг утверждают. Восстань за Русь - на то есть воля Божья»!
После речи А.Г. Троицкой г-жа И. Бабенко поднесла от имени русских женщин шейный образок с изображением Св. Великомученика Георгия и надписью: «спаси и сохрани», сопровождая свое подношение следующим безыскусственным стихотворением:
Ты прими сей образ
От сердец простых!
В сих сердцах таится
Много чувств святых!
Будем мы молиться,
Матерь Божию просить,
Чтоб Она тебя хранила
От напастей злых!..
Русских женщин сменили русские студенты, т. е. те, которым утрата проф. А.С. Вязигина должна быть особенно тяжела, так как в наше время каждый рядовой работник науки дорог, не говоря уж о таком ученом, как новый народный избранник. Первым от лица студентов выступил г. Кокорев.
Глубокоуважаемый профессор! - начал он. - Несмотря на обстановку разлуки, на тяжелые минуты расставанья, эти мгновения мы можем считать рождением первого академического празднества. Ваше отсутствие в здешнем университете означает для нас деятельность там, где Вас ценят как профессора и как человека. Мы говорим о предстоящей деятельности Вашей в Государственной Думе, на обязанности которой лежит прежде всего выработать новые рамки течения научной мысли - без предвзятых тенденций, без перевеса над действительным знанием личных качеств, приязно-необходимых тем, для кого смысл профессорского служения заключается в фразе, сказанной с высоты подмостков аудитории. Наука не терпит фразерства, доставляя жалкую роль политиканствующим ординарным и экстраординарным, боящимся мнения студенчества, давно потерявшего смысл своих речей, боящимся своих тщательно замаскированных, но плохо прикрытых инстинктов, - обывателя на кафедре. Nominasunt odiosa, но и без фамилий мы знаем этих «мужей совета». Нам, профессор, необходимо неподдельное высшее образование, без которого не имеет полной цены среднешкольное; оно необходимо для сознания, а не безсмысленного заучивания терминов политической веры, данной нам историей, - страданьями наших предков. Вам мы вручаем судьбу грядущих поколений, которым, надеемся, удастся пройти уже здоровую школу долга и правды, где будут учить презренью к громким словам и минутному успеху, этим кумирам недавно окончившихся дней. Последним Русская Дума не позволит вернуться в обманчивой мишуре космополитизма, и Вас, - борца за национальный идеал чести «да будет мне стыдно», - мы назовем виновником этого, теперь лишь желаемого успеха...
Затем говорил студент-технолог В. Н. Станков:
Уважаемый профессор!
Позвольте и нам, Вашим младшим товарищам - студентам, присоединить и наш голос к числу тех, кто так искренно радуется Вашему избранию в помощники Русского Государя.
Мы переживали и переживаем такое печальное время, что и вера, и патриотизм, и все святое перестало цениться. Мы переживаем тот ужасный период, когда наша Родина-мать, обезславленная, израненная, смотрит с мольбой и надеждой на Единого Помощника. Еще не так давно казалось, что темные силы нашей русской действительности возьмут верх и сломят те основы, благодаря которым только держалось и держится Русское Государство.
Но вот несколько смелых борцов, представителей лучшей части нашего мыслящего общества, выступило на защиту идей русской государственности.
К числу самых первых борцов принадлежали и Вы, уважаемый профессор! Ваша неустанная энергия, Ваше презрение к угрозам, столь щедро расточаемым Вам нашими «товарищами», сделали то, что малочисленное вначале «Русское Собрание» разрослось ныне в грозную армию поборников народных идеалов. Выроненный Россией меч могущества, видим, поднимается ее верными сынами, каким являетесь Вы, раны ее залечиваются, одежды надеваются праздничные.
Но мы, студенты, рады особенно избранию Вашему в Государственную Думу. Мы боялись того, что в Думу вновь будет избран один из тех, кто приведет и отдаст нас, своих сыновей, в кабалу хищных инородцев и безжалостных тиранов, капиталистов. Но этого не случилось.
И мы верим, мы глубоко верим в то, что люди, подобные Вам, профессор, сумеют отстоять нас, Ваших детей, от порабощения и что они сумеют передать нам, молодому поколению, нашу дорогую Родину еще более могучей, еще более великой и еще более славной!
После этих речей, характеризующих главным образом самих представителей студенчества, говорили от рабочих гг. Наливайко и Коняев.
В их речах красной нитью проходило глубокое упование на то, что наконец-то население вверяет свою судьбу истинно достойному, постоянной заботой коего было улучшение положения трудящегося класса, тех маленьких людей, положение которых всегда незавидно, которые больше всех нуждаются в защите их интересов и которые постоянно находили защитника в лице проф. А.С. Вязигина.
Много было сказано в этот вечер задушевных речей гг. членами Союза, хоть и не явившимися представителями отдельных групп, но изливавшими, так сказать, одушевляющие их чувства, их стремления и надежды; особенно выделялись из этих речей речи гласного Харьковской городской думы В.Ф. Колодяжного и члена Совета Союза Ив.Д. Бабенко. Вот что сказал В.Ф. Колодяжный.
Глубокоуважаемый Андрей Сергеевич!
Здесь так много было высказано Вам приветствий, что едва ли можно к ним что-либо прибавить. С своей стороны позвольте выразить пожелание, чтобы Вами были затронуты наболевшие вопросы, волнующие в настоящее неустойчивое время всех и каждого, - о подрастающем поколении.
Вы посмотрите, на что похожи наши школы, каких они дают учеников? Дети разнузданы, не почитают родных, не уважают старших, на улице ходят с папиросами в зубах, от них нередко слышится площадная брань, религиозное настроение у них вышибается изгнанием Закона Божия из преподавания или же изложением его на свой лад освободительными батюшками.
А что делается в средних мужских и женских учебных заведениях? Химические и другие обструкции, бойкоты и прочие прелести современного движения. Душа разрывается от этих милых занятий!
Что можно сказать об университетах, которые из храмов науки превратились в очаги революции, склады бомб и других продуктов освободительного движения? Митинги и политика вытравили знание из этих будущих граждан, долженствующих решать судьбу России. Потерявши знания в ничегонеделании, они стремятся получить дипломы, угрожая независимым профессорам разной мерзостью, вплоть до убийства, если им не будут поставлены хорошие отметки.
Может ли и дальше продолжаться такое безотрадное, безысходное положение? Нет, оно должно быть прекращено... и если Вам удастся остановить эту вакханалию, сколько польется благодарности и признательности от несчастных отцов, матерей, сестер, братьев и самих учащихся, которые действительно хотят учиться, но которым не дают этого их сознательные товарищи.
Мы бы желали и просили Вас отстаивать в Государственной Думе истинную свободу, а не ту свободу, которая царила вообще на Руси со времени знаменитого забастовочно-баррикадного движения и отчасти у нас в Харькове, где мы были живыми свидетелями грубовозмутительных сцен озверелой толпы. Как на пример укажу на присутствующего здесь глубокоуважаемого выборщика Дмитрия Петровича Леонова, который по своему мягкому характеру и природной сердечной доброте едва ли имеет врагов. Но достаточно было ему встретиться с этой озверелой толпой с красным флагом, чтобы она его избила до полусмерти, проломила голову и во славу освободительного движения ограбила находившуюся при нем крупную сумму денег. И за что же? Только за то, что он иначе мыслит, чем эта толпа.
Избавьте же нас от такой свободы!
Добрый час вам в путь-дорогу!
И.Д. Бабенко не касался общегосударственных вопросов, он просто излил одушевлявшие Собрание чувства и указал в своей речи на ту сторону деятельности проф. А.С. Вязигина, которая была мало оттенена предшествующими ораторами.
- Дорогой наш профессор, Андрей Сергеевич! - начал г. Бабенко. Сей день - великий день. Он является для нас, русских людей, желанным днем, потому что мы все, русские люди, глубоко уважаем Вас за Ваши истинно христианские убеждения, которые и побудили всех нас воедино собраться в этом здании, в этой аудитории нашего народного университета, в этом храме науки, в котором Вы неоднократно поучали нас быть верными своему долгу, быть честными исполнителями всех русских заветов христианской добродетели. Мы все, русские люди благодарим Вас за Ваши неустанные труды, и за Ваш высокий подвиг, которым Вы подвизались для благополучия дорогой нашей Отчизны. Все Ваши драгоценные поучения, которыми Вы делились с нами, надолго останутся в наших сердцах; мы все, как послушные дети, следовали за Вами, как одна семья, унося из этой аудитории самые чудные воспоминания; мы все, объединенные Вами, жили вместе, питаясь самыми лучшими надеждами будущего, и ныне мы собрались сюда, чтобы излить свои чувства благодарности собственно Вам, дорогой наш учитель -Андрей Сергеевич! Мы приносим Вам глубочайший привет и добрые наши душевные и сердечные пожелания, Вы наш отец, и мы любим вас, как дети. Вы для нас родной и дорогой человек! Мы всегда благословляем Вас в душе, и будем молиться Господу во дни и в нощи, чтобы Он, Великий Создатель, хранил бы Вашу жизнь на многие лета. Да благословит Он Вас на Вашем новом поприще, и даст Вам силу и мужество мирно и спокойно исполнять свой долг, для чего Вы призваны нашим дорогим Монархом и Отцом всей русской земли! Да благословит Вас Матерь Божия на доброе дело. Да здравствует наш дорогой Монарх и с ним Его драгоценная семья! Да здравствуете и Вы, на радость нам, дорогой наш Андрей Сергеевич, на многие лета!
В ответ на все эти речи скромный, как всегда, в оценке своих трудов и заслуг Андрей Сергеевич сказал только следующее:
- Земно кланяюсь моей дорогой Харьковской Черной сотне и сердечно благодарю ее за благословение, молитвенное напутствие и добрые пожелания. Вы приписали мне слишком много, позабыв русскую пословицу: «один в поле не воин». Что бы я мог сделать, не имея вашей постоянной и неизменной поддержки?
Много испытаний мы вместе пережили с той поры, как начали нашу совместную деятельность, и горсть верных собиралась в соседней комнате еще в то время, когда кругом бушевало революционно-освободительное движение, когда на кресте Божьего храма развевалась красная тряпка, а в храме науки устроили баррикады темные силы, враги русского народа и его заветных святынь. Дружными усилиями, непрерывной борьбой за правду мы завоевали в Харькове совершенно особое положение, доказали свою стойкость, заставили с собой считаться и, наконец, одержали избирательную победу и притом в той среде, где у нас меньше всего членов. Я убежден, что и по второму съезду успех остался бы на нашей стороне, если бы все русские избиратели исполнили свой долг перед Богом, Царем и родным народом. Но еще очень многие не прониклись сознанием необходимости отстаивать каждому общественный мир и устои России, не пуская в Таврический дворец еврейских прислужников, сеятелей смуты, врагов порядка и законности. Меньше всего отрезвление коснулось рабочей среды, которая в сущности осталась без представителя, ибо теперешний избранник социал-демократической партии не будет по совести защищать интересы трудового люда, но действовать по партийной указке. Вообще «маленькие люди» в Думе нуждаются в особой защите, ибо «сильные» сами за себя постоят и себя в обиду не дадут, тогда как «слабые», только объединившись, могут составить могучую силу. Поэтому продолжайте начатое дело сплочения и объединения русских жителей Харьковской губернии, цепко держитесь за достигнутое и притягивайте к себе новых и новых единомышленников. Помните, что вражды и распрей не любит Бог, и Его благословение почиет на сынах мира. Неустанно работайте над общим делом - ростом и укреплением русского самосознания, всегда и везде исповедуя верность Св. Православной Церкви, Самодержавному Царю и интересам русского народа. Этим вы поможете своему избраннику свято выполнить принятый им на себя долг - отстаивать русскую правду и интересы угнетаемых ныне инородцами маленьких русских людей - рабочих, крестьян и всех труждающихся и обремененных.
Этим вы мне придадите и сил и бодрости в трудном деле, на которое мне приходится идти по воле Божьей. Меня вы отсылаете на далекий север, на службу царскую, зная мои взгляды и убеждения. Значит, говорить мне о них, делать вам «посулы» нечего. Могу сказать только одно, что и перед Царским Престолом, как и здесь, «крепкой правдой постою»!
В ответ на эту речь любимого вождя и учителя Собрание устроило ему бурную овацию. Во время устроенного затем председателем Собрания 20-минутного перерыва проф. Вязигин все время был окружен огромной толпой членов Союза и гостей, по преимуществу простого народа, и когда один член Русского Собрания стал их уговаривать разойтись и дать отдохнуть Андрею Сергеевичу, какой-то по виду ремесленник недовольно отозвался: «Да дайте нам хоть посмотреть-то на него последний раз!»... Пришлось покориться.
