Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Это вечное слово - Россия!

Лариса  Кудряшова, Русская народная линия

07.11.2018


«Чего от нас требует это трагическое время...» (По страницам трудов И.А. Ильина) …

 

В наши дни, когда немало говорится о необходимости национального возрождения, особенно актуальными становятся многие работы Ивана Александровича Ильина - выдающегося русского мыслителя, публициста и общественного деятеля. 

«Мы знаем источники нашей национальной духовной силы; мы исповедуем их по-прежнему; мы верны им; мы живы ими и не оторвемся от них никогда. Все трудности нашей природы, все испытания нашей истории, все неимоверные задачи... нашей государственности - мы снесли и пронесли благодаря тому, что ставили душу свою в трепетную близость к Богу, получая от этой молитвенной близости: живую совесть, мудрое терпение, тихое трудолюбие, умение прощать и повиноваться... дар веровать сердцем, и освящать лучами этой веры весь свой уклад, и быт, и труд, и природу, и самую смерть... Таков был дух Руси. Дух Православной Руси. Она крепко, непоколебимо верила в то, что близость к Богу дает не только правоту, ведущую на вершинах своих к  святости, но и силу, жизненную силу, и стало быть победу над своими страстями, над природой и над врагами...» - писал  неутомимый борец за русскость и возрождение России Иван Александрович Ильин  в статье «Православная Русь».

«Еще ли нам не чуять и не разуметь, чем строилась и держалась Россия,.. - продолжает он. - Нет, это было не "давно": это вечное, это навеки так... И смилуется Господь над нами: и она опять будет такою, и еще лучше,.. ибо очистится и закалится в страданиях и борьбе».

И.А. Ильин, перенесший после мятежа 1917 года изгнание богоборческими властями из Отечества, испытавший преследование и гонения в эмиграции, житейские тяготы и трудности и нестерпимую тоску по Родине, никогда не отчаивался в ее судьбе, твердо и несомненно веря в духовное воскресение России. Этой верой пронизаны все его труды, необычайно живые, актуальные и поучительные и для нашего сегодняшнего времени.

В своей статье «Что сулит миру расчленение России» (1950) Ильин произнес: «Установим сразу же, что подготовляемое международною закулисою расчленение России не имеет за собою ни малейших  оснований, никаких реально-политических соображений, кроме революционной демагогии, нелепого страха перед Россией и застарелой вражды к Русской Монархии и Восточному Православию. Мы знаем, что западные народы не разумеют и не терпят русского своеобразия. Они испытывают единое русское государство как плотину для их торгового, языкового и завоевательного распространения... Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение... и тем погубить ее: план ненависти и властолюбия...

Не умно это. Не дальновидно... и безнадежно на века. Россия - не человеческая пыль и не хаос. Она есть прежде всего  великий народ, не промотавший своих сил и не отчаявшийся в своем призвании... Не хороните же его преждевременно!

Придет исторический час, он встанет из мнимого гроба и потребует назад все свои права!»

Разрабатывавший идею сильного Православного государства с ярко выраженной национальной идеей, много писавший о русском патриотизме, освещая его, прежде всего, с точки зрения Евангелия и святоотеческого учения, Иван Александрович Ильин указывал в своих трудах и пути восстановления России. И это мы видим не только в его философских работах, - а написал он более 50 книг и свыше тысячи статей на русском, немецком, французском и английском языках, - но и в его литературоведческих статьях и лекциях.

В лекциях, читанных им во 2-й половине 30-х годов прошлого века в Берлине, Риге и Цюрихе - «Россия в русской поэзии», И.А. Ильин, для которого национальное искусство - «есть голос самой России, есть ее живой вздох, ее живой стон, ее живое слово» - глубоко, тонко и духовно-зряче  раскрыл предназначение и духовно-историческую суть России и русского народа, жизненные ценности которого испокон века были напитаны и освещены светом Православия. Он говорит, что русская поэзия является органом русского самосознания. Передавая  дух русского народа, рассказывая о его истории, языке, вере, обычаях, жизненно-бытовом укладе, о его достоинствах и недостатках, победах и поражениях, - она раскрывает и показывает в то же время - живо, мудро и образно - и источник национальной силы нашего народа, указует  исконные пути его возрождения в трудные минуты истории. Вслушаемся в эти мудрые и вещие слова.

