Певец Евангельского света

Персональная выставка художника Архипа Куинджи в залах Третьяковской галереи (открыта до 17 февраля)

Новости Москвы 
0
582
Время на чтение 6 минут

I

Архип Иванович Куинджи - явление необычайное в художественном мире; в сонме выдающихся русских художников его имя стоит особняком. В чем же секрет его творчества? Почему его картины наполнены каким-то особым очарованием, и от них невозможно отвести глаз?

Куинджи пишет так, как никто до него не писал; главное в его полотнах - свет. «Лунная ночь на Днепре», «Березовая роща», «После дождя», «Закат», «Радуга» - везде главенствует свет. Но это не просто свет, это свет Божественный, свет Евангельский.

Художник пишет Божий мир, Божию природу, которая одухотворена присутствием Создателя, он пишет Божию красоту. Что бы ни создавал Куинджи - то ли утро, то ли полдень, то ли закат, то ли ночь, - в каждом мазке, в каждом штрихе присутствует свет, именно он, свет, выполняет главную роль, придает картине то неуловимое очарование, без которого она просто не существует.

Куинджи - глубоко верующий человек, это ощущается в каждой его работе; он поставил перед собой задачу, а точнее, сверхзадачу, которая кажется невыполнимой, - передать через то или иное полотно состояние человеческой души. В это трудно поверить, но поставленную задачу он решил. Вот, например, картина «Днепр утром»; в ее «подтексте» легко «прочитать» радужное, возвышенное, ликующее состояние человеческой души на пороге только начинающейся жизни.

Другая, небольшая по размеру, работа - «Сосна»; она освещена яркими солнечными лучами, но не вся - отдельные ее части закрыты густыми ветвями, и солнечный свет туда не проникает, - разве не «читается» здесь человеческая душа, которая то радуется, то приходит в отчаяние, то ликует, то омрачается бесовскими искушениями?

Еще одна сосна; она стоит, и стоит крепко, на срезе обрыва; ее держат толстые корни, которые прямо- таки впились в крутой обрыв. О чем хотел сказать художник, написав эту героиню-сосну? Может быть, о том, что человеку, у которого есть глубокая православная вера, ничто не грозит, он не заблудится в жизни, и никакие вражьи искушения ему не страшны? А может быть, здесь есть аналогия с матушкой-Россией, которую держат надежные православные «корни»?

В картине «Осень» я также «прочитал» духовный «подтекст»: жизнь пожилого человека, несмотря на годы, не покидают вспышки радости, открытий, вдохновения, творческих озарений.

Художник написал довольно много картин, на которых изображены горные вершины: «Эльбрус днем», «Казбек», «Вершина Эльбруса, освещенная солнцем», «Горы», «Снежные вершины. Кавказ», «Эльбрус. Лунная ночь». Почему Куинджи снова и снова обращался к этой теме? Чем она его привлекала? Что хотел он сказать? «Подтекст» этих произведений Евангельский - художник имел в виду высоту духовной жизни того или иного человека, который живет по Христовым заповедям.

II

«Христос в Гефсиманском саду» - вершина творчества Архипа Куинджи. Он долго вынашивал эту работу, обдумывал, искал духовный ключ к ее решению и в конце концов нашел его. На мой взгляд, это произошло в тот момент, когда художник прочитал Евангельские слова: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1, 5)

Христос вошел в темный Гефсиманский сад; непроглядная ночь, луны не видно, деревья, кусты, аллея - все погружено в немую темноту; среди деревьев и кустов спрятались враги, вооруженные кольями и дубинами, пиками и мечами; их возглавляет Иуда Искариот, он привел их сюда для того, чтобы они схватили Христа и повели на Голгофу; он сейчас подойдет к Нему и поцелует Его - это тот знак, по которому они должны накинуться на Него.

Христос все знает, Он знает, что Его ждет через минуту-другую; Он спокоен, как может быть спокоен в минуту опасности только Господь Бог; Он велик в эти мгновения, как велик и всегда.

В картине только один источник света - это Сам Иисус Христос. Не нужна луна, не нужны звезды, не нужны светильники - все освещает Христос.

Произведение Архипа Куинджи очень и очень современно: в Гефсиманском саду Христа предал Иуда, а сегодня - да и всегда - Его предают многие и многие люди, в том числе и мы с вами. Мы предаем Его своими грехами. Он сказал нам: не грешите, а то хуже будет, а мы не слышим Его и с величайшим самозабвением предаемся и предаемся всевозможным беззакониям. Господа предают не только миряне, но и церковные пастыри, которые должны день и ночь радеть о своих словесных овцах, - самый свежий пример: громкое падение стамбульского иерарха.

«Христос в Гефсиманском саду» - гениальное духовное полотно гениального художника. Ему нет равных. Многие русские художники обращались к Евангельским сюжетам, но мало кто одерживал безупречные победы. Были и явные сбои. Вот несколько примеров, в первую очередь пришедших на память.

Александр Иванов: «Явление Христа народу»; на переднем плане жители Палестины, а Христос где-то позади всех, очень маленький; Христос никогда не был маленьким, Он всегда был великим - в любую минуту Своей земной жизни. На переднем плане должен быть не народ, погрязший во грехах, а Спаситель мира - Христос.

Николай Ге: «Что есть истина?» Истина - это Христос. Но как написал Его художник? Перед нами не Господь Бог, Творец Неба и земли, моря и всего, что в нем, Творец Небесных Сил Безплотных, а также человека, - перед нами невзрачный, убогий, жалкий человек, похожий на истерзанного житейскими невзгодами неудачника, на нищего, на «бомжа», если говорить современным языком. Почему маститый художник изобразил Христа таким? Да потому, что Николай Ге был человеком неверующим, нецерковным, он поклонялся Льву Толстому, страшному безбожнику и еретику, и был его ревностным последователем.

Константин Петрович Победоносцев в донесении Государю Александру III охарактеризовал эту картину как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство, и притом несомненно тенденциозную».

Иван Крамской: «Христос в пустыне»; почему Господь оказался в пустыне? Об этом черным по белому сказано в Евангелии: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф. 4, 1). Победа Христа над искусителем - вот главная мысль повествования о пребывании Его на Сорокадневной горе. Крамской почему-то оставил это в стороне и сделал акцент на внутреннем борении Спасителя, хотя об этом в Евангелии не говорится ни слова. Христос весь ушел в Себя, Он находится в большом затруднении, не зная, как Ему быть, что делать, что предпринять. С Господом никогда такого не бывает; Он знает, как поступить сейчас и знает, как поступить через минуту.

Крамской и сам был в недоумении, кого он написал: «Христос ли это? Или не Христос, то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей».

Архип Куинджи - это новая высота в изобразительном искусстве. Никто из русских художников даже близко не приблизился к планке, которую поднял великий мастер.

Кстати говоря, устроители персональной выставки, которая уже в течение нескольких месяцев открыта в залах Третьяковской галереи в Москве, не поняли его главного произведения, не увидели его духовной высоты и поэтому не выделили из всех остальных полотен, не сделали на нем нужный «акцент».

III

Архип Куинжди - это Николай Гоголь в живописи. Как у Гоголя все или почти все произведения несут в себе Евангельскую «начинку», так и у Куинджи все полотна (за редким исключением) озарены Евангельским светом.

Оба художника прекрасно знали Священное Писание; они были настоящими христианами, для которых слово Божие было не пустым звуком, но самой жизнью.

Куинджи постоянно занимался благотворительностью, это было потребностью его чуткой христианской души; к нему мог обратиться за денежной помощью любой человек, и он никому (!) не отказывал. Продав собственный дом, он повез двенадцать молодых художников в Европу, чтобы познакомить их с лучшими достижениями мировой живописи. Эта поездка обошлась ему в сто тысяч (!) рублей - сумму для того времени громадную.

Художник очень любил Крым; в 1886 году он купил большой участок земли вблизи Симеиза, в урочище Кацивели; ему принадлежала километровая полоса пляжа и пологий, покрытый дикими зарослями склон. Художник приезжал на свою южную дачу каждый год и подолгу здесь жил. На Крымском материале он создал серию чудесных картин («Лунная ночь на море», «Море с парусным кораблем», «Ай-Петри», «Прибой» и многие другие). Архип Иванович приглашал в Крым своих учеников, которые вместе с ним работали на пленэре.

«Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12) - эти Евангельские слова можно смело поставить в качестве эпиграфа ко всему творчеству замечательного художника.

Николай Кокухин, член Союза писателей России, член Союза журналистов России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Кокухин
Мы идем путем Христа
Нас будут гнать до Второго пришествия Сына Человеческого, и ничего изменить нельзя
19.04.2024
«Если не покаетесь, все так же погибнете»
Евангельское поучение, которое никто не должен забывать
30.03.2024
Ядовитый источник
Заметки о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
18.03.2024
«Я вам жить завещаю...»
О стихотворении А.Твардовского «Я убит подо Ржевом»
25.01.2024
Духовное солнце России
Возвращение Казанской иконы Божией Матери
21.12.2023
Все статьи Николай Кокухин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Советский недобиток
20.04.2024 10:53
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.04.2024 10:52
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22