«Не бойся, малое стадо...»

Как защищали Животворящий Крест

Бывший СССР 
0
773
Время на чтение 7 минут

29 мая (11 июня) 1423 года на Сахотском болоте, что в древней Ростовской земле (ныне село Погост Крест Ивановской области), случилось великое чудо: явление Животворящего Креста Господня и образа святителя Николая Чудотворца с Евангелием в руках. Сотни лет многие и многие паломники шли на святое место помолиться и поклониться небоявленной святыне.

В богоборческие времена возникший на месте явления Животворящего Креста Господня Никольский погост был разрушен. Возрождение началось лишь в 1998 году усилиями ныне почившего о Бозе игумена Бориса (Храмцова). В 2011 году на святом месте был учрежден мужской монастырь Животворящего Креста Господня.

Именно здесь, на святом месте явления Иисусова Креста (как его часто называли до революции) в Крестопоклонную Неделю - сердцевину Великого поста - верующие молитвенно сосредотачиваются на Кресте Господнем - символе нашего спасения. Но Крест - это и символ очистительных скорбей и страданий, которых мы, по малодушию и маловерию, зачастую бежим.

Однако бывают такие времена, когда уклониться от решения взять свой Крест или бросить его, практически невозможно. Времена, когда человек, по слову Спасителя, должен определиться: «да, да; нет, нет» (Мф. 5: 37). Обычно, это времена гонений на святую Церковь, ответом на которые становится подвиг мученичества и исповедничества.

Сегодня хотелось бы немного поговорить о втором: об исповедническом подвиге обыкновенных людей, которые, без всякого преувеличения, с риском для жизни совершали свой каждодневный маленький подвиг, который обратился в великое дело.

Вспомнить об этих людях важно, ибо их делание - актуальный урок всем нам. Ведь события современности показывают, что гонения, воздвигаемые на Христову Церковь, к сожалению, вовсе не удел прошлого. Реальность сегодняшнего дня такова, что ежели мы называемся христианами, то должны быть готовыми исповедать имя Спасителя. Тем более что нам открыт благодатный опыт борьбы за веру ХХ века.

Безусловно, исповедников веры, явивших себя в богоборческое лихолетье прошлого века - целый сонм и имена всех их - Бог весть. Но сегодня хотелось бы вспомнить обыкновенных людях, живших в необыкновенном, святом месте, и сделавших все, чтобы защитить его от посягательств советской власти.

Речь пойдет о жителях Никольского погоста, что у Иисусова Креста - небоявленной святыни XV века. Дореволюционное название (известное, как минимум, с XVII столетия) населенного пункта, возникшего на месте явления, и именование здесь святыни приводятся нами по причине того, что в советское время данный топоним, равно как и его территориальная принадлежность, несколько раз менялся. Ныне это село Погост Крест, расположенное в Ивановской области [1].

На начало революционного лихолетья приход составляли 2661 человек из 15 населенных пунктов, включая и сам погост. Именно эти люди уже в 1919 году заключили с новой властью, национализировавшей храм и все, что находилось в нем, включая главную святыню - Животворящий Крест Господень, договор о пользовании Никольским храмом религиозной общиной [2].

Условия договора неоднократно менялись. Имущество храма частично изымалось властями, а одно время даже объявлялось собственностью Ростовского музея-заповедника. В 1929 году, с изменением территориальной принадлежности погоста, община верующих тут же поспешила подать заявление на возможность «совместного удовлетворения религиозных потребностей». Сохранились и подписи - 1408 человек [3].

Как видим, число прихожан несколько сократилось. Но оставшиеся без малого полторы тысячи верующих - это весьма немалая человеческая величина. Но главное - это была деятельная сила. Они, подобно гонимым в первые века христианам, не боялись сказать громко - во весь голос обращаясь к власти, - что и они со Христом. А ведь это самое, что ни на есть исповедничество.

Обратимся к источникам. В годы ужесточившихся в 1930-е годы гонений на Церковь, когда само признание себя верующим могло обратиться обвинением в антисоветской пропаганде и контрреволюционной деятельности, прихожане Никольского погоста регулярно признают себя православными. Сохранились их поименные списки, составляемы ежегодно местной властью. Это удивительные документы. Возрастной ранжир от 12 до 83 лет. Причём, доля людей (до 35 лет) составила 47,6 % [4].

Мало того. Прихожанам было недостаточно «просто» ходить в церковь. Они желали продолжать вековую традицию крестных ходов по праздникам или местным особо значимым событиям. И люди обращаются в органы власти, не боятся ставить подписи под заявления и прошения. И, самое главное, добиваются (!) разрешения. И если до революции совершалось около 15 крестных ходов год, то в 1930-е годы таковых было не менее 10 (и это только то, что удалось установить по имеющимся архивным материалам на сегодняшний день) [5]. Только вдумаемся: крестные ходы в разгар гонений на Церковь!

Но и это еще не все. Прихожане Никольского погоста упорно боролись за свой храм и его главную святыню - явленный Животворящий Крест. Их непрестанное попечение о здании церкви мешало властям закрыть ее «за ветхостью». Аресты священнослужителей порождали настоятельные требования к власти обеспечить возможность служить у них новым пастырям. Последнее такое обращение датируется 1937 годом - самым разгаром репрессий [6].

И власть, пасуя перед этим напором, решается на «искусственное» закрытие храма, путем признания здания аварийным. Для этого, как некогда во времена Христа нашлись лжесвидетели против Него (Мф. 26: 60), так и сейчас организовали архитектурную комиссию с заведомо предсказуемым решением. Причем предписание было составлено таким образом, что времени на устранение недостатков общине предоставлено не было, хотя у нее были необходимые средства, материалы и, главное, горячее желание отстоять свой храм [7].

Верующие, не смотря на возможные для них самые неблагоприятные последствия, обратились в высший на тот момент орган государственной власти СССР - Центральный Исполнительный Комитет, к его председателю - М.И.Калинину. Таких заявлений было два - одно датировано 1937 годом, второе - 1938-м [8].

Конечно, быть может, было наивным полагать, что высшая атеистическая власть сможет «одернуть» региональную богоборческую элиту. Но, в любом случае, это был поступок. Поступок открытого христианского делания.

Безусловно, власти сумели закрыть храм, используя для этого все возможные ресурсы, вплоть до колхозных собраний, на которых сельские труженики высказывались «за» немедленное закрытие церкви. Впрочем, здесь не нужно спешить с выводами об атеистическом большинстве местных жителей. В наш век «фейковых» новостей и тотальных сетевых фальсификаций мы прекрасно знаем, как могут быть организованные подобные «инициативы».

29 февраля 1940 года было принято решение о закрытии храма. Власти тут же предприняли попытки его разрушить что, правда, в то время не получилось. А вот святыня оказалась на улице. А что прихожане? А прихожане из последних сил борются за Животворящий Крест, который, и это важно, формально считался «народным достоянием». Именно поэтому его пытаются выкупить у местных властей и перенести в ближайший неразрушенный храм, коим и оказалась церковь святителя Иоанна Златоуста в Годеново [9].

Сохранились показания тогдашнего священника храма протоиерея Николая Введенского и церковной старосты монахини Синклитикии (Смирновой). Последняя свидетельствует, что Животворящий Крест «...принесли верующие из Ильинско-Хованского района Ивановской области. Принесли они к нам этот крест по согласованию с отцом Николаем и церковным советом, но не на совсем, а только покуда они построят себе часовню». Отец Николай и вовсе оправдывался перед властями, что принял Животворящий Крест «...с обязательством взять его временно и впоследствии передать в Музей» [10].

Сосредоточимся на подвиге прихожан Никольского погоста. Они сделали все, что могли: сумели истребовать у власти святыню и перенести его в близлежащую церковь. Конечно, это не был торжественный крестный ход - а лишь небольшая группа людей. Таковы были обстоятельства. Но нельзя сужать весь приход до небольшой группы крестоносцев, как это иной раз пытаются сделать современные «ревизионисты» от истории.

В «Сказании...» о явлении Животворящего Креста Господня передаются слова Спасителя: «На сем месте поставите церковь Мою» [11]. Следуя повелению Господа, прихожане Никольского погоста попытались возвести хотя бы небольшую часовню для обеспечения возможности пребывания в ней Животворящего Креста, но начавшаяся война не дала им осуществить задуманное.

Размышляя над повседневным подвигом самых обычных людей, которые не отказались от несения своего Креста, не смалодушничали и не сбежали от него, необходимо иметь их себе примером, особенно в наше, казалось бы, мирное время. В современной России нет места гонениям на Церковь, но она испытывает новый, быть может, не менее опасный вызов - искушение внешним благополучием, достатком и комфортом.

Ложные ценности общества потребления, привнесенные цивилизационным вторжением Запада, к сожалению, весьма быстро и прочно укоренились в нашем сознании. Следствием этого стало то, что Христовы заповеди становятся «неудобными» или «трудноисполнимыми», ведь следование им лишает нас привычных удобств. Зачастую, мы «успокаиваем» себя тем, что мученики и исповедники были людьми другого - «харизматического» времени, куда нам до них...

Именно поэтому столь важным является постижение и осмысления подвига новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви XX века, живших не в далеком и каком-то «другом» времени, а по сути, являющихся нашими современниками - близкими и понятными нам по образу своей жизни людьми.

Хочется закончить наш разговор словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Молитвенное почитание новомучеников, глубокое изучение их житий и духовного наследия имеет огромное общественное значение, способствуя воспитанию подрастающего поколения в духе православной веры и традиций, помогая молодым людям воспринимать нравственные и патриотические ценности через личный опыт святых XX века» [12].

Олег Андреевич Балагуров, кандидат культурологии

Примечания:

[1] См. напр.: Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. - Ярославль: Типография Германа Фалька, 1861. - С. 254; Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уезда. - М: Синодальная типография, 1885. - С. 238; Сказание о явлении Честнаго и Животворящего Креста Господня и великого во святителях Чудотворца Николая в Никольском погосте, что слывет на болоте у Иисусова Креста, и о благодатных знамениях и чудесных исцелениях от Животворящего Креста господня и Святителя и Чудотворца Николая. Издание церковного старосты крестьянина Василий Петровича Ехлакова. Ярославль: Типография Земской Управы, 1892. - С. 3 и другие издания.

[2] ГМЗРК (Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»). АД-730. Л. 120-121-об.

[3] ГАИО (Государственный архив Ивановской области). Ф. 1661. Оп. 1. Д. 19. Л. 1.

[4] Там же. Л. 21-50-об.

[5] Там же. Л. 87, 92, 94, 94-об, 96, 96-об, 111.

[6] ГАИО. Ф. Р-2959. Оп. 3. Д. 718. Л. 7-8.

[7] Там же. Л. 2, 3, 16; Ф. 1661. Оп. 1. Д. 19. Л. 116-117.

[8] ГАИО. Ф. Р-2959. Оп. 3. Д. 718. Л. 13, 16-17-об.

[9] ГАЯО (Государственный архив Ярославской области). ФР-3698. Оп.2. ДС-4535.

[10] Там же.

[11] Сказание о явлении Честнаго и Животворящего Креста Господня... С. 8.

[12] Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на конференции «100-летие начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь»//Русская Православная Церковь: сайт. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/4935021 (дата обращения: 01.04.2019).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: «Не бойся, малое стадо...»

смысл жизни человечьей мне во сне с небес спустился он был в образе овечьем на спине его два крыльца мне беспечному по духу кротко улыбнулся вестник из овечьих губ мне в руку выпал деревянный крестик
bvnxy / 05.04.2019, 05:58
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Балагуров
Все статьи Олег Балагуров
Бывший СССР
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00