Д.А. Хомяков был последовательным сторонником и защитником подлинного русского самодержавия. Первое систематическое изложение Дмитрием Алексеевичем славянофильских воззрений («Опыт схематического построения понятия «самодержавие»), сначала было опубликовано в 1899 г. в Риме лишь на правах рукописи в количестве всего 50 экз. «Русский Архив» давал такое пояснение: «Величайшая редкость. К перепечатанию запрещено Высочайшим повелением»[i]. В Институте рукописей Национальной Библиотеки Украины им. В. И. Вернадского нами обнаружено письмо Д.А. Хомякова к К.П. Победоносцеву с просьбой разрешить напечатать 50 экз. "О самодержавии"[ii].
Свои сочинения Д.А. Хомяков большей частью не подписывал полным именем, ограничиваясь «Д.Х.». И лишь немногие знали, чьё имя стоит за этими буквами. Это вводило в некоторое замешательство даже людей, высоко ценящих его труды и публично заявляющих об этом (см., например, отзывы Л.А. Тихомирова)[iii].
Столетие со дня рождения А.С. Хомякова (1904) совпало как с возрастанием активности врагов русской православной духовности и государственности, так и с народной реакцией на активизацию разрушительных сил. Юбилей А.С. Хомякова в национально-мыслящей среде был воспринят как торжества, посвященные истиннорусскому мыслителю, о чём говорили многочисленные объявления в прессе о проводимых торжественных заседаниях.
Так, «Новое Время» (от 2 (15) мая 1904 г.) сообщало, что в Русском Собрании по случаю исполнившегося 100-летия со дня рождения «великого русского мыслителя и богослова» в воскресенье 2 мая будет отслужена панихида и следом за ней состоится торжественное заседание. На следующий день та же газета сообщала, что речь специально приехавшего по этому случаю в столицу из Киева доктора церковной истории В.З. Завитневича (автора первого капитального исследования о А.С. Хомякове) продолжалась целый час. И уважение к Д.А. Хомякову, как достойному сыну, было высказано неоднократно и недвусмысленно.
Празднование 100-летия со дня рождения отца и отклик общественности на это событие позволило Д.А. Хомякову сделать вывод, что истинного уяснения значения А.С. Хомякова в истории русского просвещения ещё не произошло, ибо не произошло по-настоящему понимания его учения. А «славянофильство», по Д.А. Хомякову, есть «настоящее русское», «православно-русское» мировоззрение. Правда, А.С. Хомяков «в сущности ... обработал лишь то, на чём зиждется все мировоззрение его: Православие, как вероучение Церкви и как основа русского просвещения. Но с этим светочем в руках он освещал почти все вопросы, которые может задать себе мыслящий человек, желающий понять исторические судьбы человечества в прошедшем и настоящем и извлечь из них назидание для будущего. В этом заключается отличительная черта его учения: оно всесторонне, т.е. не оставляет внимательного читателя в неведении, как смотреть на то или другое явление с точки зрения им избранной»[iv].
В то же время Д.А. Хомяков отнюдь не считал, «что вопросы, освещенные светом «его (А.С. Хомякова - А. К.) понимания», не требуют еще большей детальной разработки. Наоборот: они напрашиваются на таковую, дабы путём этой разработки, расклубления, сделаться удобоусвояемыми для тех, кто не может довольствоваться одним, хотя и очень ясным, общим указанием начал»[v]. И, несмотря на то, что «повидимому А.С. Хомяков строго выработал своё учение о православии и православном понимании; но и оно, несомненно, только тогда может быть признано вполне глубоким и верным, когда из него можно будет извлекать все новые и новые приложения ко всем явлениям, входящим в область вечно развивающейся жизни. Тем более дают пищи для разработки так сказать побочные, прикладные стороны его учения»[vi].
Видя недостаток и в тех, и в других, сам Д.А. Хомяков взялся за разъяснение основных вопросов из наследия отца. Трактат Дмитрия Алексеевича «Самодержавие. Опыт схематического построения этого понятия», дополненный впоследствии двумя другими («Православие (Как начало просветительно-бытовое, личное и общественное)» и «Народность»), представляют собой специальное исследование славянофильского («православно-русского») толкования как названных понятий, так и, по сути дела, всего круга основных «славянофильских» проблем.
Полностью в одном периодическом издании этот триптих был опубликован в «Мирном труде» (1906-1908 гг.), а впервые эти сочинения переизданы вместе лишь в 1983 г., усилиями одного из потомков А. С. Хомякова - еп. Григория (Граббе)[vii].
Д.А. Хомяков исходит из того, что славянофилы, уяснив настоящий смысл «Православия, Самодержавия и Народности» и не имея времени заниматься популяризацией самих себя, не дали «обиходного изложения» этой формулы. Автор показывает, что именно она есть «краеуголие русского просвещения» и девиз России-русской, но понималась эта формула совершенно по-разному. Для правительства Николая I главная часть программы - «Самодержавие» - «есть теоретически и практически абсолютизм»[viii]. В этом случае мысль формулы приобретает такой вид: «абсолютизм, освященный верою и утвержденный на слепом повиновении народа, верующего в его божественность»[ix].
Для славянофилов в этой триаде, по Д. А. Хомякову, главное звено было «Православие», но не с догматической стороны, а с точки зрения его проявления в бытовой и культурной областях. Автор считает, что «вся суть реформы Петра сводится к одному - к замене русского самодержавия - абсолютизмом», с которым оно не имело ничего общего[x]. «Абсолютизм», внешним выражением которого стали чиновники, стал выше «народности» и «веры». Созданный «бесконечно сложный государственный механизм, под именем царя» и лозунгом самодержавия, разрастаясь, отделял народ от царя. Рассматривая понятие «народность», Д.А. Хомяков говорил о почти полной «утрате народного понимания» к началу ХIХ века и естественной реакции на это славянофилов.
Определив смысл начал «Православия, Самодержавия и Народности», Д.А. Хомяков приходит к выводу, что именно «они составляют формулу, в которой выразилось сознание русской исторической народности. Первые две части составляют ее отличительную черту... Третья же - «народность», вставлена в нее для того, чтобы показать, что таковая вообще, не только как русская ... признается основой всякого строя и всякой деятельности человеческой...»[xi].
Эти и подобные им заключения Д.А. Хомякова позволяют заключить, что ограничивать историческое значение деятельности А.С. Хомякова и его немногочисленных единомышленников лишь борьбой с «западниками» в узких рамках середины XIX в., значит сознательно лишать себя ясного понимания того, что в конце-концов решалась в это время судьба тысячелетней русской истории.
Д.А. Хомяков был последовательным защитником классического образования. «Для того, чтобы стать человеку на высшую ступень развития, - писал он, - ему необходимо усвоить все то, что приобрело человечество абсолютного в просветительном и образовательном отношении за всю историю свою. Усваивать надо лишь общечеловеческое; и хотя таковое никогда не является иначе как в оболочке народного, тем не менее, усвоению подлежит только общечеловеческое, народное же - лишь поскольку оно неотделимо от первого»[xii].
Понятие просвещения Дмитрий Алексеевич отделял от образования: «Надо очень тщательно отделять понятие об образованности от понятия просвещения. Только совершенное незнание языка и непонимание сути дела обучения и образования могли изобрести наименование Министерства Просвещения; тогда как именно никакая школа просвещения не дает. Просвещение есть та духовная атмосфера, в которой живет весь народ, и которая вдыхается им ежеминутно, как духовный жизненный эликсир. Оно имеет свою основу в чувстве, а не в знании; и в нем пребывает всегда, на разных степенях личного развития. Христиански просвещенный человек может быть ученым и неученым и даже необразованным формально. Просвещение его не находится в зависимости от его учености: Преподобный Серафим Саровский или Антоний Великий (неграмотный) были вполне просвещенные люди. Образование же и знание дают лишь (помимо их существующему) просвещению орудие самопроявления; но они вместе с тем и обоюдоострое нечто: способствуя расклублению начал просветительных, они иногда стремятся занять сами место просвещения и тогда дают результаты, обратные своему истинному назначению»[xiii].
Начиная со статьи «О классицизме», Д.А. Хомяков свои основные сочинения публикует в новом харьковском журнале «Мирный труд», ставшем со временем лучшим провинциальным «толстым» журналом правого толка, в том числе и благодаря работам Д.А. Хомякова.
Нами обнаружены архивные материалы, свидетельствующие о поддержке, которую оказывали Д.А. Хомяков и Н.М. Павлов А.С. Вязигину, основавшему в 1903 г. ещё и первый в России провинциальный Отдел Русского Собрания[xiv] (когда в 1907 г. А.С. Вязигин был избран в III Государственную Думу, Д.А. Хомяков прислал краткую поздравительную телеграмму: «Поздравляю, выручайте. Хомяков»[xv]).
Глубокое почтение имел Д.А. Хомяков (как и его отец) к свт. Филарету (Дроздову), считая его «великим церковным и политическим деятелем», «новейшим из Отцев Церкви» и выразителем «очень определенного церковно-гражданского мировоззрения и столь же определенного выразителя некоей строгой церковной практики»[xvi]. Как и свт. Филарет, Д.А. Хомяков был убежден, что «Церковь вовсе не нуждается в покровительстве». Силу «левых» Д.А. Хомяков объяснял как раз тем, что против них выступала «мысль хотя и благонамеренная, но не продуманная, а по сему дряблая и безсильная». Поэтому изучение наследия святителя Филарета, полагал он, «действительно может послужить для умов, ищущих света, к выработке «точных и ясных понятий».
Высказал Д.А. Хомяков и другие мысли, которые делают его сочинения крайне важными для русского православного человека (о «соборе, соборности, приходе и пастыре», «разгроме общины» («как единственного остатка русской самобытности»), «новейшей свободе» и др.).
Так, Дмитрий Алексеевич был убежден, что «вопрос об отношении к земле не только экономический: он имеет в себе глубоко-этическую основу; поэтому, так называемые, славянофилы придавали ей именно такое значение»[xvii].
В ученых и богословских кругах, особенно в Москве, С-Петербурге, Туле, Харькове Д.А. Хомяков был хорошо известен и пользовался большим авторитетом. Как пользовался большой известностью и гостеприимством его Богучаровский дом, куда привлекали многочисленных гостей, в том числе иностранцев, обширная образованность и просвещенный патриотизм хозяина усадьбы.
Д.А. Хомякова выступил одним из основателей Союза Русских Людей в Москве в апреле 1905 г. вместе с И. Ф. и Ф. И. Тютчевыми (сын и внук великого поэта и мыслителя), Д. И. Иловайским, будущим митрополитом Анастасием (Грибановским), в ту пору ректором Московской духовной семинарии, С.Ф. Шараповым и другими известными московскими общественными деятелями.
Кабинет Д.А. Хомякова в его московском доме (в центре - Д.А. Хомяков, справа от него - иеромонах Алексий (Симанский), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, слева - Джунковский).
В январе 1906 г. было опубликовано «Обращение Русского Собрания к единомысленным партиям, союзам и русскому народу по поводу Манифеста 17 октября». В нем содержался призыв ко всем русским людям, разделявшим программные положения Pусского Cобрания, «сплотиться, объединиться и образовать Всенародный Союз приверженцев Самодержавия, чтобы согласованно и в одном направлении действовать на предстоящих выборах в Государственную Думу». Это был один из первых документов монархического движения, в котором разъяснялось, что Манифест 17 октября 1905 года не вводит конституционную форму правления и не должен повлечь за собой переработку Основных Законов Российской Империи. Д.А. Хомяков как член «Кружка москвичей» подписал одобрительный отзыв на это обращение.
Дмитрий Алексеевич был близок к Кружку ищущих христианского просвещения (в историографии его упоминают и под другими названиями - напр., «новосёловский кружок).
В 1910-е гг. Д.А. Хомяков поддерживает отношения с К.Н. Пасхаловым (о чём свидетельствуют и изданные письма 1914-1915 гг. последнего к Д.А. Хомякову[xviii]), В.Н. Лясковским и др.
Во время работы Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. (по свидетельству еп. Григория (Граббе)) для бесед к Д.А. Хомякову приходили архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Анастасий (Грибановский) и др. [xix]
В июле 1917 г. Грасье, приехав в Москву, снова виделся с Д. А. Хомяковым. Тот постарел и осунулся после второго инсульта. Ему было трудно ходить, речь была неотчетливой. Однако голова оставалась светлой, и живой интерес - к тем же вопросам, что и прежде. «В тот раз, - пишет Грасье, - я встретил у него его старшую сестру Марью Алексеевну Хомякову, женщину замечательного ума, решительного и мужественного поведения»[xx].
До последнего времени, даже в вызывающих сочувствие публикациях, неверно указывался год (1918) или месяц (январь 1919 г.) кончины Дмитрия Алексеевича. В архиве о. Павла Флоренского в записной книге №2 за 1919 г. сохранилась запись «В пятницу 22 марта 1919 г. хоронили Дмитрия Алексеевича Хомякова и Марию Алексеевну, сестру его, вместе в одной могиле в Даниловом монастыре»[xxi]. На кладбище этого монастыря рядом с Н.В. Гоголем были похоронены их родители[xxii].
Замечательную усадьбу в Богучарово ждала нелегкая судьба. И, тем не менее, есть ещё что хранить и что возрождать.
На сегодня в ансамбль усадьбы входит комплекс мемориальных зданий, которые были свидетелями жизни и деятельности А.С. и Д.А. Хомяковых: господский дом (кон. XVIII в.) о 28 комнатах с флигелями (2-я пол. XIX в.) с каминным залом с красивейшей лепниной, храм во имя Сретения Господня (1840 г.), построенный по проекту А.С. Хомякова талантливым крепостным архитектором Сергеем Александровым, колокольня (1894 г.), дом управляющего (2-я пол. XIX в.), регулярный (XVIII в.) и пейзажный парки (XIX в.), система трех прудов и кладбище (2-я пол. XIX в.), расположенное в северо-западной части усадьбы, на котором сохранились каменные надгробия, самые ранние из которых относятся к 1860 г.
