29 мая с.г. Петровской академией наук и искусств (ПАНИ) был проведён круглый стол по обсуждению предлагаемой концепции федерального закона «О культуре», на котором присутствовали известные учёные и деятели искусства. Публикуя обращение участников круглого стола к Президенту России, приглашаем присоединиться к этому Манифесту в защиту культуры России всех, болеющих за судьбу Отечества. Поставить свою подпись под обращение можно путем публикации своей подписи в комментариях или письма в адрес редакции.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Культурная деятельность - одна из важнейших составляющих жизни общества, и она будет в значительной мере зависеть от содержания обсуждаемого закона.24 марта 2017 года при вручении премий молодым деятелям культуры Вы сказали прекрасные слова: «Культура - это ориентир, основа и пространство всей нашей жизни. В культуре концентрируется историческая память и духовная энергия народа, и служить ей - особая, благородная и ответственная миссия. И важнейшая задача - это сбережение и приумножение уникального культурного наследия России, формирование и укрепление ценностей, объединяющих наше общество, воспитание высокой нравственности, вкуса, эрудиции, образцов поведения». Именно на это должен быть направлен и закон «О культуре в РФ».
Единство культуры и непрерывного образования формирует человека-гуманиста и одновременно патриота страны. Не случайно против культуры, как системы духовно-нравственных ценностей, служащих основой национальной безопасности России, направлены сегодня основные удары зарубежных недругов нашего государства.
Участники круглого стола считают, что предлагаемый документ скореенаправлен не на сбережение и приумножение культурного наследия страны, воспитание высокой нравственности, вкуса, образцов поведения, а на разложение нравственности, проверенных веками традиций и дестабилизацию общества.
Концепция закона весьма противоречива в правовом плане. С одной стороны она констатирует об обязанности государства создавать благоприятные для культурного развития политические, законодательные и экономические условия, обеспечивать гарантированное финансирование. Причём, это повторяется неоднократно.
С другой стороны - устанавливает, чтоорганы государственной власти и местного самоуправления, реализующие государственную культурную политику и осуществляющие государственную поддержку культуры, субъектами культурной деятельности не являются, не имеют права вмешиваться в профессиональную культурную деятельность.
Таким образом, Концепция, в частности, ставит под сомнение существование такого органа государственной власти, как Министерство культуры и его подразделений в Субъектах Федерации.
В тоже время в Концепции записано, что «...культура отнесена Конституцией РФ к предметам совместного ведения РФ и Субъектов РФ». Данное положение закреплено в п. «е» ч. 1 ст. 72 Конституции. Т. е. Концепция сама указывает, что её вышеназванные положения противоречат Конституции страны.
Нельзя назвать правомерными и утверждения о невозможности ограничений при госзаказах, связанных с политическими взглядами авторов, интерпретацией ими исторических и современных событий. И, конечно, явно выходит за рамки разумного требование о невозможности квалификации содержания произведений искусства, как публичных действий, предусмотренных ч. 1 ст. 148 УК РФ. Явное нарушение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ, закон один для всех. Это лишний раз указывает на неконституционный характер документа. Недопустимо создание в стране касты неприкасаемых.
Концепция фактически не уделяет внимания деятельности творческих союзов. К сожалению, до сих пор не принят закон о творческих союзах. А ведь от их активной и конструктивной работы в значительной мере зависит развитие конкретных видов искусства, создание произведений, способствующих духовному росту наших сограждан. Ничего не сказано о массовой, народной культуре, которая несёт в себе значимые воспитательные функции.
Не упоминается и необходимость взаимодействия с Русской Православной церковью, традиционными религиозными конфессиями, сотрудничество государства с которыми является важным фактором стабилизационного развития общества.
На заседании Совета по культуре и искусству 15 декабря 2018 года Вы говорили о необходимости формирования в регионах культурно-досуговых организаций клубного типа. Концепция полностью проигнорировала Ваши установки. В Концепции также отсутствует чёткое разъяснение используемых в документе понятий и терминов. Указывается вид культурной деятельности «литературное творчество». Но в перечне профессий, определённых в РФ, отсутствует профессия литератор, писатель.
Общественности предлагается обсудить некую Концепцию законопроекта, но не дают возможности ознакомиться с самим законопроектом, который, возможно, уже существует и проталкивается втайне от общественности для утверждения в Федеральном Собрании РФ. Ведь состав рабочей группы по разработке Концепции проекта федерального закона «О культуре» утвержден распоряжением Администрации Президента Российской Федерации ещё 29 марта 2018 года. Эта ситуация не может не настораживать. К сожалению, состав рабочей группы невозможно обнаружить на сайте Президента.
