Здравствуйте, отец Александр! Беда не в том, что демократические СМИ демонизируют Церковь. А в том, что многие люди, искренне ищущие Бога, поддаются этой пропаганде. Наверное, потому что ведь, в самом деле, в Церкви далеко не все идеально?
О. Каледа, г. Омск
Многие хотели бы Христа без Церкви. Один батюшка рассказывал не без юмора о споре со своим знакомым, который, хотя и ходил время от времени в храм, но это не мешало ему без конца критиковать Церковь. Особенно после того, как его друга, замечательного проповедника, ни за что, как он был убежден, перевели в глухой сельский приход. И вот этот совопросник говорит: «Христос - да! Христос - это несравненно прекрасней Будды, Христос - это прекрасней, чем все. Но Церковь!»
- Если бы не было Церкви, ты не узнал бы, что существует Христос. Ведь в начале Церковь состояла только из тех, кто принял Его слово и старался распространить его и исполнить в жизни.
- Да, да. В начале! Но потом!
- Есть святые.
- Святые да, не спорю, но Церковь!
- Ты не узнал бы святых без Церкви. Они тоже Церковь. И потом догмат Воплощения - Воскресение, Пятидесятница. Чистоту веры надо было сохранить, как в Ветхом Завете богоизбранный народ сохранил догмат Единого Бога.
- Да, да. Догматы! Но Церковь!
- Без Церкви у тебя не было бы таинств, силы, которую дают таинства, этой живой связи с Богом.
- О да, таинства! Но Церковь!
И в конце батюшка сказал ему: «Но разве твоя вера не была бы слишком легкой, если бы в Церкви не было несовершенств, о которых ты говоришь? А Крест?» «Пожалуй, что так», - вынужден был согласиться критик. Вот до каких глубин эта тема может идти. Не зря говорят, что самое трудное - не страдать за Церковь, но страдать от Церкви. Как вы хотите не страдать от недостатков вашей матери - так не бывает.
И еще. Не забудем никогда, какую войну врата адовы ведут против Церкви. Когда им не удается стереть ее с лица земли, они пытаются разрушить ее изнутри. Сколько раз говорили наши враги, что Церковь умирает, что она скоро исчезнет. И всякий раз она восставала прекрасней, чем прежде. Этой надеждой силы непобедимого Бога мы призваны в Церкви жить. Видимость происходящего - против нас, но кто может быть против Бога!
***
Уважаемый отец Александр! Апостол Павел говорит, что Бог - Спаситель всех человеков, наипаче же верных. Святитель Феофан Затворник не исключает возможности спасения некрещеных и даже неверующих людей. В самом деле, неужели вы с легкостью определите, например, миллиард ныне живущих китайцев во ад? Что Вы думаете о спасении вне Церкви?
В. Юдин, г. Киев
Что следует сказать тем, кто хочет придти к Богу, минуя Церковь? Мы слышим этот вопрос постоянно. Христос - да, Бог - да, но Церковь! Вот что мы должны ответить. Строго говоря, невозможно придти к Богу. Бог приходит к нам - не мы к Нему. Не существует пути человека к Богу. Где, куда вы хотите идти? По луне, по небу? Бог - это бесконечность. И не существует пути к Нему. Он приходит к нам. И Он приходит Церковью, через Церковь. Христос не существует без Церкви. Нет Христа на земле, предшествующего Церкви. Мы помним все исповедание апостола Петра в Кесарии Филипповой. Не существует Божественного Откровения без того, чтобы кто-то его услышал. Откровение - это не громкоговоритель, вещающий в пустыне. Откровение - это когда есть Превечное Слово и есть слушание Слова. Апостол Петр слушает это Слово и исповедует Христа, Сына Бога Живаго. И это уже Церковь. Церковь уже присутствует в Кесарии Филипповой. Нет Христа без Церкви. Христос без Церкви - миф. Так что выражения типа «идти к Богу, восходить к Богу» имеют весьма относительный смысл. Разумеется, нет оснований соблазняться, когда мы слышим их. Но после беседы с учениками на Тайной Вечери Христос не говорит: «Идите к Богу, восходите к Богу». Он говорит: «Восхожу к Отцу Моему». Он - Превечное Слово. И Он говорит далее: «Отец и Я придем к вам, и обитель у вас сотворим». Отец и Сын приходят к нам, и вся Троица. Сын посылает нам Духа Святого, от Отца исходящего.
Путь спасения - путь сверху вниз. Это кенозис, Божественное истощание. Бог приходит, Бог смиряется. И Церковь - путь, которым Бог соединяется с нами. Так что любить Церковь значит любить Бога, идущего к нам. Вот почему тот, кто по своей вине не хочет знать Церковь, (подчеркнем - по своей вине, то есть свободно и сознательно уклоняется от поиска истины), кто не признает Церковь, - тот вне спасения.
Это не означает, что миллиард китайцев, которые вне Церкви, - не спасены. Это означает, что если они спасены, то спасены Церковью, которую они не знают. Вне Церкви нет спасения. В Синаксарии в Неделю о Страшном Суде рассказывается, что преподобному Макарию Великому было видение в пустыне духа языческого жреца, пребывающего в огненных муках, в беспросветном мраке. На вопрос преподобного, бывает ли для них когда какое-либо облегчение, тот ответил: «Когда вы совершаете бескровную жертву, мы начинаем понемногу видеть друг друга». Чтобы приносилась эта бескровная жертва, мы должны хранить в неповрежденности учение Церкви. Как говорит святитель Ириней Лионский: «Наше учение согласно с Евхаристией, а Евхаристия, в свою очередь, подтверждает наше учение». Так что если болит у нас о ком-то сердце - о близких наших, не пришедших к Церкви, о миллиарде китайцев - самое большое, что мы можем сделать для них - хранить в чистоте нашу веру и жизнь по вере.
Вне Церкви нет спасения. Это не значит, что вне Церкви вы обязательно погибнете. Это значит, что вы можете спастись, если будете стараться жить, повинуясь совести и ища ответа на глубинные вопросы жизни и смерти. Но спасает вас Церковь. Как говорит апостол Петр: «Крещение есть обещание Богу доброй совести, которое спасает нас Воскресением Христовым».
Иначе говоря, если не было бы Церкви, не было бы спасения. Человек создан для спасения. Спасение - это наша вечная судьба.
4. Re: Два ответа на вопросы о Церкви
3. Re: Два ответа на вопросы о Церкви
2. Re: Два ответа на вопросы о Церкви
1. Re: Два ответа на вопросы о Церкви