itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Концепция преемственного развития республики Беларусь

Постановка проблемы

Бывший СССР 
0
793
Время на чтение 18 минут

В связи с важнейшими политическими событиями в Республике Беларусь в 2019-2020 гг., предстоящими выборами Президента и Парламента, ключевой идеологической задачей является концептуальное обеспечение преемственного развития государства, продолжение последовательного курса на построение сильной и процветающей Беларуси.

В статье анализируется феномен преемственности на примере крупных цивилизационных центров силы, таких как Россия, Китай, США. Выявляется преемственность власти в Российской империи. Рассматривается китайская политика преемственности. Внешнеполитическая стратегия США раскрыта как последовательная стратегия по установлению нового мирового порядка.

С учетом исторического опыта обозначенных государств предлагается концепция преемственного развития Республики Беларусь как одна из основ национальной идеи.

***

Обеспечение национальной безопасности в условиях глобализации и евразийской интеграции требует глубокого теоретико-методологического осмысления проблемы преемственного развития. Соблюдение принципов исторической и социально-политической преемственности способствует сохранению и последовательной передаче культурно-исторической информации, ценностей и традиций от поколения к поколению. Поэтому все социальные институты обучения и воспитания должны быть основаны на принципе преемственности [1].

Принцип преемственности характерен для политики многих государств, включая Россию, Китай и США. Политика преемственности, с определенными национальными отличиями, вплетена в политическую и культурно-историческую традицию этих государств, является неотъемлемой частью их цивилизационного кода.

В контексте обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь важно учесть, что преемники, являясь проводниками политики предшествующих поколений, не только гарантируют национальную безопасность, но и символизируют продолжателей «дела отцов», например, Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, Президент Азербайджана Ильхам Алиев, Президент Сирии Башар Асад, а также другие волевые и сильные лидеры.

В этой связи важной идеологической задачей представляется разработка концепции преемственного развития Республики Беларусь на основании национальных культурно-исторических традиций, а также с учетом опыта зарубежных государств.

Древнерусская традиция преемственности

В Древней Руси великокняжеский престол в обязательном порядке передавался старшему сыну. Престолонаследие осуществлялось по родовому признаку. Данная традиция утвердилась в период формирования российской государственности и основания Великого княжества Московского в середине 14 века. Древнерусская традиция передачи власти от отца к сыну сохранилась и в Российской империи, где было всего две династии: Рюриковичей и Романовых.

Впервые механизм преемственности власти был нарушен Петром I.
5 февраля 1722 г. он издал «Устав о наследовании престола», в соответствии с которым был отменен прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии. Данный указ не только сломал вековые устои передачи власти от отца к сыну, но и нарушил правило первородства.

Нарушение принципа преемственности власти в России неоднократно влекло за собой «дворцовые перевороты» и ставило под вопрос само существование государства. Изменение способа транзита власти негативно влияло на весь государственный аппарат управления, который становился заложником интриг и борьбы внутривластных группировок.

Изменение Петром I механизма преемственности дорого обошлось и Екатерине II. Руководствуясь указом Петра I, она решила передать власть не своему сыну Павлу, а внуку Александру: «Это привело и к конфликту между отцом и сыном, и к конфликту между Екатериной и Павлом. Павел эту обиду транслировал на всю страну. Когда он пришел к власти, он выкосил все екатерининское» [2].

Петровский указ о престолонаследии отменил Павел I в день своей коронации 5 апреля 1797 г. Новый закон, «Акт о престолонаследии», гарантировал преимущество в наследовании престола по праву первородства по мужской линии. Таким образом власть снова перешла в метафизическую плоскость промысла Божьего и передавалась от отца к старшему сыну.

Генерал-майор Н.Леонов справедливо считает, что монархия в России символизировала власть «помазанника» Божьего и являлась символом «преемственности всех ее исторических, культурных и даже этнических и религиозных традиций...» [3]. После уничтожения монархии страна буквально «пустилась во все тяжкие» [3].

Революция 1917 года в очередной раз нарушила установленный порядок транзита власти и принцип исторической преемственности, который исключает неуважительное отношение к прошлому. После революции практически все руководители советского государства, за исключением Сталина, вели борьбу с историческим наследием своих предшественников. Особо в этой борьбе отличился Н.С.Хрущев.

В 1991 г. Российская Федерация выступила правопреемницей СССР, однако новые либеральные элиты фактически «приватизировали» историческое и геополитическое наследие предшествующих поколений, что проявилось в таких пагубных явлениях, как «семибанкирщина», «козыревская дипломатия» и др. И только Президент России В.Путин восстановил историческую традицию, указав на важность преемственности власти.

В 2012 г. В.Путин заявил: «Конечно, можно вообще всех зачистить, но есть такое понятие, как преемственность» [4].

Преемственная политика Китая

Наряду с осмыслением древнерусской традиции социально-политической преемственности, то есть передачи власти от отца к сыну, весьма важно изучить также опыт Китая. Преемственная политика этой страны основана на синтезе древних философских концепций с государственной идеологией. Приоритет преемственности и последовательности формировался в Китае на протяжении столетий. Поэтому он глубоко укоренился в сознании китайского народа.

Как заметил белорусский ученый В.И.Чуешов, многие отечественные и зарубежные исследования подтверждают, что современное социально-экономическое развитие Китая имеет неразрывную преемственную связь с древними китайскими философскими традициями [5, с. 102]

Историческим истоком китайской политики преемственности является древний культ почитания предков и верховного божества Шанди, «верховного императора», а также культ Неба как главного контролирующего и регулирующего начала. В древности китайский властитель Поднебесной именовался сыном Неба. Идея «родства с Небом» означала, в первую очередь, принятие на себя ответственности за весь мир, в который входил сам Китай и окружающая его «варварская» периферия [6].

Конфуцианство также рассматривало императора как управляющего от имени великого Неба, а китайское государство - как одну большую семью, в которой правитель, являясь наместником Неба на Земле, выступал в роли Отца своих подданных. Идеология конфуцианства обосновывала необходимость проявления любви к правителю и сыновнюю почтительность [7].

Принципы конфуцианства являются системообразующими и для современного китайского общества. Особо следует выделить историческую приверженность китайцев к консерватизму и традициям, выраженную в почитании старших (отца и старших в семье), культе семьи и клана, уважении к профессии учителя, чиновника-ученого и др.

Современное поколение руководителей Китая активно использует принципы политической и философской мысли прошлого, обеспечивая ее взаимосвязь с настоящим. Китайский лозунг «древность на службу современности», сформулированный еще в Древнем Китае, используется и по сей день, что подтверждает приверженность китайских политиков традиции, ставшей неотъемлемой частью общенационального менталитета.

В ходе реализации политики «социализма с китайской спецификой» многие аспекты идеологии конфуцианства меняются и адаптируется к новым условиям, однако основы политики преемственности остаются неизменными: это сильное государство с главенствующей ролью лидера (патерналистская модель), системообразующая роль коммунистической партии, преемственность поколений руководителей и др.

Несмотря на то, что руководство Китая уже не заявляет о «мандате Неба» на управление государством, а также о сакральном значении власти, китайский лидер по-прежнему является в глазах народа «благодетелем», который направляет страну к процветанию и повышению благосостояния граждан.

Системообразующей основой государственной идеологии Китая остается принцип преемственности.

Идеология преемственности служит мощной опорой власти. Высокое доверие граждан к руководящей роли коммунистической партии на протяжении многих десятилетий объясняется вышеобозначенным симбиозом древней ценностно-мировоззренческой традиции, идеологии конфуцианства и социалистических идей. Вот почему лидеры Китая, начиная с Мао Цзэдуна и заканчивая современным «пятым поколением» руководят страной, обеспечивая взаимосвязь китайского менталитета, традиции и философии, с одной стороны, и политики, с другой стороны.

Синтез идеологии конфуцианства с практической политикой Китая обеспечивает последовательное развитие этой страны без резких колебаний и потрясений, способствует гармонии и единству общества.

Так, например, Мао Цзэдун объединил конфуцианскую систему с казалось бы несовместимой для нее доктриной русских и китайских анархистов начала 20 века. Такой синтез стал одним из столпов могущества китайского лидера.

Ху Цзиньтао в 2002 г. предложил концепцию «гармоничного общества», в центре которого ставился человек. Учитывая, что идея гармонии является одной из основ конфуцианства, Ху Цзиньтао объединил запрос общества с древней традицией.

Дэн Сяопин в 2007 г. совместил идею гармонии и единства с идеей «общества среднего достатка». Поскольку эта идея также отвечала запросам китайского народа, она послужила концептуальной основой политики лидеров «четвертого поколения» Китая.

Современную китайскую политику преемственности можно обозначить как взаимосвязь «идей Мао Цзэдуна», «теории Дэн Сяопина», «научного взгляда на развитие» Ху Цзиньтао, а также «идей Си Цзиньпина», обозначенных им осенью 2017 г. на 19 съезде Коммунистической партии Китая (КПК). На съезде в устав КПК внесли положение о том, что «идеи Си Цзиньпина новой эпохи социализма с китайской спецификой ... это руководство к действию для всей партии и народа страны ... в течение длительного времени необходимо их придерживаться и развивать их» [8].

Итак, начиная с первого руководителя КНР (Мао Цзэдун) и заканчивая лидерами «четвертого поколения» (Ху Цзиньтао) и «пятого поколения» (Си Цзиньпин) развитие Китая тесно связано с древней философской традицией, которая сочетается с идеологией социализма и, таким образом, обеспечивает преемственную политику.

Подготовка «преемника для преемника»

Процесс транзита власти в Китае осуществляется на протяжении длительного периода времени, в течение которого преемник на практике обучается искусству управления государством. Система поэтапной передачи власти связана с именем Дэн Сяопина. Она основывается на неформальном правиле подготовки «преемника для преемника». Согласно данному правилу, лидер Китая продвигает преемников не для себя, а для своего преемника. Это означает, что «испытательный срок», в течение которого преемники должны показать свои личные и деловые качества, растягивается, как правило, на одно-два десятилетия.

Более того, уходя с руководящего поста, опытные партийные кадры становятся неформальными советниками для своих преемников, что обеспечивает корректировку курса новых лидеров и фактически гарантирует преемственную политику Китая. Так, в 2012 г. Ху Цзиньтао продвинул в Политбюро ЦК КПК свой тандем «преемников для преемника», призванный сменить Си Цзиньпина и Ли Кэцяна в 2022 г. Несмотря на то, что этот тандем неожиданно распался в ходе «большой чистки» партийных рядов, сегодня в Китае по-прежнему действует вышеобозначенное неформальное правило.

На посту Председателя КНР Си Цзиньпин продолжил реализацию принципа «династической преемственности». Он также сохранил традицию комплектации Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК представителями различных фракций, протекцию которым составили прежние партийные лидеры [9].

Преемственность политики Си Цзиньпина проявилась еще и в продолжении реализации внешнеполитической концепции Ху Цзиньтао, ключевым тезисом которой является положение о «мирном подъеме» или «мирном развитии» Китая. В интерпретации нынешнего китайского лидера этот тезис прозвучал так: «в крови китайской нации отсутствует ген агрессии и мировой гегемонии» [10].

Единство китайского народа, состоящего из более чем 56 национальностей и этнических групп, в значительной степени обеспечивает системная идеологическая работа КПК, результатом которой является ощущение сопричастности каждого члена общества к одной «большой семье». Идеология Китая формирует понимание того, что проводимая руководством страны политика отвечает интересам китайского народа, направлена на разрешение его нужд и созидание Великого Китая. В этом, на наш взгляд, и заключается залог успеха «китайской мечты» как национальной идеи.

Преемственная стратегия США

В целях определения национальной идеи Республики Беларусь, одной из основ которой могла бы стать концепция преемственного развития, весьма важно раскрыть сущность преемственной стратегии США, направленной на установление нового мирового порядка. Данная цель неизменна на протяжении веков. Она не зависит от смены президентских администраций и является одним из глубинных факторов мировой политики.

Президент США Дж.Буш-младший откровенно заявил: «Когда наши отцы-основатели провозгласили новый порядок веков, они приступили к реализации древней надежды, которая должна быть осуществлена» [11].

Преемственность стратегии США по установлению нового мирового порядка неоднократно подтверждалась в заявлениях высшего руководства в Белом доме. Причем Президент США Б.Клинтон даже признал наличие «одинакового мировоззрения», как у президентов-республиканцев, так и у президентов-демократов относительно необходимости установления «нового мирового порядка» под руководством США [12].

Как показало наше диссертационное исследование, преемственный характер внешнеполитической стратегии США обусловлен, главным образом, механизмом ее реализации. Этот механизм включает три составляющие: идеологическую, экономическую и военно-политическую.

Идеологическая составляющая стратегии США по установлению нового мирового порядка представляет собой универсальную политическую формулу, основанную на идеологии либерализма и генерировании в массовом сознании «образа врага», который мобилизует общественное мнение и направляет ресурсы на реализацию глобальной стратегии под лозунгами всемирной демократической миссии. Экономическая составляющая стратегии США основывается на финансово-экономическом потенциале и формируется посредством политики «открытых дверей» и экономической дипломатии. Экономическая власть доллара США проецируется на мировую арену и открывает мир для американского влияния. Военно-политическая составляющая стратегии США направлена на расширение военно-политического контроля в ключевых регионах мира, в том числе посредством расширения НАТО, создания военных баз и прямых вооруженных интервенций.

После распада СССР, на этапе гегемонизма, Вашингтону потребовалась корректировка идеологической составляющей стратегии.

Поэтому «империю зла» заменили «государства-изгои», а вместо «железного занавеса» была спроецирована новая демаркационная линия борьбы за «мир по-американски» - «ось зла». Место «советской угрозы» заняла угроза международного терроризма и «исламская угроза». Концепция «сдерживания» и лозунг защиты демократии от коммунизма, оправдывающие экспансию и строительство нового мирового порядка в период холодной войны, были преобразована в концепции «расширения демократии» («экспорта демократии»), «смены режима», «превентивной войны», «беневолентного гегемона» («доброжелательного гегемона») и др.

Так в общих чертах сработал механизм реализации внешнеполитической стратегии США, который трансформировал холодную войну в «войну с терроризмом» и, затем, в современную «гибридную войну». Функционирование данного механизма способствует расширению парадигмы нового мирового порядка в трех измерениях: информационном, экономическом и военно-политическом.

Бывший советник Президента США Дж. Буша, директор российского отдела в Совете национальной безопасности США (2002-2007) Т.Грэм, подтвердил, что «Наш основной подход всегда заключался в том, чтобы определить главного врага и на этом строить внешнюю политику. Во время холодной войны главный враг - СССР, главный принцип - сдерживание. После распада СССР мы продолжали действовать в рамках этой парадигмы» [13].

Механизм преемственного развития Республики Беларусь

В отличие от политики агрессивного глобализма, в основе миролюбивой политики Республики Беларусь лежат традиционные культурные и духовно-нравственные ценности Восточнославянской цивилизации.

Поэтому идеологической составляющей концепции преемственного развития Республики Беларусь могут послужить традиционные христианские ценности. Необходимо объединить ценностно-мировоззренческую традицию, христианский взгляд на мир, с политикой и идеологией, отождествляющей интересы белорусского народа. При этом важно учесть, что все традиционные религии и философские концепции, существующие на территории Республики Беларусь, обладают значительным миротворческим потенциалом.

Экономической составляющей концепции преемственного развития представляется белорусская социально-экономическая модель развития, основанная на принципах социальной справедливости, общинности и коллективизма. Данная составляющая обеспечивает экономическую защищенность граждан, в том числе, посредством создания общего рынка ЕАЭС с равными правами участников (по аналогии с «общим рынком» ЕС и историческим рынком СССР).

Геополитической составляющей концепции преемственного развития Беларуси представляется идея Евразийской конфедерации, в духовном смысле, Святой Руси. Ее главным целеполагающим принципом может стать принцип «дружбы народов», в основе которого лежит этническое и историческое единство восточнославянских народов. Данный принцип способен локализовать и нейтрализовать возможные территориальные и хозяйственные споры, а также разногласия и конфликты между «хозяйствующими субъектами».

Военно-политической составляющей концепции преемственного развития может послужить политика дальнейшего укрепления обороноспособности ОДКБ как альтернативы расширению НАТО.

Панорамный подход к истории Беларуси

В рамках разработки концепции преемственного развития Республики Беларусь целесообразно использовать панорамный подход к истории белорусской государственности: от ее истоков в лице самобытных княжеств Древней Руси до современного суверенного государства.

Панорамный подход к истории Беларуси исключает любые спекуляции на тему истоков государственности и этапов ее развития, будь то периода древнеславянских княжеств, ВКЛ, Речи Посполитой, БССР, или Республики Беларусь. Причем каждый из этих исторических этапов развития является равнозначным и равновеликим, что исключает разделение общества на «своих» и «чужих», обеспечивает единство белорусской нации.

И, напротив, фрагментарный подход к истории не может объединить общество на длительную перспективу. Исторические дискуссии о «золотом веке» или, наоборот, трагических периодах развития государства являются частью политической технологии, направленной на стимулирование социальных противоречий и рост напряженности в обществе. В особенности, когда и если такие дискуссии возводятся в ранг общенациональной проблемы, становятся постоянной «болевой точкой» национального самосознания, а не научной проблемой в рамках спора профессиональных историков. Акцент на каком-либо историческом периоде как «расцвете государственности» раскалывает национальное самосознание и ведет к ослаблению иммунитета общества и государства.

Дипломат и историк П.В.Стегний обратил внимание на то, что «в исторической судьбе народов одно вытекает из другого, каждый последующий этап является продолжением предыдущего, даже опровергая его. Попытки подогнать эту логику под конъюнктурные, а оттого недолговечные схемы ведут к эрозии, если не разрушению складывавшихся веками опорных конструкций массового сознания. А за этим неизбежно следует социальный взрыв. Или гражданская война, бессмысленная в своей беспощадности. Гражданское противостояние на Украине - прямое следствие насилия над историческим сознанием народа» [14].

Сознательное изменение прошлого, то есть «переписывание истории», означает изменение сознания целого народа, его мировоззрения. Государство с подрубленными историческими корнями, или с «переписанным прошлым» обречено на деградацию, а народ на исчезновение. Как справедливо заметил Л.Шебаршин: «У народа отнимают прошлое, чтобы лишить его будущего» [15].

Беларусь бережно относится к исторической памяти народа. Как справедливо заметил Глава государства на встрече с активом БРСМ, приуроченной к 100-летию ВЛКСМ, «Создавая молодежную организацию, в Беларуси ничего не придумывали, а взяли за основу связь поколений, преемственность, историческую память» [16].

Выводы

Итак, принцип преемственного развития может стать новой парадигмой развития Беларуси. Его целесообразно включить во все основополагающие концептуальные и доктринальные источники белорусской внутренней и внешней политики, в том числе, в концепцию национальной безопасности. Данный вопрос целесообразно рассмотреть уже в процессе принятия решений на VI Всебелорусском народном собрании с тем, чтобы включить принцип преемственного развития в последующие программы социально-экономического развития.

Важно также закрепить принцип исторической и социально-политической преемственности на прочной идеологической и институциональной платформе, задействовать ключевые общественные объединения страны: ФПБ, РОО «Белая Русь» и БРСМ. В таком случае идеологическая работа в нашей стране будет сосредоточена на формировании массового сознания в духе исторической преемственности, обеспечит сохранность исторической памяти.

В социально-политическом отношении панорамный подход к развитию белорусской государственности позволит обеспечить связь поколений и, таким образом, будет способствовать преемственному развитию страны в широком смысле: государственного курса, элиты, политических институтов, правового, информационного и культурного поля.

Методологический подход к разработке концепции преемственного развития Республики Беларусь может быть сформулирован следующим образом: обеспечение национальной безопасности посредством преемственного развития.

Александр Плащинский, кандидат политических наук, доцент

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978. - С. 1530.

2. Преемственность власти, преемственность истории - основа существования и развития России [Электронный ресурс] // Русская сила.

. - Дата доступа: 19.09.2018.

3. Воин, ученый, политик. Николаю Сергеевичу Леонову 90 лет [Электронный ресурс] // Русская народная линия: информационно-аналитическая служба. - Дата доступа: 19.09.2018.

4. Путин: России нужно сохранить преемственность власти с необходимой ротацией [Электронный ресурс] // Взгляд. Деловая газета. - Режим доступа: https://vz.ru/news/2012/7/31/591156.html. - Дата доступа: 19.09.2018.

5. Чуешов, В.И. О философско-идеологических предпосылках развития Китая и их значении для Республики Беларусь / В.И.Чуешов // Беларусь в условиях глобализации и интеграции: материалы междунар. науч. конф. БНТУ. Минск, 25 окт. 2018 // редкол.: С.В.Харитиончик (отв. ред.)[и др.]. - Минск : БНТУ, 2018. - 205 с. - С. 101 - 104.

6. Васильев, Л. С. История религий Востока / Л. С. Васильев. - М. : Высшая школа, 1983. - С. 205.

7. Сидихменов, В. Я. Китай: страницы прошлого / В. Я. Сидихменов. - Смоленск : Русич, 2000. - С. 235.

8. Constitution of the Communist Party of China. - Beijing : Renmin Chubanshe, 2017. - P. 6.

9. Борох, О. Новая эпоха Китая: от обогащения к усилению / О. Борох, А. Ломанов. // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - Т. 62, № 3. - С. 59-70.

10. Cи Цзиньпин, Выступление на Китайской международной конференции дружбы и 60-летия со дня основания Китайского народного объединения дружбы с зарубежными странами : 15 мая 2014 года // News.xinhuanet. - Mode of accessed: http://news.xinhuanet. com/politics/2014-05/15/c_1110712488.htm. - Date of accessed: 19.09.2017 ;

11. Bush, G. W. President Sworn-In to Second Term. Inauguration 2005 [Electronic resource] / G. W. Bush // The White House. - Mode of access: http://www.whitehouse.gov/news/releases/2005/01/20050120-1.html. - Date of access: 02.05.2015.

12. Bill Clinton new world order speech [Electronic resource] : [Washington, DC, Kennedy Center] // YouTube. - Mode of access: https://www.youtube.com/watch?v=-j1b5RlXQkk&feature=youtu.be. - Date of access: 02.05.2015.

13. Сурков, Н. Советник Буша-младшего: США не могут найти главного врага [Электронный ресурс] / Н. Сурков // Известия. - 2016. - 26 мая. - Режим доступа: http://izvestia.ru/news/615385#ixzz4XFY8MQUyhttp://izvestia.ru/news/615385#ixzz4BjoGocOS. - Дата доступа: 06.02.2017.

14. Стегний, П. В. Украина: невыученные уроки истории [Электронный ресурс] / П. В. Стегний // Журнал «Русская история». - Режим доступа:

http://rus-istoria.ru/component/k2/item/1177-ukraina-nevyuchennye-uroki-istorii. - Дата доступа: 19.09.2018.

15. Шебаршин, Л. Хроники Безвременья. Заметки бывшего начальника разведки [Электронный ресурс] / Л. Шебаршин // Библиотека Максима Машкова. - Режим доступа: http://lib.ru/MEMUARY/SHEBARSHIN/shebarsh.txt_with-big-pictures.html. - Дата доступа: 19.09.2018.

16. О преемственности, новых проектах и задачах - итоги встречи Лукашенко с молодежью в столетие ВЛКСМ [Электронный ресурс] // БЕЛТА: белор. телеграфн. агентство. - Дата доступа: 12.11.2018.

Сокращенный вариант данной статьи опубликован в журнале «Беларуская думка»

УДК 323(476)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Плащинский
От теории к практике
Проект «Единое Отечество» как продолжение проекта «Большая Евразия»
10.05.2023
На пути к новой Ялте: контуры будущего
О необходимости «Идеологического Генштаба» при Госсовете России
11.04.2022
СНГ: что дальше?
Концепция преемственного развития как продолжение проекта «Большая Евразия»
31.03.2022
Феномен преемственности
О необходимом условии для суверенного развития и воссоединения Беларуси, России и Украины на современном этапе установления нового мирового порядка
29.07.2021
Виртуальное государство от Бреста до Владивостока
Концептуальная социальная сеть. Часть вторая
05.06.2021
Все статьи Александр Плащинский
Бывший СССР
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
День памяти первого летчика-космонавта Юрия Гагарина
Сегодня, в день празднования Феодоровской иконы Божией Матери, мы вспоминаем русского героя Ивана Сусанина, генерал-майора П.Г.Жукова, ученого Н.А.Оболонского, композитора Б.А.Мокроусова, Героев Советского Союза Г.Я.Бахчиванджи и И.И.Гуляева
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40