itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Переживаемое время ...требует широких полномочий для епископа Царицынского»

Об организации Царицынской епархии во главе с епископом Дамианом (1918-1919 гг.)

0
999
Время на чтение 29 минут

К 100-летию создания Царицынской (Сталинградской - Волгоградской) епархии: о сложном и трудном пути её возникновения

Вводная статья

Вопрос об учреждении Царицынской епархии и дате её образования остаётся во многом непрояснённым и неразрешённым. В отдельных исследованиях эта тема освещается вскользь и невнятно[1]. В «Православной энциклопедии» утверждается, что епархия была «учреждена в 1918 г. решением Патриарха Тихона и Синода в границах формировавшейся Царицынской губернии. Первым Царицынским архиереем был назначен бывший викарий Саратовской епархии Петровский епископ Дамиан (Говоров)»[2]. Но уточняющие детали не указываются. Причина этой неопределённости и умолчания, при отсутствии конкретных фактов и объяснений проста: историки не могли предъявить никакого официального документа, подтверждающего образование епархии в 1918 г. Отдельные соображения можно найти только в статье историка А.И. Мраморнова[3], знакомого с нижеприводимыми архивными документами, но не занимавшегося специально и отдельно темой образования Царицынской епархии.

Поэтому возникают закономерные вопросы: чьим решением, кем, когда и как была образована новая епархия - одномоментно или растяжимо во времени, в каких территориальных рамках и каком статусе? В предлагаемой статье и публикации документов предпринимается попытка дать ответы на указанные вопросы.

Формально оставаясь в церковном отношении викариатством, Царицын и Царицынский уезд имели объективные предпосылки к выделению в отдельную самостоятельную епархию.

Саратовский архиерей епископ Досифей (Протопопов), бывший Саратовским и Царицынским по именованию и должности, не мог часто бывать в Царицыне и управлял церковной жизнью города дистанционно, находясь в Саратове. Обстановка в Царицыне была такой, что здесь органы советской власти ещё не приступили к полномасштабной реализации декрета об отделении церкви от государства и сокращение проявлений церковной жизни носило ограниченный характер, хотя репрессиям уже подверглись отдельные священнослужители. Проведение декрета в жизнь тормозилось неустойчивым военным положением Царицына, находящимся в кольце белогвардейских фронтов. Наиболее остро в городе ощущалась проблема дезорганизации церковной жизни и управления. Для церкви этот вопрос встал во весь рост, поэтому как в Царицыне, так и у епархиального архиерея возникло твёрдое намерение разрешить проблему путём организации епархии.

Отдельные материалы и документы из центральных государственных архивов позволяют существенно расширить наше понимание темы и дать ей возможное объяснение. В данной публикации использованы документы из Государственного архива Российской Федерации - из фонда Всероссийского Церковного Поместного Священного Собора (док № 1 и 2). А в Российском Государственном историческом архиве в фонде Канцелярии Патриарха Тихона и Священного Синода имеется дело об учреждении архиерейской кафедры в г. Царицыне (23 августа 1918 г. - 2/15 мая 1919 г.), содержащее переписку между высшей и епархиальной церковными властями, в которой конкретизируются все обстоятельства, приведшие к образованию Царицынской епархии во главе с епископом Дамианом (Говоровым) (док № 3-6)[4].

Для начала необходимо прокомментировать и объяснить сами документы, обстоятельства их составления, вписать их с канву событий того периода и обозначить действующие, а значит обязательные для епархиальных и местных церковных органов распоряжения, постановления и определения Св. Патриарха, Свящ. Синода и Св. Собора.

Ещё в начале 1918 г., в адрес Собора поступали многочисленные заявления от граждан со всей России, выражавших своё отрицательное отношение к декрету СНК об отделении церкви от государства. Одно из таких поступило из Царицына, однозначно осудившее декрет, как посягательство на свободу совести. А в рапорте благочинного высказывалось предложение о выделении Царицына и уезда в отдельное управление епископом.

В своём рапорте (док. № 1) во Всероссийский Поместный Освещённый Собор от 30 марта 1918 г. председатель благочиннического совета г. Царицына прот. Иаков Горохов описывает общую обстановку в Царицыне в первые два месяца после издания известного декрета советской власти, ставящего православное духовенство и верующих города в условия борьбы за выживание Церкви. Он фиксирует отдельные важные события: грандиозный крестный ход, обсуждения и осуждения декрета духовенством и мирянами, возникающие эксцессы со стороны красногвардейцев.

Прот. Горохов указывает, что откровенных насилий над церковью и её служителями в эти первые месяцы не было. Борьба проходила в области идеологии: особенно активную разоблачительную работу проводил городской голова С.К. Минин - путём чтения антирелигиозных лекций и «бросанием грязи в Церковь и духовенство».

Закон Божий ещё сохранялся в школе, но в значительно скомканном и урезанном виде последних уроков занятий. Деятельность сектантов также вносила в религиозную жизнь города и уезда дополнительные трудности.

По словам Горохова, духовенство города не опустило рук: оно организовывало и проводило бесплатные лекции, служения торжественных акафистов, чтение проповедей, критически разбирало лекции Минина. Читались лекции и положительного характера, с организацией общенародного пения. Такие мероприятия проводились еженедельно по воскресеньям и четвергам.

В качестве вывода протоиерей посчитал необходимым указать, что «народ в своей массе находится на распутье», но в большевизме «разочаровался окончательно». Необходимо учение, которое поразило бы народ своей истинностью и светом, а значит - нужно «больше слова и проповеди». И высказал сожаление, что «сейчас в г. Царицыне нет такого Церковного авторитета, который бы заставил и камни заговорить». Нужно организовать и поставить на высоту дело церковного благовестия. У благочиннического Совета на это нет сил. Поэтому: Царицыну «нужен епископ». Иначе «нам, спящим и придет враг рода человеческого и всеет плевелы» (Мф. 13: 25). Главный тезис рапорта прот. Иакова Горохова, остро чувствующего и понимающего духовную жизнь в Царицыне, состоял в том, что нужен церковный авторитет, епископ, нужна церковная власть в тех условиях гражданской и духовной смуты.

К рапорту в адрес Св. Собора благочинный приложил протест граждан - жителей г. Царицына (док. № 2), направленный против изданного Советом Народных Комиссаров декрета об отделении церкви от государства. Протест был подписан многими тысячами православных с указанием имён каждого.

Текст приговора-протеста носит общий характер, без указания конкретных деталей. В нём осуждаются лица, покушающиеся на церковь и возводящие на неё гонения. Как утверждается в приговоре, сам декрет уничтожает свободу совести и делает невозможным существование церквей, церковных учреждений и духовенства. Верующие граждане Царицына не приемлют отобрания церковных имуществ, которые по лукавой формулировке объявляются «народным достоянием», что лишает православных возможности богопочитания. Возмущение вызывает отобрание типографий и невозможность издания священных и богослужебных книг, привлечение священнослужителей к несению общегражданских обязанностей (воинской и др.), отстранение служителей церкви от религиозного воспитания детей и запреты по преподаванию Закона Божия не только в государственных, но и частных школах. И в заключении приговора звучит жёсткое требование: «немедленно требуем отмены этого декрета, как уничтожающего Православную Церковь и ставящего её в положение гонимой со стороны правительства».

Протест граждан города и рапорт благочинного свидетельствуют о серьёзном неблагополучии и дезорганизации в церковной жизни Царицына, о грядущих гонениях и настоятельной потребности в укреплении церковной власти через поставление епископа.

В конце июля 1918 г. вопрос о епископе в Царицыне встал со всей неотвратимой очевидностью. Обсуждения вопроса о церковной самостоятельности Царицына в епархиальном центре, согласованные консультации с царицынцами вылились в рапорт епископа Саратовского и Царицынского Досифея (Протопопова) на имя Патриарха от 24 июля 1918 г. (док. № 3), в котором архиерей обосновывал необходимость перемещения еп. Дамиана в Царицын с целью учреждения епископской кафедры. Саратовский архиерей понимал, что в Царицыне нужен епископ во главе отдельной епархии, и желательно не викарный. Аргументируя это предложение, он указывал на то, что г. Царицын стал торгово-промышленным гигантом Нижнего Поволжья, притягивающим многочисленное население. Здесь, как ранее, так и теперь возникали различные идейные разногласия, религиозные течения сектантства и антицерковной пропаганды - большевика Минина и уклонившегося в ересь бывшего иеромонаха Илиодора (Труфанова). Для борьбы с деятельностью последнего необходимо было отвечать и противодействовать всеми силами Церкви, которая здесь слабо организована. Удалённость Царицына от Саратова, как епархиального центра, осложняла всякие сообщения и взаимодействия. Посему, как посчитал еп. Досифей, паству Царицына должен возглавить епископ. Сам Досифей, именуясь епископом «Саратовским и Царицынским», был не в состоянии посещать Царицын за дальностью и невозможностью совершать поездки.

Еп. Досифей привёл ещё одно объяснение необходимости образования в Царицыне епископской кафедры, а не викариатства: «учреждение новой викариатской кафедры сопряжено с существенными материальными затратами». Поэтому для удовлетворения назревшей в г. Царицыне нужды в епископе приходится остановиться на необходимости перемещения на жительство в г. Царицын одного из имеющихся уже викариев.

В Саратовской епархии было 2 викария: первый викарий, епископ Петровский, имел пребывание в г. Саратове, в Спасо-Преображенском монастыре, а второй викарий, епископ Вольский, в г. Вольске. Поскольку дополнительное третье викариатство Саратовская епархия содержать не сможет, было решено, по согласию, предложить возглавить епископскую кафедру еп. Дамиану.

Еп. Досифей понимал, что проблему Царицынского епископа придётся принять и возложить на плечи Саратовской епархии, путём ослабления епархиальной власти в Саратове - за счёт перемещения Петровского викарного епископа в Царицынское викариатство.

И действительно, мы не имеем данных о создании Царицынского викариатства, а только о перемещении епископа. Сам Дамиан с августа 1918 г. не находился на постоянной основе в Царицыне, а только нечасто приезжал сюда и в основном управлял церковными делами дистанционно.

Несколько слов о формировании Царицынской губернии, которое проходило поэтапно и сложно - от первых упоминаний в приказе по Северо-Кавказскому военному округу от 11 августа 1918 г. и в приказе Военного совета округа 7 сентября того же года об образовании Царицынской губернии в составе четырёх уездов. Во главу угла при организации губернии ставились в первую очередь задачи военно-оборонительные, а в дальнейшем - административные и хозяйственные. Царицын осенью 1918 г. был между восточным и Южным фронтами белогвардейских армий и являлся центром сопротивления и расположения войск Красной армии. Здесь решалась судьба Юга России[5]. Таким образом, обособление Царицына в административном отношении предопределяло и необходимость создания самостоятельного и независимого церковного управления.

На основании двух рапортов епископа Саратовского Досифея, один из которых публикуется (см. док. 3), Святейший Патриарх и Свящ. Синод сентябрьским 1918 г. постановлением распорядились переместить еп. Дамиана в Царицын (док. № 4), освободив его от управления Саратовским Спасо-Преображенским монастырём и о переименовании его в епископа Царицынского. Сам же Досифей именовался теперь епископом Саратовским и Петровским.

Характерно, что в постановлении ни слова не говорится об образовании Царицынского викариатства, решение касается только перемещения еп. Дамиана на жительство в Царицын и переименовании его в Царицынского епископа. Хотя речи о создании отдельной и самостоятельной епископии тоже не идёт. Возможно, по умолчанию предполагалось, что создаётся Царицынская викарная кафедра с викарным епископом.

Еще ранее, 2 (15) апреля 1918 г. Св. Собор принял определение о викарных епископах, в котором ввиду дезорганизации церковного управления и запретительных мер правительства в отношении Церкви и в предупреждение дальнейшего разрушения епархий и управления ими, намечалась линия к сокращению в своих пределах существующих епархий и к постепенному преобразованию существующих викариатств в самостоятельные епархии. Управления в таких викариатствах выстраивалось - под общим руководством епархиального Архиерея и по правилам, установленным Священным Синодом, но на правах самостоятельных Епископов. Тенденция к увеличению доли самостоятельности викарного епископа объяснялась давлением на церковную власть со стороны гражданской власти и невозможностью управлять большими епархиями только из епархиального города[6].

Сам же епископ Дамиан, именовавшийся с сентября 1918 г. викарным епископом Царицынским, не удовлетворяясь существующим положением дел и данными ему полномочиями викарного епископа, направил Св. Патриарху обстоятельный и подробный доклад от 27 апреля (10 мая) 1919 г. (док. № 5), содержание которого изложим близко к тексту епископа.

В докладе он указал на то, что «открытие архиерейской кафедры и пребывание епископа в г. Царицыне - предмет давних желаний клира и мирян этого города и всего уезда». Вопрос о Царицынской кафедре и её самостоятельности - исторически давний и возбуждался ещё бывшим епископом Саратовским Преосвященным Палладием (Добронравовым) (1914-1917).

В пользу широких полномочий для епископа Царицынского говорили доклады благочинного прот. Горохова, доносившего, во-первых, о том, что Совет благочиния не в состоянии управиться с вопросами, диктуемыми кипучей жизнью Царицына и целого края, поэтому необходимо пребывание епископа в городе, его непосредственное участие в делах и руководстве церковной жизнью. «Необходим авторитет епископа», - и для решения текущих вопросов на месте и для сношения с епархиальною властью г. Саратова, чего до сих пор невозможно сделать. Во-вторых, к Царицыну тяготеют как в церковном, так и во всех других отношениях, два округа - Черноярский и Николаевский уезды Астраханской епархии и Камышинский уезд Саратовской епархии, а благочиннический Совет не в состоянии удовлетворять беспрерывным требованиям верующих относительно командировок священно-церковнослужителей на открывшиеся вакансии. Ввиду этого благочинный просил о скорейшем прибытии епископа в г. Царицын.

Епархиальная власть г. Саратова предоставляла еп. Дамиану возможность решения узких и второстепенных вопросов (дела об определении псаломщиков, о пострижении послушниц в монастырях и разрешении браков несовершеннолетним и в степенях родства) - в рамках полномочий викарного епископа. Но полноценное управление Царицынским уездом требовало постоянного присутствия епископа в Царицыне и более широкого круга полномочий, выходящих за рамки викарного.

С определённой долей отчаяния, епископ Дамиан писал в докладной записке: «С такими узкими полномочиями, какими облекает меня епархиальная власть, царицынцы не желают иметь епископа; упомянутые функции можно выполнять мне и в г. Саратове, не оставляя Спасо-Преображенского монастыря. Жизнь в этом крае бьёт бурным ключом, и я без надлежащих полномочий не в состоянии буду проявить никакой инициативы; с первых дней служения создаётся положение безвыходное. По всем вопросам в делах приходских с функциями миссионерскими, просветительными, благотворительными, в делах по всякого рода организациям - коллективам, братствам, попечительствам, в делах по замещению множества священнослужительских вакансий, о чём вопиют верующие по всей епархии, а также в сношениях с гражданским ведомством и пр., - я буду неправомочен, и на все просьбы должен буду говорить: «не имею права». Это поведёт к большим служебным осложнениям и нежелательным трениям между Царицыном и Саратовом, трениям, которые и без того были всегда и ныне существуют».

Исходя из сказанного Дамиан просит Св. Патриарха предоставить ему «как епископу г. Царицына более широких полномочий, по крайней мере в двух уездах - Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском, путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской; остальные вышеупомянутые уезды и округа сами возбудят ходатайство о перечислении их в церковном отношении к Царицыну. В настоящее время сделать это трудно, потому что всякие собрания по уездам запрещены».

И далее указывает ещё несколько веских обстоятельств в пользу открытия самостоятельной кафедры: «1) Отдалённость от Саратова Царицынской территории и затруднительность в путях сообщения, особенно зимою; 2) положение г. Царицына, как крупнейшего торгово-промышленного пункта Юго-Восточной России; здесь металлургический завод с 20 тыс. рабочих, здесь центр всяких религиозных течений; 3) с переименованием Царицына в губернский город, он сделается и центром административным».

Для наглядности к докладу была приложена карта Саратовской епархии и карта с пунктиром предполагаемой территории Царицынской епархии, Однако в архивном деле указанные карты отсутствуют.

Епископ Дамиан предусмотрительно указал на возможные и имеющиеся источники средств на содержание епископа и новообразованных епархиальных учреждений, в числе которых, кроме частных пожертвований, предполагались по постановлению церковных советов отчисления от доходов церквей г. Царицына на сумму не менее 35 тыс. рублей в год, а также отчисления от уездов.

Дамиан рассматривал апрель-май 1919 г. самым благоприятным временем для решения вопроса об открытии Царицынской епархии. Во-первых, православное население было готово понести жертвы на это дело и, во-вторых, светская гражданская власть шла на некоторые уступки: часть помещений Свято-Духовского монастыря местные власти готовы были уступить епископу и его штату священно-церковнослужителям. Особо уступалось помещение для пастырской школы.

Окончательным решением Святейшего Патриарха и Свящ. Синода от 29 апреля (12 мая) 1919 г. (док. № 6) было определено викарному епископу Дамиану «вступить в управление Царицынским уездом на правах полусамостоятельного епархиального Епископа». Постановление принято на основании доклада еп. Дамиана, в котором тот просил «о предоставлении ему, «как Епископу г. Царицына более широких полномочий» в Царицынском, Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском уезде, «путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской». ввиду отдалённости от Саратова.

Патриарх и Св. Синод, признавая обоснованными доводы, изложенные в докладе епископа, посчитали необходимым руководствоваться Соборным определением от 26 июля (8 августа) 1918 г., регламентирующим учреждение новых епархий и викариатств. Порядок образования новых епархий требовал обсуждения на общем собрании выделяющихся в новую епархию уездов. Это общее собрание должно определить, изыскать и указать средства на содержание вновь образуемого епархиального управления. Составленный проект учреждения новой епархии с мнением Архиереев представляется в Высшее Церковное управление, которому предоставлено право учреждать новые епархии. Причём должно быть принимаемо во внимание: а) желание пастырей и пасомых той или иной епархии о выделении в самостоятельную епархию, б) количество приходов (церквей) и монастырей, в) отдалённость от епархиального города, неудобства путей сообщения и обширность территории, г) наличность духовно-учебных заведений, способных обслуживать вновь учреждаемую епархию, д) особенности состава паствы и миссионерско-просветительные нужды края, и е) наличность местных средств для содержания кафедры Архиерея и епархиального управления. Указанные условия служили основанием для положительного решения по открытию епархии[7].

Понимая, что реорганизация епархиальной власти на местах потребует утверждённых решений снизу - из уездов и округов губернских центров, Собор ещё в апреле 1918 г. предусмотрительно издал определение об уездных собраниях, их полномочиях и вопросах, которые после предварительного обсуждения в форме постановлений направляются для рассмотрения Архиерею и Епархиальному собранию. Ведению Уездных Собраний подлежали: «а) предварительное обсуждение дел и вопросов, подлежащих решению на Епархиальном Собрании, б) вопросы, касающиеся религиозной и вообще церковной жизни приходов города, уезда и округа, в частности меры религиозно-нравственного просвещения, борьбы с расколо-сектантством, постановки проповеди»[8] и др.

Общее собрание выделяющихся в новую епархию уездов не проводилось ввиду невозможности собрать всех представителей приходов и благочиний в условиях дезорганизации церковной жизни, отсутствия какого-либо управления в условиях жесточайшей гражданской войны как раз на указанной территории Царицынского и Камышинского уездов. Все требуемые постановлением условия и основания были соблюдены и высказаны в записках еп. Досифея и особенно в докладе еп. Дамиана, кроме одного - общего собрания представителей уездов. По той же причине из списка уездов, которые могли бы войти в новообразуемую епархию были вычеркнуты Камышинский и Балашовский уезды. Поэтому на доклад еп. Дамиана, просившего полной самостоятельности новообразуемой Царицынской епархии, был дан отрицательный ответ.

Как представляется, «полусамостоятельный епископ» по правовому положению занимает место переходное между викарным и епархиальным епископом, между викариатством и самостоятельной епархией-епископией, со всеми вытекающими из этого полномочиями и правами. Деятельность, порядок, права и полномочия епископов полусамостоятельных епархий определялись специальной инструкцией для них, разработанной и утверждённой на Совещании епископов Св. Собора 6 (19) августа 1918 г. (журнал № 35)[9].

