Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта

Электронный концлагерь 
0
6542
Время на чтение 13 минут

Семнадцатого июля 2019 года прошло совещание Правительства РФ по вопросу о внедрении электронного удостоверения личности гражданина в Российской Федерации.

Глава Правительства Д.А. Медведев заявил о планах Правительства ввести электронные паспорта в форме карты с чипом для граждан с 2023 года. По его словам: «В электронном паспорте должны быть все данные о человеке, его электронная подпись. Плюс он объединит в себе несколько документов: водительское удостоверение, СНИЛС и др.».

Председатель Правительства ссылался на техническую готовность: «У нас есть Единая биометрическая система, система идентификации и аутентификации, возможность использовать облачную квалифицированную электронную подпись».

Правительство планирует перевести в цифру все данные о человеке (как заявил Д. Медведев, «Если мы переводим в «цифру» все наши персональные данные, мы обязаны позаботиться о том, чтобы они были защищены»).

Второй формой идентификатора наряду с пластиковой карточкой с чипом планируют сделать мобильное приложение к телефону. Как сказал зампредседателя Правительства М. Акимов, «для предъявления билета в аэропорту вам не надо будет носить этот документ, а надо будет предъявить приложение. Сразу будут видны ваши данные на устройстве оператора».

1) Дискриминация граждан

По заявлению Д. Медведева, «у многих людей, тем более у людей в возрасте, есть некое недоверие к техническим новинкам такого рода». М. Акимов заявил, «в течение 2022 года завершим выдачу паспортов старого образца. Но если те, кто имеет на руках бумажные паспорта, не захотят их менять - в силу каких-то убеждений люди захотят продолжать пользоваться этими паспортами, то такая возможность будет до гробовой доски».

Совершенно непонятно, почему это право будет предоставлено только гражданам, достигшим 45 лет?

Те самые убеждения, по которым лица старше 45 лиц, откажутся от электронных удостоверений личности, имеют и сотни тысяч более молодых людей. Чем человек 45 лет лучше человека 44 лет? Или 25 лет? Либо как поступать, если у человека старше 45 лет родился ребенок, которому родитель категорически отказывается получать электронный документ (цель выдачи электронных паспортов с рождения также была объявлена)?

Граждане отказываются от навязываемых им действий не в силу возраста, а по принципиальным убеждениям. Правительство дискриминирует своим решением граждан более молодого возраста и их детей. Однако согласно статье 19 Конституции РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

Правительство грубо нарушает указанную статью Конституции РФ.

2) Отмена неприкосновенности частной жизни.

В нарушение Конституции РФ и федеральных законов планируется принуждение лиц моложе 45 лет к электронным идентификаторам и оцифровке персональных данных. Судя по заявлению Д. Медведева, планируется интеграция электронного паспорта с Единой биометрической системой, то есть принудительный сбор биометрических данных граждан. По имеющимся сообщениям, для выдачи паспорта нужно будет сдавать отпечатки пальцев и биометрическую фотографию. В результате эти чувствительные данные будут в доступе для третьих лиц (операторов данных, хакеров и т.п.).

Такие планы Правительства представляют собой грубейшее нарушение статьи 23 Конституции РФ («каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну», на «тайну сообщений»), а также части 1 статьи 24 Конституции РФ («Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются»).

3) Грубое нарушение прав верующих

Православные граждане в большинстве категорически не приемлют номерной идентификации, поскольку расценивают ее как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером. Электронное удостоверение личности будет опознавать человека по номеру-идентификатору, которым становится СНИЛС.

Многократно чиновники заявляли, что номер СНИЛС, который по ФЗ РФ от 01.04.2019 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ...» используется при предоставлении любых госуслуг, якобы не присваивается личности. Однако это ложь. По заявлению Д. Медведева введение электронных удостоверений личности «позволит обеспечить... создание системы однозначной идентификации граждан с использованием сквозного единого идентификатора».

Именно по номеру-идентификатору электронного паспорта система будет опознавать человека.

Как отмечено в заявлении зампредседателя Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанга Кипшидзе от 19.07.2019, «Появление электронных паспортов может грозить россиянам неограниченным сбором персональных данных. Сбор и концентрация данных обо всех сторонах жизни людей создают угрозу их использования против этих же граждан, тогда как для церкви важны свобода человека и обеспечение неприкосновенности его частной жизни».

В. Кипшидзе отметил, что электронные данные могут быть использованы против россиян, поскольку их проще собирать, чем бумажные. «Русская православная церковь никогда не выступала против развития новых технологий. Но церковь всегда свидетельствовала о том, что права всех людей, верующих и неверующих, должны быть учтены, и к ним следует относиться с уважением и безо всякой дискриминации».

Отсутствие альтернативы для православных граждан - грубое нарушение статьи 28 Конституции РФ о праве граждан иметь свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Реформа Правительства полностью лишит граждан, отказавшихся в силу статьи 28 Конституции от электронных удостоверений личности, возможности реализовывать свои права.

По сути дела Правительство создает для православных, осознающих неприемлемость номерной идентификации, условия, которые приведут к их физическому уничтожению, что следует оценивать с позиций статьи 357 Уголовного кодекса РФ («Геноцид»).

4) Нарушение Концепции введения в РФ удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации и Стратегии развития информационного общества в РФ.

В «Концепции удостоверения личности гражданина, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ и плана мероприятий по ее реализации» (утв. Распоряжением Правительства РФ от 19.09.13 г. № 1699-р) прямо сказано, что в основе введения электронного удостоверения личности лежит принцип «соблюдения религиозных прав и свобод верующих» (пункт 18 раздела III). Однако такие права грубо попираются Правительством, поскольку для верующих не предусмотрено альтернативы в виде традиционного бумажного паспорта.

В указанной Концепции Д. Медведев ссылался на Стратегию информационного общества как на основание реформы по введению электронных паспортов.

Однако в аналогичной, более поздней, Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) имеются нормы, которым прямо противоречит реформа Правительства. Согласно пункту 3 Стратегии основными принципами являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»).

В пункте 40 Стратегии предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий» (подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления».

Однако задуманная Правительством реформа предполагает принудительный перевод граждан моложе 45 лет на электронные идентификаторы, что грубейшим образом нарушает вышеприведенные положения Стратегии.

5) Манипулятивное введение электронного идентификатора гражданина в обход федерального закона

Как показано выше, электронные паспорта ограничивают конституционные права граждан.

Однако формально-юридически любое ограничение прав граждан по статье 55 Конституции РФ возможно только на основании федеральных законов и в четко установленных случаях.

Что делает Правительство для реализации своего проекта? Проводит манипуляцию: лоббирует законопроект, который содержит рамочные нормы о передаче Правительству абсолютно любых полномочий по вопросам удостоверения личности. Речь о ПФЗ № 747513-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в части уточнения процедур идентификации и аутентификации)» (о «цифровом профиле»).

Этот ПФЗ содержит передает Правительству право определять любые допустимые формы удостоверения личности, в т.ч. электронные, и их состав (пп. 1, 2 ст. 14.4). При этом «идентификатор» определен как «уникальное обозначение сведений о лице, необходимое для определения такого лица путем применения технических и (или) технологических способов» (пункт 18.1 статьи 2).

Приведенные положения развязывают Правительству руки в отношении введения любых способов идентификации граждан (чипов, меток и т.п. «инновационных технологий», не приемлемых для подавляющего большинства населения). Неопределенность нормы согласно позиции Конституционного суда РФ сама по себе основание для признания ее антиконституционной.

Описанная манипуляция нужна Правительству для упрощенной реализации своего антиконституционного проекта в обход Думы. Дума должна лишь одобрить передачу Правительству права на ограничение конституционных прав граждан. Чиновники из Правительства думают, что так они получат право решить любые вопросы идентификации граждан «по закону». Однако такой подход антиконституционен.

Следует напомнить, что именно необоснованная передача Думой Правительству полномочий по определению состава сведений, собираемых в систему «Континент обучающихся», была ключевым основанием для вето Президента в отношении ПФЗ о «Контингенте обучающихся» (Законопроект № 1048557-6). С ПФЗ о «цифровом профиле» ситуация с передачей неограниченных полномочий Правительству еще хуже.

Правительство не имеет права вводить новые идентификаторы личности в обход полноценного федерального закона, который отрегулирует все детали удостоверения и обеспечит права граждан, которые отказываются от электронных идентификаторов по своим убеждениям.

6) Умаление достоинства личности (статьи 21 Конституции РФ) и нарушение права на имя

Номерная идентификация граждан по электронному паспорту приведет к нарушению права на имя.

Согласно п. 1 ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество». Согласно п. 1 ст. 150 ГК РФ «достоинство личности, честь и доброе имя..., иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом». Именно имя должно являться в силу закона индивидуализирующей характеристикой (идентификатором) гражданина.

На Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 - 1 октября 1946 г.г.) международный военный трибунал в числе прочих преступлений фашизма признал практику присвоения людям номеров преступлением против человечности, не имеющим срока давности.

Согласно ч. 1 ст. 21 Конституции РФ «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Проект, предполагающий электронную номерную идентификацию граждан, нарушает решения Нюрнбергского трибунала, неотчуждаемое право человека на имя, умаляет человеческое достоинство.

Правительство планирует принудительный сбор биометрических данных для наполнения электронного паспорта. Для многих граждан это - абсолютно неприемлемая, унижающая процедура. Такой процедуре подвергают, как правило, преступников для обеспечения слежки и предотвращения рецидивов. Идентификация граждан по биометрическим параметрам равноценна превращению человека (субъекта) в объект, идентифицируемый по штрих-коду подобно товару в магазине. Такая процедура должна быть квалифицирована как умаление достоинства человека и нарушение ст. 21 Конституции РФ.

7) Проект Правительства противоречит ФЗ РФ от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (ФЗ №152)

Внедрение электронного паспорта как идентификатора доступа ко всем сведениям о гражданине позволит объединить все данные об одном гражданине в одном файле-досье (в цифровом профиле) в Интернете. Между тем согласно части 3 статьи 5 ФЗ № 152 «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях несовместимых между собой». Суть данной нормы заключается в необходимости разъединения разнородной информации о гражданине в различных не связанных между собой базах данных. Это соображение позволяет технически обеспечить неприкосновенность частной жизни граждан, которую электронный паспорт (как инструмент доступа ко всем сведениям) отменит.

8) Проект Правительства грубо противоречит ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (ФЗ № 210-ФЗ)

Согласно п. 6 ст. 4 ФЗ № 210-ФЗ принципом предоставления государственных и муниципальных услуг является «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

По п. 3 ст. 5 ФЗ № 210-ФЗ «заявители имеют право на ... получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя».

По п. 2 ч. 1 ст. 6 ФЗ № 210-ФЗ «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: ...обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя».

Проект Правительства предполагает принуждение любых граждан моложе 45 лет к электронной форме взаимодействия и оказания государственных услуг. Однако для бумажной формы государственных услуг необходимо бессрочное сохранение бумажного документа, удостоверяющего личность (бумажный паспорт).

9) Проект Правительства абсолютно игнорирует позицию Русской Православной Церкви

Как отмечено в Позиции Русской Православной Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных, принятой Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».

Однако проект Правительства приведет к повсеместному принуждению граждан моложе 45 лет к электронному идентификатору и к автоматизированной обработке персональных данных граждан, поскольку иная при электронных паспортах будет вымещена.

10) Нарушение позиции Государственно-правового управления Президента РФ

В ответ на обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Администрация Президента РФ в 2014 году дала следующий ответ: «Любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы» (письмо от 22.01.2014 года №А6-403 помощника Президента РФ, начальника Государственно-правового управления Президента РФ Л. Брычевой).

Тем не менее, Правительство лоббирует проект, который предусматривает прямо противоположное.

11) Провокация преступности и угроза нацбезопасности

Планируется, что электронный паспорт будет существовать и в форме карточки с чипом, и в форме приложения на мобильном телефоне.

По словам М. Акимова, «будет доступно мобильное приложение «Мой паспорт», которое нельзя будет взломать, изменить, подделать».

Такое заявление, мягко говоря, наивно, а с учетом уровня чиновника - опасно для общества. Любое электронное устройство и мобильное приложение можно взломать, о чем свидетельствуют и профессионалы в кибернетической сфере, и нормативная база, и сама практика.

В пункте 14 Доктрины информационной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 05.12.2016 г. №646) сказано: «Возрастают масштабы компьютерной преступности,... увеличивается число преступлений, связанных с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе в части, касающейся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, при обработке персональных данных с использованием информационных технологий. При этом методы, способы и средства совершения таких преступлений становятся все изощреннее».

СМИ постоянно сотрясают новости о взломах как частных, так и государственных электронных информационных систем. Буквально недавно Россия обсуждала мошенническую продажу квартиры при использовании электронного заявления. У депутатов хватило понимания необходимости введения законодательной защиты от подобных операций, и 18.07.19 во втором чтении принят законопроект № 728232-7, согласно статье 36.2. которого «Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном (!) носителе посредством личного обращения или почтового отправления ...». На бумажном носителе! Это единственный способ реально обеспечить права граждан.

А Правительство нас принуждает к полному переводу средств идентификации и всех персональных данных в электронный вид. Такое регулирование приведет к тотальной беззащитности граждан как в имущественной, так и в личной сфере, а также к росту мошенничества. Случаи мошенничества через взломы электронных «паспортов»- идентификаторов станут повсеместными.

Кроме того, формирование полной базы данных на все население с доступом к нему по номеру-идентификатору создает беспрецедентные возможности для преступников и для геополитических и потенциальных противников нашего государства.

В связи с вышеизложенным требуем отклонить проект Правительства РФ о введении электронного удостоверения личности и обеспечить права граждан любого возраста на бумажную форму документа, удостоверяющего личность, бессрочно.

Подготовил подполковник юстиции Владимир Николаев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта

"...По сути дела Правительство создает для православных, осознающих неприемлемость номерной идентификации, условия, которые приведут к их физическому уничтожению, что следует оценивать с позиций статьи 357 Уголовного кодекса РФ («Геноцид»)..." И Медведев, полность лишённый способности осознать, что творит преступление, и правительство, и президент, в случае одобрения этого безумного проекта, и все, принимающие участие в этой подготовительной противозаконной акции, подпадают под действие указанных статей, если их к тому времени не отменят... Трудно понять людей столь рьяно придерживающихся антиправославной и противочелевеческой позиции, не ведующих что творят. Ведь время скоротечно и им придётся отвечать пред Вышним Судом за свои преступления...Воистину они страха Божьего в себе НЕ ИМЕЮТ...
Николаев. / 29.07.2019, 17:32

4. Re: Юридическое заключение о недопустимости перехода на электронные паспорта

Православные граждане в большинстве категорически не приемлют номерной идентификации, поскольку расценивают ее как недопустимую с точки зрения веры подмену христианского имени номером

Ну, вот у автора статьи имя не христианское ни разу. И оно записано в его бумажном паспорте. А еще в этом паспорте есть серия и номер, и - о ужас - код подразделения!))) Автора это сильно напрягает?
Сергей Швецов / 26.07.2019, 19:21

3. требуем отклонить проект Правительства РФ о введении электронного удостоверения личности

Необходимо начать сбор подписей под этим требованием. Может быть, Русская Линия сможет взять на себя этот труд?
Бахмутов / 26.07.2019, 15:37

2. На: "Юридическое заключение..."

Слава Богу! Хоть кто-то начинает бороться с бредом электронных "инноваторщиков" - этих нахрапистых безумцев. 2) А пока рекомендую всем (или большинству, у кого карточки и так далее) наведаться в банки и попросить операционисток включить опцию отказа от биометрии. Там она есть. То, что все взламывается, воруется, продается, перепродается полностью или частично - абсолютно ясно. Неужели кто-то из чиновников думает, что руководящими указаниями можно загнать джина обратно в бутылку и заставить его прилично себя вести? Ни одна компания, ни одна структура, которая занимается разработкой программного обеспечения, никогда не дорабатывает все хвосты. Это невозможно. Коммерческие компании тем более ограничены в этом смысле. Баги, "глюки", незакрытые бреши всегда будут оставаться. Это техника, это программы для техники, это технические средства - не более! Автор сих срок сам недавно обнаружил серьезную дырку в безопасности хваленого Сбербанк-онлайн. Дыра есть, и огромная! Причем задачка на уровне обычных web-программистов. А кто поручится за квалификацию и морально-нравственное состояние наемных работников (пришлых!), которым в руки попадает самое сокровенное? Так что, хакинг (взлом) и его "любители" обеспечены. И т.н. "этичные", и неэтичные, и прочие.
Углич / 26.07.2019, 11:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Николаев
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
К 340-летию со дня рождения первой Российской Императрицы Екатерины I Алексеевны
18.04.2024
А.П. Чехов: Он стоит десятка учебных заведений и сотни хороших книг
К 185-летию со дня рождения великого русского исследователя-путешественника Николая Михайловича Пржевальского
13.04.2024
«Я и Отечество ждем от вас жертвы»
К 260-летию со дня рождения Николая Петровича Резанова
10.04.2024
Да зажжётся русская звезда на небе Святого Града Иерусалима!
К 130-летию со дня блаженной кончины основателя Святой Русской Палестины архимандрита Антонина (Капустина)
06.04.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
Все статьи Владимир Николаев
Электронный концлагерь
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
Дуров: Есть две причины почему Telegram не в США
Первое интервью основателя VK и Telegram за последние 6 лет
17.04.2024
«Заменить человека “железками” и технологиями невозможно»
Государству и обществу нужны твердые знания, а не только умение пользоваться интернетом
05.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06