Не принадлежавший ни к каким литературным кругам и кружкам, как и к общественным движениям, шедший всю свою жизнь своим особым самобытным творческим путем, поэт, прозаик и драматург граф Алексей Константинович Толстой занял прочное место в русской литературе. Многие из его произведений по праву принадлежат к шедеврам отечественной классики.
Современному читателю А.К. Толстой наиболее знаком и близок как поэт. Кому неизвестны эти поэтические строки:
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?..
Или:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...
Счастлив поэт, из сердца которого исторглись и так естественно, искренне, стройно и гармонично оформились вот эти поэтические строки, сродные с молитвою:
Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от края и до края,
И солнца свет, и ночи тьму!
И одинокую тропинку
По коей нищий я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Из поэмы «Иоанн Дамаскин» (1859)Поэтическое пространство А.К. Толстого широко, объемно и разнообразно. Многие виды и жанры поэзии, многообразные поэтические переживания и настроения нашли свое отражение в творчестве этого поистине русского поэта - от глубоко философской и духовной лирики, пейзажной, деревенской и любовной поэзии до поэзии гражданской, патриотической. В его поэтическом наследии - стихотворения, баллады, поэмы.
Проникновенная лирика с элементами психологической новеллы или лирика в традиции и формах народного фольклорного творчества, художественно оформленная притча в стихах сочетаются в творчестве А.К. Толстого с поэзией сатирической.
Аристократ, человек тонкого безошибочного вкуса, рыцарь в любви и истинный поклонник красоты, которую он находил только в ее сочетании с Божественными установлениями, великолепный знаток истории и первоклассный переводчик - Алексей Константинович Толстой обладал в преизбытке еще и талантом доброжелательного, порою иронического юмора. Мы знаем его как одного из участников уникального литературного портрета, получившего наименование «Козьма Прутков». Перу Алексея Константиновича, остроумие которого отличалось еще и силой мысли, по утверждению литературоведов, принадлежат здесь по меньшей мере десять стихотворений. Афоризмы, оброненные этим литературным персонажем, созданным братьями Жемчужниковыми в союзе с Толстым, живы до сих пор.
А глубокий интерес к русской истории выразился не только в драматургии этого писателя, автора драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870) и исторического романа «Князь Серебряный» (1863), но и в стихах, былинах, балладах, поэмах. И даже всю отечественную историю удалось выразить ему в 83 строках в стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева».
Лирика Алексея Константиновича Толстого удивительно ритмична, музыкальна. Многие из его стихов стали песнями и романсами, музыку к которым написали известные русские композиторы: П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, А.П. Мусоргский, А.С. Аренский, С.В. Рахманинов и другие.
Растворенность в картинах родной природы, и царственной, и величественной, и суровой; светлые, благородные, оптимистические интонации любовной лирики; ткань русского быта, тонко раскрытая в его величайшей простоте и мудрости, - все это делает запоминающимися, волнующими сердце песни и романсы на стихи А.Н.Толстого. Вот названия только некоторых из них: «Звонче жаворонка пенье...»; «Вздымаются волны, как море...»; «Средь шумного бала, случайно...»; «Осень. Обсыпается весь наш белый сад...»; «Где гнутся под омутом лозы...»; «Благословляю вас, леса...»; «Ты помнишь ли вечер, как море шумело...»; «Не ветер, вея с высоты...»; «Край ты мой, родимый край...»; «Горними тихо летела душа небесами...». Всего насчитывается около шести десятков песен и романсов на стихи этого поэта.
Многие из песен стали воистину народными, как «Колокольчики мои...»; «Не брани меня, мой друг...»; «Уж ты нива моя, нивушка...» «Кабы знала я, кабы ведала...» и другие.
Алексея Константиновича Толстого можно по праву назвать певцом родного края, его пространств, его стихий - земных, материальных и духовных, искренним и тонким певцом родной природы:
Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
А вот с какою непосредственною силою выразил граф А.К. Толстой чувства русского человека, оказавшегося в отрыве от своего земного Отечества. В поэме «Садко» русский богатырь, оказавшийся на дне морском, отвечает царю водяному, удерживающему его:
«Богатством своим ты меня не держи;
Все роскоши эти и неги
Я б отдал за крик перепелки во ржи,
За скрип новгородской телеги!..
Когда же я вспомню, что этой порой
Весна на земле расцветает,
И сам уж не знаю, что станет со мной:
За сердце вот так и хватает!..
Теперь, чай, и птица, и всякая зверь
У нас на земле веселится;
Сквозь лист прошлогодний пробившись, теперь
Синеет в лесу медуница!
Во свежем, зеленом лесу молодом
Березой душистою пахнет -
И сердце во мне, лишь помыслю о том,
С тоски изнывает и чахнет...
Бывало не все там норовилось мне,
Не по сердцу было иное;
С тех пор же, как я очутился на дне,
Мне все стало мило земное;
Припомнился пес мне, и грязен и хил,
В репьях и в сору извалялся;
На пир я в ту пору на званый
спешил,
А он мне под ноги попался.
Брюзгливо взглянув, я его отогнал, -
Ногой оттолкнул его гордо -
Вот этого пса я б теперь целовал
И в темя, и в очи, и в морду!»
И не только великолепные, так естественно и изящно явленные картины русской природы видим мы в поэзии А.К. Толстого. За русским бытом, укладом, природой кроется наш душевный и духовный уклад, наше православное видение мира. Это видение в природе Божиего откровения, Божией тайны свойственно всякой русской душе. Ведь за Россией земной видится православному человеку Россия Небесная, за красотой земной видится иная красота, иное значение, иной глас. Эту духовную глубину патриотизма глубоко и поэтично выразил А.К. Толстой в своем письме к И.С. Аксакову:
Поверь, и мне мила природа
И быт родного нам народа
Его стремленья я делю,
И все земное я люблю...
...Нет, в каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота!
Я в них иному гласу внемлю,
И, жизнью смертною дыша,
Гляжу с волнением на землю,
Но выше просится душа...
Историю Государства Российского и его народа поэт показывает отнюдь не льстиво и не лицемерно, понимая, что ошибки и падения, которыми чревата история каждого народа на земле, и русского народа в том числе, с его сложной, драматичной многовековой историей - чреваты серьезными историческими последствиями, если они не раскаяны и не исправлены. Так в балладе «Чужое горе» он дает понять, что не бывает в родной истории чужого горя и не бывает горя прошлого, - все, что было, оставляет свой неизгладимый след. И богатырь в лесной чаще, «беспечно бочась на коне», вдруг чувствует, как конь стал спотыкаться, когда то одно, то другое прошлое русское горе оказалось у него за седлом...
Предчувствовал поэт и будущее горе, которое может обрушиться на Россию - горе революционного нигилизма, безбожия, безначалия и новых беспорядков и мятежей. Не к такому ли предвиденью относятся строфы из «Стогов» А.К.Толстого?
...Добрый человек,
Были мы цветами,
Покосили нас
Острыми косами.
Раскидали нас
Посредине луга,
Раскидали врозь,
Дале друг от друга...
От лихих гостей
Нет нам обороны,
На глазах у нас
Черные вороны...
Ой, орел, орел,
Наш отец далекий,
Опустися к нам,
Грозный, светлоокий...
Чтоб летели врозь,
Чтоб в степи широкой
Ветер их разнес
Далеко-далеко.
Говорил поэт об этом и прямо, указывая на распространяющееся безбожие и замашки его «проповедников»:
Они звона не терпят гуслярного,
Подавай им товара базарного...
Только то говорят и действительно,
Что для нашего тела чувствительно.
И приемы у них дубоватые,
И ученье-то их грязноватое...
В то же время поэт отмечает удивительную извечную способность России и русской души - омывшись страданием и очистившись покаянием, после горьких падений и искушений возрождаться, оживать с верою в Бога и уверенностью в своих собственных силах:
Я задремал, главу понуря,
И прежних сил не узнаю;
Дохни, Господь, живящей бурей
На душу сонную мою.
Как глас упрёка, надо мною
Свой гром призывный прокати,
И выжги ржавчину покоя,
И прах бездействия смети.
Да вспряну я, Тобой подъятый,
И, вняв карающим словам,
Как камень от удара млата,
Огонь таившийся издам!
Стремление дать нравственно-религиозное осмысление жизни во всем, православное осмысление бытия - вот главная особенность творчества А.Н. Толстого. История Отечества, жизнь человеческая, природа в кипении ее стихий, соприкосновение вечного и временного, ответственность и трагедия власти, предназначение творчества как дара Божиего, слово и безмолвие, добро и зло, грех и его преодоление, деятельность души и сила молитвы, - размышления обо всем этом мы находим в поэзии графа Алексея Константиновича Толстого, стремившегося соразмерять все сущее с Промыслом Божиим.
Сильная и благородная личность, он никогда не был человеком равнодушным. «Спокойствие - это душевная подлость», - произнес он в одном из своих писем. Причем деятельность души он рассматривал прежде всего в православном понимании. Зная по личному духовному опыту силу молитвы и уповая прежде всего на силу Божию, в письмах к родным он писал: «...изо всех же действий самое могучее - действие души, и ни в каком положении душа не приобретает более обширного развития, как в приближении ее к Богу...»
«Все зависит от тебя... помолись хорошенько Богу, и ты увидишь, как ты сделаешься силен и как тебе сделается легко идти по честной дороге».
Представитель знатного и успешного дворянского рода, обладатель высоких государственных чинов, член-корреспондент Петербургской Академии наук и известный писатель Алексей Константинович Толстой был человеком весьма скромным в своем отношении к себе. Единственное прижизненное издание его стихов - книга «Стихотворения» - вышло в свет в 1857 году.
А живые, проникновенные
стихи поэта звучат и звучат вот уже почти два столетия...
Лариса Пахомьевна Кудряшова, русский православный поэт и публицист