В школьном водовороте

Заметки учителя

Новости Москвы  Русская школа 
0
633
Время на чтение 6 минут

Сколько необходимо сил и терпения, чтобы работать в школе? Быть учителем и наставником братьев и сестёр своих младших? Ответит лишь бывалый человек - сам педагог с приличным стажем, учитель по призванию. Опыта лучше не осмыслить, чем получить множество урочных часов и возможности заниматься любимым делом - творчеством во благо школьного сайта, например. Полнее не увидеть и не прочувствовать работу в школе, чем самому стать вещателем знания и доброты среди разновозрастных детей и педагогических советов.

В каждой маленькой или большой школе прослеживается - «кипит» своя жизнь. Размеренная, но чаще стремительная и бойкая, как литературный слог Захара Прилепина или Алексея Иванова. Струится к вам гамма событий, описанных в журнале распоряжений, как быстро меняющиеся картинки в японских мультиках жанра «аниме». Огромную долю ясности в предмет вносят обыкновенные учителя общего или дополнительного образования. Работает детский кружок по техническому творчеству, казачьей культуре или по физическому развитию. Школа, как завод, но продукты производит духовные, и потребление их зависит от добросовестности преподавателя, его квалификационной категории, особенно старательности. Плохой учитель, конечно, может работать в школе, но короткий срок. Недочёты в подготовке перед уроками, грубые ошибки воспитания и другие вредные для педагогической работы вольности - выходят на суд коллектива и родителей в любом случае. Учебный процесс - дело времени и выдержки как всегда. Морали и нравственности, о которых ведут речь на круглых столах специалисты Департамента Образования Администрации города Омска и специалисты родной Омской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Работа в школе - надежда на собственные силы, на личные качества: моральные и физические. Это подтвердят опытные учителя, проработавшие в школе много лет. Взглянем на БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» - на одну из лучших школ Ленинского Административного Округа. Её директор зрелый и хозяйственный мужчина Валерий Владимирович Черняков, часто волнующийся за успех учебного заведения и работу коллектива. Работа спорится там, где наблюдается контроль. Попробуйте контролировать везде - получится слабо. Я знаю мало школ, где начальник - мужчина, энергичный и знающий человек. Благодарящий Бога и поощряющий мероприятия именно по духовности и нравственности. Недаром в школьном коридоре на стене можно увидеть икону Божией Матери. Этот человек - не многоликий персонаж из гениального романа Виктора Мари Гюго «Отверженные», скорее настоящий собственник и герой произведений Джека Лондона, открывающий микромиру школы и её «постояльцам» новое и полезное. Директор учреждения зачастую обладает сведениями о штатных молодёжных объединениях различного толка, об интересных и мудрых людях, о возможности просвещения на уровнях обучения - и другие важные вещи способен показать наглядно интеллектуальный руководитель, обладающий педагогическим чутьём.

Надо сказать, что в кабинете у директора в шкафу я замечаю одну из толстых книг Митрополита Омского и Таврического Владимира. Регулярно читает руководитель этот объёмный сборник проповедей-рассуждений. Я подчеркну: не все школьные директора православные люди и привечают в своих учебных заведениях объединения именно православной направленности.

Я нахожусь в коллективе прогрессивных работников образования, людей, не остающихся на месте, представителей учебного процесса. Навещаю ещё круг воспитателей - эта школа разделена длинным, извилистым, словно шланг, «воздушным коридором» с детским садом, являющимся базовой площадкой Омской епархии. Проводятся в детском саду мастер-классы в рамках постоянного действующего семинара по духовно-нравственному воспитанию. Курирует площадку дошкольного образования специалист Омской Епархии Светлана Петровна Баранцева. Поддерживая связь с директором школы и старшим воспитателем детского сада Еленой Владимировной Нечипоренко, приглашает Светлана Петровна педагогов на крупные и малые мероприятия, где выдаёт сертификат об участии, благодарственные письма, полезные для аттестации на более высокую категорию.

Проходя курсы повышения квалификации за счёт средств бюджетного учреждения, получая документы об аттестации, не хотелось бы подводить ни коллегу, ни тем более руководителя заведения. Ошибка стоит учителю авторитета в глазах многих. Как говорят, мол, был педагог-учитель, а завтра этот человек - продавец магазина или «чувиха» из пыльного ларька на остановке. Учителем не может стать человек, не любящий детей, не имеющий желания их воспитывать и образовывать. Учителя - народ совестливый. Всё-таки совершая ошибку, они нередко думают о ней и в тайне страдают.

За короткое время работы в школе я знакомлюсь с Еленой Викторовной Шаршиной и с Антоном Николаевичем Лопаевым. Это противоположные по своим взглядам люди ценят педагогическое ремесло одинаково горячо и крепко, они любят детей и готовы посвящать им себя целиком. Я не побоюсь этого слова: они - истинные трудоголики в своём деле. Антон Николаевич способен покинуть школу позже всех и соорудить большущую модель самолёта из подручных вещей, а Елена Викторовна - собрать вокруг себя известных омской культуре людей и удивить креативностью, разнообразием увлекательных мероприятий. В приятном смысле поражаешься, насколько у этих педагогов дополнительного образования развита потребность помогать детям - становиться культурней, эрудированней и сильней морально. Техническое творчество движется плавно и бок обок с духовным и культурным наследием предков-казаков - это понимаешь сразу, только наблюдая за работниками и общаясь с их подопечными.

Елену Викторовну Шаршину, руководителя молодёжного казачьего объединения «Дружина Ермака», я вижу в компании с Еленой Михайловной Чешегоровой - специалистом по работе с молодёжью БУ ОО «Центр патриотического воспитания», референта молодёжного отдела Омской епархии Русской Православной Церкви. В школе организовывается II Межшкольный казачий слёт «Казачья смена». О нём я напишу отдельно, выложу сведения эмоционально и сполна.

На фотографиях с Антоном Николаевичем Лопаевым, руководителем кружка авиамоделирования, я наблюдаю директора Департамента Образования Администрации города Омска - Инну Борисовну Елецкую. Находясь на выставке поделок, молодой парень в кепке Антон Николаевич передаёт впечатления не кому-то со двора, а самому руководителю омского образования. Честно говоря, гордость за школу меня мирно пробирает до души, я радуюсь и за работающих в ней людей - они дают результаты, как учитель ИЗО и черчения Анна Павловна Мильденбергер или Татьяна Валентиновна Шеховцова - учитель русского языка и литературы. Дети участвуют в конкурсах и побеждают, выходят на Всероссийские олимпиады, радуют родителей и повышают рейтинг школы.

Учителя и дети, руководители и образование в целом... Разве вы, милые читатели, не знаете, что учёба - процесс иногда мучительный? Когда у вас первая и вторая смена, а некоторые учителя ещё и классные руководители в двух классах - об этом стоит рассказать, не мешкая. Рекомендует директор школы учителей, работающих уже пятьдесят лет, представляете? Вчитайтесь в слова: по пятьдесят лет педагогического стажа!.. Я был в одной старой и дальней школе, где не было столь «заядлых» работников образования, остались эти «ветераны педагогики» на ветхой доске почёта при входе, около приёмной директора. Не отдают учительству столько жизни!

- Отработать 50 лет! - удивляется Юлия Вячеславовна, молодая девушка, учитель английского языка. - Многие мои знакомые пришли в школу и тут же ушли. Хватило и нескольких месяцев. Не каждый получивший диплом в педагогическом университете может быть учителем!

Юлия Вячеславовна Яшина только покинула ВУЗ. Преподавать в старших классах пока ей не предложили, зато чинно дали множество часов в младших классах. Успела она громко воспитать нескольких нерадивых школьников-четвероклассников. А ведь сложно их учить бывает, не всегда они в одном благостном настроении, способном перенять знания и правильно их «переварить». Шумят, визжат, испытывают на прочность, издеваются... По хитрому с ними поступает Юлия Вячеславовна, меняя виды деятельности один за другим, не позволяя расслабляться и балагурить на уроке.

Подготовка к урокам - серьёзное и важное дело, как домашнее задание, которое если не сделаешь, то сразу почувствуешь напряг. Нельзя прийти на урок, не зная, что преподавать и как методично внедрить материал в учебный процесс. Проштудированы методические пособия, просмотрена рабочая программа, на всякий случай прочитана книга известного педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко, вошедшего в четвёрку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. В основном люди опираются на опыт прошлых лет и те, кто считает, что в XXI веке старый опыт не работает - заблуждается. Можно посоветоваться с заместителем директора Ириной Анатольевной Верчинской - видя вас в учительской, она всегда спросит, нет ли проблем с поведением на уроках и какая успеваемость. Вот кто обязательно опирается на опыт прошлых лет - заместители директора. Они прошли в педагогике долгую дорогу и компетентно знают на сто процентов, что к чему.

Говорят, что в школе маленькая зарплата, а министр образования плохо работает. Потом сетуют на столичные ресурсы, не позволяющие работникам образования разгуляться, как следует. Это не совсем правда. Если вы работаете и стараетесь, то вознаграждение будет достойным также. Знаете, на что похожа работа в школе? На сюжет советского научно-фантастического фильма-дилогии «Москва-Кассиопея». Вы пребываете на планету «Школа» и вас «захватывают» чудные дети и нелёгкий учебный процесс.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Власов
Встреча с епископом
Рассказ
15.07.2020
Читать, думать, жить
О Православном букваре, выпущенном Свято-Успенской Почаевской Лаврой
19.06.2020
Управление гневом
Из опыта молодого учителя
11.12.2019
Будущее у молодёжи есть
В Омске прошел творческий фестиваль «Единство во имя мира»
06.11.2019
Все статьи Виктор Власов
Новости Москвы
Все статьи темы
Русская школа
Стодвадцатый пленэр Русской Атлантиды
Проект давно приобрёл все формальные черты настоящего общественного движения
19.04.2024
«Определиться с целью способен помочь только живой пример»
Нужно методично вбивать в голову молодёжи простое знание, что, не имея внятной цели в жизни, рискуешь однажды оказаться в абсолютной пустоте
18.04.2024
Инстасамка, разрешённая в России
Стране нужна своя массовая культура
17.04.2024
Народное почитание – это и есть самое настоящее свидетельство о святости человека
Подведены итоги Всероссийской суворовской конференции: «Имя победы – Суворов»
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
19.04.2024 11:09
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 11:07
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
19.04.2024 09:51