Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Реконструкция облика средневекового сербского воина по фреске монастыря Манасия

Павел  Тихомиров, Русская народная линия

05.07.2019

 

Одной из наиболее характерных для средневековой Сербии твердынь является монастырь Манасия, иначе - по названию реки, у которой расположен, - именуемый Ресавским.

Твердыня веры являлась и твердыней в прямом смысле слова - монастырь окружён высокими стенами и 11 башнями с шестью ярусами каждая. На уровне четвертого яруса у башен есть выходы на стены, позволявшие ратникам быстро перемещаться по всему периметру. Донжон - Деспотова башня - имеет 11 ярусов. (Башня названа в честь деспота (правителя) Стефана Лазаревича, который и воздвиг Манасию с 1407-го по 1418 г.)

 

После поражения войска св.царя Лазаря на Косовом поле Сербия попадает в вассальную зависимость от Османского султана. Стефан Лазаревич принимал участие в Ангорской битве 1402 г., в которой Баязид I потерпел поражение от Тамерлана. Сербские витязи были одним из наиболее стойких и боеспособных подразделений турецкой армии, что особенно контрастировало на фоне татар, предавших султана в самом начале битвы.

В результате поражения Османская империя временно распалась, что повлияло на отсрочку падения Византийской империи. Возвращаясь в родные места Стефан с остатком дружины останавливается в Константинополе, где Стефан от василевса Византии получает титул деспота (примерно соответствовавший титулу короля в католической Европе).

Именно ко времени правления Стефана Лазаревича относится утверждение в Сербии одного из государственных символов Византии - белого креста с четырьмя огнивами (ныне Сербский крест), наряду с двуглавым орлом.

Став вассалом Венгрии, деспот Стефан получил ряд ключевых крепостей на Дунае.

В Сербии по европейскому образцу вводятся рыцарские турниры.

 

Сейчас любители старины нередко мечутся из одной крайности в другую - то изображая сербских средневековых воинов в виде привычных нам итальянских или французских рыцарей, то изображая их в виде неких персонажей фэнтезийного "контента".

Между тем, есть неплохие источники - фрески, на которых изографы изображали своих современников, воинов XV века.

В качестве иллюстрации рассмотрим знаменитую фреску «Святые ратники», украшающую монастырский храм св.Троицы.

 

 

Традиционно воины изображены в группе. Святой Никита, воин, находящийся справа на фреске, вооружён характерной ближневосточной саблей с елманью, обоюдоострым утолщением на конце клинка, усиливающей рубящий удар и позволяющий наносить колющий удар. В левой руке у воина - булава типа пернача. (На этой иллюстрации навершия не видно, но другие изображения показывают именно такой типа булавы). Пернач имел деревянную длинную рукоять и металлическое навершие - «шестопёр». Вероятно, воин, изображённый на фреске, намеревался метнуть пернач в противника и после этого вступить в схватку. Но, возможно, фреска иллюстрирует способность витязя сражаться двумя руками.

Святой Нестор, самый молодой из воинов, показан в момент, когда он выхватывает меч из ножен, а копьё - практически тоже наготове - под мышкой левой руки.

Крайний слева - святой Аритон - в отличие от взлохмаченного св.Нестора - спокоен и внимательно наблюдает за противником, опираясь на длинное копьё.

Как видим, перед нами три поколения воинов, изображённые вместе, очевидно, не случайно: ратное искусство передавалось из поколения в поколение наставниками, имевшими небольшое количество учеников. Молодой и вспыльчивый св.Нестор рвётся в бой, но старшие товарищи рядом, плечом к плечу.

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме