I
Образ Неопалимой Купины взят из Священного Писания. Боговидец Моисей сорок лет был пастухом; он пас овец своего тестя Иофора, священника Мадиамского. Однажды он со своим стадом углубился в пустыню и пришел к горе Божией Хориву. Вдруг он остановился на месте, пораженный великим чудом: терновый куст был объят огненным пламенем, но не сгорал.
Моисей сказал:
-Подойду поближе и узнаю, в чем дело.
Но Господь предупредил его:
-Моисей, не подходи сюда. Сними обувь, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
Пастух закрыл свое лицо руками, потому что боялся посмотреть на Бога.
Христианское сознание связало этот образ с Божией Матерью, с Ее непорочным зачатием нашего Спасителя от Духа Святого. «Прейде сень законная, благодати прешедши; якоже бо купина не сгораше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси».
Нельзя не подивиться глубине образа Неопалимой Купины - образа схождения Неба на землю, примирения в лоне Богородицы Бога с миром, через примирение огня и древа. Пресвятая Дева, родившись на грешной земле, пребыла непорочно чистой, непричастной злу, не познавшей беззакония.
Что представляет из себя икона Божией Матери «Неопалимая Купина»? На ней изображена восьмиуголная звезда, в середине которой - Царица Небесная с Богомладенцем на руках. Звезда состоит из двух четырехугольников. Один из них - красного цвета - напоминает огонь, который видел Моисей; другой четырехугольник - зеленый; он указывает на естественный цвет куста.
Такая форма иконы, конечно, неслучайна. Ведь символ звезды имеет самое непосредственное отношение к изображенной на иконе «Звезде Незаходящей, вводящей в мир Великое Солнце».
По углам иконы - четыре символа, упоминаемые в Апокалипсисе Иоанна Богослова: человек, лев, телец и орел, а также Архангелы с теми символами, какие усваивает им Церковное Предание: Михаил с жезлом, Рафаил с алавастром, Уриил с огненным мечем, Селафиил с кадилом, Варахиил с виноградным гроздием и Гавриил с веткой благовестия.
В руках Пречистой Девы - лествица, прислоненная верхним концом к Ее плечу, - знамение того, что Она возвела человечество от земли на Небо.
II
Первая икона Божией Матери «Неопалимая Купина» появилась в России в 1390 году. Ее принесли к нам палестинские иноки. Она была установлена в Благовещенском соборе Кремля. Как гласит Церковное Предание, икона написана на камне той скалы, где Боговидец Моисей видел терновый куст, объятый огненным пламенем.
В Москве существовала всего одна церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». Ее построил в Хамовнической слободе очень богатый человек - стремянный конюх Царя Феодора Алексеевича Димитрий Колошин. Этому предшествовали весьма драматические обстоятельства.
Димитрий был человеком на редкость добрым, ревностным, нелицемерным христианином; он глубоко почитал Царицу Небесную. В Кремлевской Гранатовой Палате, в ее святых сенях, находилась икона Божией Матери «Неопалмая Купина». Когда Колошин приходил во дворец, он становился перед ней на колени и усердно молился, прося благословения на предстоящий день. Закончив свои дела, Димитрий, прежде чем покинуть дворец, снова приходил к иконе и благодарил Пресвятую Деву за все Ее благодеяния.
Однажды, совершенно неожиданно, над головой Димитрия Колошина разразился гром: он подпал под гнев Царя. Доказать свою невиновность, несмотря на многочисленные связи среди сановитых царедворцев, ему не удалось. Тогда все свое упование и надежду он возложил на Царицу Небесную: не одну и не две ночи простоял он на коленях, слезно прося Ее защитить его от царского гнева.
Во время одного из своих бдений он обещал:
-Пресвятая Дева, если я останусь жив и моя честь будет восстановлена, то построю храм в честь Твоего святого имени.
Через несколько дней Божия Матерь явилась во сне Царю и сказала:
-Димитрий, раб Мой, невиновен!
Царь назначил расследование дела, по которому обвинялся его приближенный. Оно показало, что Колошин был оклеветан. Феодор Алексеевич попросил прощения у своего верного слуги и осыпал его высочайшими милостями. Одна из них была особенно люба сердцу Димитрия: Царь в ответ на его смиренную просьбу подарил ему икону Божией Матери «Неопалимая Купина». В Шестую неделю по Пасхе 1680 года эта святыня Крестным ходом была принесена в только что возведенный храм.
III
В 1812 году, когда французская армия покинула Москву, к настоятелю этого храма пришел протоиерей Новодевичьего монастыря Алексий Введенский.
-Радуйся, отче! - сказал он.
-Да радоваться-то как раз и нечему, - возразил настоятель. - Супостаты почитай весь храм ограбили. Хорошо, хоть стены с собой не унесли.
-Хочешь не хочешь, а радости тебе не избежать, - продолжал отец Алексий, протягивая настоятелю тяжелый, довольно больших размеров предмет, завернутый в чистую холстину.
-Серебряная риза! - воскликнул тот, развернув находку. - С нашей чудотворной святыни! Какая великая и нечаянная радость! Спаси тебя Господи, отче! Но как эта драгоценность попала к тебе в руки?
-Мне ее дала Царица Небесная.
-Каким образом?
-А вот слушай. Примерно месяц назад, совершив Божественную Литургию и переоблачившись, я вышел из алтаря. Ко мне подошел солдат-оккупант.
