Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Никто лучше сельского духовенства не знает всех тех ужасов, какие вносит в жизнь деревни пропойство...»

Игорь  Алексеев, Русская народная линия

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 13.09.2018


Освещение хода реализации мер по введению «сухого закона» в Казанской губернии на страницах журнала «Известия по Казанской Епархии» …

 

Несмотря на то, что история претворения в жизнь на территории Казанской губернии «сухого закона» 1914 - 1917 гг. была весьма богата на события, в той или иной степени затрагивавшие различные сферы общественной жизни, а опыт его реализации в ряде случаев и сегодня не утратил своей актуальности, обобщающих научных трудов на сей счёт, к сожалению, ещё не создано. В этой связи большое значение приобретают изучение и систематизация источников по данной теме, отличающихся заметным объёмом и разнообразием.

Как известно, одним из основных проводников «сухого закона» в то время выступала Российская Православная Церковь (РПЦ), на которую возлагалась духовно-просветительская миссия по отрезвлению русского народа. Откликаясь на синодальные установления и растущие трезвеннические настроения в местном обществе, священноначалие и духовенство Казанской епархии, в тесном взаимодействии с губернскими властями и общественными объединениями (в первую очередь, с «Казанским Обществом Трезвости»), активно включилось в этот процесс, освещая его на страницах своего главного печатного издания - журнала «Известия по Казанской Епархии» (ИКЕ), издававшегося при Императорской Казанской духовной академии (ИКДА).

Как констатировалось, в частности, в «Обзоре деятельности по Казанской губернии за первый год Великой Отечественной войны 1914 - 1915 г.г.», опубликованном в качестве приложения к «Адрес-календарю и справочной книжке Казанской губернии на 1916 год» (изданию Казанского губернского статистического комитета), заметному успеху в проведении здесь мобилизации «в значительной степени способствовало имевшее место за истекший год войны запрещение продажи вина и других крепких напитков». Причём, соответствующие меры начали осуществляться в г. Казани и Казанской губернии ещё до того, как она началась.(1)

«Ещё в начале 1914 года, - сообщалось в том же обзоре, - вслед за тем, когда в Высочайшем Рескрипте на имя Министра Финансов Государю Императору благоугодно было указать на необходимость безотлагательных преобразований, направленных к устранению зависимости благосостояния казны от разорения духовных и хозяйственных сил народа и к изысканию государственных доходов непосредственно от народного производительного труда, - в Казанской губернии предпринят был целый ряд мер борьбы с неумеренным потреблением крепких напитков, причём Губернатором, Камергером П.М. Боярским, ещё за несколько месяцев до начала войны, во время его объездов по губернии, было обращено особенное внимание на отрезвление народа и во многих селениях, после разъяснений и личных собеседований Начальника губернии на эту тему с местным трудовым населением, заведения, продававшие крепкие напитки, были закрыты по настоянию самих же крестьян. В виду назревавших вопросов по борьбе с нетрезвостью и торговлею крепкими напитками, в марте 1914 г. Губернатором в особом совещании был выработан ряд положений, касающихся искоренения этого зла. Начатая в широких размерах деятельность в этой области по Казанской губернии окончательно упрочилась обстоятельствами развившейся грандиозной войны».(2)

В данной связи заметный интерес вызывает опубликованная в № 13 - 14 от 1 - 8 апреля 1914 г. ИКЕ «Церковная программа "Праздника Трезвости", устраиваемого 8 - 9 апреля 1914 г. в г. Казани и Казанской епархии, утверждённая Его Высокопреосвященства резолюцией, от 18 марта за № 1597», которая даёт представление о масштабах данного мероприятия.(3)

Как явствует из протокола заседания Комитета «Казанского Общества Трезвости» (КОТ) 9 марта 1914 г., она была выработана в соответствии с отношением Казанской духовной консистории (КДК) № 4164 от 19 февраля 1914 г., где содержалась просьба в адрес председателя Комитета КОТ А.Т. Соловьёва составить её «в соучастии с священником Смоленско-Дмитриевской церкви Николаем Троицким и другими лицами по избранию председателя», после чего - отослана (с разъяснениями) архиепископу Казанскому и Свияжскому Иакову (И.А. Пятницкому) «с 8000 экземпляров книг против пьянства».(4)

«8 апреля, - сообщалось, в частности в опубликованной в ИКЕ программе Праздника трезвости, - во всех церквах епархии должна быть отслужена всенощная, после которой о.о. настоятелями должно быть выяснено значение празднества, а 9 апреля, после литургии во всех церквах должен быть устроен крестный ход, - в уездных городах в Собор, а в сёлах - вокруг храма, после крестного хода должен быть отслужен молебен об избавлении русского народа от пьянства и произнесено слово о вреде употребления вина, розданы брошюры против пьянства, присланные Казанским Обществом Трезвости, в количестве 5000 экземпляров, в Консисторию для рассылки по церквам. Как 8, так и 9 апреля, должен быть сделан сбор на борьбу с пьянством, причём собранные деньги должны быть чрез благочинных представлены в Консисторию, а вечером 9 апреля должны быть устроены чтения о вреде употребления крепких напитков в местных школах или в храме».(5)

Далее предписывалось, что к одиннадцати часам утра 9 апреля 1914 г. из пятнадцати казанских церквей и монастырей должны прибыть крестные ходы на Ивановскую площадь, «где пред молебном, который совершит Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Иаков, протоиерей Петропавловского собора о. Николай Воронцов должен сказать слово о борьбе с пьянством, а в Кафедральном соборе слово должно быть сказано священником о. Николаем Троицким», по возвращении же крестных ходов «на площади около Грузинской церкви, слово о борьбе с пьянством должно быть сказано священником о. Александром Воронцовым, в храме Всемилостивого Спаса слово должно быть сказано протоиереем о. Виктором Поярковым».(6) К участию в Празднике трезвости привлекались и студенты ИКДА, которым предписывалось, совместно с КОТ и Попечительством о народной трезвости, устроить «во всех аудиториях» последних «чтения с туманными картинами о борьбе с пьянством» и раздавать «всем слушателям» брошюры «против пьянства».(7)

По прошествии Праздника трезвости в г. Казани 8 - 9 апреля 1914 г. местные повременные издания разместили репортажи об этом весьма примечательном событии, а в протокол заседания Общего собрания членов КОТ 20 апреля 1914 г., опубликованный в № 5 за май 1914 г. журнала «Деятель», был включён достаточно подробный отчёт об участии в нём КОТ(8). «Сочувственно отнеслось к празднику трезвости и акцизное ведомство, - отмечала, помимо прочего, газета "Казанский Телеграф". - По распоряжению управляющего акцизными(9) сборами Казанской губ[ернии] с 5 час[ов] вечера 8 апреля и во весь день 9 апреля повсеместно в Казан[ской] губ[ернии] была прекращена торговля крепкими напитками во всех питейных заведениях. Выносная торговля была также запрещена и назначены были особые надзиратели, за тем, чтобы это распоряжение выполнено было в точности».(10)  

Примечательным также является следующий факт: принимая во внимание «особенно душевное отношение к вопросу о борьбе с пьянством г.г. Казанского Губернатора Петра Михайловича Боярского и члена Общества Управляющего Акцизными Сборами Казанской губернии Сергея Михайловича Баженова», на Общем собрании КОТ 20 апреля 1914 г. было единогласно постановлено избрать их в число почётных членов КОТ.(11)

На страницах ИКЕ можно также обнаружить информацию об участии духовенства в проводившихся в г. Казани Всероссийских праздниках трезвости, которые были приурочены к празднику Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.  

Таковая, относящаяся к Всероссийскому празднику трезвости 29 августа 1914 г., содержится, например, в № 34 от 8 сентября 1914 г. - в разделе «Архиерейские служения».(12) «В Иоанно-Предтеченском монастыре Божественную Литургию и после оной молебен, - сообщалось там, в частности, - совершил Высокопреосвященнейший Архиепископ Иаков.

В кафедральном соборе Божественную Литургию совершил Преосвященнейший Анатолий(13).

После Литургии на площади Императора Александра II Высокопреосвященнейшим Архиепископом Иаковом в сослужении Преосвященнейшего Анатолия, множества духовенства и массы народа было совершено торжественное молебствие о победе над врагом внешним и внутренним - пьянством.

Во время совершения молебствия на площадь прибыли крестные ходы из кафедрального собора, из Спасского, Казанского и Ивановского монастырей, из церквей: Николо-Низской, Николо-Ляпуновской, Пятницкой и Всемилостивого Спаса при Обществе Трезвости в Подлужной слободе.

Слово на площади произнёс доцент Академии о. иеромонах Афанасий(14)».(15)

В 1915 г. в части организации Всероссийского праздника трезвости в г. Казани произошло досадное недоразумение. Как указывалось в протоколе заседания Комитета КОТ 20 сентября 1915 г., «духовная консистория уведомила председателя 28 августа о крестном ходе на 29 августа, и так как нельзя было известить всех членов, то общество на крестном ходе не участвовало».(16)    

В опубликованной в № 33 от 1 сентября 1915 г. ИКЕ - в разделе «Архиерейские служения» - краткой информации о праздновании 29 августа 1915 г. в г. Казани Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна о трезвеннической составляющей церковных мероприятий не упоминалось.(17)

В №№ 31 - 32 от 15 - 22 августа 1916 г. был опубликован «Проект празднования 29 августа 1916 года "Праздника Трезвости"», значащийся в «Оглавлении к Известиям по Казанской Епархии за 1916 год» как «Указ Казан[ской] Дух[овной] Консистории о праздновании 29 Августа 1916 г. в г. Казани "Праздника Трезвости"».(18)

«29 августа текущего года, - указывалось в нём, в частности, -  по примеру прежних лет во всех храмах г. Казани, уездных городов и сёл на литургии произносятся поучения, приличествующие празднику трезвости, после литургии совершаются молебны об исцелении страждущих пьянственным недугом по чину, напечатанному в № 10 Приходского чтения за 1911 год, в Казани на Ивановской площади, в уездных городах и сёлах на площадях около храмов, предваряемые крестными ходами, а полож[е]нная 29 августа панихида отправляется пред литургией».(19)

В №№ 33 - 34 от 1 - 8 сентября 1916 г. ИКЕ - в разделе «Архиерейские служения» - было напечатано краткое сообщение о нём, из которого, помимо прочего, явствует, что в этот день Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском монастыре совершил епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Анатолий (А.Г. Грисюк), а в Благовещенском кафедральном соборе - епископ Чебоксарский, второй викарий Казанской епархии Борис (В.П. Шипулин).

«После Литургии, - сообщалось далее, - на площади Императора Александра II-го был совершён молебен об утверждении трезвости и об исцелении страждущих пьянственным недугом. К 12-ти часам дня на площади к молебну прибыли крестные ходы: из Кафедрального собора, Казанского и Спасо-Преображенского монастырей, Николо-Низской, Николо-Ляпуновской и Пятницкой церквей и из храма Общества Трезвости в Подлужной.

Молебен совершил Преосвященнейший Анатолий в сослужении Преосвященнейшего Бориса и градского духовенства».(20)

В свою очередь, председатель Комитета КОТ А.Т. Соловьёв на «заседании членов Общества Трезвости» 25 сентября 1916 г. доложил об участии КОТ в этом празднике. Причём, в опубликованном в № 9 за сентябрь 1916 г. журнала «Деятель» протоколе указанного заседания упоминался также священник Н.М. Троицкий, который «после Архиерейского служения молебна» «сказал слово о значении праздника».(21)

В связи с активной деятельностью проповедника трезвения - епископа Чистопольского, викария Казанской епархии Анатолия (А.Г. Грисюка) необходимо упомянуть также о «Высочайшей благодарности в ответ на верноподданническую телеграмму Преосвященного Анатолия и Председателя Общества Трезвости А. Соловьёва по поводу прекращения торговли спиртными напитками», опубликованной в № 13 от 1 апреля 1915 г. ИКЕ(22) и воспроизведённой в протоколе заседания Комитета КОТ 8 марта 1915 г., который был помещён в № 4 за апрель 1915 г. журнала «Деятель».(23) 

В телеграмме, направленной епископом Чистопольским Анатолием (А.Г. Грисюком) и председателем Комитета КОТ А.Т. Соловьёвым на имя Императора Николая II Александровича по решению указанного Общего собрания, говорилось: «Великий Государь! Твоим Царским словом прекращена казённая продажа спиртных напитков, исконному врагу русского народа - пьянству нанесён смертельный удар. Казанское Общество Трезвости, празднуя двадцать вторую годовщину своей деятельности на пользу трезвости, после молитвы в храме Общества о даровании здравия Тебе, Государь, и победы над врагом христолюбивому воинству, осмеливается повергнуть к Твоим стопам верноподданнические чувства и выразить радость по поводу наступившей трезвости на русской земле. Боже! Храни Царя - Покровителя трезвости и даруй русскому народу насладиться всеми плодами благодетельной трезвости.

Верноподданные Председатель Александр Соловьёв и Епископ Чистопольский Анатолий».(24)

На означенной телеграмме 22 февраля 1915 г. в Царском Селе «Его Императорскому Величеству [...] Всемилостивейше благоугодно было Собственноручно начертал: "Сердечно благодарю"».(25)

Особое место среди материалов, размещённых в ИКЕ, занимают «Указы Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода», определения и послания последнего.

Так, например, в 1914 - 1915 гг. на страницах ИКЕ были опубликованы следующие из них, имевшие отношение к трезвеннической проблематике: указ «От Св[ятейшего] Синода о проведении резолюций Всероссийского Съезда практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, в жизнь церковных школ» от 28 апреля 1914 г. (№№ 23 - 24 от 15 - 22 июня 1914 г.),(26) «Послание Св[ятейшего] Синода архипастырям и пастырям Всероссийской церкви с призывом выступления на беспощадную борьбу с народным пьянством и торжественного празднования праздника трезвости 29 августа» (№ 30 от 8 августа 1914 г.),(27) «Определение Училищного Совета при Св[ятейшем] Синоде о книгах и брошюрах противоалкогольного содержания» (№ 3 от 15 января 1915 г.),(28) определение «От 3 июля 1915 года за № 5311, об испрошении благословения Святейшего Синода на рассылку опросного листа» под названием «Наш приход до запрещения казённой продажи водки и после запрещения» (№ 29 от 1 августа 1915 г.)(29) и «Определение Св[ятейшего] Синода о возбуждении ходатайства о закрытии в воскресные и праздничные дни базаров и виноторговли» (№ 37 от 1 октября 1915 г.)(30).

Некоторые из этих документов содержат поразительные признания, которые по прошествии ста с лишним лет пьяного и духовного безвременья звучат уже, скорее, как страшный приговор.

Так, в вышеозначенном послании Святейшего Правительствующего Синода (СПС) 1914 г., подписанном митрополитом Санкт-петербургским и Ладожским Владимиром (В.Н. Богоявленским), архиепископом Финляндским и Выборгским Сергием (И.Н. Страгородским) (будущим Патриархом Московским и всея Руси), бывшим архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Н.И. Рождественским), архиепископом Иркутским и Верхоленским Серафимом (Я.М. Мещеряковым) и епископом Псковским и Порховским Евсевием (Е.С. Гроздовым), подчёркивалось, что «самый гибельный, самый ужасный» порок, который «в наше время порабощает наш народ, отравляет и его тело и его душу, и губит целые поколения, сводит в больницы, в тюрьмы, в могилы сотни тысяч людей ежегодно», являясь «губительнее всяких, самых кровопролитных войн», - это «пьянство во всех его видах, со всеми его порождениями: сквернословием, буйством, грабежами, бунтами против власти, убийствами и даже - самоубийствами».(31)

«И когда, как не ныне, - говорилось далее, - когда Сам Бог зовёт нас к покаянию, к самоочищению для грядущего подвига любви, возвысить Церкви голос против этого порока, восстать против него всеми силами духа, объединиться в борьбе с ним? Когда как не во дни великого, посланного Богом испытания, напомнить забытые нами словеса Господа нашего: внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими (Лук. 21, 34) и предостережение апостола: не льстите себе: пияницы царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 9 - 10).

Люди науки свидетельствуют, что алкоголь, проникая в кровь целых масс населения, делается наследственною отравой и грозит гибелью народу как в духовном, так и в физическом отношении, и целые народы, под действием алкогольного яда, постепенно начинают вырождаться. К глубокой скорби нашей те же люди науки, болея сердцем за родной народ, за судьбу родной земли в будущем, долгом почитают громко свидетельствовать, что уже наблюдаются опасные признаки такого отравления нашего народа, что за последние сорок-пятьдесят лет русские люди стали много слабее телом, ниже ростом, уже в груди, тупее умственно, склоннее к разным порокам, бессильнее волею, безучастнее сердцем... Тает русская душа, теряется способность к подвигу, исчезает энергия, гаснут идеалы. Народ отравляется, он гибнет духовно и телесно. Яд уже действует не на отдельные только лица: и не пьющие, но имеющие среди своих предков в третьем-четвертом поколении заражённых пороком пьянства, подчиняются закону наследственности и несут всю тяжесть гнева Божия за грехи дедов и прадедов своих. И громко отзываются в совести нашей грозные слова Божии: Аз есмь Господь Бог твой, Бог ревнитель, отдаяй грехи отец на чада до третияго и четвёртаго рода ненавидящих Мене (Исх. 20, 5). На наших глазах они сбываются как непреложная истина Божия».(32)

Это пронзительно-откровенное послание с призывом к всеобщей борьбе с «гибельною страстью» и к «самоочищению», а также с постановлением СПС об организации 29 августа 1914 г. «всероссийского праздника трезвости», предписывалось, одновременно с синодальным посланием «по поводу войны с Германиею и Австро-Венгриею», прочитать «в церквах в первый воскресный или праздничный день по получении».(33)

Весьма интересным представляется «Опросный лист к о.о. настоятелям приходских храмов России» под названием «Наш приход до запрещения казённой продажи водки и после запрещения», включённый в текст определения СПС № 5311 от 3 июля 1915 г. Как в нём указывалось: «Настоящий лист составлен Московским епархиальным обществом борьбы с народным пьянством, а затем рассмотрен и одобрен соединённым собранием 4 противоалкогольных обществ г. Москвы: "Моск[овского] Епарх[иального] Общества борьбы с народным пьянством", "Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмом", "Общества борьбы с алкоголизмом" и "Московского Отделения Российского Медицинского Общества врачей-трезвенников".

Цель опроса - собрать со всех концов России, по возможности, достоверные данные о том, как отразилось запрещение продажи водки и других спиртных напитков на различных сторонах народной жизни и тем помочь Правительству - наиболее целесообразно направить дальнейшую борьбу против алкоголизма как в течение войны, так и по окончании её».(34)

Обсудив соответствующее ходатайство «Московского епархиального общества борьбы с народным пьянством» и «признавая с своей стороны предположенное им мероприятие весьма полезным», СПС определил, в частности: «преподать названному обществу благословение на рассылку составленного им опросного листа всем настоятелям приходских церквей в России при издаваемом Святейшим Синодом журнале "Церковные Ведомости", в виду бесплатного приложения».(35)

Помимо вышеозначенных указа, послания и определений СПС, в ИКЕ публиковались распоряжения КДК, имеющие отношение к трезвеннической работе.

Так, например, в №№ 23 - 24 от 15 - 22 июня 1915 г. под заголовком «От Казанской Духовной Консистории» было опубликовано следующее предписание: «Согласно определению Епархиального Начальства, 7 - 27 мая сего года состоявшегося, сим предписывается настоятелям церквей Казанской епархии дать внимательные ответы на анкету, которая будет разослана Губернскою Управою о том, как отразилось на нравственном и экономическом быте населения Казанской губернии запрещение продажи спиртных напитков».(36)

В №№ 29 - 30 от 1 - 8 августа 1916 г. под аналогичным заголовком было опубликовано сообщение о том, что: «51-е очередное Цивильское Уездное земское собрание, в заседании 24 сентября 1915 г., выслушав доклад управы о борьбе с алкоголизмом, между прочим, постановило: ходатайствовать о введении в курс преподавания в земских и церковно-приходских школах сведений об алкоголизме по руководствам, выработанным Министерством Народного Просвещения.

Признавая настоящее ходатайство вполне целесообразным, Казанский Губернатор представил его 19 ноября минувшего года на благоусмотрение Святейшего Синода».(37)

Между тем, СПС, обсудив это представление и принимая во внимание, что «Министерством Народного Просвещения руководств по преподаванию в школах сведений о вреде алкоголизма, по сообщению Учёного Комитета сего Министерства, не составлено», и то, что «мероприятия по борьбе с алкоголизмом через школу выработаны были Святейшим Синодом в определении от 27 марта - 9 апреля 1914 г., о каковом определении Епархиальным Преосвященным было сообщено циркулярными указами, определением от 31 марта - 12 апреля сего года за № 2500», постановил: «сообщить о сих мероприятиях Казанскому Губернатору и, в виду выраженного им сочувствия делу(38) борьбы с алкоголизмом через школу, просить сего Губернатора оказать содействие в устройстве для учителей начальных школ музеев, выставок, публичных чтений и бесед, направленных к борьбе с алкоголизмом, а также располагать Губернский и уездные Комитеты Попечительства о народной трезвости и другие благотворительно-просветительные учреждения к пожертвованиям церковным школам книг с противоалкогольным содержанием из числа опубликованных в Церковных Ведомостях за 1914 г. в №№ 51 - 52».(39)

На страницах ИКЕ можно также обнаружить статьи на тему борьбы с пьянством и упоминания о трезвеннических изданиях.

В № 15 от 15 апреля и № 16 от 22 апреля 1915 г. была опубликована большая статья за подписью «В.В.» под названием «К вопросу о способах борьбы с алкоголизмом».(40)

По мнению её автора, «задачи общества, т[о] е[сть] всех сочувствующих борьбе с алкоголизмом лиц», должны сводиться к следующему:

«1) К принятию мер для полного изъятия и навсегда из продажи всех спиртных напитков - и крепких, и слабых.

2) К изъятию из всех мест всего того, что служит напоминанием о спиртных напитках (вывески, рекламы, каталоги и т.п.).

3) К изысканию чрез специалистов средства сделать денатурированный спирт по вкусу совершенно негодным для питья и неподдающимся никаким очисткам от этого вкуса.

4) К проведению закона, карающего злоупотребления аптекарей и других торговцев при продаже всякого рода спиртов, одеколона, политуры и друг[их] жидкостей, заключающих в себе какой-либо спирт.

5) К принятию мер для усиления наказания шинкарей и других лиц, занимающихся изготовлением спиртных напитков или перепродажей их.

6) К устройству публичных чтений как с научным, так и художественным содержанием предметов этих чтений и с демонстрацией картин.

7) К организации союза для борьбы с алкоголизмом и образованию фонда, а также к изданию при содействии других аналогичных обществ брошюр и листков против алкоголизма».(41)

В № 22 от 8 июня 1915 г. была размещена заметка под заголовком «В чём спасение деревни?» за подписью «Деревенский житель», автор которой выражал опасения по поводу возможной отмены «сухого закона» после окончания войны.(42)

«Конечно, - писал он, в частности, - никто лучше сельского духовенства не знает всех тех ужасов, какие вносит в жизнь деревни пропойство и связанные с ним хулиганство и всякие безобразия до революции включительно. Сердце болью содрогается, страх охватывает при мысли о разрешении гулять после войны по русскому славному царству тому "богатырю", который опаснее Вильгельма с его культурно-злобными полчищами. Не так страшны невероятные натиски германцев в Галиции, Курляндии, в Польше, как натиски винокуров пивоваров при содействии внутренних немцев».(43)

При этом автор статьи отмечал позитивные изменения в отношении крестьян к трезвому образу жизни, связывая их, в первую очередь, со стремлением к самообразованию посредством чтения периодики (среди которой он особо выделял «Земскую Неделю»). Уповая на «руководителей» «Земской Недели», «Деревенский житель» писал: «Помоги им Господь дать такую духовную пищу народу, которая бы не противоречила миросозерцанию крестьян, захватила задушевностью последних, отвлекла от гибельного пропойства, и тогда не будут страшны никакие внутренние и внешние немцы».(44)

В этом ряду стоит также выделить небольшой рассказ «Воспоминание старого священника» за подписью «Протоиерей Павел Соколов», напечатанный в №№ 37 - 38 от 1 - 8 октября 1916 г., где рассказывается о печальной судьбе «Арского уроженца» крестьянина «Ивана К.», пьянство которого довело его до видений «нечистых» и самоубийства.(45)

В №№ 7 - 8 от 15 - 22 февраля 1916 г. ИКЕ была размещена перепечатка из № 4 от 23 января 1916 г. «Владимирских Епархиальных Ведомостей»(46) библиографической заметки об изданной в 1914 г. в г. Москве книге С.Е. Успенского «Школа трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ».(47)

«Теперь в дни невольной трезвости, - подчёркивалось в ней, в частности, - было бы особенно ценно и важно утвердить в народе навсегда это трезвенное настроение, пользу которого сам народ ощущает на себе самом в разных сторонах своей жизни. Воспитывать это настроение и укреплять в нём население нужно с детства, отсюда в план борьбы с пьянством входит преподавание трезвости в школах всех степеней, начиная с низших школ. Хотя это научение трезвости в школах остаётся, к сожалению, до настоящего времени в области добрых намерений, но появилась уже особая литература для школьного употребления с этой целью, особые учебники, книги для классного чтения, арифметические задачники и т.п. К разряду такого рода книг относится и вышеназванная "Школа трезвости" С. Успенского».(48)

В №№ 29 - 30 от 1 - 8 августа 1916 г. - в разделе «Жизнь и книги» -была републикована заметка из «Московских Церковных Ведомостей» (№ 27 - 28 за 1916 г.) о втором издании «иллюстрированной противоалкогольной хрестоматии для начальных училищ и 1-х классов средней школы» под названием «Трезвые всходы», выходившей под редакцией председателя «Московского Епархиального Общества борьбы с народным пьянством» протопресвитера Н.А. Любимова.(49)

«Появление настоящей противоалкогольной хрестоматии 2-м изд[анием], - подчёркивалось в ней, в частности, - косвенным образом говорит о том, что борьба с пьянством не кончилась, а только... началась. Цель хрестоматии - воспитывать трезвую молодёжь со школьной скамьи. Составитель "Трезвых всходов" несомненно принадлежит к поклонникам трезвенного воспитания и видит в школе могучий фактор закрепления трезвости на Руси. От всей его книги веет любовью к поставленной задаче и горячей верой в старую истину, гласящую, что легче предупредить, чем бороться (со злом алкоголизма)».(50)

То, что означенная хрестоматия не потеряла своей актуальности и по сей день, свидетельствуют следующие её характеристики: «Вся книга разделена на семь отделов: I - влияние пьянства на организм отдельного человека; II - опровержение народных предрассудков о спиртных напитках; III - влияние пьянства на семью и общество; IV - причины пьянства; V - что даёт людям трезвая жизнь; VI - борьба за трезвость; VII - краткие сведения по алкоголеведению. В хрестоматии собраны специальные статьи противоалкогольного характера разных писателей: А. Коринфского, А. Толстого, А. Чехова, Гл. Успенского, д[окто]ра А. Коровина, пр[отоиерея] В. Михайловского, Некрасова, д[окто]ра Бобринского, поэта Гребенщикова, Мордвинова и др. Хрестоматия читается легко и, конечно, заинтересует детей при классном чтении».(51)

В № 15 от 15 апреля 1914 г. ИКЕ было размещено «Отношение Редакции народного журнала "Отрезвление"» за подписью членов его редакции - известных деятелей правомонархического движения - члена Государственной Думы (ГД) четвёртого созыва священника М.В. Митроцкого, члена ГД третьего созыва, Орловского уездного предводителя дворянства С.А. Володимерова и редактора-издателя народно-просветительных изданий М.Д. Плетнёва.(52)

Обращаясь к казанскому архиерею с разъяснениями по поводу направления готовившегося к изданию в Санкт-Петербурге «народного журнала» «Отрезвление», они выражали надежду на то, что он благословит их «скромное начинание» и поможет в его осуществлении посредством рекомендации и «самого дела продажи» такового подведомственному духовенству.(53)

В № 18 от 8 мая 1914 г. ИКЕ было помещено объявление об издании «первой в России противоалкогольной с рисунками» газеты «Трезвость» (г. Санкт-Петербург, редактор-издатель - священник П.И. Поляков),(54) в №№ 23 - 24 от 15 - 22 июня 1914 г. - упомянутого выше журнала «Отрезвление»,(55) в № 45 от 1 декабря 1914 г. и № 1 от 1 января 1915 г. - ежемесячного журнала «Сеятель» (г. Уфа, редактор-издатель - священник И.Г. Хохлов)(56). «При книжках журнала, - сообщалось, в частности, в последнем, - в течение года будет дано множество прекрасно исполненных картин на мелованной бумаге, между прочим 100 портретов деятелей трезвости».(57)

Известный интерес представляют краткие новостные заметки, помещавшиеся в ИКЕ в разделе «Из периодической печати». Так, в одной из них (№ 14 от 8 апреля 1915 г.) сообщалось: «Городецкое общество трезвости получило от Великого Князя Константина Константиновича телеграмму следующего содержания:

"На всеподданнейше доложенной Мною Государю Императору вашей телеграмме Его Императорскому Величеству благоугодно было собственноручно начертать:

«Могут быть спокойны. До окончания войны повсеместно продажи пива и вина не будет».

КОНСТАНТИН".

Эта телеграмма последовала в ответ на телеграмму Городецкого общества трезвости, которое просило Великого Князя Константина Константиновича, как почётного гражданина гор[ода] Нижнего Новгорода, ходатайствовать пред Государем Императором о том, чтобы продлено было запрещение торговли виноградным вином и пивом».(58)

Перепечатки материалов по трезвеннической тематике из других изданий помещались также в разделе «Из церковной жизни».(59) 

Так, в № 48 от 22 декабря 1914 г. ИКЕ сообщалось о постановлении съезда духовенства Пензенской епархии просить архиепископа Пензенского и Саранского Митрофана (М.В. Симашкевича) «повергнуть к стопам Его Императорского Величества неотступную просьбу духовенства епархии о запрещении продажи крепких напитков и пива не только на время военных действий, но и навсегда, причём желательно было бы, чтобы это запрещение коснулось и различных суррогатов водки».(60)

В № 18 от 8 мая 1915 г. ИКЕ была размещена перепечатка заметки из журнала «Церковные Ведомости» по поводу изготовления алкогольных суррогатов.(61) «Нет оснований утешать себя, - констатировалось в ней, в частности, - что народ попьёт денатурат или "ганжу", а там и перестанет, нет оснований утешать себя, что настало собственно время трезвости. До трезвости в первое время её существования теперь очень далеко».(62)

Тема борьбы с алкогольными суррогатами была продолжена в перепечатанной в №№ 41 - 42 от 1 - 8 ноября 1916 г. с сокращениями заметке(63) из издававшегося в г. Харькове «журнала для духовенства и народа Харьковской епархии» «Пастырь и Паства» (№ 40 - 41 от 22 октября 1916 г.), которая в оригинале называлась «Единственно верный способ успешно бороться с тайным курением водки и пьянством»(64).

В ней рассказывалось о том, как в Томской епархии один из священников взял на себя инициативу борьбы с «самосидкой» «сначала с церковного амвона», а затем обратился «со словом увещания к сельскому сходу»,(65) что привело к положительному результату: сход постановил «производство, продажу и употребление спиртных напитков» «воспретить раз навсегда». Отмечалось также, что епископ Томский и Алтайский Анатолий (А.В. Каменский) относится «к сказанному способу борьбы с курением водки и пьянством» «с живейшим сочувствием».(66)

Однако, по мере затягивания войны и погружения страны в пучину социально-политических и экономических невзгод трезвенническая работа, в том числе, и по церковной линии, неотвратимо начала отходить на задний план, что сказалось и на количестве публикаций, размещавшихся в повременных изданиях.

В результате, после революционных событий февраля - марта 1917 г. публикации, касающиеся реализации «сухого закона» и борьбы за народную трезвость, исчезли, в том числе, и со страниц ИКЕ.    

 

Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Иллюстрации:

 


1.   Обложка журнала «Известия по Казанской Епархии» (№№ 31 - 32 от 15 - 22 августа 1916 г.).

 

2.   Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Анатолий (А.Г. Грисюк) (г. Казань, 1913 г.).

 

Сноски:

 

(1) Обзор деятельности по Казанской губернии за первый год Великой Отечественной войны 1914 - 1915 г.г. // Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1916 год - с приложением Обзора деятельности по Казанской губ. за первый год Великой Отечественной войны 1914 - 1915 г.г. / Издание Казанского Губернского Статистического Комитета. - Казань: Типография Губернского Правления, 1916. - С. XIV.

(2) Там же. - С. XV.  

(3) См.: Церковная программа «Праздника Трезвости», устраиваемого 8 - 9 апреля 1914 г. в г. Казани и Казанской епархии, утверждённая Его Высокопреосвященства резолюцией, от 18 марта за № 1597 // Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 13 - 14 (1 - 8 апреля). - Официальный отдел. - С. 382.  

(4) См.: Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 9 марта // Деятель. - 1914. - № 4 (апрель). - С. 110 - 112.  

(5) Церковная программа «Праздника Трезвости», устраиваемого 8 - 9 апреля 1914 г. в г. Казани и Казанской епархии... - С. 382.  

(6) См.: Там же.  

(7) См.: Там же. - С. 382.  

(8) См.: Протокол заседания Общего собрания членов Казанского Общества Трезвости 20 апреля // Деятель. - 1914. - № 5 (май). - С. 137 - 140.  

(9) В оригинале - «акцизного». - И.А.

(10) М. К-iй. Праздник трезвости в Казани 8 и 9 апреля // Казанский Телеграф. - 1914. - № 6259 (10 апреля). - С. 4.

(11) См.: Протокол заседания Общего собрания членов Казанского Общества Трезвости 20 апреля // Деятель. - 1914. - № 5 (май). - С. 140.  

(12) См.: Архиерейские служения // Епархиальная хроника / Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 34 (8 сентября). - Официальный отдел. - С. 1017 - 1018.  

(13) Епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии Анатолий (А.Г. Грисюк) (1880 - 1938), впоследствии - архиепископ Самарский и Ставропольский, митрополит Одесский и Херсонский, причисленный в 2000 г. Русской Православной Церковью к лику святых новомучеников и исповедников. - И.А.   

(14) Иеромонах Афанасий (А.А. Малинин) (1884 - 1939), впоследствии - архиепископ Казанский и Свияжский, архиепископ Ташкентский, архиепископ Саратовский и Петровский. - И.А.    

(15) Архиерейские служения // Епархиальная хроника / Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 34 (8 сентября). - Официальный отдел. - С. 1017 - 1018.  

(16) См.: Протокол заседания Комитета Общества Трезвости 20 сентября // Деятель. - 1915. - № 10 (октябрь). - С. 247.  

(17) «В Иоанно-Предтеченском монастыре, - сообщалось там, в частности, - Всенощное бдение совершил Преосвященнейший Анатолий, а Божественную Литургию и после оной молебен на площади Императора Александра II-го о даровании победы русскому оружию и воинству союзников наших совершил Высокопреосвященнейший Архиепископ Иаков в сослужении Преосвященнейших Викариев.

На площадь к 11 ½ ч[асам] дня прибыли крестные ходы из кафедрального собора, Казанского монастыря, Спасо-Преображенского монастыря и из храмов: Николо-Низского, Николо-Ляпуновского, Николо-Гостиннодворского и Пятницкого». В Благовещенском кафедральном соборе Божественную литургию совершил епископ Чебоксарский, второй викарий Казанской епархии Борис (В.П. Шипулин). (См.: Архиерейские служения // Епархиальная хроника / Известия по Казанской Епархии. - 1915. - № 33 (1 сентября). - Официальный отдел. - С. 968.)  

(18) См.: Проект празднования 29 августа 1916 года «Праздника Трезвости» // Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 31 - 32 (15 - 22 августа). - Официальный отдел. - С. 678 - 679.; Оглавление к Известиям по Казанской Епархии за 1916 год // Там же. - №№ 47 - 48 (15 - 22 декабря). - С. VI.   

(19) Проект празднования 29 августа 1916 года «Праздника Трезвости». - С. 678.

(20) См.: Архиерейские служения // Епархиальная хроника / Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 33 - 34 (1 - 8 сентября). - Официальный отдел. - С. 713.  

(21) Протокол заседания членов Общества Трезвости 25 сентября // Деятель. - 1916. - № 9 (сентябрь). - С. 142.  

(22) См.: Высочайшая благодарность / Известия по Казанской Епархии. - 1915. - № 13 (1 апреля). - Официальный отдел. - С. (425) - 426.  

(23) Протокол заседания Комитета Казанского Общества Трезвости 8 марта 1915 г. // Деятель. - 1915. - № 4 (апрель). - С. 86 - 88.  

(24) Протокол Общего Собрания Казанского Общества Трезвости 22 февраля // Деятель. - 1915. - № 4 (апрель). - С. 85.  

(25) См.: Высочайшая благодарность / Известия по Казанской Епархии. - 1915. - № 13 (1 апреля). - Официальный отдел. - С. 426.  

(26) См.: Указ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА ВСЕРОССИЙСКОГО, из Святейшего Правительствующего Синода // Там же. - 1914. - №№ 23 - 24 (15 - 22 июня). - Официальный отдел. - С. (685) - 687.  

(27) См.: Послание Святейшего Синода // Там же. - № 30 (8 августа). - Официальный отдел. - С. 888 - 894.  

(28) См.: От Училищного Совета при Святейшем Синоде // Там же. - 1915. - № 3 (15 января). - Официальный отдел. - С. 71 - 74.  

(29) См.: II. От 3 июля 1915 года за № 5311, об испрошении благословения Святейшего Синода на рассылку опросного листа // Там же. - № 29 (1 августа). - Официальный отдел. - С. 881 - 885.  

(30) См.: Определения Святейшего Синода // Там же. - № 37 (1 октября). - Официальный отдел. - С. 1028 - 1029.  

(31) См.: Послание Святейшего Синода // Там же. - 1914. - № 30 (8 августа). - Официальный отдел. - С. 889.  

(32) Там же. - С. 889 - 890.  

(33) См.: Послание Святейшего Синода // Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 30 (8 августа). - Официальный отдел. - С. 893.  

(34) II. От 3 июля 1915 года за № 5311, об испрошении благословения Святейшего Синода на рассылку опросного листа // Известия по Казанской Епархии. - 1915. - № 29 (1 августа). - Официальный отдел. - С. 882 - 883.  

(35) См.: Там же. - С. 882.  

