«Воздавайте обеты Господу, Богу вашему»
(Псалом 75, 12 стих).
В конце XIX века в России, с распространением объемов виноделия, обозначилась проблема алкоголезависимости населения. Сразу же эта проблема стала широко обсуждаться как в светском, медицинском сообществе, так и в церковных кругах. В антиалкогольном издании «Горе горемычное» проблема пьянства обозначалась весьма наглядно: «наши современники единогласно сходятся в мнениях, что пьянство - такое зло, которое захватывает все стороны человеческого бытия, разрушает его материальное благосостояние, физическое, умственное и нравственное. Подрывая силы людей, алкоголь приготовляет хилое, больное телом и духом потомство, сеет болезни и смерть, производит ежегодно десятки тысяч душевнобольных и преступников, наполняет тюрьмы, больницы и каторжные места» (1).
Священники проповедуют о трезвости с амвонов, создают на приходах братства трезвости, врачи пишут статьи о вреде алкоголя для организма человека, интеллигенция сокрушается об упадке грамотности вследствие повсеместного пьянства. Высшая церковная иерархия благословляет антиалкогольные съезды и различные методы по борьбе с пьянством.
Среди различных форм оказания помощи зависимым были распространены обеты трезвости. Можно сказать, что обеты трезвости зарекомендовали себя эффективными возможностями в полном преодолении зависимостей. Дающий обет трезвости вырывался из зависимости и становился на путь подвига воздержания от алкоголя, и в этом делании ему помогала Церковь, являясь опорой и возможностью удерживать благодать Божию через регулярное участие в таинствах Исповеди и Причастия.
Во многих уставах обществ трезвости принятие обета было обязательным, лишь только после принятия обета трезвости зависимый становился действительным членом братства.
Так, великий русский педагог Сергей Александрович Рачинский учредил «согласие» трезвости в селе Татеве Смоленской губернии, где давался обет трезвости. По примеру этого сильнейшего братства трезвости по всей России стали создаваться подобные учреждения, например, в обществе трезвости в честь святого Пантелеимона Целителя при церкви в селе Гололобове Коломенского уезда, открытым 21 ноября 1890 года священником Иоанном Карповым. «При приеме в члены общества дается обет воздержания перед иконою этого святого и целуется икона, которая потом с надписью дается новому члену; после обедни служится молебен покровителю общества с акафистом; икона в доме членов держится на видном месте; члены общества поминаются на ектении за литургией; срок обета не меньше как на год. В первый год записалось 94 человека, во второй - 59, на третий - 133 человека; члены общества - большею частью рабочие на заводе Струве; много поступило в общество членами из дальних деревень и других заводов; были случаи нарушения обета, но отпавшие от общества если и пьют вино, то умереннее прежнего; многие члены повторяют свой обет из года в год» (2).
Санкт-Петербургское братство трезвости при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала, где трудился священник Александр Рождественский насчитывало до 70 тысяч трезвенников. Все эти люди давали обеты трезвости и большинство из них становились трезвенниками, лишь некоторая незначительная часть нарушала обеты, но впоследствии снова вставала на путь подвига воздержания.
Обеты трезвости широко применяются и в современных братствах трезвости.
В «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма», принятой на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года, первой формой и методом по утверждению трезвости, доказавшими свою эффективность, поставлен обет трезвости.
«Обеты трезвости (зароки от пьянства). Для укрепления в борьбе за трезвость люди могут давать обет трезвости. Обет дается человеком с благословения духовника и в надежде на благодатную помощь Божию. Обеты трезвости даются как самими страждущими, так и их родственниками, а также людьми, занимающимися профилактикой алкоголизма и желающими вести трезвый образ жизни» (3).
Что же такое обет трезвости, откуда вообще появились обеты?
Если мы обратимся к Священному Писанию, увидим там, что слово «обет», «обеты» (ед. число - недер; множ. число - недарим;) много раз употребляется в Библии. Первый раз - в книге Бытия, в рассказе о праотце Иакове, когда он в надежде, что Бог сохранит его в пути, обещает Богу десятую часть всего, что Бог дал ему (Быт 28:20-22).
Обет Иакова - это свободное волеизъявление, желание самого человека без какого-либо намека со стороны Господа о взятии на себя неких обязательств.
В том же смысле слово «обет» употребляется при описании многих ветхозаветных событий, так дает обет Анна, обещая отдать в дар (на служение) Богу своего сына Самуила (1 Цар 1:11).
Наиболее похожими на современные обеты трезвости являются ветхозаветные обеты назорейства выражавшиеся в отказе от любого виноградного вина и от сикеры - крепких алкогольных напитков, а также от стрижки волос и прикосновения к мертвым телам, даже если это был самый близкий родственник, что было свойственно при погребении (Чис. 6:2-8).
Принесение обетов в текстах Ветхого завета, безусловно, приветствуется. «Воздавайте обеты Господу, Богу вашему», говорится в Псалтири (Пс. 75:12), и это не единственное место положительного отношения Священного Писания к обетам.
Однако легкомысленное отношение к обетам приравнивается к глупости и навлечению на себя неблаговоления Божия: «Когда даешь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым: что обещал, исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить» (Еккл.5,3-5).
Господь Иисус Христос в Новом Завете говоря об обетах повторяет эту же мысль: «У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путём праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему» (Мф. 21:28-32).
Сам Господь своим Боговоплощением и Искупительной жертвой исполняет обет данный прародителю Адаму в раю: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).
Господь Своим примером показывает нам важность выполнения обетов, но не смотря на тяжесть бремени утешает нас словами: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Матф. 11:29-30).
Еще в ветхом завете было сказано «Благо человеку, когда он несет иго (Господне) в юности своей» (Плач Иерем. 3, 27). Потому важно давать Богу обеты в самом раннем возрасте, не растеряв богатого потенциала заложенного в каждого человека.
На пути у желающего принять на себя обет встречаются большие искушения, которые необходимо преодолеть - привязанность к алкоголю обращается в привычку, а от привычек так трудно человеку отставать. Вот поэтому Спаситель и сказал одному юноше: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19, 23). Это «богатство» разрушит зависимого от него и низведет в погибель.
В Евангелии Господь говорит о недопущении произношения клятвы: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5, 34-37).
Противоречит ли это предостережение Господа произнесению обетов? Совершенно не противоречит, потому что клятва кардинально отличается от обета. Клятва - это обязательная дача залога за невыполненное обещание, а обет - это оглашение принятия на себя бремени. При нарушении клятвы человек должен расплатиться залогом, то есть, если клялся своей жизнью - должен себя убить, а если здоровьем своих близких, то, что должен сделать?
Наглядным примером клятвы в Священном Писании является история Израильского Судьи Иеффая, который дает клятву в случае победы над врагами Израиля аммонитянами принести в жертву Богу то, что первое выйдет ему навстречу из ворот его дома - и исполняет её, несмотря на то, что первой к нему выходит собственная дочь (Суд 11:30-31). Эта клятва там называется обетом, но по своему характеру все-таки является клятвой.
В этой истории хочется подчеркнуть, что никакого человеческого жертвоприношения там не было, так как Моисеевым законом категорически были запрещены человеческие жертвоприношения (Лев. 18:21; 20:2-5; Втор. 12:31; 18:10). Дочь Иеффая была посвящена на пожизненное девственное служение Богу в главную Скинию до конца ее дней, как мы понимаем, не по ее собственной воле, потому она и ходила оплакивать свое девство на два месяца в горы с подругами: «по прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа» (Суд.11, 39). А впоследствии, «ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году» Суд.11, 40). В некоторых переводах слово «оплакивать» переводилось как «разговаривать», скорее всего ее навещали сострадая ей в ее участи не быть матерью. По толкованию многих отцев Церкви, дочь Иеффая, несмотря на принудительный характер служения, стала прародительницей женского монашества, а вот клятва Иеффая называется «неразумным диавольским искушением» (4).
В Новом Завете примером клятвы является история с усекновением главы Иоанна Предтечи. Здесь клятва произносится царем Иродом перед людьми и опять, нечто дается в залог, а диавол использует эту ситуацию и происходит ужасное, что даже: «опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей, и послал отсечь Иоанну голову в темнице. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей» (Мф. 14, 9-11).
При нарушении же обета у нарушившего есть возможность покаяться и взирая на свое падение подняться и идти дальше. В обете нет залога, но есть искреннее желание, есть осознание своей немощи и, главное, есть обращение к Господу за помощью в несении обета.
Приведем пример обета трезвости в переводе с церковно-славянского языка на русский, который читается во всеуслышание самим дающим обет во время специального чина, который совершается в храме перед священником и другими членами братства:
«Владыко Господи Иисусе Христе Сыне Божий, я, недостойный раб Твой (называет свое имя), познав пагубность страстей, обуревающих меня, и грехов, от них исходящих; пред Пречистым Образом Матери Твоей, Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, этим изъявляю твердое намерение и даю крепкое обещание не пить вина и ничего хмельного, а также не соблазнять к тому и других, равно не принимать никакого участия в различного рода азартных играх, и не произносить скверных гнилых слов в будущее время от этого дня и этого часа. О, Премилосердный и Всещедрый Иисусе Христе, благослови благое намерение мое это и помоги мне, слабому и немощному рабу Твоему (называет свое имя) силою Честного и Животворящего Креста, молитвами Всепречистой Владычицы нашей Богородицы и всех святых Твоих благополучно совершить его к славе Твоей во спасение души моей! Аминь» (5).
Эта молитва обращенная ко Господу, собственно, и является обетом трезвости. Конечно же, произнесению этого обета в торжественной обстановке предшествует большая работа руководителя братства трезвости.
Далее, после произнесения обета самим желающим изъявить его, следует молитва священника, являющаяся продолжением этого обета и звучит она следующим образом:
«Господи, Спасителю наш, претерпевший великое искушение в пустыне от диавола, не допусти нас быть его послушными рабами. Яви благодать Твою в сохранении нами данного слова. Помоги нам, умудри нас трезвенно пожить во все дни жизни нашей; укрепи наши ноги, да бесстрашно пройдем всю нашу жизнь, нам от Тебя, Всеблагой, заповеданную. Господи Боже наш, Щедрый и Многомилостивый, не хотящий смерти в грешном состоянии, но чтобы обратиться от греха и живым не только телом, но и душой быть ему! Посмотри милостивым Твоим взглядом на страждущих от пьянства и прочих соблазнов рабов Твоих. Ты знаешь скорбь их о зависимостях своих, Ты знаешь немощность естества нашего, видишь силу великого и лукавого искусителя диавола. Вразуми омраченных умом, вылечи зависимых, утверди их в благоразумии, укрепи в воздержании, да не обладает ими уныние и ропотливость, да имеют заботу о спасении души, о здравии тела во славу Твою и о благоденствии на пользу свою и на благо ближних. Да трезвенно поживут и достойно прославят имя Твое. Аминь» (6).
За каждого давшего обет молится священник, молится каждый день и это является огромной поддержкой для вступившего в ряды трезвенников воина Христа Бога. Такая поддержка необходима для всех членов братства, потому очень важно читать молитву по соглашению всеми членами братства, прося у Господа сил и благодатной помощи в несении обета.
В современное время мы живем в эпоху новых технологий и взглядов практически на все сферы жизни, но что касается христианской нравственности и церковной преемственности остается незыблемым. Сегодня практически везде для зависимых людей предлагается легкое и быстрое избавление от алкогольной зависимости через манипулятивное самовнушение. Многие бросаются на рекламу и даже получают временное облегчение, но, к сожалению, не избавление от недуга. Как сказано: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12, 43-45).
Зависимый или сам, или по воле родных, соглашается снять симптом душевно-телесной привязанности, и в этой работе без духовного исцеления не обойтись, так как корень болезни сокрыт в невидимой для медицины области. Человеку влезают в душу, получая у него на это согласие и искусственно внушают в подсознание страх на употребление алкоголя на определенный срок. Митрополит Илларион Алфеев пишет в своей книге «Вы - свет мира»: «Нельзя «лезть в душу» человека, ибо душа - это святое святых, и туда можно войти только если вам отворят и пригласят внутрь. Иногда можно стоять у двери и стучать, как Христос стучится в души людей, но тихо и ненавязчиво. Если же дверь не отворяется, лучше отойти. Любовь к ближнему должна быть мудрой» (7).
И к храму Божьему обычно приходят как евангельская кровоточивая женщина, которая: «много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Мр. 5,26).
Поэтому Церковь и призвана нести социальное служение, оказывая милосердие и любовь по отношению к заблудившимся и предоставляя доступные площадки для алкоголезависимых как в материальном плане, так и в профессиональном, что является необходимым условием для их реабилитации.
К сожалению, встречаются приходы назначающие цены на зароки трезвости, используя при этом манипулятивные методы самовнушения. (Например, на одном из таких приходов за зарок трезвости взимается 30 тысяч рублей). И это в то время, когда чиновники предлагают людям жить на три с половиной тысячи рублей в месяц. Как тут не вспомнить слова Господа: «даром получили, даром давайте» (Мф.10:8)?
Безусловно, это неприемлемо и не может именоваться социальной деятельностью, скорее наоборот. Неужели не понятно, что у самих зависимых вообще нет средств к существованию? Такие люди обычно еще являются и должниками, но их созависимые родные, которым небезразлична судьба алкоголика готовы брать любые кредиты, лишь бы спасти погибающего. Разве можно на беде других наживаться, при этом, не давая никаких гарантий, а при нарушении зависимым зарока выставлять ему новый ценник? Уверен, что такие перегибы должны быть преодолены в пользу простых людей.
Человеку упавшему необходимо протянуть руку помощи и совершенно бескорыстно проводить с ним внимательные беседы о вреде алкоголя, постепенно воцерковляя и готовя заблудившегося к обету трезвости, что практикуют многие приходы, возрождая дореволюционную традицию. На некоторых приходах давшим обеты трезвости, наоборот помогают, как с трудоустройством, так и материально. И это совершенно другая картина, на которую радостно смотреть. Очевидно, что получивший душевно-телесное исцеление уже всю жизнь будет по своим возможностям благотворить Церкви.
Дорогие участники конференции! Уверен, что даже в современную эпоху пропаганды потребительства и личной выгоды, когда многие уловляются в разные зависимости, несмотря ни на что - «Свет Христов просвещает всех!» и наши приходские братства трезвости будут нести Свет Христов заблудившимся душам исправляя и наставляя их с искренней любовью и самопожертвованием.
Протоиерей Игорь Илюшин, сотрудник Координационного центра по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии
Используемая литература:
1). Булгаковский Д.Г. Горе горемычное. СПб., 1902. С. 5-6.
2). Григорьев Н.И. Общества трезвости: их организация и деятельность за 1892-1893 гг. СПб., 1894. С. 17.
3). Интернет ресурс: http://www.patriarchia.ru/db/text/3696047.html
4). (Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. XIV 3; In Rom. X 6).
5). Обет трезвости. Дополнительный требник.
6). Молитва священника. Дополнительный требник.
7). Митрополит Иларион Алфеев. Вы - свет мира.
3. Re: Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ
2. Re: Обет трезвости как одна из форм оказания помощи зависимым от психоактивных веществ
1. спасибо автру