Таким образом, обозревая изменения в статусе епархии, видим: постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода о перемещении викарного епископа Дамиана в г. Царицын, изданным в сентябре 1918 г., выделяется отдельное Царицынское викариатство, как отдалённая от Саратова и мало им управляемая часть Саратовской епархии, но во всех действиях подотчётная епархиальному архиерею. А постановлением Патриарха и Синода от 29 апреля (12 мая) 1919 г. устанавливается независимая от Саратовской епархии в управлении, но не разрывающая с ней связи и согласовывающая с ней же свои действия Царицынская полусамостоятельная епархия. Думается, именно это последнее постановление может считаться важнейшим распоряжением высшей церковной власти об учреждении Царицынской епархии в виде и форме «полусамостоятельной епархии», как части епархии под началом уездного епископа, пользующегося известной самостоятельностью в своих действиях внутри подотчётной ему территории. В итоге, процесс создания епархии начавшийся 28 августа 1918 г., завершился 29 апреля (12 мая) 1919 г.

Перед церковью и епархиальными архиереями стоял трудно решаемый вопрос: как управлять епархией в условиях разобщения епархии и «центра», нестабильной ситуации в государстве? Но если посмотреть на уровень внутриепархиального управления, то более острой была проблема управления благочиниями и викариатствами, поскольку ещё больше разобщения возникало между епархиальными центрами и малыми провинциальными городами, уездами, округами, входящими в епархию. Церковь предусмотрительно приняла на Св. Соборе ряд определений, позволяющих в случае необходимости дробить или разукрупнять большие епархии, придавая частям статус викариатств, полусамостоятельных и самостоятельных епархий и др. В условиях, когда советские органы власти делали всё возможное для того, чтобы затруднить или вообще разрушить церковное управление, меры, принимаемые Церковью ради сохранения управляемости и взаимодействия частей - церковных округов и епархиальных центров, были оправданными.

Целенаправленные шаги, предпринимаемые к формированию епархии, стали возможными ещё и потому, что в городе, находящемся в эпицентре противостояния, гражданские и военные органы советской власти не в состоянии были заниматься полномасштабным ограничением церковной деятельности. К тому же 30 июня 1919 г. Царицын был взят Кавказской армией ген. А.И. Деникина, что послужило разворачиванию восстановительной работы Церкви и оформлению епархиальной власти.

О дальнейшей активной, но краткой по времени (немногим более полугода с двумя эвакуациями из города) деятельности епископа Дамиана в Царицыне в 1919 г. и состоянии епархии написано уже немало[10].

(Публикация и вводная статья С.П. Синельникова)

***

Публикуемые ниже документы подчинены одной общей теме, посвящённой повышению статуса и положения Царицынской епархии в 1918-1919 гг.

Документы

№ 1

Рапорт председателя благочиннического совета г. Царицына прот. Иакова Горохова во Всероссийский Поместный Освещённый Собор

30 марта 1918 г.

Рапорт

Долг имею почтительнейше представить при сем протест от жителей г. Царицына Саратовской епархии против декрета об отделении церкви от государства. Протест подписан многими тысячами православных с указанием имён каждого. Кроме этого, духовенством г. Царицына был сделан грандиозный крестный ход, во время которого и иереи и благочестивые миряне обсуждали гибельность декрета для Православной Церкви. Крестный ход прошёл весьма благополучно, если не считать некоторых небольших эксцессов со стороны красногвардейцев.

Хотя в г. Царицыне насилий над православною Церковью и её служителями до сих пор не было, но зато здесь объявлен сильнейший поход социализма и сектантства против вероучения церкви и самого Христианства. Вождь здешних большевиков городской голова С.К. Минин [сын протоиерея К. Минина посада Дубовки] ведёт усиленную разрушительную для церкви пропаганду: он прочитал несколько специальных антихристианских лекций, в которых доказывал противоречия библии [и] науки, «антинародность» христианства (sic) и вредное влияние его в общественном отношении. Кроме того, всякое выступление его по какому-либо поводу в печати всегда сопровождается бросанием грязи в Церковь и духовенство. Так им помещены в местной большевистской газете статьи: «Чёрный стан», «Чёрная гвардия» и «О вечности мучений». Особенно много помоев вылилось здесь по адресу духовенства.

Кроме этого баптисты и адвентисты подняли свою голову: первые открыли собрания в трёх пунктах и ведут усиленно пропаганду, вторые наводняют православных эсхатологической литературой. Закон Божий ещё удержался в школе, хотя в скомканном виде, в качестве последних уроков.

Что же делает и чем отвечает на всё это духовенство? Прежде всего оно организовало публичные бесплатные лекции, сопровождавшиеся всегда служением торжественных акафистов (несколько иереев и несколько диаконов?). Во время акафистов ещё говорились одна или несколько проповедей. Лекции читались миссионером и бывшими миссионерами и желающими из священников: на них разбирались лекции Минина, или излагалось учение социализма с критикой его. Были лекции положительного характера и всегда они привлекали много народа. Сильно способствовало популярности этих лекций и общенародное пение, введённое в г. Царицыне и усовершенствованное в дни иеромонаха Илиодора. Такие лекции бывали еженедельно по воскресеньям и четвергам. В Великий же пост, кроме 1-й и последней недели, акафисты решено заменить пассиями.

Вот вкратце течение религиозно-нравственной жизни в г. Царицыне. Личное мнение пишущего эти строки такое, что всё это надо усугубить, утроить. Народ в своей массе находится на распутье и уже во многих политических лозунгах большевизма разочаровался окончательно, конечно, вслед за этим придёт и сомнение в истинности его нападок на церковь и духовенство. Необходимо только чтобы несколько скептически настроенный ум встретил теперь в церкви её учение, которое бы поразило его истинностью и своим светом. Необходимо больше слова и проповеди. Но сейчас в г. Царицыне нет такого Церковного авторитета, который бы заставил и камни заговорить. Благочиннический Совет выбивается из сил, стремясь организовать дело церковного благовестия, но его авторитет принимают только миряне. Нужен Епископ. Иначе «нам, спящим и придет враг рода человеческого и всеет плевелы».

Нижайший послушник

Председатель Благочиннического Совета Прот. Иаков Горохов

1918 года, марта 30-го дня, № 208.

ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 219-220. [рукописный подлинник, автограф]

№ 2

Приговор православных граждан г. Царицына по поводу декрета народных комиссаров об отделении церкви от государства от 20 января 1918 г.

[без даты, ранее 30 марта 1918 г.]

Мы, Православные граждане г. Царицына, заслушав декрет народных комиссаров об отделении церкви от государства, принятый ночью 20 января и обсудив его во всех подробностях пришли к следующим выводам.

1) Лица, власть имущие, дерзновенно покушаются на самое существование Православной церкви и своим декретом объявляют открытое гонение церкви. Не гнушаясь обманом, враги Христовы лицемерно надевают на себя личину ревнителей полной религиозной свободы. Приветствуя всякое действительное расширение свободы совести, мы находим, что действием настоящего декрета свобода церкви православной превращается в ничто. Под предлогом «отделения церкви от государства» Совет Народных Комиссаров пытается сделать невозможным самое существование церквей, церковных учреждений и духовенства.

2) Под видом отобрания церковных имуществ упомянутый декрет стремится уничтожить самую возможность церковного богопочитания. Он провозглашает, что «никакие церковно-религиозные общества не имеют права владеть собственностью». Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ являются, согласно декрету, «народным достоянием». Тем самым православные храмы и монастырские обители, где покоятся почитаемые всеми Православные мощи Святых, становятся общей собственностью всех граждан без различия вероисповеданий - христиан, евреев, магометан и язычников. Самые священные предметы, предназначенные для богослужения - св. крест, св. евангелие, свящ. сосуды, святые чудотворные иконы поступают в распоряжение государственной власти, которая может либо передать, либо не передать их церквах для пользования. Само собою понятно, что раз уничтожается всякая собственность церкви, нельзя и жертвовать что-либо в её пользу, ибо всё пожертвованное по замыслу декрета, у нас отнимается. Содержание церквей, монастырей и духовенства становится тем самым невозможным.

3) Вследствие отобрания типографий стесняется самая возможность самостоятельного издания церковью святого евангелия, всех вообще священных и богослужебных книг в должной чистоте и неповреждённости.

4) Далее декрет посягает на пастырей и архипастырей церкви. Объявляя, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от своих гражданских обязанностей, он тем самым обрекает их к несению воинской повинности, воспрещённой им 83 правилом Св. Апостол.

5) Вместе с сим служители церкви совершенно отстраняются от религиозного воспитания подрастающего поколения. Самое преподавание Закона Божия в школах не только государственных, но и частных не допускается: тем самым все духовно-учебные заведения обрекаются на закрытие. Церкви пресекается самая возможность воспитывать пастырей.

6) Наконец, церковь лишается всякого представительства в Правительстве для защиты своих интересов, между тем, как одновременно с декретом об отделении церкви от государства, учреждён особый комиссариат по Еврейским делам, который, конечно, примет на себя защиту и их религиозных интересов.

На основании всего вышеизложенного, мы, Православные граждане г. Царицына немедленно требуем отмены этого декрета, как уничтожающего Православную Церковь и ставящего её в положение гонимой со стороны правительства

[Подписи...]

ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 554. Л. 221. [машинописный подлинник с подписями]

№ 3

Из рапорта [представления] епископа Саратовского и Царицынского Досифея - Патриарху, с журналом Саратовского епархиального собрания [по вопросу о необходимости перемещения епископа Дамиана в г. Царицын, с целью учреждения епископской кафедры]

24 июля 1918 г.

<...> Царицын является одним из крупнейших торгово-промышленных городов Поволжья с многочисленным населением. В то же время Царицын издавна был и есть центр различных идейных разногласий. Кроме сектантства различных направлений, в настоящее время в Царицын вернулся бывший иеромонах Илиодор и начал явно антицерковную проповедь.

Для успеха борьбы с сектантством во всех его разветвлениях и с антицерковною деятельностью Труфанова (бывшего иеромонаха Илиодора) в особенности в Царицыне необходимо отвечать на усиление жизненности врагов церкви таким же усилением жизненности в недрах самой церкви. Для последнего нужен авторитет Епископа, который один только может возбудить все жизненные силы церкви. Между тем Царицын значительно удалён от своего епархиального город, причём в переживаемое тревожное время сообщение Царицына со своим Епархиальным Архиереем замедляется неблагоприятными условиями, а порою и совсем прекращается.

Указанные соображения приводят к мысли о необходимости возглавить паству г. Царицына епископом.

Переходя к изложению мер практического осуществления учреждения Епископской кафедры в г. Царицыне, остановлю внимание Вашего Святейшества на следующем.

В Саратовской епархии имеется 2 викария, из коих первый викарий, епископ Петровский, имеет пребывание в г. Саратове, в Спасо-Преображенском монастыре, а второй викарий, епископ Вольский, в г. Вольске. Так как учреждение новой викариатской кафедры сопряжено с существенными материальными затратами, для удовлетворения назревшей в г. Царицыне нужды в епископе приходится остановиться на необходимости перемещения на жительство в г. Царицын одного из имеющихся уже викариев. <...>

РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 60. Л. 3.

№ 4

Из постановления Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви [о перемещении первого викария Саратовского, епископа Петровского Дамиана на жительство в г. Царицын, с освобождением его от управления Саратовским Спасо-Преображенским монастырём и о его переименовании во епископа Царицынского»], № 814

(сентябрь 1918 г.)

<...> Слушали 2 рапорта Преосвященного Саратовского от 24 июля и 28 августа 1918 г. за № 13394 и № 15147, с ходатайством о перемещении первого викария Саратовской епархии на жительство в г. Царицын, с освобождением сего Преосвященного от управления Саратовским Спасо-Преображенским монастырём и о переименовании епископа Петровского во епископа Царицынского, а Епархиального архиерея во епископа Саратовского и Петровского.

Постановлено: 1) Переместить Первого викария Саратовской епархии Епископа Петровского Дамиана на жительство в г. Царицын, с освобождением сего преосвященного от управления Саратовским Спасо-Преображенским монастырём и 2) переименовать Епископа Петровского во Епископа Царицынского, а Епархиального Архиерея - во Епископа Саратовского и Петровского, о чём и уведомить <...>

РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 60. Л. 2.

№ 5

Почтительнейший доклад первого викария Саратовской епархии Дамиана, Епископа Царицынского Святейшему Тихону, Патриарху Московскому и всея России

27 апреля (10 мая) 1919 г.

Почтительнейший доклад

Открытие архиерейской кафедры и пребывание епископа в г. Царицыне - предмет давних желаний клира и мирян этого города и всего уезда. Вопрос о Царицынской кафедре возбуждался бывшим епископом Саратовским Преосвященным Палладием и предрешался он в смысле самостоятельной кафедры. Переживаемое время строительства церковного в особенности требует широких полномочий для епископа Царицынского. Благочинный церквей г. Царицына прот. Иаков Горохов доносит мне, что пребывание там епископа необходимо потому, что он и благочиннический Совет не в силах справиться с теми вопросами, которые диктует им кипучая жизнь г. Царицына и целого края, что необходим авторитет епископа, который безотлагательно может удовлетворять всем запросам верующих на месте, сноситься же с епархиальною властью г. Саратова в настоящее время немыслимо. Докладывает также о том, что к Царицыну тяготеют в церковном отношении, как и во всех других отношениях, два округа Астраханской епархии и Камышинский уезд Саратовской епархии что он удовлетворять беспрерывным требованиям верующих относительно командировок священно-церковнослужителей на открывшиеся вакансии не может. Ввиду сего благочинный просит о скорейшем прибытии моём в г. Царицын.

Епархиальная власть г. Саратова предоставляет мне только дела об определении псаломщиков, о пострижении послушниц в монастырях и разрешение браков несовершеннолетних и в степенях родства.

Ваше Святейшество! С такими узкими полномочиями, какими облекает меня епархиальная власть, царицынцы не желают иметь епископа; упомянутые функции можно выполнять мне и в г. Саратове, не оставляя Спасо-Преображенского монастыря. Жизнь в этом крае бьёт бурным ключом, и я без надлежащих полномочий не в состоянии буду проявить никакой инициативы; с первых дней служения создаётся положение безвыходное. По всем вопросам в делах приходских с функциями миссионерскими, просветительными, благотворительными, в делах по всякого рода организациям - коллективам, братствам, попечительствам, в делах по замещению множества священнослужительских вакансий, о чём вопиют верующие по всей епархии, а также в сношениях с гражданским ведомством и пр., - я буду неправомочен, и на все просьбы должен буду говорить: «не имею права». Это поведёт к большим служебным осложнениям и нежелательным трениям между Царицыном и Саратовом, трениям, которые и без того были всегда и ныне существуют.

В виду вышеизложенного приемлю смелость почтительнейше просить Ваше Святейшество о предоставлении мне как епископу г. Царицына более широких полномочий, по крайней мере в двух уездах - Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском, путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской; остальные вышеупомянутые уезды и округа сами возбудят ходатайство о перечислении их в церковном отношении к Царицыну. В настоящее время сделать это трудно, потому что всякие собрания по уездам запрещены.

В пользу решения данного вопроса в положительном смысле достаточно говорят следующие обстоятельства: 1) Отдалённость от Саратова Царицынской территории и затруднительность в путях сообщения, особенно зимою; 2) положение г. Царицына, как крупнейшего торгово-промышленного пункта Юго-Восточной России; здесь металлургический завод с 20 тыс. рабочих, здесь центр всяких религиозных течений; 3) с переименованием Царицына в губернский город, он сделается и центром административным.

Для наглядности прилагается карта территории Саратовской епархии и карта с пунктиром предполагаемой территории Царицынской епархии.

Источники содержания епархиальных учреждений имеются. Кроме частных пожертвований церковные советы одного г. Царицына в прошлом 1918 г. постановили отчислять от доходов церквей 35 тыс. [р.] в год, с уездов тоже предполагаются поступления - пошлины за делопроизводство. При повышении цен на всё, указанная цифра может быть увеличена.

Настоящее время - самое благоприятное для решения вопроса об открытии Царицынской епархии. Не только православное население готово понести жертвы на это дело, но светская власть идёт навстречу общему желанию, что выразилось в уступке 27 комнат в Свято-Духовском монастыре для пребывания епископа со штатом священно-церковнослужителей; это помещение очищено от постоя красноармейцев и отремонтировано. А для пастырской школы, которая предполагается к открытию по моём прибытии, уступается помещение особо. По миновании этого момента такой предупредительности духовное ведомство может и не встретить.

Если Ваше Святейшество, не признаете возможным предоставить Царицынской кафедре прав самостоятельности, то благоволите оставить меня по-прежнему настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. Здесь я вложил достаточно труда в самое трудное время волнений внутренних и натисков внешних, всесторонне ознакомился с духовно-нравственным и экономическим состоянием монастыря, нуждами его и прилегающего населения, и в будущем могу быть полезным.

Вашего Святейшества

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Смиренный богомолец Дамиан Епископ Царицынский

27 апреля / 10 мая 1919 г.

РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 60. Л. 10-12. [рукописный подлинник] (Там же. Л. 13-14 - заверенная копия, автограф Дамиана)

№ 6

Постановление Святейшего Патриарха и Священного Синода Православной Российской Церкви о поручении Преосвященному Царицынскому [епископу Дамиану] управление Царицынским уездом на правах полусамостоятельного епархиального Епископа, 29 апреля (12 мая) 1919 г.

29 апреля (12 мая) 1919 г.

Слушали: Доклад Первого викария Саратовской епархии Дамиана, Епископа Царицынского, от 27 апреля - 10 мая 1919 г. о предоставлении ему, как Епископу г. Царицына более широких полномочий, по крайней мере в других уездах Саратовской епархии - Царицынском и Камышинском, а если возможно, то и в Балашовском, путём открытия самостоятельной кафедры Царицынской, ввиду отдалённости от Саратова.

Постановлено:

<....> Признавая доводы в пользу учреждения самостоятельной Царицынской епархии основательными, но в то же время имея в виду, что согласно Соборному определению от 26 июля (8 августа) 1918 г., вопросы об образовании новых епархий или викариатств предварительно обсуждаются на Общем собрании выделяющихся в новую епархию или викариатство уездов, чего в данном случае по особым условиям переживаемого времени выполнить не представляется возможным, поручить Преосвященному Царицынскому управление Царицынским (и Камышинским) уездом (а также и Балашовским) на правах полусамостоятельного епархиального Епископа, на основании прилагаемой при сем инструкции для епископов полусамостоятельных епархий, учреждённой Совещанием епископов, присутствовавших на Соборе 6 (19) августа 1918 г.

РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 60. Л. 8.



[1] Редькина О.Ю. Образование и развитие Царицынской епархии в 1917-1922 гг. / О.Ю. Редькина // Очерки по истории Волгоградской епархии Русской Православной Церкви. Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2003. С. 151-194.

[2] Станков Н., свящ. Волгоградская и Камышинская епархия РПЦ / свящ. Николай Станков // Православная энциклопедия. Т. IX. Вл.-Вт. / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2005. С. 223-227; Станков К.Н. Дамиан / К.Н. Станков // Православная энциклопедия. Т. XIII: Григорий Палама - Даниэль-Ропс. / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», - 2006. - 749 с., С. 713-714..

[3] Мраморнов А.И. К истории Саратовского епархиального совета (1918-1920) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 1 (50). С. 59.

[4] РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 60.

[5] Бокова О.Н. Образование Царицынской губернии как административно-территориальной единицы РСФСР // Вестник ВолГУ. Серия 9. Исследования молодых учёных. Вып. 7. 2008-2009. С. 119-120.

[6] Определение Св. Собора Православной Российской Церкви о викарных епископах от 2 (15) апреля 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 3. Прилож. к «Деяниям» второе. М.: Изд. Соборного Совета, 1918. С. 42.

[7] Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об учреждении новых епархий и викариатств, 26 июля (8 августа) 1918 года // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. [Репринт. изд.: Священный Собор Православной Российской Церкви. Собрание определений и постановлений. Вып. 4. Приложение к «Деяниям» второе. М. 1918. 55 с.]. С. 21-22.

[8] Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об уездных собраниях, 2 (15) апреля 1918 г. // Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви. Вып. 3. Прилож. к «Деяниям» второе. М.: Изд. Соборного Совета, 1918. С. 43-44.

[9] Инструкция для епископов полусамостоятельных епархий. См.: Журнал № 35 Совещания епископов 6 (19) августа 1918 г. // Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Т. 4: Документы Совещания епископов и Судной комиссии Собора / А.И. Мраморнов, Р.Ю. Просветов, отв. ред. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2015. С. 130-131).

[10] Конференция «Жизнь и служение архиепископа Дамиана (Говорова)» 18.04.2016 в Софии (Болгария) [Тинина З.П. «О царицынском периоде жизни архиепископа Дамиана»] // Храм свт. Николая Мирликийского (Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии). Дата обновления: 19.04.2016. URL: http://podvorie-sofia.bg/конференция-жизнь-и-служение-архиеп-2/ (дата обращения: 07.04.2019).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Синельников
Все статьи Сергей Синельников
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
Кто виноват и что делать русским?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 10:06
Трагедия или промысл Божий?
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 09:59
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 09:23
Превратить поражение в победу
Новый комментарий от Русский Сталинист
29.03.2024 09:16
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
29.03.2024 08:54