После перерыва председательствующий довел до сведения собрания, что получена масса приветственных телеграмм со всех концов России, но А. С. ввиду позднего времени просил не оглашать их. После этого проф. Я. А. Денисов прочел стихотворение «Народному Избраннику».
Вот оно:
Ты в храм идешь, к живому соучастью
в святых трудах, намеченный толпой.
Иди ж туда, как ты идешь к Причастью:
правдив и чист, со страхом и мольбой.
Священный стяг величья, славы, счастья
земли родной держа перед собой,
иди вперед разумный, чуждый страсти,
творя добро и с злом вступая в бой.
Блюди и чти обычай предков славный:
держись Царя и Веры православной
и крепко стой за Русь, за нашу мать!
Узакони разумную свободу,
и мир, и труд, и правду дай народу -
и будет он твой труд благословлять.
После него читала стихи А. Г. Троицкая (стих. А. Плещеева «Вперед! без страха и сомненья»)...
Наконец, И. А. Аносов [6]прочел следующее свое стихотворение, посвященное им А. С. Вязигину и озаглавленное:
ВОЖДЮ
Была пора, и подлый враг
В чаду слепого озлобленья
Чернил твой каждый смелый шаг,
Грозил невзгодами отмщенья!..
На смену дням бежали дни -
Враги злорадно ликовали...
Но день настал, - и вот они, -
Теперь уже они - в печали!
И этот день, как все, пройдет...
И много в будущем, быть может,
Таится горя и невзгод...
Но нас сомненье не тревожит:
Укор толпы, укор людей
Души высокой не печалит!
Пускай шумит волна морей, -
Утес гранитный не повалит!..
Чтение этих стихотворений вызвало шумное одобрение Собрания, достигшее своего апогея, когда, в заключение, Андрею Сергеевичу был поднесен от имени союзников его большой фотографический портрет. Вся масса лиц, присутствовавших на заседании, вдруг заволновалась как море, и председатель, водворив по возможности порядок, объявил заседание закрытым. После пения молитв и народного гимна ничем более не сдерживаемая народная волна «хлынула на эстраду и на руках хотела нести своего любимого руководителя. С большим трудом удалось отговорить союзников от этого намерения, и долго даже по отбытии профессора из дворянского собрания у входа все еще раздавались восторженные клики «ура», благословения и сердечные пожелания.
Примечания:
[1]Буткевич Тимофей Иванович(1854-1925) - протоиерей, профессор богословия Харьковского университета, член Государственного Совета, активный участник монархического движения.
[2]Скубачевский Петр Николаевич(1864-не ранее 1919) - протоиерей, один из организаторов Харьковского Отдела Союза Русского Народа, вошел в состав Совета СРН, а также стал председателем просветительной комиссии отдела. Непрерывно трудился в «Кружке ревнителей святой православной веры» при Харьковском Обществе русских людей.
[3]Уткин Григорий Константинович(1839-12.09.1911)- купец, потомственный почетный гражданин, гласный Харьковской городской думы, председатель Харьковского Отдела Союза Русского Народа.
[4]Денисов Яков Андреевич (1862-11[24].10.1919) - ординарный профессор Харьковского ун-та, один из учредителей и активных деятелей Харьковского отдела Русского Собрания (ХОРС). Оказался вместе с А.С.Вязигиным в числе тех лиц, которые при отступлении большевиков из Харькова, были взяты в качестве заложников. Вместе со своим другом-профессором он с достоинством и мужеством прошёл весь путь до конца. И был застрелен (или зарублен) в Орле в ночь с 23 на 24 сентября 1919 г.
[5]Бич-Лубенский Иван Михайлович(1867-1920) - почетный мировой судья, один из активных деятелей Союза Русского Народа в Харькове. В сентябре 1914 г. избран городским головой г. Харькова, но уже в октябре отказался от должности. До 1917 г. оставался председателем Харьковского съезда мировых судей. Член Всероссийского Церковного собора. Расстрелян ЧК в Крыму.
[6]Аносов Иван А.- поэт, публицист, критик, активный деятель Союза Русского Народа в Харькове и других правых организаций. Редактор еженедельной газеты «Черная сотня», органа Харьковского Отдела Союза Русского Народа (1907 г.).