-Я поляк, - сказал он.- Я принял участие в этом завоевательном походе на Россию с одной-единственной целью - обогатиться. Несколько дней назад я зашел в храм, который находится недалеко отсюда. Мне понравилась серебряная «одежда» на одной из икон. Я сорвал ее, рассчитывая остаток жизни прожить с помощью ее безбедно. Но с той минуты я потерял покой, меня стал терзать непонятный страх. Я возвращаю эту серебряную «одежду». Прошу тебя, святой отец, верни ее в тот храм, откуда я ее похитил. Я знаю: если бы я оставил ее себе, то не вышел бы живым из Москвы.
IV
1822-ой год для жителей города Славянска, что в Харьковской губернии, был поистине ужасным. То на одной улице, то на другой, то на третьей неожиданно вспыхивали опустошительные пожары. Сухие деревянные строения сгорали в мгновение ока, в огне гибли и взрослые, и дети. Страшная паника охватила город.
Храмы не закрывались ни днем, ни ночью. Служились Литургии, читались акафисты, совершались сугубые молебные пения. Христиане со слезами умоляли Спасителя и Царицу Небесную избавить их от невиданного бедствия.
Однажды ночью, в тонком сне, благочестивой старушке Бельницкой явилась Божия Матерь. Она сказала:
-Повели жителям города написать икону «Неопалимая Купина». Совершите молебен перед нею, и пожары прекратятся.
Повеление Царицы Небесной было исполнено. Сразу же после молебна возник новый пожар, во время которого была поймана поджигательница. Ею оказалась полоумная девица Мавра. Она созналась, что все пожары - это дело ее рук.
Благодарные жители изготовили для чудотворной иконы прекрасный киот, на котором поставили надпись: «За спасение града от пожара».
V
Церковное Предание сохранило еще один поучительный рассказ.
-Как-то в небольшом городке, - повествует некий христианин, - я оказался свидетелем небывалого пожара. Был ветер, и огонь перекидывался с одного строения на другое. Только дин дом оставался не подвластным слепой стихии. Около него стояла женщина в светло-голубой косынке, держа в руках икону Божией Матери «Неопалимая Купина». По ее щекам текли слезы.
-Боишься за свой дом? - спросил я ее.
-Нет, за свой дом я не боюсь, - ответила женщина, -огонь его не тронет; мне жалко тех людей, чьи жилища уже не спасти.
-Ты единственная верующая в этом посаде?
-Нет, не единственная. Но такая икона есть только у меня.
На другой день я вернулся на эту улицу; она представляла из себя печальное пепелище. Лишь один дом остался цел и невредим - он принадлежал женщине в светло-голубой косынке.
VI
Храм, воздвигнутый Димитрием Колошиным в Конюшенной слободе и украшавший Первопрестольную почти три с половиной века, в годы атеистического лихолетья был разрушен. Однако пути Господни неисповедимы, и храм в честь чудотворной иконы «Неопалимая Купина» снова возродился к жизни. Правда, в другом месте - в Отрадном, одном из новых микрорайонов столицы. Почему именно здесь? Да потому что район большой и густонаселенный, а церквей маловато.
Предполагалось, что храм будет возведен рядом с метро «Отрадное», однако городские власти решили в этом месте построить торговый центр «Золотой Вавилон». Храму выделили другое место - от метро подальше, но зато рядом с парком.
В апреле 2015 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил закладной камень на месте будущего храма и обратился к собравшимся с такими словами: «Я рад тому, что сейчас вижу: и храм начали возводить, и народ собрался, и погода прекрасная. Все это вселяет в душу большое и светлое чувство - чувство радости. А почему мы радуемся, когда совершаем добрые дела? Потому что каждое доброе дело прославляет Бога, и каждое доброе дело от Бога.
Мы знаем, что храм - это то место, где мы душой соприкасаемся с вечностью, где мы особенно чувствуем Божие присутствие, где Бог особенно слышит наши молитвы...»
В 2018 - ом году, в праздник Рождества Христова, в храме состоялась первая Божественная Литургия. В столице возник новый духовный очаг, который согревает сердца людей, помогает им узнать Евангельские истины, исправлять свою греховную жизнь, так полюбить Христа, чтобы не расставаться с Ним не только в этой временной жизни, но и в Вечной.
VII
Каждый православный христианин - это неопалимая купина. Он становится таким тогда, когда приходит в храм и причащается Святых Христовых Таин. Он горит, но не сгорает. Об этом говорит, в частности, святой Симеон Новый Богослов (молитва 6-я, ко Святому Причащению): «И дерзая Твоим богатым к нам благодеянием, радуяся, вкупе и трепеща, Огневи причащаюся, трава сый, и странно чудо, орошаемь неопально, якоже убо купина древле неопальне горящи».
В большие праздники, а также в воскресные дни ко Святому Причащению приступают многие и многие православные христиане. И тогда Земля Русская ярко озаряется невидимым Христовым Огнем, Который веселит души, укрепляет веру, прогоняет страх и отчаяние, привлекает Ангелов, наполняет сердца небесной любовью не только к друзьям и близким, но и к завистникам и недоброжелателям. В эти дни бесы с шумом низвергаются в преисподнюю.
VIII
Много «пожаров» пронеслось над матушкой-Россией за ее долгую многотрудную историю: татарское иго, великая смута семнадцатого века, революционное лихолетье, чума фашизма, да все их и перечислить невозможно. Ныне наше Отечество снова в «огне», снова жадное пламя терзает ее просторы. Однако и этот «пожар» для нас не смертелен.
Как и ранее, РОССИЯ ГОРИТ, НО НЕ СГОРАЕТ.
Она - НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА.
Николай Кокухин, член Союза писателей России; член Союза журналистов России