«Беспамятный - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки».
В недавней статье об истории Рождество-Богородицкой старообрядческой церкви г. Новозыбкова была затронута тема нашего отношения к памяти предков. Судя по комментариям, вопрос этот вызвал живой интерес у читателей. Это естественно и объяснимо, поскольку тема эта касается каждого из нас. Ведь мы смертны. Сегодня живы, а завтра? Моя покойная бабушка говорила: «Все мы там будем, да не в одно время» (имея в виду Град Небесный).
Интересуясь историей Новозыбкова, я открывал для себя имена тех, кто успешно строил и развивал наш город на рубеже XIX-XX веков, узнавал отдельные сведения из их биографий. Меня всегда волновало - что стало с этими передовыми людьми, которые жили, творили во благо и для народа, являлись созидателями, а не разрушителями? Каким образом сложились их судьбы после революционных и трагических событий 1917 г.?
Имею в виду неоднократно упоминаемых в своих публикациях купцов и промышленников Волковых, Шведовых, Петуховых, Абросимовых, Шишкиных, Кублицких. Наконец, князя Долгорукова Н.Д.
В 2008-2009 гг. мне пришлось посетить все городские кладбища Новозыбкова, а также одно из кладбищ Злынки по ул. К. Маркса и села Шеломы, в поисках мест захоронения и времени жизни представителей названных фамилий. Исследовать многие архивные документы. В результате проделанной работы удалось установить частично даты жизни лишь двоих из них - купца I гильдии Шведова Ивана Львовича (умер 30 декабря 1889 г.) и его сына Шведова Михаила Ивановича. Известны даты жизни, обстоятельства смерти и место упокоения князя Долгорукова Н.Д. (4 февраля 1858 г. - 8 мая 1899 г., умер в результате заболевания тифом, похоронен рядом с храмом Трех Святителей Великих в родовом имении Волынщина-Полуэктово Рузского района Московской области).
Могил других перечисленных мною лиц на кладбищах не оказалось. Обстоятельства их смерти до сих пор остаются неизвестными.
Мы знаем, что революция, последовавшая за ней гражданская война, а затем еще и коллективизация затронули в нашей стране все классы и сословия. Принадлежность к дворянству, купечеству, казачеству либо духовенству означала для человека в те годы в лучшем случае лишение элементарных гражданских прав и принудительное изъятие имущества. В большинстве своем люди подвергались осуждению без должного судопроизводства и доказывания. И в конечном итоге несчастные приговаривались к заключению в тюрьмы на длительные сроки и ссылкам в лагеря, а зачастую и вовсе массово уничтожались.
Не буду описывать весь тот ужас и хаос, в котором оказалась Россия после событий 1917 г. Об этом сегодня издано много книг и проведено немало научных исследований, снят не один документальный и художественный фильм. Хочется сказать о другом.
Ввергнутое в пучину страстей общество, в условиях невиданной жестокости отбросило в сторону все нормальные принципы организации человеческого бытия, нормы права и морали. Для уничтожения «старого мира» в ход было пущено все. Всякая религия (и в первую очередь православная церковь) оказалась вне закона и признана новой властью опиумом для народа. Во многих регионах страны разразился голод. Зафиксирован рост инфекционных и других заболеваний. Смертность населения в разы превысила рождаемость.
Пребывая в состоянии безумия, на общей волне вседозволенности, многие принялись со всей своей яростью и ненавистью уничтожать и разрушать старинные храмы с их святынями и древние монастыри, усадьбы, дворцы и парковые ансамбли, замечательные памятники архитектуры и монументального искусства, уникальные образцы деревянного зодчества, наконец, отдельные захоронения и целые кладбища.
Не исключением оказался и Новозыбков. Об исчезнувших в разные годы городских храмах и других исторических постройках достаточно подробно и справедливо написано постоянными авторами сайта Новозыбков.Ru Поповым К.Ф. и Дмитроченко А.П.
Продолжая затронутые в их публикациях вопросы, хотелось несколько слов сказать о могилах наших предков и нашем отношении к ним.
