Июньский номер «Православного Санкт-Петербурга» открывается большой статьёй известного русского писателя А.Г.Скокова - «БЛАГОСЛОВИ ЖЕ РАБОТУ НАРОДНУЮ!..» Внимательные наши читатели помнят, что материал с таким названием уже выходил в нашей газете несколько месяцев назад. Тогда Александр Георгиевич рассказывал о судьбе русского крестьянства до революции. Сейчас же он повествует о судьбе современной русской деревни:
- Есть такой самарский единоличник Толстов Б.Н. Его хозяйство - него немногим больше 1000 га. (Это большое хозяйство: советский колхоз, совхоз в среднем владели 4-5 тыс. га). У этого единоличника-крестьянина имеется всего один комбайн «Енисей», которому стукнуло уже восемь лет. Хлеб хранить Толстову негде: местные элеваторы отказались принять у частника на хранение зерно - самим нужны ёмкости. А между тем подошёл срок погашения кредита, - и тут же налетели на крестьянина скупщики, предлагая купить его ячмень по 3 р. за кг. Так возвращаются дореволюционные порядки, когда в той же Самарской губернии на левом берегу Волги крестьяне помирали от голода, а на правом берегу, стояли забитые до крыш зернохранилища скупщиков. А у Толстова в арбитражном суде закончилось рассмотрение дела по его хозяйству, - и нет ему никого помощи и поддержки. И картина эта - типичная.
Сейчас на селе работы нет, и сельские жители получают на 40% меньше, чем городские. Поэтому и появился у нас целый класс охранников, которые вахтовым методом за 100, 200, а порой и за 500 км ездят из своих деревень в Москву, в Петербург. По данным профсоюза частных охранных предприятий, сейчас в ЧОПах работает более трёх миллионов человек! И всё это - механизаторы, всё это - сельские работники. В Иркутской области я видел бывший совхоз, от которого осталась только памятная стела с орденом. То есть, было здесь некогда орденоносное, мощное хозяйство! А теперь? По пустой улице катит на тархтелке-мотоблоке человек лет сорока пяти... Я попросил его остановиться, разговорился. Выяснилось, что человек этот когда-то работал в орденоносном совхозе трактористом, механизатором... А сейчас? «Сейчас езжу на работу за 50 километров от дома - служу охранником в магазине... Сегодня выходной, - вот, накосил на мотоблоке травки для овечек, а завтра поеду на дежурство...» Овечки - это хорошо, конечно, да они и семью-то этого охранника не прокормят, - а прежний совхоз сколько народу кормил? Сколько городов?
Да, земля - она не может никому принадлежать, она Божья, как испокон веку считали русские крестьяне. Но ведь и Небо - оно тоже Божье, и как же порой тянет нас от земли на небо! Вот иерей Никита Иванов и называл свои заметки: «ПЕЧАЛЬ ПО НЕБУ». Он пишет так:
- Мечты... Стоит ли их опасаться человеку верующему, либо они вполне естественная жизнь нашего ума, чувств, впечатлений, и за ними вполне могут быть самые добрые намерения и начинания? На первый взгляд, что в них такого страшного и опасного, в лучшем случае - пустое. Да вот только взгляд этом поверхностный, лукавый. Некоторые наверно будут удивлены, но именно мечты главные и коварные проводники страстей в сердце человека. Они никогда не бывают безобидными, и это еще опаснее, чем открытая и грубая страсть. Украл человек, и знает, что украл. Соврал, и мучается, что не сказал правды, а может и сожалеет, раскаивается. А ежели помечтал о несбыточном, где тут урон для души? Вон, весь интернет забит благочестивыми мечтами на православных страницах. Чего только стоит призыв к «кармическому покаянию» или к жизни в «гармонии», а то и к жизни «без грехов». Это и есть плод мечты, пустые и не сбыточные желания под маской православия. Особенно часто встречается в нашей жизни «мечтательное покаяние», это когда человек, а чаще дама, наделенная богатым воображением, видит «неисчислимую бездну своих грехов», и так ей нравится себя, родимую такою представлять, что попробуй только разубедить ее в этой благочестивейшей мысли, что она мол и не такая грешная. Такое начнется, только держись. Так неприметно вкрадывается в души вместо мечты о мнимом покаянии, уверенность в красоте и достоинстве собственного подвига, «видеть свои неисчислимые» каково! Пред такой душой и руки порой опускаются, рад бы помочь, да нечем. Мечтательность обольщает, да так, что потом годы уходят, а душа так и остается в мечте.
О вот о немечтательном, о подлинном покаянии, о таком, какое было у наших святых, рассуждает сегодня протоиерей Игорь Филин в своём интервью, названном «ВО СВЯТЫХ ПОЧИВАЕТ БОГ»:
- Читая жития святых, мы знаем, что многие из них питались редко и скудно... А как постились святые! Макарий Александрийский, св.Симеон Столпник и прп.Анфим, например, в Святую Четыредесятницу ничего не вкушали. Сорок дней - ни крошки... Но это не значит, что мы сможем так же, стоит нам только захотеть. Расскажу такой пример. На острове Эвбея есть монастырь св.Давида, и там подвизался блаженный старец Иаков (Тсаликис) Эвбейский. Это был очень суровый подвижник. И вот когда он был уже архимандритом, к нему пришёл один из его чад - монашествующий. Он попросил, чтобы о.Иаков дал ему благословение строго поститься без растительного масла. А вкушали монахи пищу и так очень строго и не каждый день. И Иков отказал ему в благословении. Монах удивился: «Почему?» Иаков ответил: «Потому что ты не выдержишь и можешь заболеть. И будет этот пост по гордости твоей». Монах: «Но ведь ты же постишься так, геронда». - «Да. Но я вырос в Малой Азии (нынешняя Турция). У нас масло бывало считанные дни в году - на праздники. Мы жили очень бедно, на грани голода. Я с детства привык так питаться, мне не сложно. А ты - нет, ты вырос здесь, привык употреблять масло. И если тебя сейчас этого лишить - ты заболеешь. А это никому не нужно, никому не принесёт пользы. Поэтому вкушай помалу, смиряйся, следуй Уставу - и для тебя это будет подвиг».
Вот какие святые аскеты существуют до сих пор в Православной Церкви. А была ли аскеза в Раю, в Эдеме? Ведь праотец Адам до падения своего был, несомненно, святым, безгрешным, способным напрямую говорить с Господом... Интервью с иереем Михаилом Легеевым так и называется: «А БЫЛА ЛИ АСКЕЗА В РАЮ?» Вот как отвечает на этот вопрос отец Михаил:
- Так аскеза существовала ещё в раю, и если бы человек не свернул с райского пути аскезы, то грех бы не вошёл в человека. Что представляла собой райская аскеза? Она не очищала и не призвана была очистить человека от греха (ведь ещё не было самого греха), и вместе с тем, она способна была укрепить и углубить отношения и связь человека и Бога. Труд человека укрепил бы и закалил его телесные силы, а через них и душевные, что позволило бы человеку в конечном итоге познать самого себя, а затем и Бога, таким, «каков Он есть» (Ин.3.2). Пройдя путь райской аскезы, человек созрел бы как личность, люди навечно соединились бы друг с другом и с Богом в любви и согласии. Это соединение, созревшее в аскетическом усилии человека, было бы настолько прочным, что его невозможно было бы уже разорвать - человек навсегда бы остался с Богом.
Словом, в июньском номере «Православного Санкт-Петербурга» вы найдёте рассказы и о земле, и о небе, и о трудах телесных, и о трудах душевных, - охват наших тем очень широк. Надеемся, что и вы сумеете найти в нашей газете то, что вам по душе.