В России создана «чуждая» культурная среда

Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 1

 

ХРОНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ               

 

 «ЭТОТ  БЕЗУМНЫЙ  МИР!»

 

Как-то, лет уже семь-восемь назад, когда я решился, наконец, покончить с  отвлекающим, вовлекающим и пожирающим время субъектом, то бишь, с телеящиком, остался в Новый год с радио, еще проводным, «Радио России»... Послушал новогоднее  поздравление Президента, в котором он пожелал всей стране, всем нам на год грядущий добра, здоровья, успехов, зазвучал торжественно гимн России, раздался звон курантов, душа, приподнявшись, воспрянув, наполнилась этим высоким чувством надежды, чаянья, умиротворенности... и вдруг, сразу, громко, нагло, будто черт из  репродуктора: «Этот безумный мир!», и раздались ярые рок-взвизги.

 «С ума спятили!» - это была первая мысль, а потом длинная череда очень восклицательных слов, в чем каюсь.

Все, что было в душе доброго, хорошего, светлого, мигом рухнуло, я выключил приемник, и еще продолжительное время приходил в себя... Как и миллионы людей, у которых в этот момент работали радиоточки. Это ж надо было догадаться - сразу после курантов, после Гимна (!) - выбросить в эфир эту мгновенно действующую пакость! Нет, я конечно знал, что такая передача на «Радио России» имеется, но чтобы вот так - после гимна, этого и в голову прийти не могло!..

Но кому-то пришло, и вполне осуществилось. Я ругаю себя, что не написал соответствующий отклик в редакцию, был такой порыв, потом хлопоты, суета, работа, потом подумалось, что им наверняка дали по шапке за это, не частное радио, чай, - государственное!..

На следующий новый год, припомнив, уже специально включил радио, и снова после торжества - «Этот безумный мир!». И я понял, что все здесь ощутимо серьезней.

Тогда и решил основательнее покопаться в этой теме, чтобы прояснить для себя - откуда и куда идет процесс, и что все это вообще значит?.. Примерно так.

 

ВСЕ  НАОБОРОТ: «СПРОС  ПОРОЖДАЕТСЯ  ПРЕДЛОЖЕНИЕМ»

 

Я в общем-то, можно сказать, люблю «Радио России», оно, по преимуществу, как и нынешние «Комсомолка» и «Завтра», «Литгазета», «Культура», «Известия», «Парламентская газета» - осталось одним из островков русской профессиональной журналистики, которая всегда, во все времена работала и работает на поддержание, сохранение, укрепление России, традиционных - цивилизационных основ нашего Отечества, духовности, культуры, нравственности и морали... На «РР» немало интересных, разнообразных по тематике передач, которые ведут талантливые журналисты и литераторы - «Диалоги о культуре» Людмилы Борзяк и «Встреча с песней» Виктора Татарского, до недавнего «Виражи времени» Андрея Дементьева, «Посоветуйте, доктор» Ольги Копыловой, «Ни пуха, ни пера» и «Кавказский акцент» Николая Мамулашвили, «Шинель», «Калина красная», «Вечные глаголы», «Как это по-русски», «Музыкальная Европа» Людмилы Кирилловой, «Отзвуки театра» с Александром Калягиным, «С доставкой на дом», «Национальный акцент» и «Пресс-клуб» Маргариты Лянге, интервью и беседы в разных форматах, ныне это  «Актуально», «Взлетная полоса»  «Российский университет», «Разное время», «Профсоюзные вести», «Домашняя академия», «Радиогурман», «Я живу в России», и т.д. Многие годы замечательно - от сердца - рассказывал о Русской опере  Леонид Азарх (он скончался в январе 2017 года, светлая ему память)...

Естественно, высказываются разные точки зрения, всевозможные взгляды и мнения, в т.ч. и в либеральном ключе, но это почти всегда с серьезной озабоченностью теми проблемами, которые волнуют общество, волнуют народ... И только, пожалуй, когда раздаются слова «Музыкальная пауза», я навостряю слух и готовлюсь вырубить приемник, потому что чаще всего последует в этой паузе энтузиастский рассказ о какой-нибудь певичке, родившейся...в штате таком-то...первое выступление было замечено тогда-то...первый диск вышел...но известна стала, когда исполнила... и т.д. и т.п. Почти  исключительно «рок - музыкальная пауза», самая настоящая пропаганда (слово, от которого якобы шарахаются свободолюбивые демократы и либералы) зарубежной «рок - культуры». Причем «пауза» как жанр хороша тем, что ее можно «втыкать» во все щели в течение суток, и это создает некий непрерывный фон, что и происходило до недавнего времени.

        При этом существует еще ряд передач с похожим содержанием - «Восьмая нота», «Высокое напряжение», «Фонотека», «Бесконечное приближение», «Саундтрек», где с энтузиазмом рассказывают о новых, в основном американских фильмах и звучат соответствующие песни, т.е. откровенная пропаганда опять-таки третьесортной чужеземной культуры в музыкальных упаковках. Не говоря о том, что это просто неприкрытая реклама голливудской продукции. Подобных передач (время от времени, как при мимикрии, меняются названия) на государственном «Радио России» около десятка. По сути и воздействию это аналогично санкциям против России, только в сфере культуры.

Да плюс многолетний, пресный и претенциозный, на мой взгляд, Гребенщиков с «Аэростатом», умеющий любую пошлятину и кришнаятину преподнести с присущим ему пафосом и значительностью... Уже двадцать лет!

Глас недремлющего народа давно подметил: «Коль слышишь ты, Что в песне нет мотива И смысла гав, И связи между слов, О ней не отзывайся некрасиво, Ведь это пел Борис Гребенщиков...» 

Да, сейчас наблюдается (вроде) некоторая колеблющаяся корректировка (похожая на то, как мы озабоченно крутим колесико, когда ищем волну) - немного расширился сектор отечественной песни и музыки, классики, это радует. Конечно, рок - журналисты наверняка на упреки приводят такие аргументы, что, во-первых, передачи их востребованы (по призыву, не сомневаемся, «дружно и организованно» своя публика откликнется и поддержит, да еще как),  и во-вторых, выдерживается должная пропорция между отечественной и зарубежной музыкой. Да, если «по граммам» взвесить  время трансляции арии из оперы или концерта Рахманинова, в такое же «количество» эфира можно десять «пауз» вставить, причем эта частота, постоянное присутствие в эфире  очень  много  значит.

Курирует данное направление уже много лет ведущий «Этого безумного мира» (передача ежедневная!) Михаил Предтеченский, человек знающий, по-своему увлеченный, мастак, спец и дока, давно занимающийся историей и перипетиями рок - музыки, интерес с которой, как известно, возник еще во времена «оттепели», как к «запретному плоду», как к форме «протеста» и пространству некоторой свободы, когда и культура была в стране под определенным присмотром.

