«Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Откровенный разговор о гражданской войне, разделении народа и силе идей с новосибирским историком Игорем Самариным

Новости Москвы 
0
940
Время на чтение 14 минут

С 22 мая в Управлении государственной архивной службы Новосибирской области работает выставка «Сибирская трагедия: Идеологический аспект», на которой представлены агитационные материалы как большевиков, так и их идеологических противников.

Экспозиция - лишь часть уникального проекта Новосибирского областного архива под названием «Сибирская трагедия». Он вызвал большой интерес у историков и обычных людей, интересующихся темой гражданской войны 1918-1920 гг.

В ходе обсуждения темы гражданской войны с Игорем Валерьевичем Самариным, ведущим архивистом отдела использования и публикации документов ГБУ ГАНО, и Владиславом Геннадьевичем Кокоулиным, доктором исторических наук, профессором, преподавателем Новосибирского высшего военного командного училища, - одними из инициаторов и организаторов выставки, мы не могли не затронуть вопросы, касающиеся не только идеологических достижений и ошибок столетней давности, но и современной общественной ситуации в России. Сегодня мы публикуем первую часть беседы.

- Игорь Валерьевич, в чем было главное отличие между пропагандистскими материалами красных и белых?

- Агитация красных была направлена на необразованные слои общества России - рабочих и крестьян. Был использован тезис Ленина о превращении империалистической войны в гражданскую. Народ тогда уже устал от этой войны - началась она на патриотическом подъеме, но потом оказалось, что это бесчисленные жертвы, никаких перспектив, и народ устал воевать. А Ленин сказал: ну давайте еще немножко, прижмем этих кровососов, которые развязали войну, и потом все будет хорошо. Заводы рабочим, земля крестьянам, власть - Советам, войну прекратим, и все будет отлично. Только сделайте еще одно небольшое усилие!

Понимаете, человека необразованного легче подчинить своей воле, легче обмануть. Цель любого политика - захватить власть. А Ленин был гениальный политик. На какой бы позиции люди ни стояли, все признают, что он был величайший политик конца 19-го - начала 20 веков.

Готовясь к этой выставке, я обратил внимание на стилистику агитации красных: она довольно агрессивная и очень простая по форме. Она направлена именно на широкие массы. Вот сравните плакаты: «ТЫ записался добровольцем?» - и: «Отчего вы не в армии?» (это плакат Первой мировой, но потом он использовался и белыми). Чувствуете разницу?

Второй призыв направлен на тех, кто рефлексирует, кто способен размышлять, причем не только о себе: на духовенство, на интеллигенцию, на офицерство, на дворянство. То есть на людей образованных, которые думают о себе, о стране, о цивилизации... Но в любой стране, не только в России, таких людей всегда меньшинство - закон больших чисел никто не отменял. А агитация красных действовала на миллионы. Она простая! Агрессивная, да, но очень глубокая. Потому-то красные и победили, что их идея овладела массами, миллионами. В этом и состоит гениальность Ленина и большевиков, в том числе Троцкого и прочих. Я больше скажу: на стороне большевиков работали гении пиара и НЛП, которые прекрасно знали, как воздействовать на массы. Это была продуманная пиар-кампания. То есть большевики победили, прежде всего, на идейном фронте, это очень важно понимать.

Я приведу одну цитату, она очень характерна: «Товарищи! За кого вы - за красных или за белых? Помните, что ни посередине, ни с краешку места нет. Весь мир разделен на две половины». Помните, как потом сказал нарком Крыленко, первый нарком юстиции: «Кто не с нами, тот против нас!» Как скрыться от такой постановки вопроса? Ты или здесь, или там. Всё! А то - «свобода», «Учредительное собрание», понимаете ли... «Отчего вы не в армии»... А тут - дихотомия!

Чтобы овладеть массами, все должно быть просто: богатые - бедные. Простая идея овладевает массами вмиг. Но, как историк, я скажу - и со мной согласятся и политологи, и экономисты: не бывает простого решения сложных проблем. Их просто нет! Сложные проблемы решаются сложно. А большевики создали идею, что сложные проблемы можно решить просто. У тебя отец белый? Так ты сдай его, убей его, и тебе будет хорошо, ведь ты же красный! Идея жуткая, зато простая. Но мир сложнее, и нет простых решений сложных проблем. Все простые решения заканчиваются войнами, революциями и катастрофами.

- Кроме идеи, у большевиков была очень продуманная партийная система: там ячейки, тут ячейки...

- Вот именно! Что интересно, в Сибири гражданская война началась, здесь же она и закончилась. Вот смотрите: сначала, с ноября 1917 года советская власть - это Советы во всех крупных городах - большевистские, меньшевистские, эсеровские. Они странные, разношерстные, но это уже Советы. В мае 1918 года эта разношерстная власть пала, когда Гришин-Алмазов и белочехи совершили просто идеальный переворот - за одну ночь, на всем Транссибе. Представьте: на всем расстоянии в 3 тысячи км были красные - стали белые. Это тоже было гениально сделано! Гениальный заговор, величайшая тактическая победа! И вот уже Колчак пошел на Уфу, на Пермь и должен был наступать на Москву. Но тут произошли два события, почти совпавшие по времени.

Куда ушли те самые большевики из городов? Они ушли в подполье и были очень организованы и сплочены.

Второе событие заключалось в следующем. Пока в Белой армии хватало средств на продовольствие и амуницию, все было хорошо. Но когда деньги стали заканчиваться, они же побежали на поклон к американцам, к французам, к англичанам. А те их обманули: в обмен на золото, которое им отдал Колчак, поставили ржавые винтовки, негодное обмундирование... Другим словом, белым стало не в чем и не с чем воевать. И к кому они обратились? К крестьянам. А крестьяне в Сибири были свободолюбивые, крепкие хозяйственники, в основном середняки. Строго говоря, им было все равно, кто там сидит в столице: царь, Ленин или Колчак. У крестьян психология консервативная, но очень простая: вы меня не трогайте, и я вас не трону. А тут, когда ситуация ухудшилась, колчаковцы обратились к крестьянам с призывами. Но на тех агитация действовала слабо. Тогда колчаковцы пошли более суровым путем: стали силой забирать сено, фураж, лошадей и даже насильно мобилизовывать в свою армию. Что могло вызвать это у сибирских крестьян, которые не знали, кто такой феодал, веками жили на государственной, а фактически, на своей земле? Кроме отторжения, ничего. И в ответ, вдобавок к партийным большевистским ячейкам, возникли еще и партизанские отряды, корпуса в тылу у Колчака. Фактически, надеясь уже победить, колчаковцы вместо одной войны получили две. То есть, по выражению нашего «великого» Виктора Степановича Черномырдина, хотели как лучше, а получилось как всегда - практически, он одной этой фразой описал всю нашу историю.

А тут уже начала действовать Пятая Красная армия, куда, кстати, наезжал товарищ Троцкий. Он лично стрелял в отступающих и говорил, что, мол, если еще отступите, всю дивизию расстреляю.

Вот эти два события - наступление Пятой армии и возникновение партизанского движения в тылу у Колчака (отряды Щетинкина, Мамонтова, Рогова), - и сыграли важнейшую роль в ходе гражданской войны в Сибири. Как видите, один неправильный ход, и...

- Но ведь красные потом пошли тем же путем - продразверстка с крестьян, мобилизация...

- Правильно, причем они пошли путем даже намного более жестоким. Но тут есть одна проблема. Она высветилась, когда я изучал агитацию красных и белых, готовясь к этой выставке. У красных все четко: вся власть Советам, фабрики рабочим, земля крестьянам и всем - мир. Уничтожим эксплуататоров, и все будет хорошо. А теперь посмотрите на белых.

Сам Колчак не знал, что будет в случае его победы, потому что в рядах его сторонников были, во-первых, сторонники созыва Учредительного собрания, которые считали, что народ сам должен решить, какой строй будет в России - монархия, конституционная монархия или республика. Другие были «за веру, Царя и Отечество». Третьи говорили, нет, нам нужна конституционная монархия, как в Англии: номинальная фигура монарха и кучка богатых олигархов - Гучков, Пуришкевич, - которые будут все решать. То есть если бы даже колчаковцы победили, у них не было единства. А у красных все было просто: вот их вождь, вот их программа, вот их лозунг. И обещания. Ничего не напоминает? Я не буду дальше расшифровывать параллели, но они существуют. И красные победили - с одной идеей, одним лидером и с обещаниями...

Но, фактически, народ-то обманули! Вот перед нами плакат: «Колчаковская постройка. Товарищ, бей по фундаменту!» А что они сделали? Сначала победили Колчака, потом отделили Церковь от государства и, как мы знаем, священников преследовали и репрессировали, а последним уже был кулак. Сначала продразверстка, потом раскулачивание. Вон у нас в фондах тысячи дел по раскулачиванию лежат. Десятками, сотнями тысяч раскулачивали, и не только богатеев и середняков, но и бедняков. И ссылали и за пределы района, и в Сиблаг, и они там мерли десятками тысяч, на этих Васюганских болотах. То есть вот эту программу против Колчака Советы потом обратили против своего народа. Колчак за счет крестьян хотел пополнить свою армию, а большевики за счет крестьян сделали индустриализацию. Жестоко? Жестоко! Но, опять же, если бы не это, мы бы Великую Отечественную войну не выиграли.

Нам сейчас легко рассуждать, а вы пойдите в Кремль, где надо принимать решения. С одной стороны, миллионы людей, а с другой - судьба страны. Если бы мы пошли по бухаринскому пути - кооперация, свободная торговля, - смогли бы мы выдержать удар Германии? Если даже в той ситуации мы до Москвы отступали? Не знаю, и никто этого не знает.

Понимаете, функция любого государства - решение проблем за счет людей, его населяющих. По-другому не работает ни одно государство. Просто одна власть, которая поумнее, работает тоньше, а другая - грубее. В России сначала народ обманули, потом использовали, а потом - победили... А победителей, как известно, не судят. Гражданскую войну выиграли? Выиграли. Отечественную выиграли? Выиграли! В космос первые полетели. Всё! И все эти победы - под красным знаменем, потому что - идея.

- Сейчас идеи нет, тем не менее, как-то еще бултыхаемся...

- Сейчас, по моему мнению, как историка, у общества есть такая идея: вот была гражданская война. Красные творили беспредел, расстреливали, пытали. И белые творили беспредел - те же врангелевцы или колчаковские отряды. Барон Унгерн вообще ужасы творил - в живых людей крыс запускал, чтобы они внутренности выедали. Словом, и те и другие творили ужас. И вот, чтобы преодолеть разделение (а оно в нашей стране до сих пор есть, и никуда мы пока от этого не уйдем), надо, якобы, быть объективными и показывать и эти ужасы, и достижения одинаково с той и с другой стороны. Даже высказывается мысль о том, что и те, и другие были государственниками и думали о благе страны, только представления о благе у них были разными. Потому все это надо как-то синтезировать и объединить, чтобы у нас был гражданский мир и никаких проблем. То есть декларативное такое «надо». Не знаю, есть ли база для таких деклараций, но вот разделение до сих пор реально существует.

- У меня тогда вопрос: на основании чего примиряться? На морально этическом основании - понятно. А еще? На основании культуры? Новой идеи?

- Большевики сыграли на культуре дремучего народа, это так. Но вот, действительно, на базе чего примиряться? Я не осуждаю эту идею, я пока просто не понимаю, на какой базе примиряться?

Два года назад я принимал участие в одном проекте: Елена Агамян из ГТРК снимала фильм «Львы революции» про Игнатия Громова, сибирского партизана времен гражданской войны. В фильме показано, что отряд Громова тоже зверствовал, с одного священника живьем кожу содрали... Потом он был сотрудником ОГПУ, затем управлял Ново-Николаевским уездом, был первым почетным гражданином города. В 1937-м его хотели расстрелять, но помиловали, а в 1943-м забросили в Белоруссию, чтобы он помогал там организовывать партизанское движение, хотя ему было тогда уже за шестьдесят. То есть личность, конечно, очень неординарная. И вот, после просмотра фильма в кинотеатре «Победа», когда мы обсуждали его, я, как участник фильма, сидел на сцене, и мне было очень хорошо видно, что зал резко поделился и страсти очень сильно накалились. Там были наши местные коммунисты Андрей Жирнов, Валерий Ильенко, Ренат Сулейманов. Они просто вскипели. А с другой стороны были наши студенты и преподаватели - то есть, условно говоря, «белые». Еще немного, и там бы дело дошло до рукопашной. То есть это деление, хотим мы того или нет, оно до сих пор есть. Оно есть и на бытовом, и на общественном уровне. Только подумайте: прошло сто лет, а разделение сильнейшее! Стоит только слово сказать, и уже искры сыпятся.

- Мне кажется, это потому, что была гениальная сама по себе идея социальной справедливости...

- Я историк 30 лет; работаю с практической историей, с документами вот уже 20 лет, и еще пять лет был сотрудником краеведческого музея. То есть опыт есть. И вот к каким выводам я пришел. Идея-то была прекрасная, но мало того, что эта идея для большевиков была тактическая, чтобы захватить власть, в чем нет ничего плохого, обычная политическая ситуация. Не только я, но и многие другие историки замечали, что везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови. И зачастую вовсе не тех, против кого эта идея направлена, а вообще всех, что случилось, кстати, и у нас.

Ведь, по сути, гражданская война - это ужасное событие. Если отвлечься от идеологии, то мы видим, что в это время отец убивал сына, сын сдавал отца, брат шел на брата, убивали родных и близких. Что это, какая идея это оправдывает? Да никакая! А она-то была, якобы, справедливая и прекрасная! Но реки крови за нее пролились... Поэтому нужно очень осторожно относиться к любой идее. Надо ее пропускать через себя, анализировать и рефлексировать.

Несколько лет назад вышел фильм «Начало», с Леонардо Ди Каприо. И вот его герой там говорит, что самое сильное в мире - это идея. Когда она овладевает человеком, избавиться от нее не представляется возможным. Вот когда в плену таких идей - коммунистических, любых других, - люди находятся, за ними они перестают видеть что-то другое. Перестают видеть человека, отношения, жизнь своих близких, детей... И это страшно. До сих пор эта идея в нас сидит. Ведь большинство же из нас были октябрятами, пионерами, комсомольцами...

- Я в молодости 7 лет комсоргом была...

- Вот видите! Хотя мы и понимаем теперь, что все это было фикция и обман.

Наша империя была тоталитарно-идеологическая 70 лет, а это так просто не проходит. Это была не просто идея, которая овладела людьми, а образ жизни. В Советском Союзе была масса прекрасного. Я вырос в это время и считаю, что мое детство было чудесное, я в пионерских лагерях 8 лет отдыхал. Медицина, образование - все было бесплатное. Я благодарен той стране уже за то, что вуз окончил, не платя ни копейки. Тем не менее, теперь, как взрослый человек, как историк я понимаю, что проблем-то было огромное количество. Любую эпоху возьми, есть проблемы, и есть достижения. Но не случайно Советский Союз закончился, практически, за несколько месяцев. Значит, что-то было не так, изначально было не так?

Не знаю, на базе чего может быть примирение, я могу высказать только свою личную позицию, но я считаю, что каждый человек должен думать, анализировать, рефлексировать, выбирать то, что ему ближе, то, что ему подходит, во что он бы хотел верить и каким хотел бы видеть окружающий мир. Никто никогда не хочет видеть ни концлагерей, ни гражданской войны, ни политических репрессий - вот на этой базе и надо объединяться.

- Хотя сегодня немало людей, которые хотели бы отправить тех же либералов в места не столь отдаленные...

- Это опять же отголоски той идеологии - всех сгноить, всех в тюрьму...

- Не совсем так. Перед нами пример Украины...

- Украина - это вообще интересный пример. Это, фактически, такая же, как наша, олигархическая страна. Назовем вещи своими именами: у нас сейчас буржуазно-демократический олигархический бандитский капитализм. Мы от Запада отстали в плане общественной формации лет на триста. Они на нас смотрят, как на дикарей: «У нас такое триста лет назад было. Поделили всю страну, построили капитализм и балдеют...» Но, наблюдая за Украиной, мы многое о себе сейчас можем понять. Она, действительно, сейчас как лакмусовая бумажка и для Запада, и для нас. Президент у них непростой человек, хочу сказать. И те, кто считают, что он просто клоун, очень глубоко ошибаются. Все далеко не так просто. Кто-то когда-то считал, что вот, какой-то смешной парень с усиками бегает по Берлину, а этот парень двадцатый век чуть не перевернул. И народ его избрал, между прочим, не совсем демократическим голосованием, правда, но избрал... Так что по Украине мы можем отслеживать процессы, которые и у нас тоже проистекают.

- Возвращаясь к нынешнему отсутствию идеологии - может, это делается намеренно?

- То есть чтобы не шарахнуться в какую-то крайность? Может быть...

- Потому что вроде бы как сегодня и либералы чувствуют себя нормально - ну, бухтят, не без этого, конечно. И монархисты себя чувствуют нормально...

- ...И коммунисты себя чувствуют нормально. И конфликта нет никакого... И не надо! Возможно, и так. Чтобы не было даже почвы для конфликта, потому и нет идеологии. Это, конечно, странно, но в общественном плане пока такая тишина.

- А не получится так, что наша неизбывная мечта о социальной справедливости в конце концов толкнет нас снова к расстрелам, ГУЛАГам и так далее? Потому что, как я вижу, многим очень хочется, чтобы все несогласные с этой идеей снова отправились туда.

- Народу просто хочется, чтобы был порядок. Но это иллюзия. Любой порядок - это иллюзия. Но знаете, демократия - это тоже странная вещь. Вот говорят: «демократия - это воля большинства». Но я, как историк, выскажу вам одну мысль. Она парадоксальна, но это правда: вы знаете, что право всегда меньшинство? Потому что умных людей меньше. Этот простой аргумент не каждый может воспринять, но исторически и психологически он справедлив. Всегда право меньшинство! Поэтому демократия - это тоже фикция.

Так что как дальше быть и что дальше делать со всем этим, когда эта идея в нас до сих пор сидит, и мумия Ленина до сих пор лежит на Красной площади, и сейчас какое-то странное общественное затишье, - непонятно. И сколько само это затишье будет продолжаться, тоже непонятно. Все равно надо что-то думать, во что-то трансформировать. Уже сколько лет кричат и правые, и левые, и центристы - должна быть идея! А ее нет.

- Есть Русское Православие. Это сегодня единственная идея.

- По сути, да. Осталось только объявить ее государственной.

- Но Церковь у нас отделена от государства.

- Ну, статью конституции всегда можно поменять, если что... В общем, пока имеем то, что имеем. Общей идеи нет. Есть пока шаткий мир не на чем.

- Теперь перейдем непосредственно к вашему проекту.

- Проект очень простой. Он состоит из трех частей: первая заключается в том, что любой человек может зайти на портал Управления государственной архивной службы Новосибирской области «Сибирская трагедия» http://archives.nso.ru/page/2326 . Уникальность проекта в том, что впервые можно посмотреть документы, фотографии, карты, фильмы, почитать научные статьи и публикации по этой теме. То есть каждый человек может погрузиться в изучение материалов по гражданской войне и самостоятельно все оценить. Там есть образцы агитации и красных, и белых, статьи ученых, которые десятилетиями работают над этой темой, уникальная кинохроника 1919 года, снятая французами, которые специально приехали для этого из Сан-Франциско. Я считаю, что это очень ценно именно для общественного осмысления.

Вторая часть проекта - это наша выставка, открытая в Государственном архиве Новосибирской области, которая называется «Сибирская трагедия: Идеологический аспект». На ней представлены подлинные архивные документы, касающиеся агитации красных и белых. С начала работы выставки, с 22 мая, мы уже провели более 10 экскурсий, люди испытывают большой интерес, фотографируют, задают вопросы, иногда потребность в экскурсии возникает спонтанно. То есть видно, что мы попали в точку, эта тема людей очень волнует. Выставка будет работать до сентября.

Третья часть проекта - издание в октябре-ноябре этого года книги, сборника представленных документов с таким же названием - «Сибирская трагедия». Владислав Геннадьевич Кокоулин уже написал вводную статью, сейчас подготавливает библиографию. Но он вам сам расскажет о подготовке сборника.

- Скажите, в других регионах проводилась подобная работа?

- Нет, пока такой проект есть только у нас. Хотя по этой теме написаны сотни статей. Вообще, материалы, относящиеся к гражданской войне, раскиданы по всей территории нашей страны. Они есть в Москве и Санкт-Петербурге, в центральных федеральных архивах. Мы, при всем желании, всю гражданскую войну никак не представим. Документы есть и в Красноярске, и в Барнауле, и в Енисейске, и в Иркутске... Наша задача была - представить именно наши архивные фонды, а они у нас тоже уникальные. Например, фонд П-5, коллекция документов Сибистпарта, собранная Вениамином Вегманом, основателем Сибархива. Он был большевик, но понимал, что важно сохранить документы и агитационные материалы и со стороны красных, и со стороны белых. У нас есть даже документы Временного Сибирского правительства - это все было сохранено им еще в 20-е годы.

Так что задача проекта «Сибирская трагедия» - показать наши фонды и дать возможность людям самим осмыслить увиденное. Мы думаем, что это и есть самое главное.

Беседовала Галина ПЫРХ

* Посмотреть открытую лекцию И.В. Самарина «Сибирская трагедия: идеологический аспект» можно также на канале YouTube:

https://www.youtube.com/watch?v=bwBVroWDkNI

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

. Если бы мы пошли по бухаринскому пути - кооперация, свободная торговля, - смогли бы мы выдержать удар Германии? " Это очередной миф. Если бы да кабы.
Даневский Саша / 24.06.2019, 09:05

4. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Очень интересно в этом смысле "соленое озеро" Солоухина. Как раз Сибирь.
Даневский Саша / 24.06.2019, 08:57

3. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Интересное интервью, со многими отсылками для непростых размышлений.
р.Б. Алексий / 24.06.2019, 06:28

2. Re: «Везде, где звучат слова «свобода, равенство, братство», льются реки крови...»

Во-первых, в основе всех исторических событий этногенез. В 19- начале 20 вв. русский этнос вошёл в состояние акматической фазы. Когда процессы смешения и ассимиляция происходят очень бурно и повсеместно, в результате наступает энергетический перегрев. Подобное происходило в конце 12 - начале 13 вв. (феодальная радробленность), начале 17 в. (Смута). В том то и дело, что подобное и называется оно "бифуркация". Этногенетический перегрев с дальнейшим возвращением в норму и продолжением этногенеза с удвоенной силой. Акматическая фаза - это фаза невозврата. Когда катастрофические потери пассионарных людей, снижение способности ведущего этноса к самовоспроизводству, ослабление роли ведущего этноса. В нашем случае русского. Во-вторых, для происходившего в начале 20 в. в Российской Империи важно понимать процесс революционизации, запущенный после Отечественной войны 1812 г. Западные идеи "свободы, равенства, братства" проникают в среду российской интеллигенции, западной по своему воспитанию. Возникают первые тайные общества, появляются претензии на лидерство в среде части высшего общества. Это ещё похоже на подготовку дворцового переворота, но уже с гнилым душком революционизации. Первый всплеск был подавлен, продолжалось Герценом и Ко, землевольцами, народовольцами, восстаниями в Польше. Первый этап заканчивается убийством Александра Второго. Казалось бы, выдохлась революционизация в России. Однако, под прикрытием внешнего покоя в правление Александра Третьего наши историки просмотрели удивительные перемены. Революционное движение структурируется в рев. партии левого и центристского типа. Берёт на вооружение идеологию социал-коммунизма от Маркса. В движение массово приходят выходцы из еврейской среды (не путать с евреями традиции), в союзники себе российские революционеры взяли Запад, финансирование рев. движения осуществляет еврейский международный капитал, конечной целью объявляется свержение самодержавия. Намечается тактика ослабления и разрушения Российской Империи извне войнами, изнутри революциями. С 1901 г. начинается революционный террор. В-третьих, геополитическая обстановка того времени была сложнейшая. Сразу шесть этносов суперэтнизируются и создают свои империи. Которые выходят к границам друг друга и продолжение их этногенезов видят только в расширении территорий обитания за счёт других. В то же время, ещё в середине 19 в. наметился неразрешимый мирно конфликт между двумя величайшими империями - Российской и Британской. Последняя стремилась к лидерству в Евразии и мире, в начале 20 в. эта идея перерастает в идею "мирового господства". Которая может быть осуществлена только с захватом Срединной Евразии от Днепра до Амура. Эти территории контролирует Россия. И третье, англо-саксам удалось перенаправить остальных на Россию. Сначала в это вляпались японцы в 1904 г., после была Первая Мировая война. Её успешный исход для России был неизбежен в силу сложившихся обстоятельств. Но враги опередили - революция. В-четвёртых, действительно, агитация большевиков насколько действенна настолько и лжива. Дорвавшись до власти они делали только то, что им было нужно. Но вот что поражает в поведении крестьян. Казалось бы, имели возможность выехать на новые земли, получали там приличные наделы, государство оказывало помощь при переселении и на местах... Когда пришло известие о свержении Николая Второго многие ли пошевелились встать в защиту? Не успели белых прогнать из Сибири, как в тех же местах снова восстания, но теперь уже против красных. Только умыли кровушкой крестьян большевики. И превратили из вольных хлебопашцев в колхозных крепостных. По логике событий Сибирь должна бы встать единым фронтом за продолжение успешной политики Николая Второго... В-пятых, гражданская война это не победа, это трагедия для всех. Великая Отечественная война это победа над внешним врагом, но громадная внутренняя трагедия. Достаточно вспомнить военно-политическую катастрофу первого полугодия. Великие достижения тоже были. Но, если мы задумаемся о цене в человеческих жизнях, искалеченных судьбах... можно ли считать это победой? Когда на результаты всего этого придут иноземцы ?! Русские, которые обеспечили демографический взрыв конца 19 - начале 20 вв. сегодня по факту вымирают. Впереди у нас миграции европейцев с запада, кавказцев и среднеазиатов с юга, китайцев с юго-востока, японцев с востока. Они уже делят нашу исконную Русь под названием "Украина". А мы только по ляжкам себя хлопаем. Сделать-то ничего не можем. Сталин в 1921 г. объявил "украинизацию" и воплотил её в жизнь в Малороссии. Мы к её результатам уже привыкли. Завтра сибиряки пойдут в отрыв, мы де сами да с такими природными богатствами! Гуляй, душа! В результате как те староверы сто лет назад пойдут на поклон к китайцам, презрев наше исконное великое русское единство. В-шестых, Идеи нет? Идея есть, заявлена. Видеть и слышать не желаем. Путин В.В. был активным участником создания партии центра - Единой России. Программа её чётко прописана, заявлена, реализуется. Программа центрового прагматизма. Без правых и левых уклонов. Результаты есть, Россия в эти 18 лет твёрдо встала на ноги, уровень жизни населения вырос, многие проблемы решены и решаются. Казалось бы, чего ещё? Нужно подводить итоги, идти дальше. Но нас снова пытаются право-левые ввергнуть в то дерьмо, которое они сотворили сто лет назад. "Караул! У нас всё плохо! Назад в социализм!" Примирение возможно только в одном случае: левые отказываются от своих бесовских идей революционизации, правые прекращают тянуть на Запад. У нас своё государство, идеология здорового центрового прагматизма, а наши недоработки и недостатки давайте решать сами, обговаривая и приходя к взаимному согласию. Православие наше духовное окормление. Пора бы выбросить эту дурь из головы об отделении Церкви от государства. Церковь Христова - это люди уверовавшие во Христа. Как вы нас можете "отделить от государства", если мы живём здесь, трудимся, общаемся с людьми, влияем на государственные решения своим православным сознанием? Кто такие "либералы"? Либерализм как система взглядов развивался в Европе. Его идея в наибольшей свободе человека и общества от опеки государства. Всё! Что происходит сегодня в России? Идёт демократизация жизни общества и либерализация экономики. Достижения есть? Без сомнений. Но в обществе есть те, кого в народе называют "либерастами", т.е. законченными западниками, которые готовы за гранты и подачки на любые сделки с враждебным России Западом. И есть "левые" - коммунисты и прочие, которые застряли в "развитом социализме". У них желание отнять и раздать, а что будет дальше для них по фиг. И сегодня эти люди нашли выход, они превратили слово "либерал" в синоним "предатель", в ругательство и поливают им всякого, кто говорит о советском времени без должного придыхания. При всех этих "обочниках", есть центровая сила и вся проблема заключается в том, что будет после ухода Путина из власти. Сможет ли его команда устоять в передрягах и сохранить курс центрового прагматизма. Не поддавшись на давление справа и слева. В-седьмых, пример Украины это действительно наш пример. В плане этногенеза. Здесь наше русское этногенетическое ядро от 9 века. В результате этногенетического старения русского этноса оно страдает в первую очередь. Следующий удар по Белоруссии, потом центральная Волго-Окская Россия. Социально-экономические передряги всего лишь отражение глубинных процессов. При этом необходимо учитывать интерес европейцев. Они на чемоданах в ожидании миграции с юга, там на границах ЕС не менее 7 млн. стоят. Арабо-исламский мир спит и видит своё европейское существование. У европейцев один путь отхода - на восток! Украина подготавливается как запасной аэродром. Исход русских оттуда (а основное население современной Украины это русские!) идёт страшно быстрыми темпами.
Абазинский / 24.06.2019, 01:49

1. Зато

Зато сейчас неравенство и несвобода. Хорошо, правда?
Исидор / 23.06.2019, 15:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Пырх
Мигранты и их дети
Свои среди своих, чужие среди нас…
02.04.2024
О жертвах ювенального Молоха помолимся!
В Новосибирске у многодетной матери отнимают детей
11.12.2023
Кто стоит за беспределом?
История мытарств многодетной матери вышла на новый виток
09.08.2023
Карательная психиатрия – новое оружие ювеналов
В Новосибирске продолжается измывательство над многодетной матерью
19.07.2023
Беспредел в законе
В Новосибирске в тюрьме умирает человек, и никому до этого нет дела
06.06.2023
Все статьи Галина Пырх
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
20.04.2024 11:27
На картошку!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:19
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 11:09
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22