Архив семьи Хомяковых попал в собрание Музея дворянского быта 40-х годов XIX в., располагавшегося в доме Хомяковых на Собачьей площадке в Москве. Музей этот просуществовал с 1920 по 1929 год. После упразднения его коллекции были переданы в Государственный Исторический музей.
Таким образом, документальное собрание Музея дворянского быта 40-х годов оказалось в Отделе письменных источников ГИМа. Здесь материалы семьи Хомяковых были выделены в отдельный фонд (№ 178), где находится и переписка Д.А. Хомякова.
В 1924 г. в Музей изящных искусств было передано собрание западно-европейской живописи из Румянцевского Музея (более 500 картин), небольшая, но очень ценная коллекция Д.А. Хомякова, рисунки, гравюры, монеты, медали и литература по искусству.
По заключению епископа Григория (Граббе): «Трудно определить степень влияния Димитрия Алексеевича на русскую богословскую и национальную мысль. Если это влияние не было достаточно сильным, то в большей мере потому, что Дмитрий Хомяков ничего не предпринимал для популяризации своих мыслей. Он больше был озабочен, чтобы соблюсти полную точность в выражении мыслей и чтобы мысли эти были православными»[xxiii].
Вот нам и предстоит еще немало потрудиться для освоения и усвоения совсем не устаревшего наследия Д.А. Хомякова[xxiv].
[i] Русский Архив.- 1914 .- №8.- С. 591.
[ii] Хомяков Димитрий Победоносцеву Константину Петровичу. Письмо 10 декабря 1903 г. // Институт рукописей Национальной Библиотеки Украины им. В.И. Вернадского. - Ф.XIII. - Архив Синода. - Ед. хр. 4284.
[iii] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - СПб., 1992.- С. 320, 432
[iv] Д. Х. К столетию со дня рождения А.С. Хомякова // Русский Архив.-1904.- №.2.- С.164.
[v] Там же. - С.165.
[vi] Там же.
[vii] Хомяков Д. А. Православие, самодержавие, народность. - Монреаль, 1983.- 231 с.
[viii]Там же.- С.14,16,17.
[ix] Там же.- С.19.
[x] Там же.- С.113,114.
[xi] Там же.- С.230.
[xii] Хомяков Д.А. (подп. Д.Х.). О классицизме // Мирный труд.- 1904.- №6.- С.125.
[xiii]Там же. - С.119-120.
[xiv] Институт рукописей Национальной Библиотеки Украины им. В.И. Вернадского.- Ф.XIII.- Архив Синода.- Ед. хр. 4624. Павлов Н.М. Письмо Победоносцеву К.П. от 10 октября 1904 г.
[xv] Отклики русских людей на избрание проф. А.С. Вязигина в члены Государственной думы // Вязигин А.С. Манифест созидательного национализма. - М., 2008.- С.355.
[xvi] Хомяков Д.А. (подп. Д.Х.) К сорокалетию кончины Филарета // Русский Архив.- 1907.- №12.- С.551, 554, 552.
[xvii] Д. Х. Православие // Мирный труд.- 1908.- №3.- С. 130.
[xviii] Пасхалов К.Н. Русский вопрос.- М., 2009.- С.613-616.
[xix] Григорий (Граббе), епископ. Памяти Димитрия Алексеевича Хомякова // Хомяков Д.А. Православие, Самодержавие, Народность.- Монреаль, 1983.- С.8.
[xx] Gratieux A. Le Mouvement slavophile à la veille de la Révolution, Dmitri A. Khomiakov. Paris, 1953.- Р. 123, 128. Хомяковский сборник. - Т.I. - Томск. 1998.- С.176.
[xxi] Архив священника П.А. Флоренского. - Вып.2. - Томск, 1998.- С.84.
[xxii]
В 1931 г. могила А.С. Хомякова (как и могила Е.М.
Хомяковой) была вскрыта; их прах был перевезен на кладбище Новодевичьего
монастыря; некрополь Данилова монастыря был упразднен. См.: Лидин В. Г.
Перенесение праха Гоголя // Российский архив. М., 1991. Вып. 1. С. 244-246.
[xxiii] Григорий (Граббе), епископ. Памяти Димитрия Алексеевича Хомякова // Хомяков Д. А. Православие, самодержавие, народность. - Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1983. - С.8.
[xxiv] В 2011 году был издан наиболее полный на сегодняшний день сборник сочинений Дмитрия Алексеевича: Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность / Сост., вступ. ст., прим., имен. словарь А.Д. Каплина. - М.: Институт русской цивилизации, 2011. - 576 с.