Что, однако, не помешало взрасти  прекрасной, высочайше профессиональной песне, которую именуют эстрадной, имея в виду традиционную популярную музыку. Начиная с  Константина Сокольского, Петра Лещенко, Юрия Морфесси, Ольги Янчевецкой, Вадима Козина, Изабеллы Юрьевой, Николая Печковского... Любови Орловой, Лидии Руслановой, Клавдии ШульженкоРашида Бейбутова... Среди артистов «оттепели» и эпохи «застоя» имена Юрия Гуляева, Ларисы МондрусАиды Ведищевой, Капиталины ЛазаренкоГертруды Юхиной, Гюлли Чохели, Тамары Миансаровой, Лидии КлементЭдуарда Хиля, Людмилы Сенчиной,  Эдиты Пьехи, Владимира Трошина, Майи Кристалинской, Вадима Мулермана, Анны Герман, Валерия Ободзинского, Иосифа Кобзона, Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной, Аллы Пугачёвой, Софии Ротару, Маши Распутиной, Нины Бродской, Валерия Леонтьева, Лаймы ВайкулеЛьва Лещенко, Юрия Лозы, Валентины Толкуновой, Татьяны Петровой, Ольги Зарубиной, Жанны Бичевской, Елены Камбуровой, Надежды Бабкиной, Вики Цыгановой, Сергея Захарова,  недавно покинувшего этот мир...И много-много других!  Музыку этих песен писали Александра ПахмутоваВасилий Соловьёв-СедойТихон ХренниковДавид ТухмановРаймонд ПаулсЭдуард ХанокЕвгений Крылатов, Владимир Шаинский и др., а тексты песен - поэты Михаил МатусовскийВасилий Лебедев-КумачНиколай ДобронравовВладимир ХаритоновРоберт РождественскийИгорь ШаферанМихаил ТаничЛеонид ДербенёвЮрий ЭнтинИлья Резник, Андрей Дементьев, Григорий ВиеруЯнис Петерс...   

 В эти же времена творили и пели поэты и барды Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Юрий Визбор и Юрий Кукин, и много-много других, эта такая россыпь, огромное море талантов, ни в одной стране такого не было, куда там майклам джексонам и проч., с тамтамно - гитарной лихорадкой, с дрыгающими чреслами, с малопонятными и вовсе дурацкими текстами, да еще под наркотиками!.. В русской многонациональной культуре всегда на первом месте было и есть - СЛОВО, смысл, содержание.

Потому, когда слышишь очередной панегирик «звезде» с американского небосклона, которая вышла из бедной негритянской семьи, запела и стала миллионершей, или  рассказ, с подробностями, о новом голливудском фильме, причем в хвалебных тонах (пропаганда и реклама), то думаешь - а российское ли это радио?..

Если в комедии Стэнли Крамера, из которой с легкостью «заимствовано» название передачи «Этот безумный мир!», показывается тщета безумной гонки за деньгами, которая заканчивается крахом для всех, в передачах РР под этой общей «шапкой» при всей их игривости пропагандируется нечто обратное.

Можно посочувствовать тому, в каких условиях и под каким давлением приходится порой работать патриотически настроенным людям в руководстве ВГТРК и «Радио России», однако твердость и решительность всегда востребована и оправдана и будет народом поддержана... После того, например, как Гребенщиков попел и пообнимался с ненавистником России Саакашвили, попозировал с создателем сайта «Миротворец» яростным русофобом Геращенко, ему бы следовало вежливо, но твердо предложить: собирай, брат, свой реквизит и отправляйся туда, где нирвана и салом помазано. Тебе здесь давали абсолютно все, но «Радио России» - вещание  государственное, а не частная лавочка для вовремя просочившихся... Говори и пой, что хочешь, у нас демократия, но только за свой счет.  

«Вперёд, вперёд, плешивые стада, дети полка и внуки саркофага...» («Московская октябрьская», БГ).

 Да, есть нерешительные перемены к лучшему, но речь сейчас о плодах той тридцатилетней «культурной революции», которая во много сформировала нынешнее поколение не только молодежи, а 40-50 и даже 60-летних людей, составляющих в настоящее время основную массу активного населения и правящей элиты страны на всех уровнях. (Многие были очень удивлены, когда узнали, что новый президент Д.Медведев любит тяжелый рок!).

Похожим образом работают почти все  радиостанции страны, как федерального, так и местного уровня, которые «оккупированы» поколениями, выросшими на этой мега и субкультуре.

 «Пора бы вообще отказаться от давнего заблуждения будто спрос рождает предложение, чем лукаво оправдывается засилие рок-попсы в радио- и телеэфире,- писал в книжке  «Преступление перед будущим» (ИД «Святая гора», М.,2006) Михаил Дунаев, профессор Московской Духовной Академии, доктор филологических наук, доктор богословия, автор многотомного курса истории русской литературы, человек высокой культуры. - Нет: ныне спрос порождается предложением. Классическая музыка изгнана со всех каналов (редчайшие исключения лишь подтверждают правило), отовсюду звучит назойливый ритмизированный грохот, который выдаётся за явление прогрессивнейшее и наисовременнейшее. Молодёжь легко клюёт на эту приманку».

 

РАЗВАЛ СТРАНЫ ПОД  КАНОНАДУ РОКА

 

Моя личная встреча с настоящей рок-группой закончилась, можно сказать, очень неожиданно для меня самого... Но первые бои с гремучим музыкальным новоязом прошли на страницах областной молодежной газеты, где я тогда трудился. После магических пассов Горбачева в Верховном Совете, с одной стороны, и массированной обработки всего населения Красной империи Кашпировским, с другой, страна стремительно  забурлила, и в несчислимых лопающихся пузырьках этой кипящей ноосферы явственно зазвучало и многоголосье преисподней - ругань, грязь, смола проклятий и обвинений, война всех против всех, как иногда казалось... Все это сопровождалось словно вырвавшейся из бездны гремящей канонадой рок - стихии, стремительно покрывшей все обозримое лоно культурного пространства...

Главная тревога в тогдашних газетных публикациях - опасность переключения  нашего драгоценнейшего песенно - музыкального мейнстрима, как нынче говорят, с общественно-значимой тематики, сплачивающей общество, народ в единой системе ценностей (советско - русских - прикровенно христианских), на индивидуализм  потребительского пошиба, развлекательность и культ «мани-мани».

После первых перестрелок-перепалок на страницах молодежки один из моих внутриредакционных оппонентов, с которым я как-то согласился, что в  «Поезде в огне» БГ что-то есть (на слух), как бы поймав меня на крючок, пригласил (чтобы убедить, что не так все страшно) на концерт приезжей прибалтийской группы, исполняющей тяжелый рок. Причем, ей был предоставлено властью почетное место - областной музыкально-драматический театр, это тоже было знаком уже замутняющейся атмосферы того времени. Тогда это воспринимались как некие глотки свободы - «наконец-то!».

Зал был набит битком. Я чуть припоздал, едва протиснулся, встал близ входа. И тут загремела музыка. Именно загремела, со страшной силой, на предельной громкости, самое ужасное - колотил с огромной пулеметной скоростью ударник. Зал, набитый молодежью, загудел. Конечно, если бы это была площадь или какое-то другое открытое пространство, началась бы коллективная свистопляска, но и здесь, в академическом театре, с ложами и бархатом - все стояли, поднявшись с кресел, подергивались и подрыгивали на местах, с запредельным каким-то восторгом, ошалевшими глазами, не понимая, отчего и почему.

Самым жутким был этот бьющий в пулеметном ритме ударник, так что,  постояв, очумевши, несколько минут в этом грохоте, я вдруг почувствовал, как остро закололо в области сердца, и потихонечку, потому что двигаться быстрее нельзя было от боли, выбрался из зала, сразу же пошел к выходу, на свежий воздух, и на улице, через пару минут отпустило.

 У меня никогда ничего похожего не было, молодой, крепкий, кофе, сигареты! - я был поражен, и тогда понял, что это собственно не музыка, а нечто действительно убийственное и разрушительное для человеческого сердца, бьющее куда-то очень глубоко.

(К слову сказать, совсем недавно, как сообщается в пресс-релизе на Mediical Xpress, определена новая причина приступов и инсультов. Специалисты Массачусетской больницы общего профиля в Бостоне (США) показали, что хроническое воздействие шума увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, инсультов и инфарктов. Оказалось, что у людей, проживающих в условиях сильного шумового загрязнения, например, вблизи шоссе или аэропортов, миндалевидное тело (область мозга, играющая роль в регуляции стресса и эмоциональных реакциях) было более активно, а уровень воспаления артерий выше. Риск инфаркта и инсульта при этом вырастал в три раза).

 

 РОК-КУЛЬТУРА: ОТКУДА  И  КУДА. ЧТО ПОТЕРЯЛИ, ЧТО ПРИОБРЕЛИ

 

Всем известно, что рок-музыка - как основа РОК-КУЛЬТУРЫ (о ней речь) - берет начало от африканских там-тамных ритмов, кои являются например, обязательной органической  принадлежностью ритуалов магии вуду (сильнейшей колдовской практики), как средство, вводящее в транс. Именно в США, не имеющих глубокой, коренной культуры, изначально образовавшихся в плане духовном как экуменическое смешение искаженных христианских номинаций и верований - именно там стало возможно, в созревшее - должное время соединение этого африканско - дремуче-языческого музыкального начала с музыкой  «кантри», «блюз» - простенькой «народной» американско - протестантской песенной стихией.

То есть, произошло, в принципе, соединение того, что казалось доселе несоединимым. Это случилось уже после  Второй мировой войны, в самом конце 1940-х - начале 1950-х. Если в СССР - России колоссальная трагическая битва, закончившаяся Великой Победой, вызвала и соответствующий подъем песенного искусства (начиная со «Священной войны»), основанного на коренной высочайшей музыкальной культуре, выросшей из вековых глубин христианского мелоса, то в США, отбомбившихся на чужих просторах европейского континента, и получивших в результате войны огромный бонус в виде промышленно - экономического рывка и переключения мирового финансового оборота на долларовую основу, с выходом на позиции мирового лидерства...в США этот новый подъем, в плане метакультурном, породил, соответственно с истиной «песня - душа народа» - подобающее соединение того, что в этой культуре имелось. Другого исходного материала, что называется, не было.

 

 ***

 

Началом рок-музыки считается появление жанра рок-н-ролла, вобравшего в себя черты блюза, буги-вуги, кантри, музыки госпел. Напомним: блюз (в переводе тоска, печаль) зародился как музыкальная форма и музыкальный жанр в конце XIX в. в афро-американском сообществе юго-востока США. Блюз, как отмечает вики, сложился из таких компонентов как «рабочая песня», холер (ритмичные выкрики, трудовые припевки, сопровождавшие работу в поле), выкрики в ритуалах африканских религиозных бдений, спиричуэлс (христианские песнопения, соответствующего уровня), шант и баллады (короткие стихотворные истории)...

Важно понять: именно США - как «плавильный котел» оказавшихся здесь многочисленных этносов, оторвавшихся от своей цивилизационно-коренной культурной традиции, стали, по мере материального, экономического развития - подобием экуменического, глобализационного реактора, в котором формировались и формируются  новые формы культуры, лишенной национально-исторического своеобразия (в т.ч. все виды так называемого «современного искусства»), все более в плане духовном - поначалу неявственно, а ныне открыто антихристианской направленности.

 

(Совсем недавно вышла в русском переводе книга «ЦРУ и мир искусств», в которой американская журналистка и историк Френсис Стонор Сондерс   рассказывает о том, как американская разведка боролась с  СССР  и коммунистической идеологией на культурной ниве, в т.ч. создав  Конгресс за свободу культуры, по сути, нечто вроде культурного НАТО. Объединив интеллектуалов и деятелей культуры либерального толка, Конгресс дал путевку в жизнь всем тем, кто стал символом «современного искусства с американским характером»...) http://rusnod.ru/novosti/v-rossii/kultura/novosti/2019/04/23/novosti_56781.html

***

 

Если все, что связано только с жанром блюза, с вышеперечисленными разновидностями, помножить на сто, а потом еще на много цифр  - мы получим кипящее разнообразие сегодняшних видов, жанров, стилей рок-музыки. Апологеты ее причисляют к ней сегодня все, что считают нужным - все что плывет, ползет, летает, прыгает, гудит, звенит и крякает.

Это тоже органическая особенность рок-ментальности (агрессивный позыв подмять  под себя все), также как крайне болезненная реакция по поводу возражений против такого подхода, который вызывает яростные обвинения в «непонимании», «недостаточном знании» и т.д. и т.п. Михаил Дунаев, говоря о том, что «...Безликая антинациональная форма, в которую облекаются» тексты рок-песен, «обезличивает и любое самое доброе содержание. Никак не хотят понять этого те, кто любит поговорить о «русском роке». А вот их шаблонную реакцию на такое рассуждение угадать не составит труда. Многие ехидно вспомнят давнее: «Сегодня он танцует джаз, а завтра родину продаст».

Я напомнил лишь о начальном этапе зарождения рок-музыки, кому интересно - полистайте википедию, от одних названий (на английском), сотен, тысяч! - голова пойдет кругом, и вот в эту огромную воронкообразную пучину псевдосмыслов и антикультуры уже канули и втягиваются по сей день несчислимое множество людей, подростков и молодежи.

 

***

 

Несомненно, рассматривать рок-музыку необходимо не как определенное направление музыкального искусства, но как социокультурный феномен, породивший всеобъемлющую мегакультуру, имеющую явственно выраженную  идеологию, главные черты и признаки которой: разрушение мелоса как божественной гармонии, объемлющей все Творение; изменение состояния сознания (ИСС, психиатрический термин) огромных масс людей, подрастающего народа: от высокого, небесного - к «ликующей нижней части живота» (Ницше); отрыв, прежде всего молодежи, от непрерывности традиционной культуры, духовности, нравственности и морали - разрыв поколений; дехристианизация, оккультизация и возвращение сознания к языческим формам безбожия; наконец - прямое богоборчество, антихристианство.

 

 

   «РУССКИЙ  РОК»: БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ

 

У  «русского рока» своя история и свои особенности. Разрушительное начало этой «культуры», в соответствии с нашим еще советским энтузиазмом, размахом и пылкостью сразу проявилось при первом разрешенном концерте в ДК «Энергетик» МЭИ (31 мая 1971 г.): разбушевавшаяся, ошалевшая от рок - стихии толпа молодежи буквально вынесла чугунные ворота (что нам, пацанам!), так что пришлось изрядно потрудиться конной милиции. Причем, наши добрые рок-детки подкармливали лошадей сахаром, «случайно завалявшимся в карманах», но это уже мелочи...  

В 1981 году возник первый Ленинградский рок-клуб (до того были «квартирники»), но вскоре, при Черненко, начались гонения на мужественных рок-страдальцев (впрочем, никого не репрессировали, не сажали, а главное - многочасовой пыткой под чудовщную барабанно - пулеметную громкость не истязали), и когда «гонения» прекратились, в 1985 году появилась московская рок-лаборатория, и по всей стране быстро-быстро, прямо как по команде, стали возникать и открываться сотни рок-клубов, не говоря уже о ВИА в старших классах, чуть ли не в каждой школе.

В атмосфере быстро растворяющейся и убывающей идеологии, с объявлением Горбачевым (энд ЦРУ) перекройки, перестройки и ускорения, пошел стремительный процесс захлебывания «свободой» и освобождающимися инстинктами, которые раньше сдерживались аскетическими законоустановлениями власти. Это можно уподобить опрокидыванию человека: голова оказалась внизу, а нижняя часть наверху.

«Запретный плод» для части молодежи, шалеющей от того, что теперь «это все можно», энергично направлялся в протестные порывы против существующего строя, власти, армии, милиции, КГБ - в кипящий негатив огульной критики и грязеизвержения. Впрочем, по наблюдениям, таких ребят было не столь уж много, просто эти сплоченные харизмой рока группки, как «закваска», оказывались сразу на виду, вместе и заедино с «демократами» и «пламенными революционерами». По общему образу и подобию «меньшинств» и их самоорганизации.

Появляются в это время и люди, пишущие о рок-музыке, ее верные апологеты, в первую очередь А.Троицкий, А.Житинский, а в 1987 году - выходит и первый документальный фильм под названием «РОК». Режиссер - Алексей Учитель, который по прошествии ровно тридцати лет порадовал нас бездарной, кощунственной и провокационной «Матильдой».

Причем, в этом самом «Роке», ухватившись, как чуткий  конъюнктурщик, за актуальный тренд (от слова тры(е)ндеть))), он поднимает, я бы сказал - «вспучивает», все прекрасно осознавая, проблему прежде всего не новой музыки как таковой, но отцов и детей. А учитывая ненавязчиво скомпонованную в ленте симпатию к героическим креаклам в кочегарках и дворницких, понятно, в какую сторону склоняет, под видом объективного документального исследования - зрителей этого фильма. К неназойливому оправданию столкновения с «предками» и разрыва связи поколений. Соответственным  «центровым» персонажем фильма стал Б.Гребенщиков, основатель ленинградского рок - клуба, будущий орденоносец. Новые герои нового времени, что и говорить.

 

***

Очень интересный и важный момент, связанный с фильмом «Рок»: автором его сценария стал журналист «Комсомольской правды» Юрий Филинов, до этого выступивший с прогремевшей на всю страну статьей  «Барбаросса рок-н-ролла»,   вздыбившей всю заряженную круто восходящим, ядреным оптимизмом эсэсэровскую рок - тусовку (особенно в столицах).

 

БОНУС В ВИДЕ...ПОХОРОН

 

Но сначала предоставим слово музыкальному журналисту и редактору, адепту рок-музыки  Денису Ступникову. Вот что он пишет, вспоминая фильм «Рок» тридцать лет спустя (2017 г.). «...Показ этой документальной ленты состоялся в конце февраля в рамках цикла кинолекций доктора филологических наук Юрия Викторовича Доманского «Рок-кино: русская версия» в музее «Пресня». «Рок» и по сей день является самой репрезентативной работой Учителя, чье имя не сходит в последнее время с новостных лент в связи с ожесточенной полемикой вокруг «Матильды».

Примечательно, что для своего времени «Рок» оказался не менее скандальным, чем еще не вышедшая на экраны история взаимоотношений последнего российского государя с балериной Кшесинской. После январской премьеры в 1988 году против фильма ополчился печально известный советский идеолог Егор Лигачев, настаивая на удалении из ленты нескольких сцен. Режиссер воспротивился этой рекомендации. В результате «Рок» шел далеко не во всех кинотеатрах СССР, зато его охотно крутили в тогдашних видеосалонах, что по нашим временам кажется немыслимым фактом. (Тогда же обрушили, через эти салоны, на наше достаточно целомудренное население и беспредельную порнуху, никем не контролируемые показы, куда ходили и дети! - С.Р.).

Взявшись снимать документалку о самых известных советских рокерах, Учитель практически ничего не знал об этой музыке, поскольку попросту не интересовался ею. Не надо забывать, что рок тогда был на гребне волны, поэтому с помощью него пытались сделать себе имя многие деятели культуры, предельно далекие от увлечения молодежным андерграундом. Среди них, например, небезызвестный «рок-дилетант» Александр Житинский.

Зная, что потенциальные герои его фильма тяжело идут на контакт с «чужаками», Алексей Учитель поступил очень хитро. В качестве технического директора он ангажировал Марианну Цой. Таким образом, ее супруг Виктор Цой, крайне неохотно общавшийся с любыми журналистами, не только дал согласие на съемки в фильме, но и вовлек в процесс своих товарищей по цеху - Юрия Шевчука, Олега Гаркушу, Антона Адасинского и Бориса Гребенщикова. Последний в итоге стал краеугольным камнем фильма.

Сценарий к фильму написал видный советский журналист Юрий Филинов. Пикантность ситуации состояла в том, что тремя годами раньше Филинов отметился в «Комсомольской правде» одиозной статьей «Барбаросса рок-н-ролла» в которой тщился доказать, что рок-музыка представляет собой спланированную диверсию Запада против социалистического строя...

 Как бы то ни было, свою работу Филинов выполнил на совесть, и сценарий у фильма оказался крепкий. Умиляют наивные попытки авторов фильма доказать простую мысль, что русские рокеры - это отнюдь не то, чем нас пугали в детстве. Отсюда несколько нарочитые кадры с Олегом Гаркушей, забирающим новорожденное дитя из роддома, и Борисом Гребенщиковым, встречающим сына Глеба с дачи. Местами постановочность этих эпизодов очевидна. Например, БГ торжественно сообщает сыну, что давно хотел почитать ему «Федорино горе», но так и не находит искомую книгу и всё спускает на тормозах. Гораздо убедительнее Учителю и Филинову удалось раскрыть центральное понятие фильма, которое для его героев стало не только излюбленным музыкальным стилем, но и, конечно же, синонимом судьбы.

<...>   К сожалению, авторам фильма удалось осуществить не всё задуманное. Памятуя о не вполне удачном опыте «Взломщика», от съемок в картине отказался Константин Кинчев. Попросил изъять из финального монтажа уже отснятый материал Александр Башлачев. Однако в качестве бонуса к DVD-изданию «Рока» вошли съемки его похорон.

Для самого Алексея Учителя» «Рок» явился пропуском в большое кино. Недаром его творческое объединение и по сей день носит название «Рок».

Н-да, бонус в виде похорон - это звучит...Интересно еще, нашел ли труднодоступную книгу «Федорино  горе»  Гребенщиков, прочитал ли?..

 

                      «Долго, долго целовала

                       И ласкала их она,

                       Поливала, умывала,

                       Полоскала их она.

                      «Уж не буду, уж не буду

                       Я посуду обижать,

                       Буду, буду я посуду

                        И любить и уважать!»  

                        И обрадовались блюдца:

                       Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

                       И танцуют и смеются -

                       Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!..»

 

***

 

Очень интересно и полезно (дабы развеять инсинуации в адрес ее автора) перечитать, спустя тридцать с лишним лет, статью сценариста фильма «РОК», которая была опубликована в «КП» за три года до появления ленты.

 

"БАРБАРОССА  РОК-Н-РОЛЛА"

         

        О том, как ведущие музыкальных программ западных радиостанций превращают музыку в орудие идеологических диверсий

      Современная эстрадная музыка стала неотъемлемой частью духовной жизни молодежи. В век информационного взрыва, огромных скоростей она достигает практически любой аудитории. Молодые тянутся к ней. И естественно, те, кто смотрит на нашу страну через призму недоброжелательности, ненависти, не могли не воспользоваться этим феноменом. Любопытный материал, наводящий на размышления, был опубликован недавно в журнале "Шпигель".

      Как написал журнал, для американской секретной службы ООС (предшественника ЦРУ) популярные американские шлягеры и бродвейские шоу тридцатых-сороковых годов, в период второй мировой войны были апробированным средством деморализации населения Германии. Переведенные на немецкий язык и по-новому аранжированные, они транслировались передатчиками секретных служб, чтобы внедрять в сознание противника основные постулаты американского образа жизни, снижать волю к сопротивлению, снимать таким образом негативные эмоции в отношении противоборствующей стороны.

      Летом 1944 года в неделю издавалось по восемь пластинок со шлягерами и записями бродвейских шоу на немецком языке. Эта работа проводилась в обстановке глубокой секретности и, как правило, в обход американских патентных законов. Композиторы и авторы текстов не ставились в известность. Музыканты подбирались без ведома соответствующих профсоюзов.

      И вот сейчас, когда острие американской пропаганды направлено против стран социализма, ее методы остались прежними. Приведу выдержку лишь из одного документа, выпущенного специальным органом НАТО - советом по делам молодежи: "Особое внимание в нынешний период следует обратить на молодежь, не обладающую еще жизненным образом, восприимчивую ко всему новому, необычному, красочному, броскому в материальном и техническом отношении. Увлечь молодежь СССР идеалами Запада - наша задача" (выд., и далее мной - С.Р.)

      Здесь-то и понадобилась современная музыка, не имеющая ни границ, ни языковых барьеров. "Товар", не подлежащий никаким таможенным досмотрам и пошлинам, выступил на аванпост идеологического фронта. Видя увлечение молодежи рок-музыкой, западные "повара" из кухни идей заварили блюдо так называемой роковой культуры, особо выделив в ней пропаганду некоего независимо-агрессивного образа жизни, присущего якобы только одной категории людей - молодежи.

      Сегодня на территории Советского Союза приходится в среднем в сутки до 10 часов специального музыкального вещания, 99 процентов - это джаз, поп - и рок-музыка. Что интересно: лишь Би-Би-Си, "Голос Америки", "Немецкая волна" ведут свои программы вполне "официально", с комментариями на русском языке. А остальное вещание приходится на разноязыкие радиостанции и некие передатчики зачастую без "опознавательных" знаков. Хотя теперь уже не секрет, что как и официальные, так и неофициальные передатчики используются западными секретными службами. Вам, наверное, приходилось натыкаться в эфире на музыкальные программы, идущие без объявления и неожиданно исчезающие с радиоволн. Это как бы наводящие "поплавки" на нужный "голос". Меломан ищет мелодию, а натыкается на рассказ ведущего музыкальной программы: "Сегодня существуют десятки групп, начиненных, по рок-н-ролльным понятиям, "дряхлыми старцами". Но не сдаются "черносубботинцы" (имеется в виду английская группа "Черный шабаш"). По прежнему клокочет металл в их вагранках, не растрескалась футеровка в их мартенах, а их музыкальные конверторы и бессемеры по-прежнему выплевывают оглушающие снопы музыкальных искр. Пожелаем же ветеранам рок-металлургии побольше досрочных плавок, потому что жизнь наглядно показала: человечеству нужен тяжелый металл".

      О "тяжелом металле" - направлении западной эстрадной музыки, характеризующейся патологической агрессивностью исполнения и примитивизмом, вещает ведущий программ "для молодых слушателей в Советском Союзе, которые обожают рок- и поп-музыку", Сева Новгородцев (Всеволод Борисович Левенштейн, вики - С.Р.) из русской службы Би-Би-Си. Не стоит распространяться об этом человеке, предавшем Родину. О нем достаточно ярко и красноречиво поведал журнал "Ровесник" в статье "Кто он такой?" в 9-м номере за 1982 год. Изо всех сил стремится этот отщепенец навязать слушателям антагонизм эстетических вкусов, сомнение в существовании нравственных норм. Исподволь навязывается некий стереотип восприятия: только у нас есть достойная вас, молодые, музыка. Только Запад несет прогресс всему человечеству. Вас "там" не понимают, а мы понимаем.

      Надо сказать, что дикторы западных радиослужб вовсю стремятся отработать свои иудины сребреники, заигрывают со слушателем, даже заискивают перед ним. Лихая запанибратская манера, якобы молодежный жаргон, "доверительная" фамильярность... Таковы приемы, "отмычки" к доверию подростков. Все это, естественно, сдабривается добрыми дозами клеветы. И иногда эти передачи, к сожалению, достигают своей цели. Наслушается их юный человек, еще не сформировавший своего мнения о жизни, и музыке в том числе, заявляет: "Только рок-музыка достойна существовать, а все остальное надо выбросить на помойку...".

      Что это - все остальное? Наше народное наследие, классическую музыку и наши песни, с которыми отцы и деды воевали, поднимали страну из руин... Все это значит не то, а вот не слышал новую запись "Куин" - серость. Не знаешь новую группу "Каджагугу" - тупица. Человек приходит к духовной нищете. Такова, собственно, цель музыкальных программ западных радиостанций.

      Сегодня в эфире можно услышать песни типа "Красные в моей постели" ансамбля "10 СС", "Молодая и русская" группы "Коргис", в которых излагаются леденящие душу истории о пресловутых "кознях Москвы в свободном западном мире..." Или, например, западногерманскую группу "Немецко-американская дружба" (сокращенно "ДАФ"), в одной из песен которой между прочим сообщается, что Гитлер и Муссолини были не кем иным, как "менестрелями в макси-пальто"...

      Вместе с песнями звучат и высказывания типа: "Мы хотим быть ансамблем, под музыку которого танцевали бы даже тогда, года падают бомбы" (Саймон Ле Бон, участник английского квинтета "Дюран Дюран").

      Насаждение полной социальной и политической пассивности, равнодушия к острейшим проблемам современности, культ "сладкой жизни" - вот основные постулаты западной пропаганды. Но в последнее время к тому же бравада "абсолютной аполитичности" все чаще заменяется антикоммунистическими выпадками.

      Американский журнал "Сатердей ревью", громогласно возвещая музыкальный поход против социалистических стран, провел аналогию с фашистским планом вероломного нападения на Советский Союз: "Началась операция Барбаросса рок-н-ролла".

      "Разогретый" таким пропагандистским "материалом", английский диск-жокей Кенни Эверетт в одной музыкальной программе истошно призывал Маргарет Тэтчер "обрушить на Россию бомбы первыми!". Как видно, пример шизофренической паранойи американского генерала Форрестолла, выбросившегося с десятого этажа нью-йоркской гостиницы с криком "Русские идут!", перекочевал из области политики в область поп-музыки.

      Любопытно, что в последнее время на страницах различных изданий ("Тайм", "Ньюсуик", "Вашингтон пост", "Крисчен сайенс монитор", "Мелоди мейкер") появились различные статьи о развитии советской популярной музыки: будь то фестивали популярной музыки в Тбилиси, Ереване, концертные программы "Машины времени", "Карнавала", "Круиза", "Арсенала"... Как правило, отклики эти написаны по стандартному рецепту. Вначале автор со снисходительной иронией отмечает, что вся эта советская музыка "убога", интереса для западного слушателя не представляет, поскольку техника примитивна, а музыкальная мысль отстала лет на десять. Затем следует комплиментарная часть, в коей утверждается, что хоть советские рок-группы и плохи, а все-таки хороши, поскольку своей громкой музыкой расшатывают "основы". Реальное содержание произведений при этом цинично извращается.

    Цель этой лжи двояка. У западной аудитории, естественно, она призвана создать впечатление "успехов" буржуазной идеологии и "распада" социалистической системы ценностей. Но спецслужбы и контролируемая ими пропагандистская система рассчитывают на вполне определенный резонанс и в нашей стране. А именно: скомпрометировать советскую популярную музыку.

      Да и творчество "своих" же ансамблей в музыкальной радиопропаганде часто тенденциозно переиначивается. Рассказывая о творчестве популярного в прошлом ансамбле "Пинк Флойд", Новгородцев вещал следующим образом: "У вас о деньгах ансамблям петь запрещается. А у нас - пожалуйста! Все вы знаете такой нашумевший "боевик" группы "Пинк Флойд" - "Деньги". В нем поется: "Если есть деньги, можно купить чего душа пожелает. Главное, старайся - и ты заработаешь миллион. Но вам эта песня, ребята, будет неинтересна". И далее музыкальный комментатор отпускает очередной "заготовленный впрок" антисоветский пассаж.

      В действительности песня эта совсем о другом. Вот ее подстрочный перевод: "Деньги, говорят, тысяча и одно удовольствие. Заработал - отдыхай, веселись. Все блага земные к твоим услугам. Только не трогай деньги толстосумов. Ведь богатому тоже надо жить. Ему хочется сменить вагон первого класса на реактивный лайнер. Деньги - кровь. Деньги - пот. Говорят, деньги - вот корень зла, куда вам их столько? А ты попробуй попроси прибавки к жалованию - что из этого выйдет?"

      Сокрушаясь по поводу "тенденциозности" советской прессы, Новгородцев и ему подобные стараются, конечно же, выглядеть объективными музыкальными арбитрами. В действительности же нацеленные на СССР программы имеют очень четкий уклон в сторону музыки агрессивной, развязной, разлагающей, аккомпанирующей антисоветским каламбурчикам. Множество популярнейших за рубежом исполнителей, не укладывающихся в эту линию, здесь полностью замалчивают, зато третьеразрядный "тяжелый металл" в избытке. Вопросы музыки, ее качества стоят в табели о рангах у радиопропагандистов на безнадежно последнем месте...»

    (Далее следует абзац о баптистской группе «Трубный  зов» с циклом песен на религиозную тематику. Автор трактует ее творчество еще в духе советского атеизма, как «религиозную пропаганду». Кстати, именно за религиозную составляющую, вероятно, члены группы были действительно репрессированы, сосланы, в отличие от Гребенщикова, Цоя и других «протестантов» и «бунтарей» - С.Р.).

      И завершается статья словами: «Для нас, советских людей, неприемлема культура, проповедующая примитивное удовольствие, развлечение, политическую пассивность, дающая вместо подлинного познания только его иллюзию. Одним словом, ведет к моральной деградации. И потому, ведя последовательную работу по эстетическому воспитанию молодежи, никогда не следует забывать, что в его основе всегда должны лежать гражданственность, нормы советского образа жизни. И это требует от всех нас самого активного отношения к музыкальным проискам западной пропаганды, разоблачению их и наступательности».

                                  Ю.ФИЛИНОВ, «Комсомольская правда», 16 сентября 1984 г.

 ***

      Что же побудило Ю.Филинова стать сценаристом фильма «Рок»? Возможно, с одной стороны, предложение сверху, из ЦК (второго или даже первого), «от которого нельзя отказаться»: с доверительно - комплиментарной просьбой «объективно», в быстро меняющейся атмосфере и обстановке - показать «живых» и вовсе не страшных рок-музыкантов. Но в кино - как? Сценарий можно утвердить любой, но конечный продукт зависит от режиссера, который как угодно может менять литературную основу.

       С другой стороны то, что Владимир Солоухин точно окрестил понятием «террор среды». Представляю, каким нападкам, давлению, ругани и остракизму подвергался журналист в то время после публикации статьи. (Есть свидетельства и угроз физической расправы, поджога дверей квартиры и т.д.).

      Я четко помню переломный момент в «КП»: газета, стоявшая на традиционной, критической оценке рок-музыки (до этого было и знаменитое письмо по «Машине времени», которое подписал и Виктор Астафьев, классик), вдруг совершенно переменила свой курс и тон. Возможно, по отмашке (со взбучкой) от самых кремлевских вершин, от А.Яковлева, который командовал тогда идеологией, создавая, формируя новые ценностные установки для нашего общества, для подрастающего поколения.

       Спустя многие годы я хотел протянуть руку коллеге и сказать: Юрий, ты был прав по большому счету, это было именно планируемое НАШЕСТВИЕ на нашу культуру, традиции, язык, сегодня это совершенно очевидно. И заголовок, подчеркнем, не от Филинова - а от обожаемых рокоманами  американцев.

      Вспоминается карикатурка тех примерно лет: в городе, где везде, повсюду на зданиях, транспарантах, плакатах в руках людей с текстом «2х2=5» - бежит человечек с плакатиком «2х2=4», а за ним стремительно - санитары с носилками. Это к понятию «террор среды».

      Р.S. Я надеялся показать эту публикацию Юрию Филинову, но увы, он скончался недавно, в октябре 2018 года в Москве... Упокой, Господи, душу раба Твоего Георгия, алкавшего и жаждавшего правды...

 

 РАСКРЕПОЩЕНИЕ...ВО ИМЯ ЧЕГО?

        

        Как протестная субкультура, «русский рок» потерял свое значение еще с конца 1980-х. Слово, несущее смыслы, которое является главным, первенствующим в русской - советской  традиционной культуре, быстро проявило в нашем искусстве весь примитивизм рок-песен, которые песнями в общем-то чаще не являются: это, как правило, достаточно кустарные, а то и малограмотные тексты с претенциозными декларациями, в которых нет ни поэзии, ни мало-мальски глубокого содержания. Русский рок стал торжеством самодеятельных, часто малообразованных людей с невысокими и элементарными представлениями, но несоразмерными претензиями  (кто был ничем, тот станет всем). Можно иначе: некая перекошенность гордынькой - «я тоже могу, гитара есть, чем я хуже».   

       (Сегодняшняя параллель, кстати, - соцсети: сто грамм - и в Инстаграм, граждане, послушайте меня, я знаю, как надо обустроить эту жизнь).

        Рок-культура спровоцировала массовый исход из собственного душевного «подполья» множества инфицируемых по ходу протестными настроениями подростков и молодых людей. Он знаменовал некую новую ступень повального раскрепощения - распущенности и прорыв в публичное пространство того негатива, который был накоплен в глубоких недрах обезбоженного мировосприятия и воспитания. При немалых, уточним, позитивных достижениях советского периода. Как раз энергия позитива в ее молодежной ипостаси была перенаправлена на путь его же разрушения.

       Причем все это усиливалось всесторонним и сугубым очернением всего советского периода российской истории.

        Мировоззренческая дезориентация огромных масс людей, вызванная хрущевской политикой, с разоблачениями «культа личности» и последующей «оттепелью» привела, в результате, в пестром советском менталитете - при лидирующем авторитете «интеллигенции» - к тому, что загуляли, сначала на столичных, московско-ленинградских «кухнях», а потом и далее «свободолюбивые» настроения, с нарастающими мотивами иронии, хохмачества, насмешки над властью, над государством, и всем и вся.

       Истоки этого процесса, как проясняется со временем, были куда более глубокими и обширными, чем кажется многим и доныне. Вот что пишет в недавней публикации «Европейский фронт ЛГБТ» Елена Бернар: «...Огромную роль в переориентации левых движений сыграли события более ранние: опубликованная в 1956 году «концепция тоталитаризма» (книга «Тоталитарная диктатура и автократия») Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского и одновременно появившийся доклад Хрущева о культе личности. И тут левакам троцкистского розлива карта, что называется, поперла. Раз советский пример оказался негож, то появилось широкое поле для пустопорожнего теоретизирования о «свободах» и для сталкивания левых с пути социальной борьбы в борьбу за всевозможные «права». Что это такое и с чем его едят, никто толком объяснить не мог, да это было и не нужно. Отталкивались от обратного: если советский опыт - это ужас-ужас, значит, всё остальное - приемлемо.

       Таким образом «раскрепощение личности и проявление ее лучших творческих способностей» было ловко заменено на сексуальное раскрепощение, борьба с буржуазной моралью - на отвержение социальных норм, свобода слова - на «свободу самовыражения», а революционный аскетизм - на приоритет удовольствий.

       Тут надо напомнить, что термин «сексуальная революция» появился в 1936 году в одноименной работе австрийского и американского психоаналитика Вильгельма Райха. Ученик З. Фрейда, основатель фрейдомарксизма, он выступал за освобождение от репрессивной морали в отношении секса, за уничтожение роли семьи и введение сексуального образования...» https://rossaprimavera.ru/article/e3879052

       Этот процесс вольно или невольно подметил один из видных «шестидесятников» Булат Окуджава в стихотворении, написанном в 1968 г.:

                    Вселенский опыт говорит,

                    Что погибают царства,

                   не от того, что тяжек быт,

                   или страшны мытарства.

                    А погибают оттого

                    (и тем больней, чем дольше),

                    что люди царства своего

                    не уважают больше.

         Вот это нарастающее неуважение к государству, к своей стране, где земные боги, с их учением, стали один за другим низвергаться и публично осмеиваться, начало дробить, атомизировать народ, в основе своей христианский, но лишенный, по причинам великих бед и разорений духовного единения и «пастырей добрых» (за малым исключением). Теряя прежние символы веры (а этот процесс был протяженный, ползуче скрытый и по разному окрашенный в многочисленных советских сообществах и стратах, как социальных, так и национальных), и не имея твердых критериев истины, различения добра и зла, общество все более проникалось неуважением к «царству - государству» и правителям своим, все мы помним множество анекдотов 70 - 80-х (в изготовлении которых очень помогала заграница).

      Подрастающая наша поросль впитывала все это, и когда пришло время, и открылись все шлюзы, многие вчерашние дети, ощутив, что тоже «имеют право», понеслись на бурных волнах рок-стихии, ставшей главным средством «самовыражения», обличать всех и вся, по своему неоспоримому усмотрению и максимализму, или иначе - «от ветра главы своея»...

       Стоит сказать: декларацию, «что люди царства своего не уважают больше», приложимую по своей сути к части наших сограждан и сегодня,  можно отнести к ментальности той интеллигенции, в первую очередь «творческой», которой, как справедливо формулирует философ, политолог, религиовед профессор МГУ А.Щипков, «всегда стыдно,  но не за себя, а за других», и виноватыми считают также не себя, а других. Но неуважение к царству-государству это всегда неуважение не только к самому институту власти, априори, какой бы она ни была, но к самой стране, это вечная фига в кармане, без которой всякий уважающий себя «интеллигент» в последние двести лет никак в России не может.

          «Не худо бы вспомнить, - пишет М.Дунаев, - что самый первый протест в мироздании исходил от сатаны, и направлен он был против Замысла Божия о мире (недаром этот падший стал в западной литературе символом борца с тиранией). Вся «свободомыслящая» русская интеллигенция жила протестом против «царской деспотии», пока этот протест не определил её же собственную трагедию. Такое ли уж благо всякий протест?..»

 

«ОН  БИЛСЯ  В  ИСТЕРИКЕ, РАЗБРЫЗГИВАЯ СЛЮНУ... ИМЕННО  ЭТОГО НАШИМ  РОКЕРАМ В ГОДЫ ТОТАЛИТАРИЗМА И  НЕ ХВАТАЛО»

 

       В 2016 году отмечалось 25-летие грандиозного, скандально - легендарного фестиваля «Монстры рока», известного также под именем «Тушинского побоища» или «Тушинского попоища», собравшего сотни тысяч молодых людей. Кем отмечалось? Теми уже 40 - 50 - 60 - 70-летними людьми, которые участвовали в этом, как обозначил автор в ЖЖ, «печально знаменитом» попоище-побоище. Отмечалось в ЖЖ, и как признаются многие повзрослевшие - в длину и в обхват - люди, для них оно остается великим событием. Вот отрывки из нескольких характерных свидетельств (их сотни) плюс критические.

     «...я из владивостока на этот концерт приехал... семь дней в пути... но оно этого стоило... лучший концерт в моей жизни... атмосфера была убойная просто. нынешней школоте непонять...»

      «...Концерт прошёл вскоре после поворотного августовского путча ГКЧП (19-21 августа) и был заключительным в концертном турне фестиваля «Monsters of Rock».         

     «Приятно - теперь нашу столицу не будут числить рок-периферией. К тому же мы воочию увидели легендарного Ангуса Янга - и он оправдал все ожидания. В припадке маниакального рок-безумия он бился в истерике на сцене, разбрызгивая слюну и пот во все стороны. Именно этого нашим рокерам в годы тоталитаризма и не хватало - убедиться воочию, приобщиться, «потрогать руками». Что ж, теперь это стало реальностью. Помимо прочего, мы вновь убедились, что ИХ аппаратура лучше, что ИХ музыканты профессиональнее, что ИХ техники работают в белых перчатках. Мы посмотрели на настоящий шоу-бизнес...»

           «Нет, как ни говорите, а в самом слове «Тушино» так и слышится нечто роковое - «туша», «тушить»... И в истории нашей - то «тушинский вор», то бесподобный «Пульс Тушина»... Тяжел и темен ты, русский рок».

«...Фест с участием Metallica и AC/DC стал знаковым событием 91-го года. Ельцин, перебои с продуктами, ГКЧП и Лебединое Озеро стали со временем трендовыми зарисовками того времени. А для многих и символом передела мира, в котором все они выросли. Он был так давно, что казался вечным  - и вдруг рухнул. Славное время было!!!!»

       «Перед туземцами побрякали разноцветными бусами и они обо***лись от восторга. Да уж точно было время, когда за жвачку и сникерс Родину продавали»

«мда... русские обо***ное быдло с духовными скрепами...»

      «Начало оскотинивания и одебиливания ещё советского - в общем и целом традиционного общества».

      «...такую страну про*рали!..»

       И ныне на любые публикации в ЖЖ о рок-музыке (а они появляются с завидной регулярностью) - сотни и тысячи комментариев! Как ни на какие важнейшие проблемы - социальные, нравственные, культурные!.. Налицо - бесшвейно «прошитые» мозги, что и целеполагалось видимыми и невидимыми закоперщиками изначально. Головы, зажатые в колодки, понуждающие жить и мыслить в необъятных пространствах и джунглях логоса рок-культуры.

 

 «БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ РАЗРУШИТЕЛИ»

 

       Одна из исследователей русского рока культуролог Екатерина Дайс пишет, что приступая к теме, «...для нас чрезвычайно важным было выделение ... смыслового ядра жанра, того, что составляло суть русского рока. В качестве базовых были взяты следующие группы и исполнители: "Агата Кристи", "Аквариум" (Борис Гребенщиков), "Алиса" (Константин Кинчев), "ДДТ" (Юрий Шевчук), "Зоопарк" (Майк Науменко), "Кино" (Виктор Цой), "Крематорий" (Григорян), "Наутилус Помпилиус" (Вячеслав Бутусов), "Бригада С/Неприкасаемые" (Гарик Сукачев).

       Творчество каждого из представителей этой "тусовки" невозможно представить себе без эстетики скандала, без попрания норм и без предельно выстроенных образов. Все они разыгрывали роли "маргиналов в законе", позиционируя себя как сатанисты, некрофилы, маленькие люди, юродивые или, в их же собственных словах: "Ну а мы, ну а мы - педерасты, наркоманы, фашисты, шпана". Этот тип асоциальной личности противопоставлялся советскому человеку и вместе с тем был производен от него. На место атеизма ставилась вера во всех богов, на место горбачевского сухого закона - пьянство, на место интернационализма и "исторической общности" - культ двора, города, единство тех, кто слушает "Битлз". По сути дела, они пребывали в двух ментальных пространствах - пространстве русской (советской) культуры и в пространстве рока как порождения западноевропейской цивилизации.

       Именно это ощущение себя как бессознательных разрушителей сильно в русском роке. Они становятся свидетелями крушения какого-то миропорядка. Переживания, испытываемые свидетелями гибели космоса, не проходят бесследно. Пытаясь найти выход в иную реальность, русские рокеры используют как средство ухода взрывоопасную смесь из восточных религий, христианства, разнообразных мистических практик и язычества. Эта смесь, вольно или невольно составленная ими, ведет к тому же итогу, что и подобное смешение верований, происходившее во II веке н. э. на территории Римской империи. Мы имеем в виду гностицизм - крайне пессимистическое религиозное учение, характеризовавшееся трагическим мироощущением. Гностическое мироощущение объединяет русских рокеров в единую субкультуру, становится тем основанием, на котором базируется их индивидуальное восприятие реальности» («Русский рок и кризис современной отечественной культуры»  http://www.zh-zal.ru/neva/2005/1/dais11.html).

          

        Очень зримо иллюстрирует эти тезисы творчество одного из бессменных лидеров российской рок-культуры, можно сказать, ее символа и по сей день Бориса Гребенщикова.

          После того, как БГ побывал в Московской духовной академии, протоиерей Александр Шаргунов, доцент МДА, член Союза писателей России, возглавляющий общероссийский комитет «За нравственное возрождение Отчества», выступая на радио «Радонеж», резюмировал, что «уже неоднократно была дана духовная и художественная оценка творчеству БГ на страницах не только церковной печати. Вот цитаты из двух обстоятельных статей «Литературной газеты» (выпуск №7-8, 2006 г., № 48, 2011 г.) - наиболее авторитетного сегодня издания, придерживающегося традиционных ценностей, защищающего в меру своих сил нашу культуру от распада, от растленного влияния телевидения: «Духовный гуру, он (Гребенщиков) окружен аурой тайны. Должно быть, чтобы решительно всех запутать, перейдя в стан дзен-буддизма, наружно БГ реинкарнировался не то в китайского мандарина, не то в ростовщика-процентщика. Только аватаре (воплощению Бога на земле!) Саи Бабе, к которому БГ время от времени наведывается в Индию, удается если не перемолвиться с ним несколькими словами, то хотя бы прочитать на почтительном расстоянии его недоступные олухам мысли. При этом наш рафинированный "шикша-гуру", "великий шаман" (как именуют БГ почитатели) величает себя православным, прибавляя к этому в очередном из своих глубокомысленных интервью (еще раз прошу простить за приведение гнусной цитаты): "Тра**нье девушек для меня не менее свято, чем молитва"». «Его утонченно-просветленный взор как-то младенчески невинно устремлен туда, где грех, где распад личности, вавилонский блуд и смрад. Какой изысканный эстет в нем сразу просыпается! "Девочки из «Тату» - молодцы, кланяюсь им в пояс" - словно с духовными подвижницами раскланивается он с неразумными отроковицами, годящимися ему почти во внучки, благословляя их своим авторитетом на дальнейшие растление и погибель, а с ними и тысячи подражающих им юных поклонниц! В общем, как поется у него же: "Вавилон - город как город, печалиться об этом неслед"» («Литературная газета»).

       Чтобы дать понять, каков художественный уровень творчества Гребенщикова, «Литературная газета» приводит высказывание талантливого, трагически погибшего барда Александра Башлачева: «Нельзя, - настаивал он, - оправдать слабость текстов, слабость идеи, ее отсутствие полнейшее... тем, что это якобы рок-поэзия». «И если уж серьезно говорить о подлинной культуре - пишет о Гребенщикове поэт Геннадий Красников в статье "Путем распада", - памятуя о понятии "петербургского текста", то возможно ли соотнести с этими критериями как с филологической, так и с эстетической и, если хотите, философской точки зрения любительские упражнения рок-стихотворца? Поражают необязательность языка, пустота и пустячность слов, маленьких, будто аквариумные рыбки. И чувства такие же, стершиеся, затасканные, состарившиеся еще в пору юности и молодости, словно они идут не "путем зерна", как у В. Ходасевича, а путем последнего и безвозвратного распада: "Теперь я пью свой вайн, я ем свой чиз, я качусь по наклонной, не знаю, вверх или вниз..."». Называя творчество БГ «чудовищной карамельностью», «Литературная газета» выносит точный диагноз: «В том-то и разница, что ЕСТЬ СУДЬБА, А ЕСТЬ ИГРА, ИМИТАЦИЯ. Вроде об одном и том же и почти одними словами говорится, а какая пропасть лежит между этими словами, между живым и мертвым» (Протоиерей Александр Шаргунов «БГ в МДА»).

 

(Продолжение следует)

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: В России создана «чуждая» культурная среда

Мне не раз приходилось писать статьи и выступать перед различной аудиторией на эту злободневную тему. И что же? В Твери, не смотря на протесты жителей и церкви уже второй десяток лет проводится ежегодный рок-фестиваль под характерным названием -"НАШЕСТВИЕ", процветают различные рол-клубы (клубешники), ашкольная и детская аудитория воспитывается в основном на бесовской (без кавычек) музыке...Власти и педагоги не внемлют увещеваниям, разъяснениям и протестам, считая "рок", в том числе и любимый ДАМом,"тяжёлый" - ненвинным развлечением. Такое невежество оборачивается искалеченными судьбами подростков, взрывами насилия и ненависти...Короче, есть о чём крепко задуматься всем нам ...

Николаев. / 06.06.2019

1. Re: В России создана «чуждая» культурная среда

Роковая судьба Спустили пса из адских дыр И пса назвали Роком, Чтоб над душой моею выл За стенкой иль порогом. Отлит из диких децибел, Он Русь крошит на части, Бессильной скрипочки удел — В футляр упрятать страсти. Высоких чувств и чистых муз, По внешности негромких, Заглушит бешенный улус На самой сердца кромке, И роком завопит судьба Культуры одуренной, В наколках, кольцах голытьба В разгон запустит волны Шакалом воющих гитар — Под грохот барабанов, Милей нашествие татар, Их узкоглазых ханов. Они не гнали наших песен И души не травили, Как эта пагубная плеснь От западной гурильи. Грядет ли звук убитых лир, И мода обезьянья, Исшедшая из адских дыр, Сгниет в своих камланьях? Пусть благородство светлых душ От новых поколений Из памятных, глубоких нужд Вернет родное пение!

Адриан Роум / 05.06.2019
Станислав Рыжов:
«Ангелам Своим Он заповедает ...хранить тебя на всех путях твоих...»
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
20.11.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 5, заключительная
20.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 4
18.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 3
14.06.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 2
06.06.2019
Все статьи автора
"Фильм «Матильда» - хула на Святого Царя"
Что случилось с Поклонской?
О странных метаморфозах политика, до недавнего времени имевшей репутацию православного патриотического деятеля
27.11.2019
Пятая колонна атакует Святую Русь
Доклад ежегодному съезду Союза Православных Братств 25 ноября 2019 года
26.11.2019
Зачем Мединский ссорится с русской национальной интеллигенцией?
На счету министра закрытие Фонда славянской письменности, мастерской Саввы Ямщикова, увольнение Анатолия Полетаева и Татьяны Дорониной
01.08.2019
В России создана «чуждая» культурная среда
Рок-нашествие на страну: причины, обстоятельства, последствия. Часть 1
04.06.2019
Все статьи темы
"Обсуждаем закон «О культуре»"
Все статьи темы