(36) От Казанской Духовной Консистории // Распоряжения Епархиального Начальства / Известия по Казанской Епархии. - 1915. - №№ 23 - 24 (15 - 22 июня). - Официальный отдел. - С. 767.  

(37) От Казанской Духовной Консистории // Распоряжения Епархиального Начальства / Там же. - 1916. - №№ 29 - 30 (1 - 8 августа). - Официальный отдел. - С. 649.  

(38) В оригинале - «дела». - И.А.

(39) См.: От Казанской Духовной Консистории // Распоряжения Епархиального Начальства / Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 29 - 30 (1 - 8 августа). - Официальный отдел. - С. 649 - 650.  

(40) См.: В.В. К вопросу о способах борьбы с алкоголизмом // Известия по Казанской Епархии. - 1915. - № 15 (15 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 518 - 522.; - № 16 (22 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 560 - 566.   

(41) В.В. К вопросу о способах борьбы с алкоголизмом // Известия по Казанской Епархии. - 1915. - № 16 (22 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 562.   

(42) См.: Деревенский житель. В чём спасение России? // Там же. - № 22 (8 июня). - Неофициальный отдел. - С. 750 - 751.  

(43) Там же. - С. 750.  

(44) Там же. - С. 751.  

(45) См.: Протоиерей Павел Соколов. Воспоминание старого священника // Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 37 - 38 (1 - 8 октября). - Неофициальный отдел. - С. 438 - 439.  

(46) См.: 'К. С. Успенский. Школа трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ. Москва. 1914 г. (Библиографическая заметка) // Владимирские Епархиальные Ведомости. - 1916. - № 4 (23-го января). - Отдел неофициальный. - С. 66 - 68.  

(47) См.: С. Успенский. Школа трезвости. Популярный учебник трезвости для начальных училищ. Москва 1914 г. (Библиографическая заметка) // Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 7 - 8 (15 - 22 февраля). - Неофициальный отдел. - С. 229 - 230.  

(48) Там же. - С. 229.  

(49) См.: Жизнь и книги // Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 29 - 30 (1 - 8 августа). - Неофициальный отдел. - С. 667 - 668.  

(50) Там же.  

(51) Там же. - С. 668.  

(52) Отношение Редакции народного журнала «Отрезвление» / Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 15 (15 апреля). - Официальный отдел. - С. 446 - 447.  

(53) См.: Там же. - С. 447.  

(54) См.: Первая в России противоалкогольная с рисунками газета Трезвость // Объявления / Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 18 (8 мая). - С. 576.  

(55) См.: «Отрезвление» // Объявление / Там же. - №№ 23 - 24 (15 - 22 июня). - С. 732.  

(56) См.: Открыта подписка на 1915 год (3 год издания) на ежемесячный журнал «Сеятель» // Объявление / Там же. - № 45 (1 декабря). - С. 1418.; То же // Объявления об издании журналов и газет в 1915 году / Там же. - 1915. - № 1 (1 января). - С. 12.  

(57) См.: Открыта подписка на 1915 год (3 год издания) на ежемесячный журнал «Сеятель» // Объявление / Известия по Казанской Епархии. - 1914. - № 45 (1 декабря). - С. 1418.  

(58) Из периодической печати // Там же. - 1915. - № 14 (8 апреля). - Неофициальный отдел. - С. 481.  

(59) В том числе, помимо упоминаемых случаев, таковые были размещены - в разделах «Из периодической печати» и «Из церковной жизни»: в №№ 23 - 24 от 15 - 22 июня 1914 г., № 25 от 1 июля 1914 г. и № 38 от 8 октября 1914 г. (См.: Из периодической печати // Известия по Казанской Епархии. - 1914. - №№ 23 - 24 (15 - 22 июня). - Неофициальный отдел. - С. 729.; Из периодической печати // Там же. - № 25 (1 июля). - Неофициальный отдел. - С. 764.; Из церковной жизни // Там же. - № 38 (8 октября). - Неофициальный отдел. - С. 1175.)  

(60) См.: Из церковной жизни // Там же. - 1914. - № 48 (22 декабря). - Неофициальный отдел. - С. 1555 - 1556.  

(61) См.: Из церковной жизни // Там же. - 1915. - № 18 (8 мая). - Неофициальный отдел. - С. 655 - 656.  

(62) Там же. - С. 656.  

(63) См.: Полезная мера пастырской борьбы с тайным приготовлением спиртных напитков и вновь развивающимся народным пьянством // Церковная жизнь в других епархиях / Известия по Казанской Епархии. - 1916. - №№ 41 - 42 (1 - 8 ноября). - Неофициальный отдел. - С. 981 - 982.  

(64) С.Л. Единственно верный способ успешно бороться с тайным курением водки и пьянством // Из жизни других епархий / Пастырь и Паства (г. Харьков). - 1916. - № 40 - 41-й (22 октября). - Часть неофициальная. - С. 1102 - 1103.  

(65) В журнале «Пастырь и Паства» указывалось, что это был «местный приходской священник» «села Хмелевского, Томской епархии» Николай Прага. (См.: Там же. - С. 1102.)  

(66) См.: Полезная мера пастырской борьбы с тайным приготовлением спиртных напитков и вновь развивающимся народным пьянством. - С. 982.  

 

Впервые опубликовано: Алексеев И.Е. «Никто лучше сельского духовенства не знает всех тех ужасов, какие вносит в жизнь деревни пропойство...» (Освещение хода реализации мер по введению «сухого закона» в Казанской губернии на страницах журнала «Известия по Казанской Епархии») // Девятые традиционные чтения: материалы научно-практических чтений, посвящённых казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2018 г.)/ Эйфория (г. Казань). - 2018. - № 2 (131). - С.с. 4 - 23.

  

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме