Румынизм, Молдавия и Сербия

Материалы Международной научно-практической конференции «100-летие аннексии Бессарабии Румынией»

0
1437
Время на чтение 14 минут

Наше время богато на столетние юбилеи. В Румынии 2018 год объявлен годом 100-летия Великого объединения. Сто лет назад Румыния получила не только ряд владений Австро-Венгерской империи, но и Бессарабию, бывшую губернию союзной России. Ныне в Румынии и даже в Молдове раздаются голоса, призывающие к новому «объединению». Это голоса не только политиков Бухареста, эксплуатирующих самолюбие румынской нации, и их креатур в Кишиневе. «Натиск на Восток» - стратагема влиятельных сил Запада.

Предложенная вниманию читателей работа нашего постоянного автора профессора Зорана Милошевича осуществлена в рамках научного проекта «Демократические и национальные мощности политических институтов Сербии в процессе международной интеграции» (179009), который финансирует Министерство просвещения, науки и технологического развития Республики Сербия»

Этноцидом над сербами, который осуществлялся много веков на территории нынешней Румынии (с XVII по XX век) при помощи социальной инженерии, было обеспечено создание румын и их государства Румынии как геополитического проекта Австро-Венгрии, Франции, Германии, Италии и Ватикана ради физического разделения сербов и русских. В то же время политические центры силы сделали невозможным для ученых и средств массовой информации внутри Сербии исследовать общественные процессы на территории Валахии, Эрделя (Трансильвании) и Молдавии, так что создан почти полный вакуум, т.е. полная неосведомленность о реальном положении на этом пространстве. Поскольку Запад (на этот раз в лице США, Европейского союза и НАТО) вновь актуализировал молдавский вопрос, желая присоединить к прозападной Румынии пророссийскую Молдавию, то у сербской научной и иной общественности есть повод обратить внимание на так называемый румынский вопрос, чтобы еще раз осмыслить условия существования для самих себя и новую геополитику на Балканском полуострове. Иными словами, это значит, что современные Сербия и Россия должны поднять вопрос об этноциде славян Валахии, Эрделя и Молдавии, тем самым поставив и вопрос дерумынизации этих территорий, что должно привести к установлению общей границы с Россией. Так бы восстановилась историческая справедливость, столь необходимая для устойчивой безопасности не только на Балканах, но и для русских.

Славянские средства массовой информации и наука не обращают внимания на события в Румынии и Молдавии, что является множественной культурологической, идентификационной и, конечно же, геополитической ошибкой. По объективным источникам, когда идет речь о населении нынешних Румынии (Валахии, Пруто-Карпатской Молдавии и Эрделя/Трансильвании) и о румынах и их латинской идентичности, то, например, итальянские политики и ученые XIX века все ставят в кавычки. Вот пример: «Подунайские княжества Валахия и Молдавия из-за своего местоположения в нижней части течения Дуная и «латинского», как говорилось, характера своего населения, еще от времени кризиса 1848-1849 годов становятся важным фактором в расчетах европейской дипломатии и оценках наиболее авторитетных представителей общественного мнения» (1). То же самое они делают и тогда, когда пишут о присвоенном наименовании (о котором говорят, что оно «надежнее всего сохранило имя римское») - «румыны» (2). Для западных государств того времени создание Румынии обусловливалось не реальным этническим положением, а политикой вытеснения России с Балкан (3).

Для сербского археолога профессора Джордже Янковича, когда возникает вопрос об этническом происхождении «румын», нет сомнений, что это славяне: «В нынешней Румынии Западом еще ранее начато уничтожение славянских корней и кириллического письма, так что сейчас румыны не умеют читать свои средневековые тексты, написанные в церквях (это произойдет и с сербами, если они отрекутся от кириллицы, как им это навязывают нынешние власти). Венгры забыли, что почти все их короли из династии Арпадовичей были женаты на славянках, что материнский их язык был славянский, а в государстве их наиболее многочисленное население составляли славяне».

Исследования по истории церкви на территории Валахии, Эрделя и Молдавии опять же приводят к славянам и сербам. А именно: литургия совершалась здесь на церковнославянском языке, который пришел «с другой стороны Дуная», т.е. из Сербии. Церковь в Молдавии обустроил монах Никодим (Прилепский), рожденный в Прилепе от матери-сербиянки и отца-грека. Именно Никодим основал первые валашские монастыри - Водице возле Северина и Тисмана в Олтении.

Владислав Гросул указывает, что «задунайский» язык (сербский) был официальным языком не только в Молдавии, но и в Валахии, Эрделе, Болгарии, Сербии, Великом княжестве Московском и других княжествах, даже в Великом княжестве Литовском и Русском. В Молдавии сербский (именуемый «сырбие», на деле - русский книжный язык того времени - Ред.) являлся государственным языком вплоть до XVII века, когда правители-греки начали борьбу против него и вытеснение из употребления. Таким образом, «балканская теория» происхождения молдаван возрастает в значении, ибо, как говорит сам В.Я. Гросул, исследователи Гамбургского университета доказали, что в генетическом аспекте румыны ближе обитателям Балканского полуострова (сербам), чем итальянцам. Новые исследования ДНК населения Балкан и Европы подтверждают заключения сербской автохтонистической школы, а также исследователей из Гамбурга.

«ЭПОХА СЛАВЯНИЗМА» В РУМЫНИИ

Доктор Илие Барбулеску - собственно, «румын» - профессор университета и академик, пишет: «В общем, во всей Трансильвании (Эрделе), да и во всем Банате, обнаруживаются нами только сербы как наиболее численное население, которое преобладает, и сербский язык как подлинный славянский литературный и церковный язык не только их, но и самих румын». Он замечает, что сербы преобладают и в Валахии, и в Молдавии (от XIV века), а ранее также составляли большинство (в течение XIII века, когда валашская знать роднилась со знатью Сербии - например, в 1274 году валашский воевода Олтении Лютивой выдает свою дочь за Стефана Милутина, короля Сербии, того Милутина, которому в скором времени предстояло распространить свою власть на Боснию и Македонию вплоть до Скопья).

Зачем сербам сейчас знать, что из сербской Молдавии в 1567 году в монастырь Милешева «прибыло» небо, собственноручное произведение госпожи Роксанды, жены Александра, воеводы Молдавии?

Зачем нынешним сербам знать, что молдавский боярин Стефан Боул, великий господарь Дольней Земли, имел на своей печати вырезанный год 1655, а также именование «Сербин».

Как раз упомянутый период истории «Румынии» Илие Барбулеску называет «эпохой славянизма». И он прав. Сербские правители Молдавии для сербского населения приглашали священников, учившихся и рукополагавшихся в Сербской церкви (из Охрида, Печской Патриархии и т.д.). Насколько в то время сербство и православие были живы в Эрделе, Валахии и Молдавии, говорят данные о том, что на протяжении XVI века (сведения относятся к 1558 году) из Западной Малороссии, конкретно - ныне униатского Львова, присылали туда юношей «учиться сербскому церковному пению» и, конечно же, сербскому литературному языку. В то время и в Валахии, и в Молдавии, и в Эрделе

(Трансильвании) язык назывался славянским или сербским. Не было румынского или какого-то другого.

Угасание сербства в Молдавии, Валахии и Эрделе (Трансильвании) началось в конце XVII века в Трансильвании, где иезуиты взялись за миссионерское дело и быстро поссорили сербов. Известны имена сербов, работавших на пользу Римско-католической церкви и Австро-Венгрии, навязывая румынизм как идеологию и «румынство» как новую национальную принадлежность, лишенную сербского языка, кириллицы и истинного православия. Понятно, денационализация славян-сербов начинается с унии, которую от имени верующих принял митрополит Теодосий в 1680 году, признав папу главой Церкви.

Этот «митрополит» на некоем «румынском» напечатал текст «Литургии» (наполовину язык был сербский, вторая же половина - итальянско-французская), а в предисловии указал, что сделал это ради тех священников, которые не знают церковнославянского и сербского языков. Впрочем, румынизации славян в Эрделе, Валахии и Молдавии благоприятствовали еще некоторые обстоятельства. С кризисом Османской империи значительно усилилось ее давление (прежде всего экономическое и культурное), что вынудило искать союзников в ближайших государствах - Австрии и Польше, особенно последней. А это означало и то, что открываются двери римо-католицизму, римско-католической пропаганде и миссиям среди православных Дунайских княжеств, а они в качестве важного аргумента, почему нужно принять римскую веру и папу, использовали утверждения, что местное население - римского, а не сербского и славянского происхождения. Именно римо-католики принудили православных Молдавии (и Валахии) выйти из юрисдикции Сербской церкви (Охридской архиепископии - XVII век) и перейти под власть Константинополя, где легко коррумпированные фанариоты и так внесли великую смуту в среду православных Молдавии, Валахии и Эрделя. Это было необходимо в борьбе за православных верующих, чтобы ввести униатские и римско-католические книги, напечатанные на так называемом румынском языке. С этими книгами начало распространяться и понятие «румынский язык», которое в начальной фазе означало не язык «румынского народа» (какового еще не было), а название для письменного языка, нормы которого были сформированы в «Школе Арделяна» (Трансильвании) иезуитами для тех православных, которые приняли унию.

ИЕЗУИТСКАЯ АРДЯЛЬСКАЯ ШКОЛА И РУМЫНИЗМ

Об этом навязывании румынского языка, который был не народным, а искусственным, специально придуманным для миссионерских целей Римско-католической церкви, существует множество исторических документов. Например, писатель Константин Негруцци в статье «Как я изучал румынский язык» (1837) рассказывает, что из Трансильвании прибывали специальные учителя «румынского языка», которые получили образование в иезуитско-униатской Ардяльской Школе и которые, помимо обучения языку, имели задачу убеждать учеников, что они «румыны». Затем старались убедить, что для румынского языка практичнее латиница, и в то же время умаляли кириллицу как примитивное и «дьявольское письмо».

Владислав Гросул об этом пишет: «Еще один фактор влиял на сближение княжеств - это переселенцы, которые в Валахию и Молдавию прибывали из Трансильвании и всей Австро-Венгерской империи, так как на все сильно влияла Ардяльская Школа. Представители романизированного населения Австрийской империи на то время в большинстве своем уже считали себя румынами, и в их среде родилась идея о единой румынской нации» (5). Румынский журналист К. Бакалбаша об этом писал: «Всюду были учителя из Ардяльской Школы... Они зажгли румынский факел, и никакой другой не мог его превзойти». Эти учителя имели весьма большое влияние на культуру, образование и национальное сознание, прежде всего в среде высших социальных слоев. Эта Школа оказала влияние и на греческого историка (униата) Д.Филипиде, который переселился в Валахию в конце XVIII века и который на греческом языке в Лейпциге за иезуитские деньги опубликовал в 1816 году «Историю Румынии» и «Географию Румынии». Это является первым употреблением в науке понятия «Румыния» по отношению ко всему романизированному населению левобережья Дуная.

Представители Ардяльской Школы были сторонниками латинской концепции румынской нации, а сербскую и славянскую теории считали вредными и предлагали их ликвидировать. Именно «исторический и лингвистический латинизм Ардяльской Школы заложил основы румынской национальной идеологии. Иначе говоря, румыны являются не этнической общностью (народом), а политическим конструктом, который задуман не только для того, чтобы разделить русcких и сербов, но и чтобы латинской идентичностью румын трассировать путь обновления «Священной Римской Империи», что и сегодня является официальной политической программой Ватикана и Римско-католической церкви» (6). Дополнительный аргумент в пользу этого утверждения представляют также события 1838 года (и нескольких лет ранее), когда новосформированные партии создавали свои программы. Например, Валашская «национальная партия» в своей программе выступала за освобождение Валахии и Молдавии от осман (турок) и провозглашение независимости, затем создание общего руководства, которое бы объединило два государства в «Великую Дакию», а не Румынию.

С этим соглашается и Йован Пеин, который в предисловии к книге «Валахи» пишет следующее: «Для введения румынского языка в церкви больше всего сделали валахи-униаты Венгрии. Определенное число валахов из Эрделя под влиянием своих соплеменников, которые получили образование на Западе, познакомились с римо-католицизмом, античной историей и латинством, приняли унию в 1698 году, признали папу, тогда как большинство остались верными Великой церкви Царьграда, а в Банате находились под юрисдикцией Карловацкой митрополии Сербской православной церкви. Затем влияние униатов совершило прорыв в Валахию и Молдавию» (7).

Добавим, что венгры силой вынудили митрополита Савву II Бранковича (также бывшего тайным униатом) устранить славянский язык, который называют сербским, из церкви» (с. 129). Тот же митрополит Савва вынес решение: «таких священников, которые пользуются не румынским языком, а только сербским, не сметь рукополагать!». Так обеспечивалась не только румынизация Церкви (которой румыны прежде не имели, поскольку не было и их языка), но и появление так называемой румынской нации, которая создавалась ассимиляцией славян и сербов. К тому же Румынская православная церковь получила самостоятельность, собственно Томос, при весьма удивительных, даже неканонических обстоятельствах от Константинополя в 1925 году (до тех пор, подчеркнем, она не существовала). Указываем это, так как церковь Эрделя, Валахии и Молдавии была под юрисдикцией Охридской архиепископии и Печской патриархии (напомним, что управление территориями Валахии, Эрделя и Молдавии в 1429 году приняла Печская патриархия) с XI по XVII века. Упомянутый Томос Константинопольской патриархии от 1925 года сомнителен во многих отношениях. Другими словами, церковью-матерью должна была быть не Константинопольская патриархия, а Сербская православная церковь, чего иезуиты желали избежать и в чем преуспели.

Униаты неканонично отделили Румынскую церковь от Сербской православной церкви в 1864 году, что всеми средствами поддержала Австро-Венгрия и Римско-католическая церковь, сформировав отдельную «румынскую митрополию». Однако национальной церкви они не имели, как не имели и государства, поскольку до этого времени не было румынского народа. Первым румынским патриархом такой Румынской церкви стал Мирон, униат, который после рукоположения «вернулся» в православие. Хотя это не помешало ему вывести из церкви церковнославянский язык, принять римско-католический календарь и поддержать латиницу для нового «румынского» языка, который в первой редакции имел 50 процентов сербских и славянских слов (8).

О состоянии румынского «православия» Огнен Войводич пишет: «Румынская церковь перешла на григорианский календарь в 1924 году по указанию румынского митрополита, в соответствии с решением константинопольского так называемого Всеправославного конгресса.

Введение папского календаря вызвало разделение и протесты среди румынских верующих и священства. Систематические гонения на священников и мирян, верных православному календарному порядку, продолжались до Второй мировой войны. Разрушались все храмы, построенные «старокалендарниками», а многие священники умерли в тюрьмах. После Второй мировой войны православные верующие, которые чтили православную пасхалию, не были полностью лишены духовной жизни, но остались гонимыми, им не была обеспечена полная свобода богослужений.

В Румынии первый румынский князь Александр Иоанн Куза, находившийся у власти всего семь лет после освобождения от османского ига, был свергнут в 1866 году. После него до 1946 года Румын.

После него до 1946 года Румынией правил римско-католический немецкий род Гогенцоллерн-Сигмаринген - родственники германской императорской семьи. Римско-католическая династия способствовала гонениям против кириллического письма и переходу на римско-католический календарь. O римско-католическом влиянии в Румынии красноречиво свидетельствует тот факт, что Румынская патриархия в 1942 году признала так называемую Гермогенову «Хорватскую православную церковь» Независимой Державы Хорватии (НДХ) и послала митрополита Банатского (Темишварского) Виссариона (Пую) на торжества по этому поводу в Загреб, из-за чего хранитель Печского трона, местоблюститель патриаршего престола митрополит Скопльский Иосиф от имени Собора объявил о прекращении канонического общения с Румынской церковью (9).

Интерес представляют свидетельства французского ученого Якова Бонгарского, который в 1585 году путешествовал через Валахию в Царьград и оставил запись, что ему паспорт в Бухаресте выдан на сербском языке, чтобы он мог переехать через Дунай, а также добавил наблюдение, что в то время жители Валахии пользовались «сербскими буквами и сербским языком» (10)

СУЩНОСТЬ РУМЫНИЗМА СЕГОДНЯ

Ясно, что Румыния как государство и румыны как политическая идентичность созданы для того, чтобы постоянно мешать сплочению славян (русских и сербов), что очевидно и в наши дни и в Молдавии, и в Сербии. А именно: НАТО, Европейский союз и США планируют в 2018 году присоединить Молдавию к Румынии и в связи с этим «не имеют даже рождественских праздников». Американские эксперты по социальной инженерии при помощи местных «гарвардских мальчиков» (молдаван, получивших образование в Гарварде. - З.М.) утверждают, что в 2018 году США получат тотальный медийный контроль на территории Молдавии. Другими словами, на этой территории не сможет быть услышано какое-то иное мнение - ни русское, ни сербское, ни китайское... только румынское и американское (а это одно и то же). Зачем?

Сущность любой войны в том, чтобы на каком-то участке фронта обеспечить преимущество над противником, преимущество по формированию общественного мнения, преимущество в контроле духа и душ людей. Именно этим сейчас занимаются как правительственные, так и полуправительственные и неправительственные организации в Молдавии, а все они контролируются и оплачиваются США и НАТО.

США и НАТО, естественно, не остановятся, когда захватят Молдавию. Они должны будут вернуться, чтобы дожать сербов. И опыт по слому молдаван, конечно же, будет для этого ценным. Румыния к Сербии применила такую же методологию экспансионизма, как и в Молдавии. Это предоставление стипендий для учебы в Румынии, выдача паспортов для выезда в страны Европейского союза на работу, нарушение церковного права посредством учреждения приходов на канонической территории Сербской православной церкви и перевода верующих в свою церковь, создание новой идентичности валахов (с обязательным использованием латиницы), финансирование прорумынских медийных средств и неправительственного сектора, формирование идеологии для создания новой румынской нации на территории Сербии - «тимочан».

Перед сербами, ежели они хотят выжить, встает новая задача - участвовать вместе с русскими в духовном освобождении жителей Валахии, Молдавии и Эрделя от идеологии румынизма. В это время мы должны русским и «румынам» объяснить, что на этих исконно сербских территориях осуществлен этноцид славян, в основном сербов (11), и что для жителей этих земель, если не будет возможным вернуть свою сербскую идентичность (с точки зрения западных интересов румынизация сербов/валахов является всего лишь «сопутствующим уроном»), важен контроль дельты Дуная. Тогда, по крайней мере, будет формироваться прославянская интеграционная идеология, которая бы обеспечила федеративное объединение с Сербией и Россией. В то же время это значит, что должен прийти крах румынскому геополитическому проекту, который за все время существования Румынии был терновой колючкой в пятках русских и сербов. Возвращение валахов и молдаван к своей идентичности означало бы и общую российско-молдавско-валашско-сербскую границу, а это бы свидетельствовало, что сделан первый шаг в восстановлении исторической справедливости на данном пространстве.

Вторым шагом является возмещение ущерба Римско-католической церковью и западными государствами, которые помогали осуществлять этноцид.

Задумаемся об этом!

Зоран Милошевич, доктор социологических наук, научный советник, ординарный профессор теоретической социологии, Институт политических исследований, Белград

Литература

1. Анђело Тамбора, Кавур и Балкан, Завод за уџбенике, Београд, 2007, стр. 166.

2. Ibid, стр. 166 и 167.

3. Ibid.

4. Анатолиј А. Кљосов, Порекло Словена. Осврти на ДНК-генеалогију, Београд, «Мирослав», 2013, стр. 213.

5. Владислав Гросул, Молдавское движение до и после образования Румынии (1821 - 1866), стр. 53.

6. Зоран Милошевић, Шта Русија очекује од Ватикана, Печат: лист слободне Србије. - бр. 512, 23. март 2018, стр. 35-37.

7. Јован Пејин, Предговор приређивача, Власи, Елаборат ОЗН-е 1948 - 1949. године, приредили Јован Пејин, Милорад Средојевић, Хришћанска мисао, Београд, 2012, стр. 8.

8. См.: Властимир Трујић, Кратки архаични словар Влашке и Молдавије у савременом румунском језику, у зборнику Анатомија румунске политике, приредио Зоран Милошевић, Центар академске речи, Шабац, 2017, стр. 307 - 320; Упор.: Јован Стерија Поповић, Речи српско-слове-нске у влашком језику познате, у зборнику Анатомија румунске политике, приредио Зоран Милошевић, Центар академске речи, Шабац, 2017, стр. 321 - 349.

9. Огњен Војводић, Грегоријански глобализам (2), http://www.ognjenvojvodic.

info/gregorijanski-globalizam-drugi-dio.html

10. Власи, Елаборат ОЗН-е 1948 - 1949. године, приредили Јован Пејин, Милорад Средојевић, Хришћанска мисао, Београд, 2012, стр. 77.

11. См: Зоран Милошевић, Хјустонски пројекат за уништење Словена, Печат: лист слободне Србије. - бр. 474, 9. јун 2017, стр. 40-43.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Зоран Милошевич
Все статьи Зоран Милошевич
Последние комментарии