itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Литургия Преждеосвященных Даров в греческой традиции

Великий пост 
0
2700
Время на чтение 3 минуты

 

Если обрядовая сторона Божественных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста русской традиции немногим, чем отличаются от греческой, то расхождения в литургии Преждеосвященных Даров гораздо значительнее. Постараемся их обозначить для наиболее полного усвоения литургических богослужебных особенностей и полноты духовно-символического понимания главного великопостного богослужения Церкви -  Литургии Преждеосвященных  Даров. Надеюсь, это будет интересным и полезным не только для священнослужителей и семинаристов, но и вообще для всех, интересующихся православным литургическим богословием и, в частности, сравнительной литургикой.

 

Как и полная литургия, литургия Преждеосвященных Даров в греческой традиции начинается возгласом «Благословенно Царство» при открытых царских вратах. Перед этим через открытые царские врата совершается каждение алтаря, иконостаса и народа (иконостас кадится с амвона, вдоль солеи священник не ходит, как у нас это принято). Во время чтения 103 псалма священник читает «светильничные» молитвы в алтаре у престола. Великая ектения.

На кафизме (на кафизму царские врата и завеса закрываются) перенос Святого Агнца (Агнец, разумеется, предварительно напояется Кровью так же, как и у нас) происходит в закрытом виде - Агнец под звездицей и покровцом - эта основная греческая особенность. Земных поклонов и распределения священнодействий по статьям кафизмы, как у нас, нет. Всё делается сразу: убирается Евангелие, раскрывается антиминс, ставится дискос. Развёрнутый антиминс перед началом  священнодействия спереди кадится. С помощью лжицы и копия вынимается Агнец из Дарохранительницы, полагается на дискос. Агнец кадится спереди (а не окрест престола как у нас) и тут же покрывается без слов предварительно окаждёнными звездицей и покровцом. После покрытия снова кадится спереди. Далее дискос с Агнцем священником переносится через горнее место на жертвенник. На жертвеннике вливаются в потир вино и вода, кадятся покровец чаши и воздух, и покрываются Святые Дары. Предложение кадится, как у нас со словами «Молитвами святых отец наших». Земного поклона нет. По каждой статье кафизмы, как и обычно, малая ектения.

На «Господи возвах» царские врата и завеса открываются - каждение. Малый вход. «Мир всем» с горнего места не произносится, но «Эспэрас прокименон» (вечерний прокимен), после чего поётся сам прокимен со стихом. Обе паремии читаются при открытых царских вратах. «Свет Христов просвещает всех» - как у нас.

На «Да исправится» священник не стоит постоянно у престола с кадилом, но на каждый стих обходит престол окрест, останавливаясь у каждой стороны, при этом в левой руке держит свечу, и, как правило, сам поёт стихи прокимна. После того, как, таким образом, покадит со всех сторон престол, кадит далее жертвенник и весь алтарь, выходит на амвон, кадит местные иконы, хор и народ. Земных поклонов с молитвой Ефрема Сирина и стояния на коленях на последнем стихе нет. Ектения «Рцем вси» и далее по чину.

На великий вход кадится не только один алтарь, как у нас, но всё точно так же, как и на полной литургии: престол, жертвенник, весь алтарь, местные иконы, хор и народ. Каждение происходит после произнесения священником гимна «Ныне силы небесныя» с воздетыми рукам, а не до этого, как у нас.  После каждения - целование антиминса и прощение в царских вратах. При переносе Святых Даров священник возлагает воздух не на плечо диакону, а себе на голову (см. картинку в начале статьи), даже в том случае, если служит с диаконом, в знамение того, что на Преждеосвященной литургии Святые Дары уже освящены и пресуществлены в Тело и Кровь Христа, и священник здесь не совершитель таинства, а только служитель. Нести воздух на великом входе полной литургии - прерогатива диакона, то есть, служителя, а не совершителя таинства. А на Преждеосвященной литургии священник является служителем. При этом дискос берётся в правую руку, а чаша в левую, и несутся на одном уровне. Во время великого входа, как и у нас, никаких возгласов не произносится. Дары поставляются на престол, покровцы снимаются, кадится воздух и покрываются им Дары. Предложение кадится. Земных поклонов с молитвой Ефрема Сирина нет. Царские врата затворяются, завеса закрывается полностью, а не до половины. Далее просительная ектения и всё по чину как у нас.

Греческой особенностью является то, что молитвы «Исполнение Духа Святаго» и «Теплота веры» произносятся как на полной литургии. И от чаши вкушают все священнослужители, в том числе и потребляющий диакон, но молча, без слов, только «Молитвами святых отец наших». Далее всё как на полной литургии согласно греческой традиции.

Знание литургической практики братских Православных Греческих Церквей да поможет всем нам наиболее полному и глубокому пониманию, осмыслению и усвоению своей русской богослужебной традиции!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Белов
Вопиющая профанация Евхаристии
Синод Православной Церкви в Америке вносит элементы магизма и оккультизма в литургическую жизнь Церкви Христовой
26.02.2018
Об иконопочитании и почитании святых
7 / 20 марта - Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
18.03.2016
Все статьи Протоиерей Игорь Белов
Великий пост
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
27.03.2024
Молитвы. Литургия. Псалмы
Программа – Великий Пост с архипастырем. Часть 4
26.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40