Отмечая знаменательные даты времён Великой Отечественной войны и, даже годовщины Победы, мы как-то позабыли о роли партизанского движения. А оно во многом и определило характер войны, как Отечественной.
Отмечая его роль в боевых действиях, маршал Союза Г.К. Жуков писал: «Командованию вражеских войск пришлось у себя в тылу практически создавать второй фронт для борьбы с партизанами, на что отвлекались крупные силы войск. Это серьёзно отразилось на общем состоянии германского фронта и, в конечном счёте, на исходе войны».
В 1943 году были проведены две крупные партизанские операции, способствующие наступающим фронтам.
19 сентября 1943 года в момент, когда Красная Армия освобождала Орловскую, Смоленскую области и Левобережную Украину, подходила к Днепру, по приказу ЦШПД (Центральный штаб партизанского движения) партизаны приступили ко второй операции на коммуникациях врага, получившей название «Концерт». Первая операция, подобного масштаба «Рельсовая война», была проведена в период с третьего августа по седьмое сентября 1943 года. В ней участвовало 167 партизанских соединений, то в «Концерте» приняли участие уже более 193 соединений, общей численностью свыше 210 тысяч человек. Всего во время «Концерта», который продолжался с 19 сентября по ноябрь месяц , партизаны разрушили 148 500 рельсов, а в результате обоих операций 363 200 рельсов, что составило 2 270 км одноколейного железнодорожного пути.
Уже в шесть часов утра 19 сентября дирекция германских железных дорог в Минске с тревогой сообщала: «Положение очень напряжённое! Действия партизан невыносимо увеличиваются. Все узловые станции переполнены из-за невозможности использования линий».
Возникший дефицит в рельсах гитлеровцы старались восполнить заменой двухпутных участков железных дорог на однопутные. Ремонтные бригады сваривали перебитые рельсы и даже ввозили их из Польши и Германии. Всё это значительно увеличило напряжённость в железнодорожных перевозках противника.
Многочисленные донесения в сентябре - октябре 1943 года изобилуют сообщениями о резком снижении пропускной способности железных дорог и большом скоплением военных эшелонов на узловых станциях.
Железнодорожные разъезды стали охраняться гарнизонами численностью до 150 человек. Через 2 -3 км пути были выставлены заставы силою до взвода, через каждые 200 - 300 метров - сторожевые посты из 2-3 человек. Один фашистский офицер справедливо заметил по этому поводу: «У нас теперь часовых больше, чем солдат».
Партизанский «Концерт» вызвал у оккупантов страх похлеще, чем фильм ужасов у детей!
Боевой опыт, накопленный в ходе подобных операций, позволил внести определённую системность в действия диверсионных групп. Перед формированиями народных мстителей, действующих на основных железнодорожных магистралях западного направления, ставилась задача: путём минирования противопоездными минами замедленного действия осуществлять на однопутных участках в среднем по три крушения в сутки, на двухпутных - по шесть крушений в сутки, добиваясь тем самым прекращения движения на минированных участках сроком на один месяц.
Диверсионная деятельность партизан, как и боевая, проводилась с целью нарушения работы тыла противника. Опыт Великой Отечественной войны показал, что вражеские коммуникации и транспортные средства, особенно железнодорожные, оказались весьма уязвимыми для диверсионных действий советских партизан. Это опыт нельзя сбрасывать со счетов и в настоящее время.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, Капитан 1 ранга в отставке, публицист