Традиции - механика возрождения

Посильные размышления о возрождении традиций сквозь призму Преображенского полка*

 

«Большая честь - героя сыном быть»

(«Генрих VI» У. Шекспир)

 

От редакции. Как мы уже сообщали, 20 февраля 2019 г. на территории Преображенского полка прошли памятные мероприятия, посвящённые очередной годовщине гибели Великого князя Сергея Александровича, возглавлявшего Преображенский полк в 1887-1891 гг.  В рамках научных чтений, посвящённых Великому князю Сергею Александровичу и истории лейб-гвардии Преображенского полка в конце XIX - начале XX веков, прозвучал доклад, который мы предлагаем вниманию читателей.

***

В 2013 г. решением Верховного главнокомандующего России В. В. Путина на базе 154-го отдельного комендантского полка был возрождён Преображенский полк. Минуло пять лет. Для такой консервативной структуры, как армия, срок небольшой, но тем не менее за это время многое изменилось. Главное: офицеры и солдаты полка, а также - что немаловажно - окружающий их мир свыклись с новым наименованием, почувствовали романтику и героику «быть Преображенцами», ощутили дуновение трёхсотлетней истории могучего «первого полка Русской армии»...

Уже никого не удивляет обращение «Преображенцы», полковой марш - не только регулярно исполняется, но и разучивается вновь и вновь прибывающими новобранцами. Преображение Господне для не слишком религиозного большинства - скорее полковой, а не церковный праздник, но главное - праздник!

Эти внешние символы медленно, но неотступно входят в ткань воссозданного Преображенского полка, и тот факт, что они уже стали частью повседневной жизни полка, рождает вопрос - какие дальнейшие шаги предпринять для возрождения старинных традиций?

Представляется, что для ответа на этот вопрос нужно сначала ответить на два других - зачем полк воссоздали, и что нужно возрождать. Решение этих вопросов позволит отбросить ненужное, лишнее, наносное и сфокусироваться на главном. Когда цель и задачи разъяснены, гораздо проще понять, как их добиться.

В указе В. В. Путина о присвоении полку звания «Преображенский» указано, что это делается «в целях возрождения славных воинских исторических традиций». «Возрождения» - потому что они, традиции, забыты. Потому что Россия, русский народ забыл свою историю.

Зачем же знать свою историю, что даёт её знание? Как очень точно отметил историк Н. Н. Лисовой, «история России строится памятью о победах»[1]. А Преображенский полк - это ярчайший символ русских побед, символ всей русской армии, выросшей из Преображенской шинели, символ всей русской элиты, поколениями сформированной в Преображенском полку и напитанной Преображенским духом.

Таким образом, целью воссоздания полка было возрождение традиции победы, духа победителей. Того духа, который оказался утрачен нами за десятилетия поражений позднего Советского Союза и ранней Российской Федерации.

Такое понимание цели возрождения полка и его традиций отбрасывает всю ненужную мишуру мимолётных обычаев, которые своим блеском и шумом заслоняют истинное лицо полка, его суть и природу. Так, река истории и вихрь революции унесли с собой титулования, именное столовое серебро, шампанское за счёт дежурного офицера и многое другое.

Осталось главное - победы (это ответ на вопрос - «что возрождать?»), которые включают в себя три основных элемента: события, места и лица.

По большей части все эти элементы достаточно хорошо исследованы, накоплен большой объём информации, и задача в основном сводится к тому, чтобы правильно её структурировать и включить в жизнь современного полка.

Преображенский календарь. Принимая во внимание, что жизненный цикл полка - это год службы призывника, представляется очевидным решением «прошить» этот год историей полка, создать своего роду карту времени - исторический календарь, каждый день жизни Преображенца наполняющий воспоминанием о том или ином событии, произошедшем на протяжении истории полка, о людях, связанных с полком. Повторяясь из года в год, такой календарь даст возможность солдатам, служащим один год соприкоснуться со всей историей полка без упущений, а для офицеров и контрактников, служащих многие годы, станет фундаментом для глубокого познания истории полка, при этом без особых усилий - лишь за счёт постоянного повторения сведений на ежегодной основе.

Преображенская карта. География деятельности полка обширна, офицеры и солдаты выполняют стоящие перед ними задачи в Москве, в Санкт-Петербурге, в других городах России, в ближнем и дальнем зарубежье. Объединение информации о местах, с которым был связан исторический полк (места боёв) или в которых почитают память Преображенцев, могло бы быть сделано в форме географической «Преображеской карты», опираясь на которую, можно было бы согласовывать официальные мероприятия с сугубо Преображенскими событиями.

Например, визит Почётного караула в Сербию может быть совмещён с возложением венка «Великому однополчанину» к ногам Императора Николая II, чей памятник недавно с большой торжественностью был открыт в Белграде. Это бы имело и огромное международное значение, и ещё больше бы подняло престиж России в Сербии: сербы чрезвычайно почитают Николая II, спасшего их в Первую мировую войну, а венок «от однополчан» возрождал бы для сербов образ той сильной России, которая сто лет назад встала грудью на их защиту. Не меньшее значение уже для самого полка имело бы посещение кладбища, где захоронены скончавшиеся в эмиграции Преображенцы и отдание им долга памяти.

Помимо совмещения с официальными мероприятиями, если речь идёт о Москве или Санкт-Петербурге (где полк бывает регулярно), возможно было бы предусмотреть проведение мероприятий, схожих с тем, что проводится в День гвардии. Почему бы не возлагать венки к расположенным в Москве памятникам основателя полка Петра Великого, Александра I, Николая I, Александра II, Николая II или 400-летия династии Романовых (последний можно было бы вписать в традиционное «Прощание со знаменем» около Вечного огня, так как памятник расположен неподалёку в Александровскому саду), могилам и памятникам других Преображенцев (напр., Великого князя Сергея Александровича)?

В этом же контексте можно было бы проводить и работу по поиску могил и захоронений на полях сражений Преображенцев. Такая работа уже была начата - проводилось исследование о могилах Преображенцев-эмигрантов за рубежом...

 Вечная память. У входа в полковой храм прикреплена табличка с именами офицеров 154-го отдельного комендантского полка, погибших в Афганистане. Представляется, что этот список мог бы быть дополнен именами всех офицеров-Преображенцев, павших на поле брани. Их имена известны, и восстановление этих данных не должно быть непосильной задачей. Можно было бы разбить фамилии по войнам, указав, в каком году и в какой битве они погибли.

Портретами Императоров (шефов полка), командиров полка, известных деятелей, служивших в полку, фотографиями офицеров, полковыми фотографиями более позднего времени (вторая половина XIX в. - начало ХХ в.) можно было бы украсить стены в Офицерском собрании, в казармах, в столовой и т.д. Можно было бы развесить плакаты с цитатами о Преображенцах...

Православная основа. Восстановление полкового праздника в день празднования Преображения Господня - первый шаг. Представляется, что можно было бы возродить и батальонные, и ротные праздники. Например, небесным заступником первого батальона считался Св. Николай, «Никола Зимний», день памяти которого отмечается 19 декабря.

Не менее важной представляется и «популяризация» в полку тех святых, которые часть своей земной жизни служили в Преображенском полку, а это св. Феодор Санаксарский, св. Феодор Ушаков (служили его отец и дяди), св. Зосима Верховский, св. Алексий (Нейдгардт), св. Царь Николай, св. Алексий (Наследник)[2]. Кажется логичным появление их икон, как впрочем и иконы Преображения Господня в полковом храме, а также особое поминовение полком этих святых в дни их памяти.

Если говорить о формах подачи информации, то помимо традиционной полковой газеты, в которой можно было бы создать отдельную рубрику, посвящённую Преображенскому полку, можно было бы создать специализированный сайт (или использовать существующий сайт полка, если это возможно), в котором не будет деления на современный и дореволюционный полк, а будет описана единая история. При этом в качестве цели можно было бы поставить сделать такой сайт наиболее полным электронным ресурсом по всей 300-летней истории полка.

Хотелось бы, чтобы открытие выставки, посвящённой Великому князю Сергею Александровичу, стало первым шагом на пути проведения регулярных выставок, посвящённых историческим событиям или лицам, связанным с полком. Такие выставки приобрели бы особое значение, если бы удалось организовать сотрудничество с историческими музеями, в частности, с  Государственным Историческим музеем и Музеем гвардии.

Новые возможности дают сегодня современные технологии. Интерактивный музей, с помощью света и звука погружающий посетителей в атмосферу любой эпохи, был бы прекрасным средством знакомства солдат с историей полка.

Мобильное приложение, фокусирующее всё вышеперечисленное на небольшом экране смартфона, было бы идеальным способом сохранить связь с полком и его историей для солдат, покидающих полк. Всплывающее каждое утро напоминание о историческом событии в жизни полка, рассказ о биография однополчанина-Преображенца, поздравление с полковым, батальонным или ротным праздником, Преображенский марш в качестве мелодии на телефон или будильник..., социальная сеть, объединяющая служивших вместе однополчан (если не имеется законодательных ограничений).

При наличии заинтересованных в истории полка офицеров, ветеранов полка, заинтересованных лиц возможно было бы создать «Общество ревнителей полковой истории», которое могло бы взять на себя организацию вышеописанных работ, в частности, сбор информации, её систематизацию, размещение на сайте и в полковой газете, а также подготовку и участие в научных конференциях или чтениях, которые могли бы проводиться в полку с определённой регулярностью. Такие конференции можно было бы посвящать юбилейным датам исторических событий или жизни Преображенцев.

Безусловно, возможны и другие решения. Главное, чтобы живое дело возрождения полка не превратилось в рутину, лишённую смысла и интереса. Представляется, что избежать этого возможно, если будут сохраняться три основных принципа.

Во-первых, необходимо возвращать к жизни и применить к современной реальности только то, что действительно актуально, избегать искусственности старых форм. Во-вторых, общий исторический контекст, изучаемый в рамках общей подготовки, необходимо адаптировать (там, где это возможно), сделав основной акцент на историю полка - таким образом, истории России будет придаваться личный, «семейный» характер, что сделает её гораздо ближе солдату. И, наконец, необходимо бережно хранить традиции, созданные в советские и российские годы существования полка как ту основу, которая и дала офицерам и солдатам 154-го отдельного комендантского полка право получить почётное наименование самого старого полка Русской армии. 

Хлестов Олег Николаевич, правнук полковника лейб-гвардии Преображенского полка Д. Д. Зуева




* - Данная статья подготовлена на основе доклада, сделанного на конференции, посвящённой памяти Великого князя Сергея Александровича и прошедшей в стенах Преображенского полка 20 февраля 2019 г.

[1] https://pravoslavie.ru/93174.html

[2] Подробнее: http://pravoslavie.ru/79022.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Олег Хлестов:
Генерал Селивачёв и две отличные новости: память каменная и память бумажная
По случаю столетней годовщины гибели генерала в селе Костомарово состоялась торжественная церемония открытия памятного креста в его честь, а также вышел в свет первый том его дневников за 1901-1914 гг.
24.09.2019
Книга жизни генерала В.И.Селивачева
К столетию гибели русского героя издаются его дневники и 17 сентября 2019 г. в с.Костомарово Воронежской области открывается памятный знак
08.09.2019
Национальный миф о Победе
К очередной годовщине убийства Царской семьи, а также нашествий европейских орд в 1812 и 1941 годах
01.08.2019
Традиции - механика возрождения
Посильные размышления о возрождении традиций сквозь призму Преображенского полка*
28.02.2019
Как Российская Империя покоряла Крым
О русском сербе П.П.Веселицком – дипломате и военном разведчике
19.10.2018
Все статьи автора