22 июня 1941 года... 78 лет назад на Брест, Минск, Севастополь, Евпаторию, Киев и другие русские города обрушились бомбы врага, начавшего войну на уничтожение нашего народа.
Для Церкви день 22 июня 1941 года был Днём всех святых в земле Российской просиявших. И именно в этот день на весь Советский Союз, где тогда подходила к завершению объявленная Сталиным перед войной «безбожная пятилетка», прозвучал голос Святой Руси.
«Обращение к русскому народу» Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), прозвучавшее утром 22 июня, непререкаемо восстанавливало разорванную революционными потрясениями преемственность тысячелетней русской истории. Митрополит говорил о том, что снова повторяются «времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона», он призвал вспомнить «святых вождей русского народа» Александра Невского, Димитрия Донского, он говорил о «кровных заветах любви к Отечеству» и благословил «предстоящий всенародный подвиг».
В тяжёлые начальные дни войны Советского Союза против гитлеровской Германии явственным образом проступает вселенское значение Святой Руси. На молитву о спасении России от вражеского нашествия встаёт митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), араб по крови, иерарх Антиохийской Церкви, которому будет открыто определение Божие о России с указанием на то, что если всё, что определено, не выполнить, Россия погибнет.
Известно, что «безбожная пятилетка» должна была завершиться в 1943 году; к этому времени в СССР должен был быть закрыт последний храм и уничтожен последний священник. Вместо этого 4 сентября 1943 года состоялась встреча Сталина с трёмя митрополитами Русской Церкви, и на следующий день советские люди читали в «Известиях» сообщение ТАСС, где говорилось, что «Церковь может рассчитывать на всестороннюю поддержку правительства». Дела власти не расходились со словами: 20 000 православных храмов было открыто в Советском Союзе в то время.
В свете этих фактов мы задаемся вопросом: не была ли Великая Отечественная война Советского Союза, ставшая победой всех народов СССР, в то же время - некоторым мистическим образом - победой русской идеологии, победой Святой Руси?
Битва под Москвой, окружение 6-й немецкой армии под Сталинградом, Курская дуга, освобождение Киева, Корсунь-Шевченковская операция, освобождение Крыма, разгром группы армий «Центр» летом 1944-го года, Висла-Одерская операция, штурм Берлина. В этой хронологии побед Красной Армии в годы Великой Отечественной операция "Багратион" стоит как-то незаметно и выглядит достаточно рядовым сражением. А между тем именно она является наиболее удачной стратегической операцией Красной Армии. И не только по ее результатам. В ходе подготовки и проведения летней компании 1944-го года было полностью реализовано превосходство Красной Армии в качестве вооружения, искусстве концентрации войск, выборе места и времени наступления, умении получать точные разведданные и дезинформировать противника. Что в совокупности называется стратегическим искусством.
Через 3 года после нападения Германии на СССР Красная Армия за месяц разгромила гитлеровскую группу армий «Центр», насчитывавшую 1 200 000 человек. Причем соотношение потерь было в пользу наступающих. Темпы наступления - сопоставимы с темпами продвижения Вермахта летом 1941-го года.
Отечественные войны. Нельзя не видеть их судьбоносность для народов Исторической России (и имперской, и советской); в этих войнах заходит речь не о борьбе за «интересы», а об обороне Отечества как всенародном, общегражданском деле. В представлении об Отечественной войне русский язык закрепил её неразрывную связь с православной святоотеческой традицией.
Вот слова митрополита Филарета (Дроздова), сказанными им 20 мая 1813 года, вскоре после изгнания Наполеона из пределов Российской империи. Текст этой его речи носит название «Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в войне с французами 1812 года».
