Преподобный Серафим Вырицкий - молитвенник за Русь в годы войны

К 70-летию преставления († 3 апреля 1949 года)

 

Я побывал во всех странах. Лучше нашей страны я не нашёл и лучше нашей веры я не видел. Наша вера - выше всех.

Это вера православная, истинная. Из всех известных вероучений  только она одна принесена на землю вочеловечившимся Сыном Божиим.

Преподобный Серафим Вырицкий

 

О молитвенном подвиге святого Серафима (в миру - Василий Николаевич Муравьев) в годы войны хотелось бы вспомнить в год 70-летия со дня его кончины, которое Церковь и вся Россия отмечают 3 апреля 2019 года. Что дало мужество и пламенную веру великому русскому подвижнику в годы войны? Вся его жизнь стала подготовкой к подвигу. А подвиг свой он совершал в годы оккупации в Вырице.

Вот как кратко описывает Вырицу Л. А. Ильюнина в своей книге "Благословенная Вырица":

"Вырица, дачный пригород Санкт-Петербурга, была перед революцией, благодаря своей близости к столице (60 км), густо заселена. А после переезда туда старца она стала, можно сказать, одним из «молитвенных форпостов» России. Сюда съезжались монахи и монахини закрытых монастырей. Действовали две тайные монашеские общины, которые во время войны обрели статус монастырей. До конца 1930-х годов были открыты церкви - Казанская и Петропавловская. Слава о старце Серафиме скоро разлетелась по всей Вырице и ее окрестностям - люди, как и в Лавре, потекли нескончаемым потоком к старцу. Приезжали, конечно, и те, кто прежде знал старца".

Сохранились воспоминания о том, как принимал духовных чад старец Серафим.  Из дневника Веры Константиновны Берхман: "С волнением, с каким-то новым чувством трепета вошла я в его келлию. И келлия была для меня тоже будто новая. Отец Серафим лежал справа в полной схиме. Я подошла к кровати и встала перед ним на колени. На его тонком, бледном лице светилась улыбка. Он благословил меня, сказал ласково: «Увиделись наконец-то. Жива! Слава Тебе, Боже!» Затем спросил: надолго ли? С трудом ли достала пропуск? И затем утешительно так: «Теперь к нам скоро можно будет ездить почаще. Путь откроется. Матушку-то нашу повидала? Каково? Теперь и она - мать Серафима!» - улыбнулся, говоря про нее.

«Бедный, бедный Петербург!.. - просто сказал он после двух-трех моих слов о зиме 41/42 годов. - Мученики... да-да, это мученики..."

«А знаете ли Вы, Вера Константиновна, для чего мы остались жить? Чтобы их "догнать". Как теперь говорят: "догнать и перегнать". Ну, а мы-то - хоть вдогонку - не вперегонку, так ведь!»

Он смеялся своим добрым полусмехом, полуулыбкой. Он словно знал все, и совсем уж не о чем было рассказывать. Родилось такое впечатление, что здесь я была всего два-три дня назад. Те же образа, лампадочки, тот же отец Серафим передо мною, а главное, что тут не надо было ничего тормошить и много рассказывать. Встречу с матушкой Серафимой пережила я вчера совсем по-другому. Надо было бурно и глубинно ее прочувствовать. В тихой келлии старца - завершение всего. Мирно дышали стены, ласково светились его голубые глаза" (по книге В.П. Филимонов, Л.П. Кудряшова «К преподобному Серафиму в Вырицу»).

 

     Начало духовного подвига

 

...Кратко вспомним основные жизненные вехи сурового и трудного пути Преподобного. Тяжелые испытания начались у будущего старца уже в детстве. Он происходил из простой крестьянской семьи Ярославской губернии и в 10 лет потерял отца. Мать, болезненная и слабая, не могла прокормить семью. Василию Муравьеву пришлось с благочестивым односельчанином отправиться на заработки в Петербург, где тот устроил мальчика посыльным в лавку. С отроческих лет Василий усердно трудится, посещает храмы, Невскую Лавру и начинает ездит в Сергиев Посад под Москву в Троице-Сергеву Лавру к старцу Варнаве Гефсиманскому. Почти весь заработок он отправляет матери. В 17 лет Василий становится уже старшим приказчиком. А в 26 лет он открывает собственное дело. Он женился, родились сын и дочь. Дело его, торговля пушниной, процветало, он стал купцом второй гильдии. Но Василий оставался таким же милосердным и благочестивым. По праздникам в свой богатый дом он приглашал нищих и убогих и кормил их обедом. Он закончил Высшие коммерческие курсы, получив экономическое образование.

В 1917 году Василий Николаевич Муравьев пожертвовал своё огромное состояние на монастыри и храмы и по договорённости с супругой (которая приняла постриг с именем Христины в Новодевичьей обители) стал подвизаться в Троицкой Александро-Невской Лавре. Там он принял монашеский постриг, был возведено в сан диакона, затем в сан священника.

Отец Серафим с полным послушанием принял курс законного местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Сергия (Страгородского).

К старцу Серафиму обращались не только миряне, но и священники, и даже архиереи.

В конце 1927 г. архиепископ Алексий (Симанский), управлявший тогда Новгородской епархией, приехал к духовнику Александро-Невской Лавры за советом и молитвой. Он находился в смятении, так как очень опасался очередного ареста и гонений за свое дворянское происхождение. "Отец Серафим, не лучше ли мне уехать за границу?" - вопросил архиерей. "Владыка! А на кого Вы Русскую Православную Церковь оставите? Ведь Вам ее пасти!" - последовал ответ старца. - "Не бойтесь, Сама Матерь Божия защитит Вас. Будет много тяжких искушений, но все, с Божией помощью, управится. Оставайтесь, прошу Вас..." Владыка Алексий тотчас же успокоился и навсегда оставил мысли об отъезде за границу.

    Так о. Серафим предсказал владыке Алексию его будущее служение за 18 лет до избрания на патриаршество. Указал лаврский схимник будущему Патриарху и срок его первосвятительского служения - 25 лет. Таким же образом неоднократно подавал он неоценимые советы и другим своим духовным чадам.

 

В Лавре он безропотно нес самые разные послушания, особенно тяжёлым оказалось послушание исповедника. По многу часов, стоя на промерзшем каменном полу в холодном храме, подвижник принимал исповеди, к старцу тянулась длинная очередь людей, желающих очистить и душу и примириться с Богом. С тех пор на всю жизнь он получил тяжёлое хроническое заболевание - страшно болели ноги. Священноначалие по причине болезни благословило отца Серафима перебраться за город в Вырицу. Нехотя он переехал. Но и там продолжал молитвенный подвиг. По причине закрытия Новодевичьего монастыря к нему перебралась его спутница жизни, в прошлом жена, а теперь -  монахиня Христина. Случилось так, что дочь Николая Васильевича Муравьева, сына старца, Маргарита, ещё ребёнком осталась без попечения родителей. Её взяла бабушка сначала в Новодевичий монастырь, а потом и в Вырицу.

 

Вскоре начался ужасный для Ленинграда 1932 год. Город накрыла волна репрессий. Вскоре по Петроградской епархии, как и по всей стране, прокатилась волна еще более жестоких репрессий. Воистину Гефсиманской стала для монашествующих ночь на 18 февраля 1932 г. В народе ее так и назвали - святой ночью. В те страшные часы гонители арестовали более пятисот иноков.

Со словами: "Да будет воля Твоя!" - вступали на путь страданий бесчисленные сонмы верующих. К ноябрю 1933 г. число действующих храмов в Петербурге сократилось с 495 до 61. Монастыри и подворья были полностью разгромлены и разграблены. Даже колокольный звон к тому времени был запрещен.

 

Подражая своему небесному учителю святому Серафиму Саровскому, Вырицкий старец принял на себя новый подвиг. После переезда в дом на Пильном проспекте он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Это бывало в те дни, когда несколько улучшалось здоровье старца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 г., когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары.

    На протяжении 10 лет совершал старец свой непостижимый подвиг. Это было воистину мученичество во имя любви к ближним. Со многими горячими слезами умолял Господа подвижник о возрождении Русской Православной Церкви и о спасении всего мира. Это был великий плач о всем человечестве; это была святая скорбь о мире, не ведающем Господа и любви Его. Сердце старца было исполнено невыразимой жалости ко всем заблудшим и погибающим. Для него всякий человек был творением и созданием Божиим. Отец Серафим молился за всех людей - верующих и неверующих, за врагов и гонителей Церкви, желая вечного спасения всем до единого человека. Это была великая молитва покаяния за грехи людские. Такие молитвы удерживают мир от катастрофы...

 

Молитвенное стояние за Русь

 

    С началом Великой Отечественной старец усилил подвиг моления на камне - стал совершать его ежедневно. Рассказывают родные подвижника:

    ...В 1941 г. дедушке шел уже 76-й год. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила, и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. В саду, за домом, метрах в пятидесяти, выступал из земли гранитный валун, перед которым росла небольшая яблонька. Вот на этом-то камне и возносил ко Господу свои прошения о. Серафим. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли. На яблоньке укреплялась икона, а дедушка вставал своими больными коленями на камень и простирал руки к небу... Чего ему это стоило! Видимо, Сам Господь помогал ему, но без слез на все это смотреть было невозможно. Неоднократно умоляли мы его оставить этот подвиг - ведь можно было молиться и в келлии, но в этом случае он был беспощаден и к себе, и к нам. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу! Верим, что молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Помним, что дедушка говорил нам: "Один молитвенник за страну может спасти все города и веси..." Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый подвиг. Так изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет...

    И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца - Любовь отзывалась на любовь! Сколько душ человеческих спасли те молитвы, известно только Господу. Несомненно было одно, что они незримой нитью соединяли землю с небом и преклоняли Бога на милость, тайным образом изменяя ход многих важнейших событий (официальный сайт Казанского храма в посёлке Вырица http://serafim.com.ru/site/nstr_1.html).

 

В память вечную будет праведник

 

Накануне его кончины ранним утром преподобному Серафиму в ослепительном сиянии явилась Пресвятая Богородица и жестом правой руки указала на небо. Сообщив об этом родным, подвижник объявил: "Сегодня принять никого не смогу, будем молиться", - и благословил послать за о. Алексием Кибардиным. С благоговением были прочитаны акафисты Пресвятой Богородице, свт. Николаю Чудотворцу и прп. Серафиму Саровскому. После того как о. Алексий причастил старца Святых Христовых Таин, о. Серафим благословил читать Псалтирь и Евангелие. Ближе к вечеру батюшка попросил посадить его в кресло и стал молиться. При этом он иногда справлялся о времени. Около двух часов ночи о. Серафим благословил читать молитву на исход души и, осенив себя крестным знамением, со словами: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир" отошел к вечным обителям.

 

Отпевание о. Серафима отличалось редкой торжественностью. Пели три хора вырицких - Казанской и Петропавловской церквей и хор Духовных Академии и Семинарии, где по благословению митрополита Григория в день погребения вырицкого подвижника были отменены занятия. Одним из четырех воспитанников Духовных школ, удостоившихся стоять у гроба великого старца, был будущий Святейший Патриарх Алексий II.

 

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила старца Серафима Вырицкого к лику святых.

В Вырице прославление в лике Св. Преподобного Серафима Вырицкого, происходило после Божественной Литургии и торжественного молебна перед часовней над мощами преподобного Серафима, отслуженными Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром в сослужении Архиепископа Ульяновского и Мелекесского Прокла, с явлением образа прп.Серафима Вырицкого на иконе для всенародного почитания.

 

Это были светлые торжества с большим стечением верующих, и тех, кто сохранил память о нем со слов своих родителей, и тех, кто вник слову проповеди о прп.Серафиме Вырицком.

В 2009 году Россия торжественно отметила 60-летие кончины преподобного Серафима Вырицкого. Как пишет в своей книге "Благословенная Вырица" Л. А. Ильюнина, в Вырицу на торжества приехал Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Далее Илюнина рассказывает: "Обращаясь к народу, Первосвятитель сказал, что все самые важные события в его семье происходили «именно по благословению преподобного Серафима». Патриарх признался, что молился ему «в особо трудные моменты своей жизни», в том числе после избрания его Местоблюстителем патриаршего престола, в преддверии Поместного Собора. «Я молился преподобному Серафиму и знаю, что он слышал мои молитвы и поддерживал меня в трудные минуты». В подтверждение своих слов Патриарх рассказал, во время избрания 16-го Патриарха Московского и всея Руси, в силу того, что даже в святое дело человек привносит самого себя, свои положительные и отрицательные качества, вокруг было много проявлений человеческих слабостей и душевных недугов. И именно в это тяжелое время одной из верующих приснился сон, в котором преподобный Серафим Вырицкий просил передать будущему Патриарху совет. «Передай Кириллу, чтобы всем, кто особенно волнуется по поводу избрания Патриарха и привносит свою человеческую страсть, он отвечал: будет не так, как ты хочешь, а как хочет Бог». Патриарх Кирилл добавил, что, оградившись этими словами, он и подготавливал Поместный Собор.

Господь через Первосвятителя руководит Церковью Своею, а значит, прп. Серафим Вырицкий ныне особенно печется о всех нас. Болезнует о наших трудностях и молится за всех" («Благословенная Вырица». Л. А. Ильюнина. М. 2011, с.75).

Статью подготовила Галина Сиротинская

 

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Галина Сиротинская:
Преподобный Иов Почаевский и его время
Украина под властью Польши и гонения на православных. К 360-летию обретения мощей святого (1659)
10.09.2019
Князь защищал Русь от духовного порабощения
В Санкт-Петербурге пройдет крестный ход в день перенесения мощей Александра Невского
09.09.2019
«Бесценный Божий дар...»
Ильинский крестный ход по храмам Россошанской и Острогожской епархии начался в Репьевке
18.07.2019
Все статьи автора