itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Гораздо уютней жить в маленькой стране. Но Рим - не маленькое государство и задачи у него другие

Формируется новая этно-культурная реальность - Россияне. На базе Советских. Ну, и что в этом плохого?

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
1323
Время на чтение 17 минут

Предлагаемый вниманию читателей текст беседы не претендует на то, чтобы сказать некое «новое слово» в размышлениях на тему «Русской Идеи». Перед вами отредактированная подборка разнообразных «кухонных разговоров», происходивших примерно с 2014 года.

Помимо обычных в нашем кругу споров «Красных» с «Белыми», «Русских» с «Советскими», происходили споры между представителями различных конспирологических «вероисповеданий». (Уж простите за такое определение мировоззрений, базирующихся на наборе аксиом, принимаемых адептами на веру).

Однако, непосредственным толчком к тому, чтобы зафиксировать этот текст, стала ситуация, в которой некоторые наши собеседники вновь начали разговор про «сращивание Церкви с Государством».

Общим местом для мировоззрения Российского интеллигента является резко негативное отношение к союзу Государства и Церкви. Более того, идеалом для Российского интеллигента является такая ситуация, когда Церковь будет находиться в оппозиции к Государству. «Красные патриоты» считают, что патриарх должен идти впереди демонстрации трудящихся и обличать власть за отсутствие социализма в стране. У «белых патриотов» - свой набор претензий, но суть та же: непременно необходимо держать фигу в кармане подрясника, и время от времени извлекать её оттуда.

При этом, в качестве идеала сосуществования Церкви и Государства берётся жизнь первых христианских общин во времена гонений и катакомб, а осмысление сосуществования в рамках представления о Риме - как установившейся форме сосуществования - почему-то воспринимается в качестве некой чуть ли не ереси.

Между тем, если вспомнить Священную историю, то мы видим, что Церковь и Государство не существовали обособленно друг от друга. Вспомним св.Мелхиседека. Он появляется Священной истории и благословляет Авраама. Мелхиседек - это и первосвященник, и царь, и пророк. Разделение на царей и патриархов началось позднее, с появлением всё более сложных и мощных государств.

Но всегда и Церковь, и Власть были вместе. Это нормальное состояние. Теократическое государство, т.е. совмещение в одном лице двух служений наиболее близко к роли мужа и отца семейства в семье.

Однако, это предполагает огромную ответственность и веру в Бога всех: и царя, и аристократии, и простых подданных.

И потом сращивание Церкви и Государства неизбежно ещё и потому, что империи должны быть воплощениями попыток реализации той или иной универсальной идеи.

Если мы говорим о Риме, о Христианской империи, то сколь бы скептически мы не относились к уровню вовлечённости нашего Государства в некие надгосударственные структуры, именно Россия остаётся Римом. Другого Рима нет.

Это - огромная ответственность, о которой нельзя забывать.

Павел Тихомиров

Этно-культурная реальность

Владимир Янчевский: Формируется новая этно-культурная реальность - Россияне. На базе Советских. Ну, и что в этом плохого? Римляне, Византийцы (Ромеи), Османы и Имперцы (Австрийцы) это не этносы и не нации.

Павел Тихомиров: Да, это функции воплощения миссии. Не «языки», не «племена», но и не «политические нации». Наверное, можно обозначить как «подданных той или иной короны».

В.Я.: С середины 19 века, во второй половине уж точно пошло формирование нации русских. Славянство и Русские - это именно это. Что и привело империю к краху. От Александра III к И.В.Сталину траектория прямая.

Рим обобщённый держался на религии и государстве. Потому и столь жестокие гонения христиан. Но принцип империи ДО принятия христианства абсолютно тот же. Поэтому катастрофа Русских и их уничтожение в СССР это не случайность.

П.Т.: Возникновение Советских - это закономерный возврат к Риму...

В.Я.: ...И Сталинский СССР тоже. Я понимаю, что это звучит ужасно. Но это так. Это логика просто. Империя умерла ещё при Александре Третьем. Николай Второй сделал просто невозможную вещь. Он смог продлить существование уже по сути мёртвой империи ещё на блестящие 23 года. Но РИ Александра Третьего - это Московия, Славянство и попытка создания Русских из великороссов. Не из «Подданных Короны», а из Великорусских крестьян.

П.Т.: Во многом корень проблемы противопоставления «национального Русского» «культурно-политическому Российскому» примерно оттуда. Однако, если мы будем встраивать этот конфликт систем самоидентификации в привычные для русской мысли контексты противопоставления красных - белым, советских - русским, или же в контексты соответствующих тем или иным конспирологическим моделям действиях тех или иных «гегемонов/субгегемонов», например, «Британцев/Французов», то практического толку во всём этом будет немного.

Думаю, больше проку будет в том, если мы возвратимся к простому и недвусмысленному эсхатологическому контексту. Т.е. противопоставлению того, что помогает человеку быть со Спасителем, и того, что человеку мешает сопребывать с Ним. А значит, приближает т.о. приход великого лжеца.

В.Я.: Начинать следует с базовой конструкции.

Почему нельзя посмотреть на всю историю человечества следующим образом. Сначала была первая семья - Адам и Ева и их дети. От них пошло всё человечество. Первым был всё-таки священник, а не король. Не зря же говорят: «Муж в семье - священник домашней церкви». Когда род стал увеличиваться, он стал патриархом. Например, история Авраама.

Т.е. сначала конечно священник, патриарх.

Но нельзя забывать, что муж - это и царь также. Т.е. и светская власть. Защита семьи в первую очередь. Также и патриархам приходится это совмещать.

П.Т.: Для того, чтобы принять такую простую и логичную конструкцию, необходимо отказаться от прогрессистской идеологии. Согласно которой человечество якобы развивалось от питекантропов до варваров, а потом - из варваров в зачаточно цивилизованных юнитов той или иной древней цивилизации.

Да, мировоззрение, сложившееся в эпоху НТР, спроецировало прогресс в технике на метаисторические процессы.

В.Я.: Может быть, в технике это и так, но важно то, что прогресса в религии быть не может. Религия это восстановление связи с Богом. Волны от камня, брошенного в пруд, не увеличиваются, а затухают.

Люди шли не от язычества к единобожию, а наоборот.

Т.е. древние патриархи - это, несомненно, вера в единого Бога. Церковь Ветхого Завета.

Можно более подробно это разбирать. Скажем, понятно, что «человечеств» было как минимум три. Первые - Адам, Енох, Ной. Вторые - строители Вавилонской Башни. Третьи - мы.

П.Т.: Скептики, воспитанные на идеологии Прогресса, спрашивают: «А откуда же взялись примитивные племена»?

Тогда я им обычно предлагаю один и тот же мысленный эксперимент. Вообразите, что нет ничего в мире, кроме некой гигантской агломерации, скажем, условной Москвы. И вот происходит техногенная катастрофа. Что произойдёт с жителями этой агломерации?

Можно, конечно, вспомнить какую-нибудь антиутопию типа «Дня Триффидов», где показано, что после десятилетий хаоса, всё-таки всё более-менее станет на свои места. Но можно вообразить, что не станет, что те, кто выживет после хаоса условно говоря соответствующего реалиям «Безумного Макса», всё-таки разбредутся по пространствам - в разные стороны - и начнут приспосабливаться к такому образу жизни, который для них, как для жителей мегаполиса, станет жесточайшим тестом для отбора сильнейших...

Не исключено, что нечто подобное имело место после катастрофы Вавилонского столпотворения.

В.Я.: Ну, это, в принципе, не столь важно. Важно, что функции Первосвященника и Царя слиты нераздельно. Государство и Церковь. Фараоны древнего Египта - это когда-то, очень давно, Первосвященники и Патриархи в первую очередь. Постепенно с усилением государства усиливаются и функции правителя.

П.Т.: И, видимо, постепенный отход от веры и превращение религии в язычество.

В.Я.: Да. И не стоит над этим смеяться или надмеваться - это трагедия древних.

Культурную функцию и возможно, что-то из науки Египет передать смог. Античность средиземноморской Европы вся выросла на почве Египта. Если античность - это корни современной Европы, то Египет - это почва в которой они росли. Исход Моисея был связан именно с трагедией утраты единобожия.

Очень жёсткий иудейский закон и народ Авраама, народ пастухов, народ необразованный, но темпераментный, ревностный и честный именно потому и понадобился, потому что Египет сломался на цветущей и прекрасной сложности.

П.Т.: Они перестали за «цветущим лесом культуры видеть Единого Бога». Вот и свалились в язычество.

В.Я.: Но во-первых не все: например Иисусову молитву первым из известных святых стал практиковать и учить других святой Великий Макарий Египетский уже в III-м веке. Св.Мария Египетская, самые первые монахи и монастыри - это Египет. Да и Святое Семейство бежало от Ирода именно туда. Да и: «Из Египта возвел я Сына своего»...

Так что кто-то в Египте, видимо, сохранял религию единобожия. Потому и христианство Египет принял очень быстро и легко. И одним из первых.

Рим

П.Т.: Но вернёмся к осмыслению светской власти.

В.Я.: Как в духовной сфере веру в Бога пришлось хранить простым иудеям, так и в светском империю построили не талантливые и предприимчивые греки, а более простые и приземлённые римляне. Традицию многобожия греки (толком ничего не поняв) потащили из Египта, превратив в олимпийских богов Египта, которые изначально просто были функциями и именами единого Бога или очень древними святыми и героями. Гор стал Гераклом и т.д. Афина, Диана, Артемида и Геката это отражения Исиды и Сехмет.

Греческая античность - это детский мир олимпийских богов.

Рим был гораздо проще. Похоже, они напоминали славян. Некая смутная память о едином Боге-Творце (Янус), Веста и домовые (Пенаты). Культ семьи и предков.

П.Т.: Однако, империю построили именно они. И античный Египет Птолемеев, и Палестина с Иерусалимом стали римскими провинциями.

В.Я.: До христианства Рим уже стал империей и в некотором роде теократией. Как и древний Египет, да и видимо другие государства того времени.

Теократия это и есть семья. И существует она изначально. Невозможно представить себе отца семейства, служение которого как священника и правителя будут разделены одно от другого. Без веры - это безжалостный тиран или самодур. Без способности защитить семью от голода и врагов - слабый человек.

Так и Рим, несомненно, своего рода был теократией.

П.Т.: Но в позднем Риме получилось уже просто обожествление Государства как такового.

В.Я.: Столь жёсткие гонения на христиан были именно потому, что это было воспринято как покушение на устои империи.

Сказать слова: Я раб Божий! - это показатель огромной свободы. В древнем мире человек не мог быть абсолютно свободным. Он всегда был чьим-то слугой. У раба был хозяин, но и аристократ служил императору, а император - государству. Здесь же свобода, отодвинутая в бесконечность. Раб Божий это выше императора. Да это ещё и только первая ступень. Сначала раб, потом - сын.

Т.е. и император и государство оказывались ниже. Это огромная ответственность и дерзость. Напоминание о более древних временах, когда государств ещё не было.

П.Т.: Я не думаю, что такая логика имела место у римских гонителей Христианства. Зачем наделять защитников устоев Рима способностью оперировать характерными для более позднего периода истории человечества категориями вассала-сюзерена?

К моменту прихода Христа римская империя уже начинала умирать. Гонители Христианства были своего рода охранителями устоев. Не больше и не меньше.

В.Я.: Однако, принятие христианства империю спасло и продлило жизнь Рима в вечность.

Считается, что первый Рим погиб в V-м веке. Это и так, и не так. На месте первого Рима в Европе возникло королевство Меровингов, затем империя Карла Великого, затем Священная Римская Империя, затем Священная Римская Империя Германской Нации. Там нет разрывов. Преемственность идёт непрерывно.

Кроме того в Европе была сильная христианская Церковь, сначала единая, после раскола и отпадения - католическая.

П.Т.: Полагаю, что Меровингов трудно преподнести в качестве наследников Рима. Можно их считать теми, кто построил государство, которое после Карла Великого попыталось воспринять функцию Рима, но самих их считать преемниками Рима очень сложно.

В.Я.: Естественно, Российская Империя - это Третий Рим, преемник Рима Второго. К слову, «Византийцы» себя никакими Византийцами не считали, но именовали себя Ромеями.

Кстати, Османская империя, представлявшая собою перестроенную на мусульманский манер Византию, ведь тоже преподносила себя в качестве восприемницы Рима.

Итак, было несколько осколков Рима.

И везде правление было либо теократическим, либо близким к таковому.

П.Т.: Роднит эти империи их универсализм.

В.Я.: Римляне, Ромеи, Османы, Имперцы, Россияне - это всё не языки, не племена, не политические нации. Это подданные империй. Это то, что «склеивает» все остальные языки и племена, проживающие на просторах империй, в единое целое.

Везде Вечный Рим держится не на болезненной романтике наций, не на подмене религии - нацией (которая, по сути, является европейским идолом, возвеличенным в XIX веке), а на единстве Церкви и Государства.

В разные времена может усиливаться то Церковь, то Государство.

У латинян были времена, когда Церковь подчиняла Государство. В иные времена в Византии или в Романовской Российской Империи Государство подчиняло Церковь. Но едины они были всегда.

П.Т.: Что же погубило Рим?

В.Я.: Нации. Романтизация племён и языков.

Византия умерла именно тогда, когда вместо Ромеев вновь возродились Греки.

Османская умерла в кровавой резне, когда появились Младотурки, а Османы закончились

Габсбурги держались до конца. Результат - полное исчезновение Австро-Венгрии.

Если от Российской Империи остался СССР, от Османской Империи - Турция, то от Австро-Венгрии малюсенькая Австрия. Немецкий национализм привёл и к возвышению Германии (Австрийской Украины) и чудовищным европейским войнам века ХХ-го.

«Золотой век» российской Империи

П.Т.: «Золотой век» российской Империи - это XIX век.

В.Я.: Первая половина века и его середина. Со второй половины XIX века, со времени правления Александра Третьего идёт создание нации. Вместо Россиян (подданных Третьего Рима) начинают создавать Русских (соплеменников Национального Государства).

В качестве идеального «соплеменника» берётся некий образец Великорусского крестьянина. Причём, образец не настоящего крестьянина, а сконструированного.

Платон Каратаев Л.Н.Толстого и «народ-богоносец» Ф.М.Достоевского сгубили империю.

П.Т.: Не согласен категорически! Да, Россия - как попытка воплощения Православной империи - была превращена к концу века в Россию, попытавшуюся стать воплощением Национального Царства. Однако, толстовские идеи тут не при чём. Платон Каратаев - это иллюстрирование Л.Н.Толстым идеи противопоставления «естественного человека» «человеку, испорченному цивилизацией». Образ «народа-богоносца» - это как раз иллюстрация идей теократических, а вовсе не идей национального романтизма. Князь Мышкин, проговаривая эти вещи, ведь не надмевается. Он выступает не как шовинист, но высказывает идеи, которые как раз лежат именно в плоскости эсхатологического осмысления миссии России и Русского народа.

Другое дело, что когда в России начали конструировать нацию, так сказать создавать некий национальный культурный стандарт, то герои Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского оказались весьма кстати.

Вот знакомые нам с тобой конспирологи полагают, что Российскую империю сгубило то, что нацию начали у нас фабриковать при посредстве французской методологии.

Ну, а что: разве были какие-то варианты?

Мы же помним, какие тенденции были во всей Европе в XIX веке. Во времена Наполеона в обществе уже открыто потешались над всеми этими Зевсами, Психеями и тому подобными Купидонами. Что-то нужно было противопоставить этой напыщенной культуре. Противопоставили романтику народной жизни. Я имею ввиду сейчас не сентиментальных «подпасков с огурцом», а поиск вдохновения в фольклоре, в профессиональной литературной и музыкальной обработке сырого, но богатейшого материала культуры племён и языков.

А до XIX века вообще никаких национальных культур не было - и немцы, и русские, и французы, относящиеся к просвещённому сословию, читали одни и те же романы на французском языке, слушали одни и те же оперы на итальянском языке, размышляли над одними и теми же размышлизмами на латыни. И всё о Пегасах, Зевсах и Купидонах.

XIX век позволил вырваться из мирка этих бутафорских декораций.

Естественно, на смену манерничаниям барокко и рококо - после наполеоновского милитаристского ампира - пришла романтика национального. И Россия не могла быть исключением из общего для всей Европейской культуры правила.

Принято считать, что основной причиной того, что людей удалось романтикой национальной - как альтернативы универсальным ценностям эпохи барокко - можно было именно потому, что вера неуклонно угасала.

Вот и появляется Царь-рыбак Александр III-й после Императора-короля Александра II-го.

Пользуясь случаем, хочу воспроизвести реплику Натальи Чернавской, высказанную в одной из наших бесед: «Романтизация плёмён и языков - это ведь всего лишь следствие неудачи миссии, когда имперское тело растят быстрей, чем идёт христианизация покорённых народов».

В.Я.: А вот как раз правление св.Государя Николая II-го было чудом и спасением для Российской Империи. Но выскочить из парадигмы славянства, целью которой - в числе прочего - было создания нации «Русских», Государь уже не мог.

Создание «Русских», кстати, неизбежно приводило к созданию Украинцев и Белорусов. Возня с Шевченко началась уже при Николае Первом. С Белорусами - при Николае Втором.

Это НЕ чисто советские порождения. Они были зачаты с момента зачатия «Русских». С момента начала уничтожения Россиян - как подданных Империи.

П.Т.: Что в складывающейся ситуации мог сделать св.Государь Николай Второй?

В.Я.: Он всячески усиливал роль Церкви. Строительство храмов и монастырей при нём шло огромными темпами. Я не рассматриваю сейчас ни внешнюю, ни внутреннюю политику. Уже написано очень много и без меня.

Вполне возможно, что апокриф о том, что Николай Второй хотел сам восстановить патриаршество и стать патриархом имел под собой реальную основу.

Если бы это было сделано после выигранной войны, на волне огромного энтузиазма, это колоссально бы укрепило Церковь.

И усилило бы государство.

П.Т.: Сегодня православные патриоты нередко упрекают Св.Государя в том, что он не опирался на черносотенцев?

В.Я.: А что проку от таких союзников, какими были Союз Михаила Архангела? Это был бы уже безальтернативный путь к выстраиванию политической нации на племенной основе. Прямой путь к национализму, а значит и к гибели России как Империи.

Возможно, он просто тянул время, уповая на то, что народ «поумнеет».

Во всяком случае, стоит отметить, что Февраль 1917-го - это прямое следствие июля 1914-го. Немецкие погромы окончательно превратили Россию из Православной Империи в Национальное Царство.

Новорожденной нации Русской, оперирующей категориями именно национальными, было уже трудно осмыслить осмысляемую универсальными категориями миссию народа-богоносца.

П.Т.: Потому что народ вовсе не поумнел, а совсем даже наоборот. Как писал свт. Николай (Велимирович) - «Утренняя газета заменила утреннюю молитву».

В.Я.: Меня когда-то поразил такой факт: Харбин остался до 1945 года маленьким кусочком Российской Империи. Были православные храмы. Русские жили в окружении Китайского населения. Но! Никакой попытки воцерковления Китайцев, никакого миссионерства. Почему?! Ответ очень простой, в мемуарной литературе: православие воспринималось как сугубо Русская национальная религия. «Причём здесь какие-то Китайцы?»

Империя Русскими воспринималась как Россия - «Единая и Неделимая». Монарх тоже стал восприниматься как соответствие или не соответствие «Русскости».

Когда генерал Рузский требовал отречения от Николая Второго он заорал: «Хватит с нас Остзейских баронов! Пусть управляют Русские!»

П.Т.: Доуправлялся...

Смешение понятий

В.Я. В ходе бесконечных бесед на тему Русской Идеи всё время происходит смешение понятий. «Настоящие Русские (Россияне?)» это: А - Православные Восточные Славяне? Б - Подданные Российского Императора (Белого Царя)? В - Говорящие на Русском языке? Г - Считающие Русскую культуру (созданную на основе Православия) родной?

А как же Пушкин, Лермонтов и доктор Гааз например?

П.Т.: Ну, говорить на языке недостаточно для того, чтобы быть частью Русского народа. Пол Украины говорит на Русском языке и при этом ненавидит Россию и всё русское. Наверное, нечто подобное можно сказать и о тех англофобах из Ирландии, которые в быту используют Английский.

Я полагаю, что Русскими можно считать потомков подданных Российских Императоров, считающих родной именно Русскую культуру (как православную её основу, так и советскую версию). Конечно, православность желательна, но будем реалистами... Присутствие славянских корней тоже не возбраняется.

В.Я.: Ну, это всё культурно-политические атрибуты именно Россиянина, а не Русского.

Впрочем, само понятие «Россияне» в Российской Империи практически не употреблялось. Другое дело, что смысл понятия, внутреннее его содержание менялось в соответствии с изменениями идеологии. Соответственно, менялось и представление о носителе тех качеств, которые делают человека «Россиянином».

Начиная с эпохи Александра Третьего носителем культурного архетипа становится великорусский крестьянин.

П.Т.: Вскоре Империя гибнет и после некоторого времени авангардистских левацких экспериментов, партия и правительство руками талантливых работников культуры продолжили работу по формированию культурного стандарта, соответствующего как Русской национальности, так и всякой прочей, прописанной в многоквартирном доме Союза ССР.

На протяжении достаточно долгого времени я считал, что мы, Русские - как народ, - вымерли после всех этих большевистских, а потом - колониальных - издевательств. Но теперь пересмотрел свою позицию эсхатологическую.

Господь нас ценит не за то, что мы - Русские, а за то, что пытаемся оставаться с Ним. Т.е. да, Русские - как носители того национально-культурного стандарта, который сформировался к концу XIX века, - практически исчезли. Но Православие в нас ещё не полностью подменено пустышкой антихристовой.

Сейчас соратники часто задаются вопросом бердяевским: «Богоносец наш народ или Хам?» Смотря что понимать под «нашим народом». Тот, кто с Божией помощью пытается сопребывать с Ним, тот и Богоносец. Кто живёт в мире «глотателей пустот», тот, скорее, Хам. Вне зависимости от племенной принадлежности.

И ещё один важный момент проговорил один из блогеров насчёт устойчивости в Русских Советского: «Устойчивость "Советского" в современной РФ объясняется тем, что Советским Русским отступать некуда. Нет у них малой родины, как у Советских Грузин или даже у Советских Татар. Татарин сделал шаг назад, партбилет выкинул, Коран из сундука достал, - и привет: он теперь опять Татарин. Ходит по Татарской земле в Татарскую мечеть, барашка режет на Курбан-Байрам. Пишет статьи, как древний Татарский народ угнетался "Русскими извергами"».

А вот у нас, Русских, такой «малой Родины» нет. У нас вместо костюмированных игр в дореволюционную или даже допетровскую Русь опять начнутся Гражданские войны, причём между людьми, которые ранее друг ко другу относились вполне дружелюбно - в подавляющем большинстве случаев речь не идёт ни о каких сведениях счётов за то, что у одного прадедушка был в СМЕРШе, а у другого - был безжалостно репрессирован. Просто национальная особенность у нас такая играть в Гражданскую войну. Вот только кровь может политься не игрушечная.

Заключение

В.Я.: Итак, самый важный вопрос для нас сейчас: «А нужны ли Богу Русские как нация?» По аналогии: «Нужны ли Евреи, вместо Иудеев Ветхого Завета?»

Так вот: зачем Богу нужны Иудеи Ветхого Завета? Ответ очень простой: должны сохранять веру в единого Бога среди языческих народов и ждать и готовить приход Христа.

Являлись ли они нацией? Нет, не являлись. Это религиозная общность.

Что происходило с Иудеями при уклонении от этой задачи? Тяжелейшие наказания и катастрофы. Вавилонский плен, например.

Нравилось ли это иудеям жившим тогда? Нет, не нравилось. Это огромные сломы и катастрофы. Большие жертвы.

Чем может Бог помочь? Он и так воплотился и был мучительно убит за людей.

Чего же ещё можно сделать? Почему судьба Русских должна быть иной?

Конечно, гораздо уютней жить в маленькой стране. Но Рим не маленькое государство и задачи у него другие. Сохранение православия до конца времён. Жить здесь всегда будет неуютно.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Ответ на 19., Павел Тихомиров:

Криптоколония - это не просто отсутствие культуры - как системы смыслов, но и отсутствие суверенной стратегической мысли (этих самых смыслов).

По идее-то, стратегическая мысль даже есть. Она не так чётко выражена, как в царской или советской России. Это не православие и не коммунизм. Но её можно определить как христианский гуманизм, как классику, как то, что было в XIX веке и ещё сохранялось в XX. Мы продолжаем эту великую традицию, не сворачивая на скользкий путь "пост-"(-христианства,-модернизма,-гуманизма). Но это декларация. В реальности-то мы её не продолжаем. А почему?
Кирилл Д. / 12.06.2019, 22:51

35. Ответ на 24., Алёша:

Мне кажется что ты примитивизируешь проблему, сводя всё к конкуренции, импортозамещению, продукту (сразу Гербалайф всомнился) и т.д. На самом деле, мы никогда в такой вот парадигме, то есть совершенно западной, коммерческой, никогда ничего не импортозаместим. Ибо наш "продукт"в этом случае, завсегда будет вторичен и подражателен. На самом деле ничего импортозамещать и не надо. Надо лишь снять запрет с нашей русской культуры, которая есть, которая не умерла и которую просто не пускают к людям. Снять его можно будет только после смены власти.

Мне кажется, всё сложнее и глубже. Мы же с тобой помним молодость и советскую власть. И что среди нашего с тобой поколения, например, битлы с квинами (как раз, почти полуподпольные) были популярнее того, что исполнялось с советской эстрады. Сейчас просто всё усугубляется, тенденция нарастает, но она обозначилась задолго до 1991 и, я бы даже сказал, задолго до 1917. И, наоборот. К примеру, Игорь Растеряев со своей гармошкой. Спел про комбайнёров, выложил в ютуб, и стал известным и популярным. Никакая власть ему не помешала. А, если бы он был, условно говоря, кремлёвским проектом, не думаю, что было бы лучше, что это как-то помогло бы. Может, и наоборот. Но получается, что всего этого очень мало. Русская культура - это вроде ручейка, а западная - вроде Ниагарского водопада. И, главное, молодое поколение явно сильнее тянется к западному. И то, что делается даже на русском языке, делается по западным стандартам, в рамках западной культуры. Скажем, рэп какой-нибудь.
Кирилл Д. / 12.06.2019, 22:30

34. Re: Гораздо уютней жить в маленькой стране. Но Рим - не маленькое государство и задачи у него другие

История мира, и конечно же, история России – это, по словам свт.Николая Сербского - взаимоотношение Бога и человека. И понять промысел Божий о нашей стране, мы сможем, только тогда, когда захотим этого, и спросим у Бога – « в чём наш Крест – Господи?», а не будем выдумывать себе, не очень реальные, хотя может и приятно-благородные цели. Вот идея Третьего Рима – приятная и благородная, но она, как идея «коммунизма» - где-то там – «там, за облаками»… И что будет наше общество с этим делать, если ему дать Третий Рим, монархическую власть, теократию…? Да и был у нас сталинский «Третий Рим» - всем римам – Рим!... и что? А ведь мы сейчас, особенно в свете «конца истории» можем увидеть весь путь нашей страны и сделать хоть какие-то выводы: например, что смысл нашего государства – это оставаться живым, причём в исторических ситуациях, когда летальный исход практически неизбежен. Хорошо: – выживаем в любом случае, но зачем? Кой в нашем существовании смысл? И здесь, возвращаемся на исходную – «Русь – храни веру православную! В ней тебе утверждение!» И тогда, окидывая взором историю нашего Государства, видим как Господь обустраивает эту Русь… Даёт огромные территории, возможность противостоять любому агрессору, ненависть и страх со стороны «цивилизованного сообщества», что ведёт к изоляции нашей территории,(и это благо!) а теперь и сама вера Православная начинает отделяться от плевел фанарского(и примкнувшим к ним) раскола… Возвращаясь назад – можно увидеть, что и великая Катастрофа 1917 года была попущена Господом, как необходимое лекарство и «прививка» от нынешнего всеобщего содома. Что-то очень кажется, что если бы мы так и жили в какой-нибудь «конституционной монархии» и «синодальном православии», в «общей семье» европейских народов, то сейчас очень наверно, «впереди планеты всей» радостно бежали в это «царство содома». Вывод: Русь, Россия, Государство Российское – «Удерживающий»(думаю здесь не надо объяснять это слово). В настоящее время Государству Российскому хорошо бы сосредоточиться в самом себе, наводя в своём доме порядок. И если вера Православная будет утверждаться по всей территории страны – то тогда Господь управит и всё остальное. Патриотические и государственные силы должны прийти к мирному согласию по основным пунктам(которые можно и разрабатывать здесь, предлагать: – вот «белые и красные» - что принимаем, что терпим, что не приемлем и почему? – критерий?) Но основа Государства Российского и его граждан, должна быть Православие, Самодержавная(не монархическая) власть(обеспечивающая в первую очередь безопасность государства и его управление), язык, История и Литература… Тогда может Господь нас и потерпит некоторое время… Возможно мои вышеуказанные допущения достаточно наивны, но как мне кажется, наше Государство очень ограничено в своём выборе – или мы станем «осаждённой крепостью» - вкруг которой будут происходить разные исторические события, или погибнем – а) некрасиво и позорно; б) красиво(«с мечём в руке»), или по слову нашего нынешнего Правителя – «пойдём в Рай, …» Впрочем, как свидетельствует История - мы можем стать и Победителями… вопреки всему…
Георгий(Юрий) / 12.06.2019, 19:07

33. Re: Гораздо уютней жить в маленькой стране. Но Рим - не маленькое государство и задачи у него другие

Павел Тихомиров. обмен мнениями на рнл вообще почти никому не нужен. Он не нужкн редакторам, не нужен модераторам, он не нужен подавляющему большинству авторов и постоянных комментаторов. Неужели вы этого не видите?))
рудовский / 12.06.2019, 13:51

32. Re: Гораздо уютней жить в маленькой стране. Но Рим - не маленькое государство и задачи у него другие

Владимир Янчевский: Формируется новая этно-культурная реальность - Россияне. На базе Советских.

Русский советский писатель (художник, ученый, человек...). А как сегодня будем? Россияно-русский? Русско-российский?

31. Ответ на 29., Павел Тихомиров:

Павел, а кто здесь, простите, импераст?Инна Михайловна, Сергей, судя по всему, этим словцом обозначает тех, кто приглянулись ему подстрекателями и разжигателями.

Мне показалось что Сергей этим словцом определенную личность назвал.
Инна Михайловна / 12.06.2019, 12:59

30. Ответ на 28., Сергей из НН:

лучше без пояснений изъясняться на общепринятом языке

что я и сделал. Я же не виноват, что Вы с Павлом Тихомировым не владеете общепринятым языком.))
Сергей Швецов / 12.06.2019, 12:50

29. Ответ на 27., Инна Михайловна:

Павел, а кто здесь, простите, импераст?

Инна Михайловна, Сергей, судя по всему, этим словцом обозначает тех, кто приглянулись ему подстрекателями и разжигателями.
Павел Тихомиров / 12.06.2019, 12:49

28. Ответ на 26., Сергей Швецов:

На всякий случай поясню: империалист и сам может полезть в окоп, а импераст туда только отправляет других.

Так это Вы "пояснили" Ваш личный жаргон; а лучше без пояснений изъясняться на общепринятом языке.
Сергей из НН / 12.06.2019, 12:47

27. Ответ на 25., Павел Тихомиров:

что обмен мнениями Вам не нужен.Вам - непонятно по какой причине - важно просто присутствовать тут, среди "имперастов" .

Павел, а кто здесь, простите, импераст?
Инна Михайловна / 12.06.2019, 11:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Тихомиров
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
О нападках на прот. Андрея Ткачёва и Василия Дворцова
25.03.2024
Лишь каждый четвёртый американец считает, что Библия важнее демократии
Религия теряет влияние в жизни США, но президент должен показать пример
22.03.2024
Т.Карлсон: «Наша брань не против плоти и крови»
Американец о слугах антихриста
20.03.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Владимир Янчевский
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Или почему современные русские писатели, в том числе православные, не интересны обществу
09.05.2021
Святые вряд ли читают православные СМИ
Стоит ли православным журналистам стремиться к популярности?
21.04.2021
«Русский мир» – «пятая нога» для Империи?
Размышления о будущем России завели в историософский тупик
31.03.2021
«Летающий цирк Карнавального»
«Навальный» — перевертыш, работающий на две аудитории. Внутри страны — для выпуска пара, на внешнем уровне — для создания иллюзии слабости власти в России
22.01.2021
Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике
Фейсбук, как всё «прогрессивное человечество», не желает ничего слышать о демонизме уничтоженной испанцами цивилизации каинитов
20.10.2020
Все статьи Владимир Янчевский
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Ноль часов
Вне времени и пространства
22.03.2024
Сокровенная глубинка
Рецензия на фильм политолога Л.В. Савина «Глубинка»
21.03.2024
Праздник Курско-Коренной иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Ивана Сусанина, архиепископа Виталия (Максименко), поэта А.Н.Майкова, художника И.И.Шишкина, композитора А.К.Глазунова, балерину Г.С.Уланову и генерала В.Я.Петренко
21.03.2024
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40