Складывается впечатление, что данный законопроект направлен на поддержку лишь т. н. элитарной культуры, призван узаконить разлагающее воздействие на нашу духовность, национальные ценности. Создать условия для безотчётного финансирования разрушительной для народа и страны деятельности. Он, полагаем, изначально порочен и напоминает манифест узкой группы далёких от народа лиц. Необходимо создавать новый законопроект.
При этом создатели Концепции лицемерно, на наш взгляд, прикрываются благими намерениями. Вызывает удивление и неприятие, что подобные документы создаются в органах государственной власти и утверждаются Администрацией Президента РФ.
За десятилетия, прошедшие с момента принятия действующего законодательства о культуре, Российская Федерация присоединилась ко многим международным договорам в области защиты культуры и сбережения культурного наследия. Однако эти обязательства государства проигнорированы в предложенной Концепции.
В современной России вопреки жесткому давлению авангарда и поставангарда продолжают развиваться соответствующие нашим традиционным ценностям, нашим истокам литература, кино, живопись, музыка, искусствоведческая и философская мысль. И это развитие необходимо поддерживать на законодательном уровне.
Государству и творческой интеллигенции необходимо осознать, что они вместе являются хранителями традиций, менталитета, которые позволяли выживать, как государствообразующему русскому народу, так и другим народам России. В этом залог нашего будущего, целостности и суверенитета страны. Подлинная русская культура и искусство всегда были и остаются альтернативой не только распаду страну, но и мировому распаду. Не случайно в сторону Русской цивилизации в последнее время обращаются надежды многих народов Европы.
Государству следует стремиться поддерживать направления, которые способствуют созидательному развитию общества и конкретной личности. Ограждать народ от влияния деструктивных сил. Именно государство, его федеральные и региональные органы обязаны взять ответственность за поддержание и развитие культурной деятельности в пределах норм общественной нравственности и сложившихся традиций во благо граждан России.
Присутствующие на круглом столе приняли решение выразить своё консолидируемое мнение в обращении к Президенту РФ.
Уважаемый Владимир Владимирович, просим Вас учесть изложенную в обращении тревогу за будущее развитие культуры России и учесть наше мнение при выработке научно-обоснованной Концепции и проекта закона «О культуре» в целях стабильного развития и безопасности страны. В том числе, расширить состав рабочей группы по созданию проекта закона «О культуре», обобщить все поступившие предложения, а сам законопроект вынести не обсуждение общественности.
Воронцов Алексей Васильевич, президент Петровской академией наук и искусств (ПАНИ), член Общественной палаты Санкт-Петербурга, государственный советник I класса, Заслуженный работник Высшей школы РФ, доктор философских наук, профессор;
Казин Александр Леонидович, и.о. директора Российского института истории искусств, доктор философских наук, профессор;
Суббето Александр Иванович, вице-президент ПАНИ, доктор экономических наук, доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ;
Грабко Лариса Михайловна, академик Российской академии художеств, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры;
Семёнов Валентин Евгеньевич, доктор психологических наук, профессор, Заслуженный деятель науки России;
Орлов Борис Александрович, председатель СПб отделения Союза писателей России;
Антонов Андрей Витальевич, вице-президент ПАНИ, член Союза писателей России;
Григорьева Ольга Александровна, главный учёный секретарь ПАНИ, доктор педагогических наук;
Степанов Анатолий Дмитриевич, председатель международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор «Русской народной линии»;
Полозов Александр Федорович, Заслуженный художник России, профессор;
Сергеев Борис Михайлович, председатель отделения изобразительных искусств ПАНИ, член Союза художников России;
Поздняков Никита Иванович, зампредседателя Богословского отделения ПАНИ, кандидат технических наук, капитан 1 ранга в отставке;
Колдасов Геннадий Дмитриевич, зампредседателя Богословского отделения ПАНИ, кандидат технических наук;
Скоков Александр Георгиевич, зампредседателя СПб отделения Союза писателей России;
Порохов Сергей Юрьевич, председатель Литературного отделения ПАНИ, председатель Ленинградского областного отделения Союза писателей России;
Дрожжина Марина Николаевна, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки