Во имя чего? Вот, в чём вопрос!

Покорение Эвереста

Александр Сергеевич Пушкин  Новости Москвы 
0
793
Время на чтение 4 минуты

Решил написать эту заметку на основе своих комментариев к заметке Николая Кокухина «Райская жизнь священника Фёдора Конюхова» (РНЛ, 25.05.2019). Очень уж тема духовно дискуссионная!

И «последней каплей» для меня послужила вот эта совсем недавняя фотография с вершины Эвереста с соответствующими пояснениями в Интернете. Это - очередь из 300 желающих хотя бы на несколько секунд оказаться и «сфоткаться» на вершине всех вершин. При том, что и для отменно тренированных альпинистов пребывание на такой высоте с такой гипоксией строго ограничено. А здесь сотни «экстрим-туристов» соответствующего профиля часами отстаивают очередь из трёх сотен желающих. Кто-то умирает прямо здесь. Без шансов вернуться домой хотя бы «грузом 200». (Эвакуация погибших с такой высоты - дело безнадёжное, поскольку тоже смертельно опасное. Так и лежат там трупы, пока снегом не занесёт.) Несколько человек умерло уже в процессе спуска после этой своей «перемоги». По принципу «Увидеть Париж - и умереть». Но, видать, я-то - человек не такого душевного полёта: предпочитаю умеренный принцип «В Париж - хоть по шпалам». А уж эту-то вершину всех вершин лично я «в телевизоре видал». Благодаря совсем немногим профессионалам в таком вот «экстрим-альпинизме».

Здесь мне видится самоновейшее трагическое пародирование апостасийной частью человечества катастрофических давок, которые периодически возникают в Мекке во время особо массовых мероприятий мусульман-паломников. Из-за просчётов тамошних властей. По подобию Ходынской давки в Москве в дни коронации последнего Государя из Династии Романовых. Только ведь в подобных-то случаях никто как из властей, так и из жертв не рассчитывал и не рассчитывает на подобное. А здесь на смертельный риск для людей идут и сами жертвы, и те «туроператоры», которые превратили штурм Эвереста в выгодный бизнес от туризма. И во имя чего потенциальные жертвы «не жалеют живота своего»? Очевидно, что отнюдь и отнюдь не во славу Божию! А к этой фотографии напрашивается такое название: «Ледяная вершина гордыни вконец обезумевшего человечества».

До 19.12.2010 о. Фёдор Конюхов какие только рекорды не поставил. И вершину вершин Эвереста тоже покорил. Но с принятием священнического сана его духовным заданием стало окормление своей паствы в Запорожье и только оно. Как представляется мне и далеко не только мне. А уж тем более - после «революции достоинства» в феврале 2014 года, когда Украинская православная Церковь Московского Патриархата оказалась в нынешнем трудном положении. И я вряд ли ошибусь, заявляя следующее: после своего рукоположения в священнический сан ему надо было немедленно отказаться от соблазнов дальнейших «экстрим-путешествий». Которые и сами по себе имеют, по меньшей мере, духовно двойственную «подоплёку». Например, одно дело, когда православный священник окормляет экипаж атомной подводной лодки, разделяя с ним все риски (и тоже немалые!) длительного похода. Но другое дело, когда он в одиночку погружается в батискафе на экстремальную глубину Марианской впадины. Подобное и монаху вряд ли может быть вменено Господом как духовный подвиг во славу Его. А уж тем более - семейному представителю православного белого духовенства!

Разовью здесь и один из своих комментариев к заметке Н. Кокухина. Известно, что Индия в Азии или Мозамбик в Африке изобилуют многообразиями смертельно ядовитых змей. В котором благородные кобры далеко не самые опасные. В Индии более миллиона укусов ежегодно с 20-ю процентами смертельных исходов. И там работают отменно «рисковые» змееловы и профессиональные натуралисты-герпетологи из Европы. С целью профессионального отлова змей в жилищах местных жителей. С целью разработки эффективных лекарств на основе змеиных ядов и эффективных сывороток от змеиных укусов. У местных жителей таких стран эти евпорейцы-подвижники в особом почёте. Некоторые из них протестанты и в этом видят своё душеспасительное служение ближним. В такой роли можно представить и православного монаха. Это его смертельно опасное подвижничество вряд ли следует расценивать как некий горделивый вызов Богу. Но именно монаха! Но никак не семейного представителя белого православного духовенства.

На этой «змеиной почве» есть также «экстремалы» другого рода. Например, желающие просто найти в природе, поймать и «подержать в руках» перед телекамерой всех ядовитых змей, например, в ЮАР. Своего рода «адреналиновые наркоманы». Более того, в той же ЮАР периодически ставятся «мировые рекорды» длительности проживания в одном домике со стеклянной стеной для внешних зрителей с десятками кобр, чёрных мамб, африканских гадюк. Очевидно, что подобное сугубо и сугубо не из области православного монашеского подвижничества. (Но вполне «в духе» одной из пятидесятнических сект в США, которые раскрывают у себя пресловутое «духовное зрение» и «Богообщение», держа в руках за хвосты по паре гремучих змей.) А каков был бы в этом «амплуа» семейный православный священник? Ответ представляется очевидным!

Этот способ «раскрытия духовного зрения чрез экстрим» давным-давно и великолепно выразил А. С. Пушкин в своём «Пире во время чумы»: «Есть упоение в бою, и мрачной бездны на краю, / И в разъярённом океане, средь грозных волн и бурной тьмы, / И в аравийском урагане, и в дуновении чумы. / Всё, всё, что́ гибелью грозит, для сердца смертного таит / Неизъяснимы наслажденья - бессмертья, может быть, залог.» Но ведь, опять-таки, главный вопрос - во имя чего для человека подобные «экстримы»? Одно дело - упоение в бою за спасение Отечества. Совсем другое - в пьяной драке «стенка на стенку» или в мафиозной разборке. Одно дело - борьба с бурей в океане в составе экипажа корабля. («Кто в бурю не попадал, тот Богу не молился.») Совсем другое - борьба с бурей мореплавателя-одиночки, бросившего свой горделивый вызов стихии Мирового океана. Одно дело аравийский ураган для торгового каравана. Совсем другое - для одиночного горделивого смельчака, искателя приключений. Одно дело эпидемия чумы для врачей. Совсем другое - для любителей и такого «экстрима».

Наверняка не только мне одному представляется, что о. Фёдор грубо нарушает те Образцы человеческого смертельного риска, который подал Сам Спаситель. (А уж тем более - будучи в священническом сане!) Начиная с отвержения Им в пустыне сатанинского соблазна броситься в бездну, уповая при этом на Божие спасение от гибели. Христос всячески уклонялся от рисков для жизни, пока не пришло время Его искупительного подвига. Не испытывает ли о. Фёдор Божие долготерпение, которому тоже есть предел?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

36. Ответ на 23., Инна Михайловна:

Головина, матушка, извергли из сана, но не отлучили от церкви т.е. он может приходить на богослужения и причащаться.Про сан речь и идет. А он, кстати как раз пастырством занимался. И может быть отца Николая сначала рукоположили, а потом ему другие сказали, чё ж ты, тебе же не положено было. Кто другие? Епископ рукополагает. Что за фантазии?Вот он и плавает, а не пасёт как пастырь, чувствуя своё недостоинствоАга, Вы это ему скажите, он, думаю, очень удивится. Кстати его зовут отец Федор.А поза старшего брата - это дух осуждения, а это уже нам не положено и это то, что отлучает нас от церкви Никакого духа осуждения здесь нет. Есть рассуждение о пастырстве и экстремальных путешествиях. А в ваших представлениях почему-то о.Федор то с Иовом многострадальным ассоциируется, то с блудным сыном. Вообще ни к селу ни к городу. Кстати у старшего брата духа осуждения также не было, но была обида за, кажущеюся ему, несправедливость.прёте и причащаетесь Выбирайте выражения.

Матушка, дорогая! Вы чувтсвуете разницу ,что извержение из сана или запрещение в служении -гораздо меньшая беда, чем отлучение от Церкви и её святых таинств, без них спасение невозможно, исключение только может - подвиг мученичества. Старший сын не осуждал? А те претензии, которые он высказывал своему отцу насчёт своего брата не осуждение ли их обоих? Там же и сказано -поэтому не хотел зайти на пир Отца -отлучил сам себя от Божественной трапезы. А про прёте я в аллегорическом смысле - имел ввиду только, что если мы осуждаем, то как же можем "со свиным рылом и в калашный ряд". А вы что говорили с отцом Николаем про всё про это? Нельзя же так на всё и всех смотреть через туннельный взгляд, ибо и широка заповедь Твоя зело и судьбы Господни неизведанны и отца Николая ни запретили в служении, ни извергли из сана - значит он не давал на это повода и хорошо ещё то, что он мог бы с собою как священник брать запасные дары, чтобы причаститься в случае смертельной опасности
Vladislav / 31.05.2019, 20:51

35. Ответ на 21., Vladislav:

И может быть отца Николая (Фёдора. С. А.) сначала рукоположили, а потом ему другие сказали, чё ж ты, тебе же не положено было. Вот он и плавает, а не пасёт как пастырь, чувствуя своё недостоинство.

О. Фёдору ведь вольно и самомУ сложить с себя сан. Осознав своё недостоинство. Наконец, ради продолжения любых ему "экстрим-приключений". Священнический сан ведь отнюдь не для "поднятия престижа в обществе"! Во всяком случае, лично я бы не составил компанию о. Фёдору в его "экстрим-путешествиях", уповая на то, что он священник. Ведь не Спаситель же, с Которым апостолам не надо было ничего бояться, когда их в лодке застигла буря посреди Галилейского моря! Таинства из его рук принял бы, но исповедовавшись у другого священника.
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 19:14

34. Ответ на 18., Советский недобиток:

Лучше споём:https://www.youtube.....watch?v=3EXC5RYHdYAhttps://clck.ru/GJEZv ))

С этим видеосопровождением песня - прямо-таки символ земной человеческой жизни! И так в любой момент человек может себе шею свернуть. Божие хранение земной жизни - подобие дороги на краю пропасти. Участки с балками вместо дороги - критические моменты, которые у большинства были и есть. А вот "искатели приключений" подобны скалолазам-"экстремалам", которые штурмуют скалистые горы даже без страховки - держась только цепкостью своих пальцев. И во имя чего? Только во имя своего горделивого "самоутверждения"!
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 19:05

33. Ответ на 15., Алёша:

Ну а тех, умирающих на Эвересте, жаль, конечно. Но, вот тоже, так вот, огульно, всех разом, записывать в гордецы? Мы же не знаем, что было у них в головах в последние минуты жизни? А может быть они с молитвою ко Господу обратились, смерть близкую почуяв? А может Сам Господь их туда направил, дабы спасти? Мы ничего этого не знаем.

Сам Господь их туда не направлял, потому что Он против человеческих смертельных рисков без крайних на то необходимостей. Что касается непонимания жертвами этого (среди них есть и индус-иноверец), то здесь, как в юриспруденции: незнание закона не освобождает от ответственности. Хотя, конечно, не нам, а только Господу судить о том, в каком состоянии душ они расторгли узы земных жизней и какова дальнейшая судьба их бессмертных личностей. Кроме того, интуиция на оправданность или неоправданность смертельного риска ведь не Христом придумана. Она присуща здравомыслящим людям независимо от их вероисповеданий. Инстинкт здорового самосохранения - он ведь тоже у людей от Бога.
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:48

32. Ответ на 14., Алёша:

Не берусь судить отца Фёдора, прав он или не прав. Господь ему судья. Возможно такова Воля Божия о нём.

Так ведь в этом-то - и самая суть проблемы! И я показываю, что в свете АБСОЛЮТНЫХ Образцов для священнических подражаний, данных Спасителем, о. Фёдор сугубо неправ. И на Божий промысл относительно о. Фёдора есть его человеческая свобода выбора, которая и для Господа неприкасаема.
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:39

31. Ответ на 13., Vladislav:

Я тоже за каноны, поэтому есть на это епископ, церквный суд, архиерейские соборы, они могут вынести свой суд и не согрешить, а мы что можем? Можем поосуждать, а можем - не осуждать. Вольному воля, а спасённым - рай.

Критика и осуждение - это же совершенно разные вещи! Самое тяжкое осуждение ближнего - это когда мы заявляем, что он - человек с погубленной душой. Тоже тяжкое - это когда мы делаем скоропалительные негативные выводы о человеке или о его идеях. Но здесь-то мы ОБСУЖДАЕМ, желая о. Фёдору не впасть в одну из разновидностей духовной прелести. У нас православие, а не католичество. И нам, мирянам, позволительно публично указывать на ошибки хоть самих Патриархов. См., напр., концовку моей статьи на РНЛ ""Царебожие" - богословская псевдопроблема" от 30.07.2018.
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:34

30. Ответ на 10., Vladislav:

...все могут служить Господу на том месте, где Господь их настиг и каждый из них перед своим Господом стоит или падает, нам же Господь велел: не судите да не судимы будете

А из чего вытекает, что Господь поставил о. Фёдора именно на такое место? На Божий промысл есть и свободная человеческая воля. Которую Господь определил неприкасаемой и для Себяю А у священника-то в первую очередь - необходимость выверения своей жизни по АБСОЛЮТНОМУ Евангельскому Образцу Спасителя как "Первосвященника по чину Мелхиседека".
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:26

29. Ответ на 9., Koordinator:

Так один грех рождает другой, другой грех рождает третий...и вырастает целое Дерево Греха. И толпа, сбитая с толку, идёт не к Богу, а от Бога...

Священник своей жизнью обязан показывать своей пастве положительные примеры. Это очевидно и не подлежит обсуждениям. Между тем, о. Фёдор показывает мирянам примеры неоправданных рисков жизнью. Это же - непосредственный логический вывод из бесспорного положения! По типу простого силлогизма, как это называется в логике.
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:21

28. Ответ на 8., Кирилл Д.:

Лучше споём:https://www.youtube....watch?v=3EXC5RYHdYA

Эта песня была одной из наших стройотрядовских на пусковой трассе Тайшет - Абакан летом 1965-го года. (Аккурат на правом берегу реки Бирюса базировались - на границе между Красноярским краем и Иркутской областью.) Но коронной у нас всё же была песня "Атланты". С эдаким "историософским" содержанием.
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:15

27. Ответ на 7., Кирилл Д.:

Давай лучше споём:https://www.youtube....watch?v=YxDA701l0qQ

Эта "романтическая" песня - из области "моего личного". Моя мама в своём довоенном студенчестве лично знала Павла Когана - автора стихов. Перед войной он написал нечто пророческое по отношению к себе: "Мы умрём не от старости, а от старых ран". Прошёл всю войну без единого ранения, а в дни победы в Германии упал с лошади, сотрясение мозга и на этой почве вскорости рак мозга и конец. А песня наводит на весьма интересные размышления! Романтизация пиратов-человекоубийц во главе со своим капитаном Флинтом. Так ведь через сто лет и о Гитлере могут сочинить что-нибудь такое вот "романтическое" - под гитару у туристского костра... А вдумаемся в "Славное море - священный Байкал"! Это же натурально "Владимирский централ" 19-го века! Песня беглого каторжника, возможно - разбойника и убийцы. А вот поди ж ты - музыкальная эмблема города Иркутска! Нет, советские песни Сталинской эпохи во славу Москвы куда как более морально здоровые! ("Москва майская" (1938 год), "Здравствуй, Москва" (1946 год), "Москва советская" (1948 год), "Ленинские горы" (1951 год) и др.)
Сергей Абачиев / 31.05.2019, 18:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Абачиев
Пандемия коронавируса: наступает момент истины
Навальный рискует стать «российским Флойдом»
12.06.2020
Сталин так и останется «неизвестным главнокомандующим»?
Открытое письмо Президенту России Владимиру Владимировичу Путину
04.06.2020
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
03.06.2020
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Размышления в карантинном затворе
12.05.2020
Мозаичное панно стало «яблоком раздора» для православной части россиян
Какой пример мы подаём неверующему большинству сограждан?
08.05.2020
Все статьи Сергей Абачиев
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40