«Если не все мы, то, наверное, многие из нас изведали за эти темные и скудные годы отрыва от русского народа, русской природы, русской земли и национального быта, - тоску по Родине...

Знаем, все народы пред лицом Божиим - по-своему хороши, и сильны, и богаты; и по-своему плохи, и слабы, и скудны. Но душа, тоскующая по Родине, не дивится чужому качеству и достоинству и не судит чужих слабостей и грехов. Она хочет одного: своей стихии, своих духовных пространств, своего родного пения, своей радости и своего страдания...

Однако, тот, кто испытал такую тоску по Родине, - совершил бы великую духовную ошибку, если б мысленно свел ее к жажде русского быта и русской природы... Есть Россия земная. Она - наше материнское лоно, наша детская колыбель; вскормившая нас природа; наше отеческое гнездо; наше национальное жилище. Но за Россией земной - живет, созерцает, поет, молится и творит Россия духовная, невнешнее, внутреннее, сокровенное духовное начало... Вот как это выражено у Тютчева:

 

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

 

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

 

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя.

 

И когда мы произносим это простое, и в то же время необъятное слово "Россия" и чувствуем, что назвали что-то самое главное в нашей жизни и в нашей личной судьбе, мы твердо знаем, что разумеем не просто природу, или территорию, или быт, или хозяйство, или государство, - но русский дух, выросший во всем этом... в муках, в долготерпении, в кровавой борьбе и непрестанном молитвенном напряжении...»

Русский дух всегда приводил «просвещенный» Запад в негодование. В основе его отношения к России лежит именно духовная несовместимость с вечными ценностями Святого Православия, которые заложены Богом в душу русского народа. И как бы ни пытались недоброжелатели России овладеть ее территорией и природными богатствами, переформатировать русский народ по западному образцу, неисчислимые вражеские полчища всегда разбивались о несокрушимость русского духа.

Иван Александрович Ильин в эмиграции особенно четко и остро ощутил различие между миропониманием и мироощущением русского человека и пониманием смысла бытия человеком западным. Здесь, на Западе, писал он в книге «Путь к очевидности», вся культура (в совокупности хозяйства, политики, общественных устоев) строится по закону «человек человеку волк». Это бессердечная культура. Даже и религия для западного человека - это всего лишь «надстройка» над материальным базисом. В то время, как на Руси приоритет ценностей всегда строился не на экономической жизни, не на стяжании материальных благ, а на духовно-нравственных началах. Для русского человека развитие было не в движении вперед в одной и той же плоскости посредством прогресса, а - в устремлении вверх, к Небу - путем внутреннего преображения.

Как же осмыслила, прочувствовала и отразила Россию в ее глубокой, таинственной, богоустановленной сути русская поэзия? Видела ли она ее дары, ее пути, ее трудности, ее опасности, ее богатства и достояния, ее недостатки и слабости, ее силу, ее духовные и исторические судьбы, ее призвание?

 «Сурова и трудна наша история; не идиллия, а всенародная эпическая драма, часто переходящая в трагедию, - говорит И.А. Ильин. - Жуковский, Пушкин и Языков с особой силой чувствовали этот драматически-трагический характер нашей истории.

Нам достаточно назвать у Пушкина "Бориса Годунова", "Полтаву", "Историю Пугачевского бунта", "Клеветникам России", "Бородинскую годовщину". У Жуковского есть целое обозрение русской истории, озаглавленное "Русская слава". Вот начало его:

 

Святая Русь, славян могучий род,

Сколь велика, сильна твоя держава!

Каким путем пробился твой народ,

В каких боях твоя созрела слава!

 

Русская история - это скрижаль безмерных трудностей, медленно и терпеливо, кровью и терпением, жертвенностью и храбростью одолеваемых народом. Еще Ломоносов писал, обращаясь к врагам:

 

Обширность наших стран измерьте,

Прочтите книги славных дел

И чувствам собственным поверьте:

Не вам повергнуть наш предел.                

Исчислите тьму сильных боев,

Исчислите у нас героев

От земледельца до Царя,

В суде, в полках, в морях и селах,

В своих и на чужих пределах

И у святого алтаря...»

 

Стереть с лица Земли ненавистную им Святую Русь, завладеть ее достоянием, уничтожить ее народ, а тех, кто выживет, превратить в рабов - в этом многовековая мечта врагов нашей Отчизны. Об этом свидетельствует исторический опыт - от Ледового побоища до Великой Отечественной и нынешней гибридной войны, которая ведется Западом против русского народа по законам подлости и лицемерия.

Иван Александрович, перечисляет важные вехи нашей истории и проявившиеся при этом качества характера русского человека, воспитанные и утвержденные в русском народе Православием.

Это - стремление к  святости и праведности,  свободолюбие и патриотизм, мужество и героизм при защите Отечества, жертвенность и способностью к покаянию, свободолюбие и нестяжательность, щедрость и гостеприимство, простота и скромность, целомудренность и верность, душевная открытость и созерцательность, единение с природой, братство и взаимопомощь, милосердие и любовь - по сути своей - евангельские.

Отмечает И.А. Ильин и характерную особенность  нашего национального патриотизма  - отсутствие превозношения над другими народами и народностями, великодушие и братское покровительство по отношению к «малым народностям».

  «История России, - пишет он, - есть история ее самообороны - включения в свой состав бесчисленного множества народностей. И замечательно, что русская поэзия никогда не относилась к этим народностям с ненавистью или презрением. Напротив, русские поэты всегда дивились доблести этих народов  (вспомните кавказские поэмы Пушкина и Лермонтова).

Это мы находим и у Батюшкова:

 

И час судьбы настал! Мы здесь, сыны снегов,

Под знаменем Москвы, с свободой и громами,

Стеклись с морей, покрытых льдами,

От струй полуденных Улеи и Байкала,

От Волги, Дона и Днепра,

От града нашего Петра,

С вершин Кавказа и Урала!

 

Русская поэзия всегда воспринимала Россию как живое братство народов - даже не настаивая на старшинстве русского племени и славянского ствола, а просто осуществляя это старшинство собою - этим проявлением духовной зрелости, духовного водительства», - говорит И.А. Ильин.

В другой своей статье «Святая Русь. "Богомолье" И.С. Шмелева» он объясняет  привычное нам, но не всем понятное словосочетание - «Святая Русь». «Русь именуется "святою" не потому, что в других странах нет святости; это не гордыня наша и не превозношение... и не потому, что в ней "нет" греха и порока; или что в ней "все" люди - святые... Нет. Но потому, что в ней живет глубокая, никогда не истощающаяся, а, по греховности людской, и не утоляющаяся жажда праведности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней... стать хотя бы слабым отблеском ее - и для этого оставить земное и обыденное, царство заботы и мелочей, и уйти в богомолье...»

Это умение верующей души подняться над земным, этот вечный поиск самого прекрасного и возвышенного идеала - праведности, святости, правды; желание жить по совести - и объясняет удивительное свойство русского народа с терпением переносить беды и мужественно отражать удары врага. А история Государства Российского всегда была сложна, трудна и драматична. И на всем ее протяжении, милостью Божией,  русский народ в неимоверных трудностях и страданиях, искушениях и соблазнах преодолевал свои падения, отступления, поражения и греховные немощи.

Продолжая слово о поэзии, И.А. Ильин пишет: «В трудах, опасностях и муках слагалась и зрела, и сплачивалась Россия. Она не раз должна была пройти через великие крушения; и все эти крушения восприняты, оплаканы, повиты и осмыслены русской поэзией. Тут и гражданские войны удельно-вечевой эпохи, и татарское иго, и Смута, и межцарствие, и войны со шведами, и нашествие Наполеона и Севастопольская кампания, и горе разиновщины и пугачевщины, горе крепостного права, горе дворцовых переворотов, вольтерьянства, нигилизма, безбожия, революционности, большевизма...»

 И показывает, какие же пути преодоления этих испытаний, мук, уничижения и крушения видела и указывала русская поэзия: «Русские поэты видели: необходимость великого духовного очищения России. Еще со времен Державина они звали весь народ от Царя до последнего нищего к покаянию. С трепетом вспомним вдохновенный призыв Хомякова:

 

Не говорите - "То былое,

То старина, то грех отцов,

А наше племя молодое

Не знает старых тех грехов"...

 

За все, за всякие страданья,

За всякий попранный закон,

За темные отцов деянья,

За темный грех своих времен,

 

За все беды родного края -

Пред Богом  благости и сил,

Молитесь, плача и рыдая,

Чтоб Он простил, чтоб Он простил!

 

Да, Россия справлялась на протяжении веков с бременем своей борьбы и своего строительства - силою религиозной веры... Именно на этот источник нашей духовной силы не раз указывали наши поэты. Вот что пишет Вяземский о русском народе:

 

Он с Крестным знаменьем прошел сквозь огнь и воду,

Возрос и возмужал средь славы и тревог;

Им свято осенил семейный свой порог:

Им наша Русь слывет, в урок нам, Русь Святая...

 

Им немощи свои и язвы прикрывая,

И грешный наш народ, хоть в искушеньях слаб,

Но помнит, что он сын Креста и Божий раб.

Что Промысла к нему благоволеньем явным

В народах он слывет народом православным.

 

За последние полвека этот ключ замутился и возмутился людскими страстями...» - пишет Ильин. Он говорит о духовном срыве русского народа, последовавшем за большевицкой революцией 1917-го года - сломе подлинной государственности в православном ее понимании, отступлении большинства русских людей от своих отеческих духовно-исторических истоков и многовековых  устоев, о восторжествовавшем безбожии и богоборчестве.

Не возмутился ли людскими страстями и сегодня ключ нашей православной веры и истинной русскости? Не видим ли мы и сегодня, что «дух растлился в наши дни», и, как в другом своем стихотворении сказал Ф.И. Тютчев, обращаясь к России:

 

И целый мир, как опьяненный ложью,

Все виды зла, все ухищренья зла...

Нет, никогда так дерзко правду Божию

Людская кривда к бою не звала!

 

И этот клич сочувствия слепого,

Всемирный клич к неистовой борьбе,

Разврат умов и искаженье слова -

Все поднялось и все грозит тебе.

 

О, край родной! - Такого ополченья

Мир не видал с первоначальных дней...

Велико, знать, о Русь, твое предназначенье!

Мужайся, стой, крепись и одолей!

 

«Видит ли русская поэзия настоящее и будущее России? Видит ли ее и нашу трагедию? И как мыслит она себе наше призвание? - спрашивает Иван Александрович и отвечает на этот вопрос словами русских поэтов.

«Какое глубокое и тонкое чутье этой духовной трагедии у скончавшегося в возрасте 29 лет Владимира Диксона!..

 

Это вечное слово - "Россия" -

Словно ангельский свет для меня,

Словно совести зовы простые,

Словно вихри снегов и огня.

 

Не напрасен мой путь, не случаен;

Там - Россия, там - пламя и лед;

Но до мудрых, безумных окраин

Серединная жизнь не дойдет.

 

Надо сердце иметь не такое,

Надо душу другую иметь,

Надо жить неземною тоскою,

Надо песни нездешние петь.

 

Глаз не видит и уши не слышат,

Запечатаны болью уста;

Там - Россия страдает и ищет,

Ищет Божиего Сына - Христа.

 

В победу зла он не верит ни минуту:

 

Я вижу взором недостойным,

Провижу тайною душой:

Не победить путям разбойным,

Не покорить страны родной.

 

И в этом он чутко и верно указует на исконные русские пути: в падении очиститься покаянием, покаянием оживить павшие силы и вступить на путь возрождения. Так было еще у Хомякова:

 

О, Русь моя! Как муж разумный,

Сурово совесть допросив,

С душою светлой, многодумной

Идет на Божеский призыв;

 

Так, исцелив болезнь порока

Сознаньем, скорбью и стыдом,

Над миром встанешь ты высоко

В сиянье новом и святом.

 

Вся русская поэзия как бы единым голосом отмечает эту способность России: поддаваться распаду, унынию и малодушию И - вдохновенно воставать после покаяния, - с верою в Бога и с уверенностью в своих силах. Вот она, эта дивная молитва Алексея Толстого:

 

Я задремал, главу понуря,

И прежних сил не узнаю;

Дохни, Господь, живящей бурей

На душу сонную мою.

 

Как глас упрека, надо мною

Свой гром призывный прокати,

И выжги ржавчину покоя,

И прах бездействия смети.

 

Да вспряну я, Тобой подъятый,

И, вняв карающим слова,

Как камень от удара млата,

Огонь таившийся издам!

 

Как не вспомнить здесь пророческое описание Державина? Дело идет о русском народе:

 

Лежал он во своей печали,

Как темная в пустыне ночь:

Враги его рукоплескали,

Друзья не мыслили помочь.

Соседи грабежом алкали;

Князья, бояре в неге спали

И ползали в пыли, как червь;

Но Бог, но Дух Его великий

Сотряс с него беды толики, -

Расторгнул лев железну вервь...»

 

Что же требуется русскому народу, чтобы отступили сегодняшние беды, чтобы зло, железными цепями сковавшее  со всех сторон Россию, отступило от наших пределов, как это и было всегда в нашей отечественной истории?

Вслушаемся же в слова Ивана Александровича Ильина, «носителя - как называли его биографы, - не только верных идей, но духовного меча и животворящего креста». В слова, так  требующиеся нам сегодня: «... Чего от нас требует это трагическое время. А оно требует от нас прежде всего, чтобы мы не пугались судьбы, ниспосланной нам Свыше; но спокойно и мужественно принимали ее и вытекающие из нее задания. Ибо закон, владеющий человеческим характером гласит: храбрый - победит, трусливый - будет побежден и попран...

Нынешнее трагическое время требует от нас, во-первых, очищения души от страха и страстей, покаянного очищения в беде и скорби. Во-вторых - веры в Бога.

Покаяние и вера дадут нам не только уверенность в своей правоте, но веру в свои силы, веру в Россию, веру в призвание нашего народа...

Эти силы русские люди должны вновь почуять в себе, они живы, они только в усыплении... Ибо - как высказал это Диксон:

 

Ибо ведает сердце болящее,

Спотыкающееся во мгле:

Есть великое и настоящее

И на нашей бедной земле.

 

Есть неложное, неподдельное,

Жертва чистая, дар души -

Неподкупное, нераздельное, -

В нашей глине, в нашей глуши.

 

Ибо в Боге нет смерти, нет гибели, нет мрака и уныния. Ибо в Нем - свет, воскресение и жизнь. И потому, "перетерпев судьбы удары, воскреснет Русь!"» - так заканчивает свою статью «Россия в русской поэзии» Иван Александрович Ильин, желая сообщить нам «хоть сколько-нибудь это утешение» и веру в воскресение Отечества, которой «дышит вся русская поэзия в ее обращении к России».

Свои надежды Иван Александрович связывает именно с духовно-религиозным возрождением России, с процессом возвращения к Православной вере и молитве. Вот его слова из статьи  «Православная Русь»: «О, зрелище страшное и поучительное! Русский народ утратил все это сразу, в час соблазна и потемнения - и близость к Богу, и власть над страстями, и силу национального сопротивления, и органическое единомыслие с природой... И как утрачено все это сразу, вместе, - так вместе и восстановится...»

Остается только задуматься: почему же  в заключительных словах «так вместе и восстановится» опущено слово «сразу»?  Не хотел ли И.А. Ильин  сказать этим, что потерять даже что-то очень важное можно быстро, а для того, чтобы восстановить, вернуть, собрать заново разрушенное и утраченное, понадобится много времени, сил и великого напряжения?

 

Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист

 

Использованные источники:

 

И.А. Ильин. Одинокий художник. М., Искусство, 1993.

Л.П. Кудряшова. «Быть русским!» (И.А.Ильин, «белые», «красные и миф о «коллаборационизме»)

//ruskline.ru/analitika/2017/02/09/byt_russkim/

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Лучина : Re: Это вечное слово - Россия!
2018-11-08 в 14:32

Уважаемая Лариса Пахомьевна, спасибо за прекрасно подобранный материал. Много читала И.Ильина, но ведь со временем всё забывается. Так кстати и приятно было освежить в памяти мудрые мысли Ивана Александровича о России. Ещё раз, спасибо!
Спаси Господи!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме