Искусство требует жертв

11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

 

Год тому назад в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи телеканал «Культура» показал передачу из цикла «Библейский сюжет». Она была посвящена эпизоду из Евангелия от Марка, в котором говорится о мученической кончине святого Иоанна Крестителя. Но в центре сюжета оказалась не личность пророка, а то, что стало причиной его гибели: танец Саломеи.

Автор программы, журналист Дмитрий Менделеев, рассказал о том, как 20 декабря 1908 года в Большом зале Петербургской консерватории Ида Рубинштейн в роли Саломеи впервые исполнила «танец семи покрывал». Танец был частью спектакля по пьесе Оскара Уайльда «Саломея», который цензура запретила за полтора месяца до этого. «Но Ида Львовна - эта блудная дочь дома харьковских миллионеров - всё же сумела добиться своего, - с огоньком рассказывал автор. - И вот одно за другим, на глазах у наэлектризованного зала, она пластично скинула с себя все вуали и осталась под конец, как показалось самым впечатлительным, в одних лишь бусах. Стояла мёртвая тишина, зрители оцепенели от того, что, фактически, стали свидетелями того самого танца, из Евангельской трагедии. А потом на Иду обрушился шквал аплодисментов».

Выражение «блудная дочь» как будто взято из вступительной статьи к сборнику стихотворений иеромонаха Романа «Лазурь святая», где приведены его слова: «Все мы знаем из Евангелия о блудном сыне, но есть еще и блудная дочь - культура. Блудный сын голодал, хотел напитаться рожцами, которыми кормят свиней, но ему их не давали - и тогда он вернулся к Отцу. А блудная дочь, расточив наследство и начав голодать, научилась готовить рожцы сама и стала питать ими других. И пока она не вернется к Отцу - будет гибнуть сама и других вести к погибели».

Конечно, человеку культурному образ танцовщицы в Евангелии гораздо ближе, чем образ пророка. Не понимая сути пророческого служения, он наделяет это слово собственным смыслом и использует по-своему - например, называет пророками поэтов. А вот что такое танец, культурный человек знает хорошо: это вид искусства. Самый телесный из всех, независимо от того, где его исполняют - на дискотеке или в театре балета.

Нелепо называть Ирода страстным поклонником танца, но разве это не так? Он был готов положить к ногам танцовщицы даже до половины царства, но услышал от неё совсем другую просьбу: «Хочу, чтобы ты дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя» - голову того, кого он, как сказано в Евангелии, любил. И выполнил эту просьбу - ради клятвы, данной в порыве чувств, порожденных искусством. Ведь искусство, как известно, требует жертв. А Искуситель - тем более.

И вот спустя две тысячи лет для людей культуры именно танец Саломеи остается тайной в этом евангельском эпизоде, и они хотят видеть его. Не случайно в этом году накануне Праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи в Большом театре Беларуси должна была состояться премьера оперы Рихарда Штрауса «Саломея». А в театре Романа Виктюка уже много лет идет знаменитый спектакль «Саломея» по всё той же пьесе Оскара Уайльда, и в нем «танец семи покрывал» исполняет уже не «блудная дочь», а почти обнаженный мужчина. Ведь «художник» имеет право на собственное видение мiра - так почему у царя Ирода, как и у самого Оскара Уайльда, не могло быть тяги к однополой любви?

Митрополит Антоний Сурожский говорил, что, читая Евангелие, хорошо попытаться понять - как бы ты повел себя в той или иной евангельской ситуации, на чьей ты стороне, чьи слова и поступки тебе ближе. Любуясь танцем Саломеи, зрители как будто становятся гостями на пиру у Ирода.

Но образ святого Иоанна Предтечи по-прежнему остается для мiра чужим, потому что кому же хочется вместо звуков музыки слышать требовательное: «Покайтесь!».


Сайт Ветрово.ру

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Re: Искусство требует жертв

Может хватит Сурожского пиарить?

М.Яблоков / 11.09.2018
Ольга Надпорожская:
Искусство требует жертв
11 сентября - Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
10.09.2018
«Нет нам дороги унывать...»
Рядом с преподобным Серафимом
15.08.2018
При две́рех Спас, да вот беда...
Новые стихотворения
23.07.2018
Стихотворные притчи иеромонаха Романа
О стихотворениях 2017-2018 годов, опубликованных в книге «Лазурь святая» (СПб.: Пальмира, 2017) и на сайте «Ветрово»
26.06.2018
Все статьи автора