20 сентября сего года в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях с помпой спустили дизель - электрическую подводную лодку «Кронштадт», проекта 677. Об этом сообщили все ведущие каналы ТВ. Но никто и словом не обмолвился, что 110 лет назад 11 октября 1908 года здесь же в Петербурге со стапелей Балтийского завода была спущена прародительница современного «Кронштадта», первая, не только в России, но и во всём мире, дизель - электрическая подводная лодка «Минога». Слабо мы знаем свою историю и гордимся ею. «Минога» не гремит большой боевой славой, но между тем, она открыла новую эру в подводном кораблестроении, когда на смену бензиновым моторам пришли дизеля. Это подобно тому, как американский «Наутилус» ознаменовал то, что на смену дизелю идёт атомный реактор.
С другой стороны, сравнение «Миноги» с современными дизель - электрическими подлодками позволяет судить о том, как за 110 лет эта отрасль судостроения шагнула далеко вперёд. Даже водоизмещение «Миноги», полное 152 тонны, не идёт не в какое сравнение с водоизмещением «Лад» в 1765 тонн, а о вооружении и бытовых условиях уже и говорить не приходится. Одно их роднит, что строились они долго. Но у «Миноги» есть оправдание - она была первопроходцем и головной, а вот у «Кронштадта» другие причины.
Проект подводной лодки «Минога» И.Г. Бубнов, русский кораблестроитель, создал ещё в конце русско-японской войны. Первоначально проект был рассмотрен и одобрен в Морском Техническом комитете 20 сентября 1905 года. Балтийский завод взял подряд на её строительство. По окончании разработки рабочих чертежей шестого сентября 1906 года состоялась закладка лодки на стапеле. Постройка её велась при непосредственном руководстве Бубновым.
Подводная лодка «Минога» вошла в историю подводного кораблестроения как первая в мире лодка с дизельной силовой установкой. Два дизеля для лодки были сделаны в Петербурге на заводе Нобеля, накопившем к тому времени большой опыт постройки таких двигателей.
Спуск лодки на воду состоялся 11 октября 1908 года, а уже 23 октября «Минога» в первый раз вышла в Морской канал, правда, под одним дизелем и электромотором, второй ещё не был доставлен.
Седьмого ноября лодка погружалась на Неве у пристани Балтийского завода. Вследствие сильных холодов и ледостава в дальнейшем пришлось ограничиться лишь испытанием дизелей на швартовах.
К началу июня 1909 года после установки аккумуляторной батареи были опробованы все механизмы и начались заводские испытания. После устранения неисправностей в сентябре были проведены торпедные стрельбы, а в октябре «Минога» вошла в состав Балтийского флота.
Подводная лодка «Минога» явилась дальнейшим развитием лодок русского типа, которые многим отличались от лодок иностранной постройки.
Дальнейшим развитием этого проекта была подлодка «Акула», большего водоизмещения, конструкции того же И.Г. Бубнова.
За 1906 - 1911 годы в технике русского подводного кораблестроения наблюдался значительный прогресс. Благодаря увеличению водоизмещения улучшались мореходные качества и условия обитаемости лодок. Ненадёжные в работе и опасные в пожарном отношении бензиновые моторы были заменены дизелями. Уменьшение расхода топлива (по сравнению с бензиновыми моторами) позволило значительно увеличить дальность плавания подводных лодок.
Применение дизелей на подводных лодках явилось крупнейшим шагом в развитии этих кораблей. Опасность плавания на лодках с бензиновыми двигателями была исключительно велика. Превосходство техники русских подводных лодок периода 1903-1911 годов над иностранными была видна, но русский чиновник предпочитал закупать иностранные образцы, игнорируя отечественные. Но, несмотря на это, русские конструкторы не прекращали попыток совершенствования лодок, пытаясь победить антипатриотический настрой чиновничества..., следующим шагом была подлодка «Почтовый» с попыткой создания «единого двигателя», прототипа сегодняшнего ВНЭУа.
Во время первой мировой войны «Минога» участвовала в боевых действиях на Балтике, совершив 14 боевых выходов. Были выходы в атаку на вражеские суда, правда, не принёсшие результата.
В 1918 году лодка прошла ремонт на Балтийском заводе и была отправлена на Каспийское море, где приняла активное участие в Гражданской войне на стороне красных морских сил.
В ноябре 1925 года, в связи с изношенностью механизмов, «Минога» была списана на металлом. А ведь она, как первая дизель-электрическая субмарина в мире, могла бы стать и музеем. Но её постигла участь многих кораблей, честно отслуживших свой век!
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО, капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник