itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Концепция «гармонии духа» Н.Н. Неплюева и современный капитализм

0
874
Время на чтение 5 минут

I.

В 1896 г. выдающийся русский мыслитель, христианин и социолог Н.Н. Неплюев написал удивительную статью «Христианская гармония духа». В ней он утверждал, что основные силы души: разум, ощущения (т.е. хотения и страсти) и любовь должны быть у человека в смысле важности в правильном, «гармоничном» порядке. А именно: на первом месте должна стоять любовь, на втором разум, и лишь на третьем - ощущения. Только такая иерархия сил души - подлинно христианская. Неплюев рассматривает все сочетания этих сил, и характеризует каждый вариант, показывая отличия других вариантов от христианства.

Сам Неплюев, по-видимому, рассматривал свою концепцию как некий христианский антропологический закон, применимый к разным проявлениям человеческого духа: представлениям о Боге, отношению к Богу, к поместной Церкви, отношении к самому себе, к семье, обществу и государству. Работа «Христианская гармония духа» оказалась настолько интересной, что была быстро переведена на несколько иностранных языков.

II.

Если применить эту концепцию к анализу современного капитализма, то получается примерно следующая картина.

Вопреки Неплюеву, капитализм на первое место ставит ощущения, под которыми прежде всего понимает потребление, удовольствия, удовлетворение желаний. Главная страсть - сребролюбие. Капитализм дает столь благоприятную среду для сребролюбия, что все оказываются во власти мамоны. Деньги, корысть, прибыль, как средства получения всего и вся, ставятся во главу угла. И на почве сребролюбия процветают другие страсти: желание бесконечных удобств, благополучия, утех, удовлетворения бесконечно растущих желаний. Лишь материальные страсти удовлетворены, люди начинают стремиться к престижу, успеху. Бедняк - не несчастный, но слабак, лузер. Богач же, обманувший и обворовавший бедняка, почитается как победитель - так и надо жить. Дальше - желание известности, жажда власти. Капитализм выстраивает лестницу страстей, лестницу, ведущую в преисподнюю. И люди бегут по ней, расталкивая локтями и затаптывая отстающих. Кто же не хочет бежать, тех мамона безжалостно выкидывает из общества, как «не вписавшихся в рынок». Именно о капитализме пророчествовал ап. Павел, говоря, что «корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6,9).

Однако, такую установку капитализм пытается провести «цивилизованно», без явного насилия, не заставляя, а соблазняя. Поэтому для поддержки примата потребления призывается разум, расчет. Наука и создаваемые ею технологии становятся главным помощником в продвижении примата потребления. Страсти и разум тут действуют заодно, стараясь поддержать власть мамоны. Отсюда бурное развитие промышленности, производства товаров, а также методов «впаривания» нужного и ненужного. Разум, находясь на службе страстей, изобретает все новые и новые способы добывания денег, расширяя и расширяя лестницу нисхождения по грехам человеческим, так что ад уже вовсю орудует в этой жизни на земле.

В принципе такая схема вполне адекватна капитализму. Любовь, в общем-то, тут лишняя. Но капитализм, понимая, что человек - существо любящее, не может любовь игнорировать совсем. Поэтому он старается оживить схему и приспособить любовь в качестве дымовой завесы, скрывающей несправедливость и аморальность схемы. Получается, любовь (точнее, имитация любви, обожание) используется для смягчения и затушевывания чудовищности системы. Мамона хочет, чтобы люди шли в преисподнюю с улыбками до ушей. Общество, выстроенное по этой схеме, характеризуется Неплюевым как «идиллия разбоя и воровства, при благодушных взаимных отношениях в пределах, не стесняющих широкого размаха насилия и корысти победителей» /1:172/. Очень точная картина отношения сегодняшних власти и народа, не правда ли?

III.

Таким образом, капитализм твердо следует извращенному порядку «ощущения-разум-любовь» - порядку. И следует еще раз указать, что этот порядок противоположен христианскому «любовь-разум-ощущения». В христианском порядке любовь ставится на первое, ибо она - сущность христианства. Любовь - это цель, на достижение и сохранение которой должны работать все остальные силы души, как разум, так и чувства. Когда же ощущения и эгоистичные желания становятся целью, как при капитализме, то разум и любовь попадают в подчиненное положение и начинают рабски служить страстям. Неплюев дал очень глубокую критику капитализма: его корни не в коррупции и воровстве - все это лишь вершки. Корень же капитализма гнездится очень глубоко - в извращенном устроении души, когда основная иерархия сил человеческого духа перевернута с ног на голову. Капитализм абсолютно несовместим с христианством. Вот что писал Неплюев по поводу капитализма: «Необходимо понять, что никакие частичные реформы в области жизни социальной не помогут, пока мы цельно не сойдем с анти-христианской, анти-братской почвы капитализма, с его неизбежной экономической борьбой, на мирную почву христианского братского единства» /2:32/. Величие Неплюева как раз и заключается в том, что он был подлинным христианином, исповедующим любовь двадцать четыре часа в сутки, и сумевшим свое исповедание е воплотить в реальность в образе созданного им Крестовоздвиженского Трудового братства - главного дела его жизни.

Важно отметить, что капитализм очень сильно, прямо-таки гипнотически влияет на человеческую душу. Он создает не только идеологию, притягательную падшей человеческой душе, но фактически лепит, формирует душу, извращая в ней основные, установленные Богом отношения. Всеобщность этого устроения столь сильна, что даже наиболее честные и нечуждые любви люди от этого лживого порядка отойти не могут.

IV.

В связи с этим неудивительна та поддержка, которую оказывают многие христиане капитализму. Они не замечают, что тем самым расписываются в своем нехристианстве. Тут может быть только два варианта. Либо такие «христиане» лишь номинально приветствуют христианство, фактически отвергнувшись христианской правды и христианской любви. Либо это состояние двоедушия, когда исповедуется сугубо храмовый характер своего православия, ощущающий любовь в храме, но в жизни признающий и поддерживающий противоположное устроение души.

Это относится как к мирянам, так и представителям «профессиональной» церкви, т.е. монахам и священникам. О последних стоит поговорить особо.

Нельзя сказать, что наше священство не сталкивается с капитализмом. Наоборот, оно контактирует с ним ежедневно. Ибо ныне церковь (земная) в основном живет за счет спонсоров - богатых предпринимателей, которые, являясь с одной стороны правоверными капиталистами, с другой стороны благотворят церкви. Конечно, они воочию являют уже упомянутый феномен раздвоения личности. Но речь не о них, а о священниках, о всей церкви земной, которая становится зависимой от них, а значит - зависимой от капитализма и вынужденной поддерживать его. И сейчас дело зашло весьма далеко. Если раньше, в 90-х и начале века, церковь еще критиковала капитализм и мягко порицала его пороки, то сейчас процесс слияния церкви с капитализмом в целом завершился. Разумеется, полного слияния не произошло, но «симфония», союз с капитализмом налицо. Симфония, о которой молчат, но которая выгодна обеим сторонам. Вот так, симфонией не с государством, не с царем, а с капиталом неожиданно обернулась старая идея византийской симфонии. Впрочем, - и с государством тоже, поскольку государство наше являет разновидность администрации полуколонии мирового капитализма.

Но такого быть не должно. Это губительно и для церкви и для народа русского. Ибо союз этот, скрывая ложь капитализма, только дискредитирует церковь. Народ наш в большинстве своем прекрасно понимает античеловеческую сущность существующего у нас в России капитализма и люто ненавидит его. И видя, что церковь вполне встроилась в капиталистический порядок, он переносит свою ненависть и на нее. Церковный бум 90-х годов закончился, старые верующие умирают, а молодежь идет в церковь неохотно, тоненьким ручейком. На остановку роста церкви, особенно в провинции, с удивлением и скорбью указывают многие священники. Но для христианина всегда полезно искать причину нестроений в себе. И тогда все проясняется: главная причина нынешних трудностей - капиталофилия, оправдание неправд капитализма, которое вольно или невольно совершается в нашей церкви.

Литература

1. Н.Н. Неплюев. Христианская гармония духа.//Собрание сочинений под ред. А.Ф. Малышевского. Т.1. С-Пб: «Профи-Центр», 2007. - СС.75-176

2. Неплюев Н.Н. Партия мирного прогресса. Ее идеальные основы и жизненная программа. Глухов, Типография А.К. Нестерова. 1906.

Николай Сомин

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

57. Ответ на 54., Потомок подданных Императора Николая II:

Вы знаете историю?Какие клочья?) Разноцветные. Один клок, например, был жовто-блакитным. И сейчас он точно такой же.

Украинцы давали клятву русскому православному царю.ЦАРЮ.Временное правительство было временным.Именно потому,что Алексей был мал,а Михаил перенес какое либо решение о престоле на спокойное время поддавшись уговору Керенского дать ему возможность довести войну до конца,успокоить народ. КТО бунтовал народ как не "спасители отечества"Ленин-Сталин? Ленин ,"обьединил"Украину силой. Если Вы уж такой не христианский человек,что все на силу упование,то как Вам китайская мудрость- Самые крепкие цепи те,которых нет. Был Царь и никто и не думал об отсоединении.И Прибалтика и даже большинство поляков,по вполне понятной причине -1)И так хорошо ,2) Рядом немцы.
Влад.Атласов / 31.08.2018, 07:17

56. 35потомок

#сотрёте этот гнусный большевицкий рай на земле. Его ведь построили монстры шариковы, а их просто давить нужно.# -А это справедливо,что большевики себе рай,а нам "солидарное общество"? -Давить?Просто каждый должен быть на своем месте. Шарик в прихожей(Так заканчивается фильм,в сущности милый пёс). Чугункин в кабаке. Швондер кем был до исторического материализма? Сталин с револьвером и кинжалом за углом банка в засаде(периодически на каторге). Лысенко за мытьём пробирок мечтая выбился трудом и учебой в старшие научные сотрудники. И т.д. Зачем же давить?Душить это по вашей части.
Влад.Атласов / 31.08.2018, 07:04

55. Ответ на 41., Лебедевъ:

Вас, т. ППИН, в детстве собака цапнула, что ли?: увидеть в русском мужике "пса Шарикова" - это патология, какая-то!

ЛебедевЪ, Вы так неуклюже лакействуете перед "хозяевами денег", что Вас жалко. Вы не признаёте, что в либеральной печати РИ в начале 20 века был создан образ русского мужика-погромщика? Это же либерально-демократическая классика - волосатый, узколобый, вечно пьяный русский мужик-охотнорядец, за которым тянется по улице погромное облако пуха из разрезанных перин и подушек. Может быть, у Вас фамилия не ЛебедевЪ, а ДжексонЪ-ВеникЪ?

54. Ответ на 50., Влад.Атласов:

Вы знаете историю?Какие клочья?

) Разноцветные. Один клок, например, был жовто-блакитным. И сейчас он точно такой же.

53. Re: Концепция «гармонии духа» Н.Н. Неплюева и современный капитализм

Неплюев чаяния экономической свободы крестьянства 1861 года, разрешил их просвещением. На что Плеханов обратил внимание: освобождение без земли крестьян никакое просвещение не могло их обернуть прежней любовью к царю, тем более, выкуп этой земли. ( Неплюев просто опередил Ленина). А в это время, ссыльные поляки, как правило, образованные, не доехав до Сибири (часть), прижились на средней Волге, на реке Сура и научили крестьян читать книги……………………….
Ник Ликашин / 30.08.2018, 18:33

52. Ладога

#В речи Сталина это ЗАБОТА об обществе, в том числе и о материальных его потребностях. Причем обо ВСЕМ обществе. А если есть забота - есть и любовь, и братство.# -Что значит обо всем обществе?А то,что люди в нем сами должны работать локтями что бы получить заботу эту,а то на всех не хватает.Ну что Вы врёте?!Если забота об обществе,значит растят из него потребителей,эгоистов из поколения в поколение хуже. #А капитализм ставит целью - личное потребление (равно личное обогащение) , о чем прямым текстом говорили и говорят все его апологеты - хрущевцы-ельцины-чубайсы. Здесь главный посыл - возогревание эгоизма, корысти и наживы.# -Не "а капитализм",а "и капитализм". Причем в меньшей степени. Давайте сравнивать?
Влад.Атласов / 30.08.2018, 18:31

51. Ответ на 48., Ладога&:

В речи Сталина это ЗАБОТА об обществе, в том числе и о материальных его потребностях. Причем обо ВСЕМ обществе. А если есть забота - есть и любовь, и братство.

"Обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных потребностей", что ли дают "любовь" и "братство"? Так Вам, сударыня, прямой путь в "колбасную" эмиграцию! По Вашим рассуждениям, например, удовлетворенные растущих материальные потребности - в какой-нибудь США - должны автоматически задавать избыток "братства и любви" ( "бытие формирует сознание"). Напоминаю, что ни одна из стран социализма не смогла обеспечить своим гражданам продовольственный достаток.
Лебедевъ / 30.08.2018, 17:27

50. Потомку38

#Вообще-то, "левые" под руководством Ленина собрали Россию, разнесённую февралистами в клочья.# Вы знаете историю?Какие клочья?
Влад.Атласов / 30.08.2018, 13:17

49. 45Полтараки

#Могильщиками социализма был Хрущев и его последователи, исповедовавшие концепцию "гуляш-коммунизма", извращенной версии социализма. Хрущев до сих пор идол либерастии всех времен и народов, потому что именно он "тремя хрущевскими ударами" переломил хребет истинного, сталинского социализма: Накормил народ. И народ,заметьте,был не против.Почему-то.
Влад.Атласов / 30.08.2018, 08:14

48. Ответ на 39., Лебедевъ:

Существенными чертами и требованиями основного экономического закона социализма являются «обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники» И. В. Сталин, Экономические проблемы социализма в СССР, стр. 40.

Спасибо, товарищ Лебедев!) Прекрасная речь Сталина! Однако, при всей похожести формулировок, однако, речь о разном. В речи Сталина это ЗАБОТА об обществе, в том числе и о материальных его потребностях. Причем обо ВСЕМ обществе. А если есть забота - есть и любовь, и братство. А капитализм ставит целью - личное потребление (равно личное обогащение) , о чем прямым текстом говорили и говорят все его апологеты - хрущевцы-ельцины-чубайсы. Здесь главный посыл - возогревание эгоизма, корысти и наживы.
Ладога& / 30.08.2018, 08:13
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Сомин
О птицах небесных и порождённых ими недоумениях
Если Россия хочет жить по заветам Христа, то другого пути кроме православного социализма у неё нет
20.01.2024
«Блаженны нищие» и «горе вам богатые»
Новый Завет – это не только основа христианства, но и в высшей степени святыня, которая просто обязана быть сохранена в неискаженном виде
05.12.2023
История как раздел диамата
О теории этногенеза Л.Н. Гумилёва
30.09.2023
Об основах христианской имущественной этики
Для России единственно приемлемым остается путь, который указывает Златоуст, – это путь общности во Христе
26.09.2023
Оправдание «совка»
При каких условиях состоится православный социализм?
25.07.2023
Все статьи Николай Сомин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09