«Верует Российское царство, что владеет Вышний царством человеческим; и, неотступно держась верою и упованием Всемощного сего Владыки, от Него прияло мощь... Будучи уверен в чувствованиях своего народа, Государь пригласил его ко всеобщему восстанию противу врага - и точно все восстали. Каждый поместный владелец учреждал посильное войско для слияния в общую силу; множество свободных рук оставляли весы, перо и другие мирные орудия и простирались к мечу... Простые, но чистые и твёрдые правила нравственности, преданные от предков и неослабленные иноплеменными нововведениями, поддерживали сию верность к своим обязанностям среди опаснейших соблазнов и величайших трудностей. Когда глас законов уже почти не слышен был среди шума бранного, Закон внутренний говорил сердцу россиянина столь же слышно и повелительно: ...Не страшись опасностей, подвизаясь за правду: лучше умереть за неё, нежели пережить её!... Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрёшь преступником или рабом; умри за веру и Отечество - ты примешь жизнь и венец на небе. Вот правила, которые русский народ не столько умеет изъяснять, сколько чувствовать, уважать, исполнять! Вот чудное искусство быть непобедимым...»
Из доклада Владимира Максименко «Отечественные войны Святой Руси» (Брест, 22 июня 2012 г.)
След Ангела
Вновь на Тебя, Русь, орда собирается,
Злобой мятежною рвется в узде.
Вновь по Тебе Твой народ побирается,
Данью суровой обложен везде.
Запад глумится и, точно взбесившийся,
Делит на карте когтями куски.
Пуст и шатается трон накренившийся,
Лживой свободы плоды нелегки.
Где же теперь Твое воинство славное?
Бродит потерянный ратник в ночи.
Ноги не держат, и сердце как ватное,
Ржавые латы, кольчуги, мечи.
Клич не доброшенный, храм обезглавленный,
Криком застывшим открытый пролом.
Разум, безбожия ядом отравленный,
Не обвязать раны сгнившим тряпьём.
Дно каменистое, тропы тернистые,
Ели дремучие мрак сторожат,
Ивы скорбящие, долу поникшие,
Эха столетий тревожный набат.
Воплем прорвется дыхание слезное,
Прячь под рубахою Образ Святой.
Бездна открыта - шагай осторожнее,
Ходим опасною ныне тропой.
Утро забрезжит Всевышнему славою,
Память нетленная вспомнит тогда,
Как поднимала Москва златоглавая
Доблестных ратников ради Христа,
Багратиона полком наступающих,
На куполах засверкали лучи,
Тьму адских полчищ, крови русской жаждущих,
Воинской славы разили мечи.
Лютостью вражьей костями одетая
Плачем народным отверзи уста,
Матерь, святыми своими воспетая,
Русь многодетная, Русь - сирота.
Пред заступлением Девы Пречистыя
Сердце в молитве согреть поспеши.
Вытеснит сумрак тропою лучистою
Ангела след из темницы души.
2010 г.
Феномен Святой Руси
Понятие «Святой Руси» рождено вполне определённым типом религиозно-нравственного мировоззрения - воцерковленным сознанием русского человека, формировавшимся на протяжении столетий, со времени Крещения поднепровских славян в Х веке. Святая Русь не имеет узкой, строго определённой географической, тем более государственно-политической привязки. Святая Русь есть духовное пространство, пронизанное ощущением всенародного религиозного служения, а также - особое состояние души тех, кто живёт в этом пространстве. В наиболее драматические моменты истории народа, как это было в Отечественных войнах 1612, 1812, 1941-1945 годов, Святая Русь зримо являла себя миру в жертвенном подвиге народа-победителя.
Стержнем русского православного сознания является убеждённость в том, что жизнь народов и государств определена Промыслом Божиим, способным сокрушать «чин естества» и человеческий расчёт. Для русского православного сознания источник власти один - Бог. Власть на Святой Руси осмысливается как особое служение, как личная религиозная обязанность (в противоположность её «современному» пониманию как права или привилегии). Отсюда византийско-русский идеал созвучия, или симфонии властей (светской и духовной, царской и пастырской) - в противовес «разделению властей», вводимому обезбоженным Западом. Суть служения властвующего на Руси - хранение христианских святынь, неповреждённых истин православной веры, как они утвердились в IV-VIII веках трудами отцов семи Вселенских Соборов. «Горе тому, - говорил преподобный Серафим Саровский, кто хотя одну букву убавит или прибавит к постановлениям семи вселенских Соборов». Это охранительное сознание долга по отношению к наследию, которое Русь приняла из рук Византии, - ещё одна неотъемлемая черта феномена Святой Руси.
Из доклада Владимира Максименко (Брест, 22 июня 2012 г.)
Ветер Веры
Как обрести тебя, узреть, в пути как встретить,
Святая Русь, твои мы непонятливые дети.
Нам суждено твой слышать гул из глубины столетий -
Сметай сомненья пыль, рождайся вечно, Веры Ветер.
Ведь все пути к безсмертью наши неисповедимы,
Ты Иисусовой молитвой проведи нас, отче Серафиме,
Заветной полночью Дивеевской канавкой над грехов обрывом
Святии вси учите нас молитве взором прозорливым,
Тропинкой сумрачного леса вы нам огоньки зажжёте.
Кто нам ещё поможет, тонущим в страстей болоте?
Русь сокровенная внутри тебя на то ответит,
Никтоже кроме нас, пред Богом за неё мы все в ответе.
С безоблачного неба каплями прохладный вестник
Скатился дождь слезинками с ресниц незрячей песни,
В ладонях плещется лучей рассветных россыпь,
Алмазною тропою дарит свет мне Веры поступь!
Терпеть с Христом обиды вроде и не так уж больно,
То Ваш мотив, то Вашей искренности волны.
И ангелы кругом невидимые иже херувимы,
Пылая, небо согревают огненною стаей серафимы.
За то, что в юности гордыней цвёл, глаз от земли не подняв,
За это Бог на время дар Любви от сердца отнял,
С тех пор не раз, мятежную смиряя душу, падал ниц я,
Сияньем чудным просветлен пасхальной плащаницы.
Когда себя превозносил, кого гордынею обидел?
Сотри мне злую память, каюсь, Ангел мой хранитель.
Молю не дай во мрак мне оступиться снова, там лишь тленье,
Опять исчезнет вешний сад и чудных строк виденье.
Где Свирь волною снулые омыла утренние зори,
Мне глубины прозрачных дум открылись новые просторы,
Там мост длиною в жизнь преодолел по Божьей воле,
Жизнь прошагать - Лодейное не перейти мне Поле.
Там Рощинского озера паломников в пути манит прохлада,
Молитвы Александра Свирского в монастыре живёт отрада.
Ответь, мне, отче, как Божественнаго Тела, Крове ныне причащаясь,
Под сенью Троицы Святой из бренного нетленным сотворяюсь?
Важеозерского монастыря причастный стих хвалебный,
Душе, унывшей от невзгод, гостеприимный хлеб целебный.
Под небом голубым на куполе злачёный крест блестит как!
В ведёрке Божий дар лесов - карельская черника.
Когда войною разразился над Россией ропот слезный,
Над Вырицей грозою не пролился смерч железный,
Там преподобный Серафим молитвой супостата вяжет,
Костями вражьими в земле тот русской ляжет!
В час скорбный горькая Любовь всегда бедою познаётся,
Месть сладкая лозою ядовитой вокруг шеи вьётся,
Но даже коль в руинах храм молчит, возопиет пусть камень,
Жив тот народ, в горниле зла что не утратил Веры пламень!
Прощён народ над Истрой вновь воздвигший Воскресенья храм Господний,
Велик народ, взметнувшийся до неба Сергиевой Лавры колокольней,
Перед тобой, Святая Русь, твой Дух узрев, колена преклонил я,
Вей, Ветер Веры, пой и распрямляй Молитвы крылья.
01.06.2019 г.
3. Ответ на 2., Vladislav:
2. Ответ на 1., Русский Сталинист:
1. Re: К 75-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков (23 июня - 29 августа 1944 г.)