Всего мной обнаружено 102 захоронения царских времен, включая могилы князя Долгорукова Н.Д. и его дочери младенца Елены в усадьбе Волынщина-Полуэктово Рузского района Московской области. И это при том, что число жителей в Новозыбковском уезде (без пос. Климово) к 1 января 1896 г. составляло более 165 тыс. человек (из них: дворяне - 1096, духовенство - 890, почетные граждане и купцы - 1138, мещане - 14923, военнослужащие - 3035, крестьяне - 144803) - согласно Календарю-справочнику «Весь Новозыбков на 1914 г.».
Практически все сохранившиеся надгробия и памятники пребывают в заброшенном состоянии и требуют реставрации. Многие полностью разрушены. Исключение лишь составляют могилы, расположенные на территории Чудо-Михайловской церкви. Здесь виден должный уход со стороны настоятеля и общины храма, за что этим людям низкий поклон.
А в целом же общее впечатление от увиденного печальное и гнетущее.
Почему так происходит? Чем обусловлено такое крайне негативное явление - отсутствие у человека памяти смертной?
На эту тему много размышлял и писал академик Лихачев Д.С. Отвечая на поставленный вопрос, он говорит о воспитании и «круге нравственной оседлости». В это понятие Лихачев Д.С. вкладывает привязанность к своей семье, своему дому, селу, городу, стране. Вот что он пишет по этому поводу в своих «Письмах о добром и прекрасном»:
«Привязанность к семье и дому создается не нарочно, не лекциями и наставлениями, а прежде всего той атмосферой, которая царит в семье. Если в семье есть общие интересы, общие развлечения, общий отдых, то и это очень много. Ну а если дома изредка рассматривают семейные альбомы, ухаживают за могилами родных, рассказывают о том, как жили их прабабушки и прадедушки, - то это вдвойне много.
...Круг нравственной оседлости очень широк.
На одном я бы хотел остановиться особенно: на нашем отношении к могилам и кладбищам.
Очень часто градостроителей-архитекторов раздражает наличие кладбища в черте города. Они стремятся его уничтожить, превратить в сад, а между тем кладбище - это элемент города, своеобразная и очень ценная часть городской архитектуры.
Могилы делались с любовью. Надгробные памятники выражали в себе признательность к покойному, стремление увековечить его память. Поэтому они так разнообразны, индивидуальны и всегда по-своему любопытны. Читая забытые имена, иногда разыскивая здесь похороненных известных людей, своих родных или просто знакомых, посетители в какой-то мере учатся «мудрости жизни». Многие кладбища по-своему поэтичны. Поэтому роль одиноких могли или кладбищ в воспитании «нравственной оседлости» очень велика».
«Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам - двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким - родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, - так и историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.
Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически».
И дальше Д.С. Лихачев продолжает: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно ... благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память - преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это, прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки».
«Мы не должны возлагать полную ответственность за небрежение к прошлому на других или просто надеяться, что сохранением культуры прошлого занимаются специальные государственные и общественные организации и это «их дело», а не наше. Мы сами должны быть интеллигенты, культурны, воспитаны, понимать красоту и быть добрыми - именно добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков всю ту красоту, которую не кто-либо другой, а именно мы не умеем порой опознать, принять в свой нравственный мир, хранить и деятельно защищать».
К этим справедливым, сильным и замечательным словам Лихачева Д.С. нечего добавить. Этим все сказано. Нам лишь остается оглянуться вокруг, посмотреть на себя со стороны и сделать соответствующие выводы относительно нашего личного отношения к забытым могилам предков.
«Без чувства и осознания основ - нет и нас, сегодняшних и завтрашних», - так писал И.А. Крылов, чье 250-летие было незаметно отмечено в нашей стране в феврале текущего года.
Его же словами свое повествование и завершаю:
«...Листы, по дереву шумя, залепетали.
"Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас".
Александр Дудников, г. Москва, 03 апреля 2019 г.