itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

25 сентября / 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)

Сергий Радонежский 
0
1827
Время на чтение 9 минут

Известно, что преподобный Сергий Радонежский не оставил после себя письменного наследия. Однако мы имеем его жизнеописание, в котором нам дается пример, говорящий громче записанных на бумаге наставлений. На основе жития святого студент аспирантуры МДА священник Иоанн Федоров выясняет, каким должно быть воспитание и чему стоит уделить особенное внимание.

Проблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания[1]. Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей[2]. Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли»[3].

Как и древние подвижники, преподобный проводил свою жизнь в стяжании христианских добродетелей. Именно этому его наследию посвящен данный доклад.

Понятие «добродетель» (ἡ ἀρετή) появляется еще в античной философии как категория ценных и положительных качеств, внешних и внутренних (здоровье и сила, мужественность и доброта). Святые отцы и учители Церкви в античное понятие вложили новое, христианское содержание. В добродетели они видели, прежде всего, постоянное стремление человеческой души к исполнению заповедей Божиих при содействии благодати Божией[4]. Христианское учение о добродетелях раскрыто в трудах святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Евагрия Понтийского и других. В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности[5]. По мысли преподобного Ефрема Сирина, «подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью»[6]. Свободно выбирая добродетельную жизнь, человек уподобляется Богу, так как «добродетель произвольна, и добро делаем мы по собственному избранию и произволу, а не против воли и принужденно»[7].

Из жития преподобного Сергия мы знаем, что его жизнь уготовлялась еще в утробе благочестивой матери. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее»[8]. Уже в отрочестве он преуспевал в добродетелях: «все поступки Варфоломея в течение всей его жизни показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного. Рассуждение - дар бесценный, и святые отцы почитают его выше всех добродетелей»[9]. Добродетели помогали подвижнику в уединенном житии: «мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце - жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого»[10], защищали в трудные минуты: «Чего не может сделать добродетель? - рассуждает святитель Платон. - Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность»[11]. Добродетели же привлекали к преподобному всех ищущих истины и утешения. Ученики святого игумена говорят: «Твоя добродетель собрала нас сюда, она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей, ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего»[12]. Проводя жизнь в высшей степени добродетельную и достигнув святости, преподобный Сергий показал пример для воспитания добродетелей.

Что же мы можем почерпнуть из примера преподобного Сергия? Для этого снова обратимся в его житию, и в первую очередь к завещанию преподобного своим ученикам перед смертью. Он заповедует последовать его пути, стяжать «венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещал своим возлюбленным ученикам»[13].

В наследии преподобного Сергия мы можем выделить следующие основные педагогические идеи.

Прежде всего, воспитание добродетелей должно быть Православным. Должна быть опора на ясно сформулированное мировоззрение. Понятие добродетели в отрыве от духовной основы теряет всякий смысл. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть Православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения»[14].

Следующее - это непрерывность воспитательного процесса[15]. Весь процесс воспитания в семье, в школе, в коллективе должен проходить в едином духе и вести к единой цели. На примере преподобного Сергия мы видим, что с малых лет и до самой смерти вся его жизнь была в служении Святой Троице. И сам строй монашеской жизни, устроенной преподобным в его обители, способствовал непрерывному восхождению инока к Богу и постоянному воспитанию добродетелей.

Также мы можем отметить важность всестороннего развития человеческой личности. С точки зрения православной антропологии человек трехсоставен, и все стороны его бытия нуждаются в развитии. Существуют добродетели как телесные (воздержание, целомудрие...), так и душевные (вера, послушание...)[16].

С точки зрения развития телесного преподобный Сергий был образцом трудолюбия, от учеников требовал, чтобы они овладевали каким-либо ремеслом и никогда не находились в праздности[17]. По свидетельствам Епифания Премудрого, подвижник был необычайно крепок: «сила у него была в теле, как у двух человек»[18].

Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлял учеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству[19]. Также он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг. Т. е. считал, что развитие интеллектуальное способствует духовно-нравственному развитию.

И, конечно, преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность...

Стоит также отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем Отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской.

В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце»[20].


[1]Петракова Т.И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9). С. 40, 41.

[2]Игумен Адриан (Пашин). Преподобный Сергий и Русь: Наследие, современность, будущее.[Электронный ресурс]Доклад на пленарном заседании IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений.Большой зал ульяновского Дворца творчества детей и молодежи.13.01.2014 г. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/2095709.html (дата обращения: 18.04.2014 г.)

[3]Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): дис. ... канд. пед. наук :13.00.01 - М.: 2000. С. 82.

[4]Ярема Р., свящ. Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях (по аскетическим творениям). - М.: 2006. С. 12.

[5]Киприан (Ященко), игум. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого). // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 27.

[6] Творения преподобного Ефрема Сирина. Т. 3. Сергиев Посад. 1912. С. 395.

[7] Там же. С. 394.

[8]Никон (Рождественский), архиеп. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца.Изд. 5. Сергиев Посад. 1904. С. 7.

[9]Там же. С. 45.

[10]Там же. С. 53.

[11]Там же. С. 62.

[12]Там же. С. 78.

[13]Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч.С. 209.

[14]Там же. С. 208.

[15]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 90.

[16]Ярема Р., свящ. Указ. Соч. С. 13, 14.

[17]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 88.

[18]Сергий Радонежский: сборник./Сост. В.А.Десятников. М. 1991.С. 44

[19]Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 85.

[20]Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч.С. 205.

http://www.bogoslov.ru/text/3975035.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергий Радонежский
«Отсутствие хороших примеров — мука для общества»
Человеку не свойственно жить в пустыне со зверями, но люди потому убегали и со зверями жили, потому что звери не грешат
30.12.2023
Когда иго Христово перестает быть тяжёлым
8 октября — преставление преподобного Сергия Радонежского
07.10.2023
«Его жизнь служит образцом исполнения своего житийного долга»
Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского
07.10.2023
«Речь идёт о войне против Православия»
По словам Патриарха Кирилла, Фанар используется врагами Церкви как одно из орудий борьбы, направленной на разрушение церковного единства
19.07.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:56
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54