Общественная школа русских традиций

0
366
Время на чтение 6 минут

«Народ без народности - тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».

К.Д. Ушинский

Принятие латвийским парламентом дискриминационных поправок к законам об образовании, отсутствие действенных результатов протестов против принудительной латышизации русских школ и детских садов, привело многих в уныние. Да, некоторые зарубежные правозащитные организации признали, что принятые поправки фактически нарушают международные обязательства Латвии, но вместе с тем эксперты признают, что это наше внутреннее дело. Ну, а раз внутреннее дело, то и сохранять русское самосознание мы должны сами. Это осознание необходимости самим защищать свои интересы и является главной причиной уныния многих.

Идея протестов заключалась в надежде актуализировать международные правовые механизмы защиты образования на русском языке. Была надежда, что международные правозащитные организации потребуют от латвийских властей отмены дискриминационных поправок к законам, но они не потребовали, они всего лишь назвали дискриминацию дискриминацией. И поставили на этом точку. Была еще туманная надежда на то, что протесты соберут десятки тысяч участников, что может оказать психологическое давление на власти, но туман быстро рассеялся. И что теперь делать?

Если мы не можем в настоящий момент остановить действие дискриминационных решений властей в сфере русского образования, а это именно так, то нужно направить и организовать общественную активность по двум направлениям - поиску исторических форм и методов сохранения русского самосознания и созданию информационного поля пропаганды русских культурных традиций. Это позволит укрепить уже существующие и создать новые механизмы укрепления русской культурной идентичности в обществе - своего рода общественную школу русских традиций.

Согласно законам духовной жизни - социокультурные изменения в обществе происходят не сами по себе, а по мере духовного возрастания творцов изменений. Новые идеи для развития латвийской русской диаспоры будут даны нам по мере нашего духовно-культурного просвещения. Нынешняя идейная пустота в головах наших активистов и уныние, которое она провоцирует, преодолевается только одним путем - изучением исторического опыта. Нужны курсы, семинары, конференции, школы для подготовки организаторов кружков, студий, клубов для сохранения русского самосознания. Идейное наполнение этих форм будет дано по мере нашего просвещения, как откровения свыше. Все эти формы в сотрудничестве между собой и будут составлять общественную школу.

О смысле духовных откровений хорошо написано в книге новомученика Михаила Александровича Новоселова «Мистика Церкви и мистика западных верований»: «По раскрытии в нас царства (укрепления благочестия - В.Б.), точно, происходит нечто похожее на откровения, только не чего-либо нового, а того же, что уже открыто и что уже известно было нам по уму, а не по опыту.... Это похоже на то, как, читая путешествие, напрягаешься вообразить все по описанию, и думаешь, что все знаешь; а когда придется взглянуть на все своими глазами, то находишь все совершенно новым, словно прежде ничего о том и не воображалось...» (1).

Обращаясь к историческому опыту сохранения русского самосознания, вспомним об опыте славянофилов. Идеолог славянофильства Алексей Степанович Хомяков в середине XIX века писал о развитии русского общества: «Правильное и успешное движение разумного общества состоит из двух разнородных, но стройных и согласных сил. Одна из них основная, коренная, принадлежащая всему составу, всей прошлой истории общества - есть сила жизни, самобытно развивающаяся из своих начал, из своих органических основ; другая, [разумная] сила личностей, основанная на силе общественной, живая только ее жизнию, есть сила никогда ничего не созидающая и не стремящаяся что-нибудь созидать, но постоянно присущая труду общего развития, не позволяющая ему перейти в слепоту бездушного инстинкта или вдаваться в безрассудную односторонность. Обе силы необходимы; но вторая, отвлеченная и рассудочная, должна быть связана живою и любящею верою с первою, силою жизни и творчества. Если прервана связь веры и любви, наступают раздор и несогласие» (2).

Итак, коренная сила жизни - это русские традиции, в основе которых православные идеалы, разумная сила личностей - это усилия активистов, направленные на реализацию актуальных для сохранения русского самосознания проектов. Традиции являются эталонами организации культурной жизни русского общества или русской диаспоры до тех пор, пока их социокультурные модели обеспечивают оптимальные решения для возникающих проблем. Есть ли у латвийской русской диаспоры такие модели? Не пора ли поискать такие модели в историческом опыте?

Какие социокультурные модели помимо школ и детских садов работают на сохранение русского самосознания? Не пора ли активистам поработать над созданием таких общественных моделей и укреплением сотрудничества между ними? Если сокращается информационное поле русских культурных традиций в школах, то необходимо расширять это поле в рамках общественной работы. Результаты духовно-культурного самообразования активистов должны стать содержанием просвещения диаспоры для активизации новых сторонников и воплощения новых идей.

Но главное в развитии общества согласно Хомякову заключается в том, чтобы «с полною и разумною волею сознавать и любить нравственный и духовный закон, проявлявшийся (хотя, разумеется, не сполна) в его (народа - В.Б.) историческом развитии. Неуважение к этому закону унижает неизбежно народ в глазах других народов» (2). Этому закону Алексей Степанович дал такую формулировку - единство в свободе по закону духовной любви. Таким образом, сохранение и развитие русского общества или зарубежной русской диаспоры обеспечивается сохранением русских традиций с помощью различных социокультурных моделей - детских садов, школ, студий, клубов, обществ, центров, собраний и других. Совокупный потенциал этих организаций должен создавать стабильные условия для сохранения русского самосознания.

С наступлением кризисных ситуаций, когда действующие духовно-культурные модели традиций перестают в полной мере обеспечивать решение возникающих проблем, происходит объединение носителей русского духа путем самоорганизации творческих групп для переосмысления содержания традиций и поиска новых решений. У латвийской русской диаспоры в настоящее время - тяжелая кризисная ситуация, вызванная дискриминационными решениями властей.

Необходимо активизировать коллективный разум носителей русского духа - провести серию круглых столов, семинаров или конференций, на которых необходимо проанализировать исторический опыт сохранения русского самосознания в разных странах, в разное время и попытаться найти идеи для адекватных действий в сложившейся ситуации. Для интенсификации поиска идей можно использовать следующие формы и методы.

Первое - создание в каждом регионе, где есть запрос на сохранение русского самосознания и интеллигенция, обладающая духовно-культурным потенциалом, творческих групп для актуализации информационного поля русского самосознания. Творческие группы могут быть созданы при общественных организациях или как неформальные. В ближайшей перспективе творческие группы постепенно создают духовно-просветительные центры для информационной, организационной и методической помощи всем желающим сохранять русское самосознание. Необходима также самоорганизация активистов этой работы на уровне республики - проведение республиканских конференций и создание совета или центра координации этой работы.

Второе - усиление и расширение информационного поля с духовно-культурными материалами о русских традициях - статей, презентаций, брошюр, книг, видеофильмов и обеспечение доступа к ним всем желающим с помощью сайтов, социальных сетей и электронных журналов. Проведение информационных кампаний и культурно-образовательных мероприятий по ознакомлению аудитории с творцами и памятными датами русской культуры и истории.

Третье - творческие группы комплектуют культурно-образовательные программы для семейного, дошкольного и внеурочного образования, общественно-культурной работы. Эта работа требует регулярного диалога в рамках семинаров, конференций, встреч по обмену опытом, как на уровне школ, так и на уровне творческих групп и общественных организаций.

Четвертое - организация общественной экспертизы новых культурно-образовательных программ, созданных творческими группами для решения актуальных социокультурных проблем жизни русской диаспоры, информировать об этом широкую общественность и привлекать заинтересованных лиц к сотрудничеству.

Пятое - организация сотрудничества с российскими государственными и общественными организациями и создание медиаплощадок для культурного образования всех желающих.

Носителям и хранителям русских традиций необходимо понять, что сохранение русского самосознания у латвийской диаспоры требует кардинального пересмотра приоритетов в общественной работе - сохраняя работающие проекты и мероприятия культурных ценностей, необходимо создавать общественную образовательную среду для сохранения русского самосознания.

Пора уже строить общественную школу сохранения русской культурной идентичности с региональными филиалами с опорой на исторический опыт и просвещение (4). Похоже, что других альтернатив у латвийской русской диаспоры просто нет.

Валерий Бухвалов, Dr.paed.

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Новоселов М.А. Мистика Церкви и мистика западных верований

http://lib.pravmir.ru/library/book/1121
2. Хомяков А. С. Сочинения

http://predanie.ru/homyakov-aleksey-stepanovich/book/83936-sochineniya/

3. Славянофилы

http://рустрана.рф/article.php?nid=20505

4.Концевич И.М. «Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich/stjazhanie-duha-svjatago-v-putjah-drevnej-rusi/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Андрей Х.
18.04.2024 18:59
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 18:49
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16