«Прощание славянки» как фактор объединения «русского мира» в современный период

К 135-летию со дня рождения композитора В.И. Агапкина

Бывший СССР  Русская цивилизация 
0
1100
Время на чтение 4 минуты

Как известно, любое музыкальное произведение является уникальным феноменом культуры, который несет в себе символы и смыслы, присущие национальному самосознанию. Именно такие произведения получают особое значение и рассматриваются как культурные ценности, актуальные для каждого нового поколения людей.

Все это по праву можно отнести к знаменитому маршу «Прощание славянки», написанному композитором В. Агапкиным в 1912 году под впечатлением событий Балканской войны.

Изначально этот военный марш отражал идею братства славянских народов и величия русского духа. Он предлагал характерное для русского национального самосознания понимание войны как борьбы «за правое дело» (дело за освобождение братских народов из-под турецкого ига) и мыслимую в христианском ключе победу над смертью через самопожертвование.

По сути дела, в данном музыкальном произведении нашла свое отражение идея «панславянизма», которая волновала многих старших современников композитора. Согласно данной идеи, славянские народы должны были объединиться в одно союзное государство на основании этнической и языковой общности. Поэтому сама музыкальная палитра марша предполагала и осознание военным человеком своего долга, и горечь расставания с близкими, и трагизм подвига, и долгожданный триумф, который рассматривался как достижение единства народов, связанных общей верой, историей и традициями.

Поэтому данное музыкальное произведение сопровождало наших соотечественников всю трудную историю XX столетия. Марш получил широкую популярность в годы Первой мировой войны, начало которой было связано со стремлением России защитить братьев-сербов. Музыка марша и созданные слова поддерживали участников Белого движения. С новой силой марш зазвучал в СССР в годы Великой Отечественной войны, а после войны стал одним из символов Победы над фашизмом, одержанной советским народом.

Свое особое значение «Прощание славянки» получил и в современный период, связанный с утратой единого государства, произошедшим после развала СССР.

В этот период разъединенными оказались уже не просто славянские народы: в разных государствах стали проживать славяне, составляющие когда-то древнерусскую этническую целостность, - русские, белорусы и украинцы. Большое количество русских людей также оказалось за границами России - в республиках бывшего СССР или в других странах.

Как это ни парадоксально, но отчасти преодолеть эту «величайшую геополитическую трагедию» XX столетия людям помог военный марш «Прощание славянки», который стал в эти годы настоящим гимном «русского мира», хранящим в себе память об утраченном величии страны. Гимном объединения и залогом будущей русской Победы.

При этом «Прощание славянки» официально так и остался просто одним из военных маршей. В 1992 году при выборе гимна Российской Федерации М. Ростропович и И. Бродский предлагали в качестве него использовать данный марш, однако их предложение не нашло поддержки во властных структурах. Но, возможно, это обстоятельство послужило во благо данному музыкальному произведению. «Прощание славянки» стал «народным гимном», что гораздо важнее.

В 90-е годы XX века был предложен новый вариант слов для марша и произведение стало исполняться как песня такими музыкантами, как Жанна Бичевская, Татьяна Петрова, солистами Кубанского казачьего хора и др. Популярность приобрел текст А.В. Мингалева с рефреном «Встань за веру, русская земля», в котором как раз нашли свое отражение идеи гибели великой страны:

Высоко ты главу поднимала,

Словно солнце твой лик воссиял.

Но ты жертвою подлости стала,

Тех, кто предал тебя и продал.

Однако данная песня заканчивалась не просто надежной на преображение страны, а верой в ее великое будущее, призывом к соотечественникам объединиться и «вернуться в лоно своей истории»:

Все мы дети Великой державы,

Все мы помним заветы отцов:

Ради Родины, чести и славы.

Не жалей ни себя, ни врагов!

Встань, Россия из рабского плена,

Дух Победы зовёт ‐ в бой пора!

Подними боевые знамёна

Ради Веры, Любви и Добра!

Как известно, ярким событием в российском кинематографе 2004 года стал фильм режиссера Владимира Хотиненко «72 метра». Рабочие название этой картины «Прощание славянки». В центре сюжета судьба советских офицеров с судна «Славянка», которые несмотря на все перипетии, сложившиеся в стране после развала СССР, продолжают служить своей Родине. Ключевая сцена кинофильма - отказ офицеров присягать на верность новому украинскому государству в Крыму и добровольный уход их с военного плаца под звуки марша «Прощание славянки».

Несмотря на весь трагизм сюжета картины, она внушает зрителям надежду на возвращение русских в Крым и веру в возможность преодоления сложившейся ситуации. Самое удивительное, что через 10 лет состоявшаяся в Крыму «Русская весна» воплотила эти надежды в реальность. И символом возвращения России в Крым стал марш «Прощание славянки», который звучал в эти дни на полуострове повсеместно.

Заметим, что на Майдане образца 2013-2014 гг. очень часто можно было услышать гимн современной Украины «Ще не вмерла Україна», имеющий польско-малороссийское происхождение. Минорная тональность данного гимна, его медленный темп, несколько заунывное исполнение, а также тестовый смысл абсолютно противоположны мажорной торжественности «Прощания славянки».

По сути два этих музыкальных произведения как бы воплощают в себе два различных идеологических направления - одно из них воодушевленно стремлением к объединению «русского мира», органичной частью которого является украинская культура, а другое провозглашает идеи разъединения и борьбы с теми, кто мешает воплощению представлений о свободе и независимости Украины как государства, чуждого всему русскому. И именно в музыке, названной когда-то А.Ф. Лосевым искусством воплощенной и преображенной мысли, нашли свое яркое отражение два эти противоположные пласта миропонимания.

Таким образом, мы можем заключить, что «Прощание славянки» является важным произведением русской культуры, которое имеет особое значение на современном этапе развития нашего государства. Сегодня этот марш стал своеобразным символом «русского мира», музыкально воплотившим стремление к созиданию на новых началах «великой России».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1., Советский недобиток:

Великий Марш!!! Великое СПАСИБО автору и РНЛ!

И главный марш! Осмелюсь утверждать,он и будет главным ,пока стоит Отечество наше земное. А стоять оно будет.
электрик / 06.03.2019, 21:22

1. Re: «Прощание славянки» как фактор объединения «русского мира» в современный период

Великий Марш!!! Великое СПАСИБО автору и РНЛ!
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Людмила Грицай
Что случилось с современной западной культурой?
Когда грех выдается за сладкую сказку
05.07.2023
Все статьи Людмила Грицай
Бывший СССР
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
День памяти графа А.П. Бестужева-Рюмина
Также сегодня мы вспоминаем шахматиста А.Д.Петрова, монархиста А.К.Щекина, юриста П.И.Новгородцева, физика П.П.Лазарева, летчицу Е.И.Носаль и ученого В.П.Вологдина
23.04.2024
«Светильник, который продолжает светить всем»
В Санкт-Петербурге прошла конференция «Священномученик Вениамин и сподвижники»
22.04.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Маяк в развитии человека!
О проблемах миграционной политики России…
22.04.2024
Россия в борьбе с западным спрутом
Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России
20.04.2024
Суббота Акафиста
Чем наша цивилизация отличается от европейской
20.04.2024
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии