Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Несение имени. О третьей заповеди Закона Божия

Монах  Даниил  (Ткачев), Русская народная линия

Электронный концлагерь / 06.07.2018


Доклад для постоянно действующего Круглого стола «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе» …

 

 

Предлагаем вниманию читателей размышления мон. Даниила (Ткачева) об несении и «терпении» имени Божия в борьбе «за небесное» в стремительно меняющемся мире.

 

Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись

(Гал. 3, 27)

 

И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела, ты носишь имя, будто жив, но ты мертв

(Откр. 3, 1)

 

Не нам Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу о милости Твоей и истине Твоей

(Пс. 113, 9)

 

 

Согласно библейскому пониманию, имена, обладая определенным смыслом, являют нашему сознанию именуемые предметы, указывают на их внутреннюю сущность. В именах человеческих и в имени Божием[1] многоразличным образом отражается связь человека с Богом, поэтому в Священном Писании большое значение имеют события, происходящие на уровне имен: наречение, изменение, употребление и др. Среди всех возможных человеческих имен выделяется одно наиболее важное, заключенным в нем смыслом направляющее нас к конечной цели нашего существования. О том, что такое имя существует, нам говорит Библия. Изучение языковых особенностей некоторых мест Священного Писания, в первую очередь третьей заповеди закона Божия, помогает выяснить характер отношений между человеком и этим именем, по-новому обозначить необходимые условия соответствия своему призванию, замыслу о нас нашего Творца (Рим. 8, 28-30). Прочие имена в сопоставлении с главным именем будут либо сочетаться с ним, либо окажутся неприемлемыми. При таком подходе становятся более очевидными соблазны последнего времени, уводящие нас от предопределенной свыше цели, которые нам надлежит преодолеть.

Итак, третья заповедь Закона Божия говорит о том, как должно относиться человеку к имени Божию: «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20, 7) - согласно Синодальному переводу. В церковнославянской Библии она звучит иначе: «Не вóзмеши и́мене Гóспода Бóга твоегó всýе: не очи́ститъ бо Госпóдь прiéмлющаго и́мя егó всýе», что в точности соответствует греческому тексту Септуагинты («переводу 70 старцев» или LXX). Различие в переводах здесь связано с многозначностью слов исходного текста: в переводе остается какое-то одно значение, которое переводчиками считается более подходящим. При этом теряется глубина и выразительность, присущая языку оригинала, а сам перевод становится своего рода толкованием. Чтобы это увидеть, следует обратиться к тексту Библии на древнееврейском языке.

Несмотря на то, что ко времени, когда осуществлялся перевод священных иудейских книг на греческий язык (III в. до н.э.), среди богоизбранного народа уже укоренилось понимание третьей заповеди как запрета на неподобающее произнесение имени Божия, старцы-толковники смогли в некоторой степени передать полисемию данного места Священного Писания. Выражение «брать имя» в греческом языке означает употребление имени в разных ситуациях, а также является перифразом глагола «называться» или «именоваться»[2].

Намного более интенсивную концентрацию смысла дает нам древнееврейский текст. Глагол נשא [nasa'], переведенный на греческий как «брать», имеет также значения: носить, терпеть, поднимать, возносить, прославлять[3]. На еврейском языке выражение «поднять голос» - это то же самое, что «заговорить», и поэтому глагол «поднимать» сам по себе часто означает «произносить». А слово לַשָּׁוְא [lashav] кроме значений «зря», «впустую» (в Синодальном переводе - «напрасно») еще имеет смысл злонамеренных действий, совершаемых языком, например, ложной клятвы, проклятия. Отсюда, по-видимому, возникло известное толкование о произнесении или употреблении имени Божия. Здесь также видно, что пустоту можно понимать как отсутствие Истины, тогда она становится синонимом лжи, и как отсутствие или недостаток волевого устремления к Добру, и тогда пустота будет тождественна злу.

Множество значений глагола «nasa'»[4] применительно к имени Божьему выглядит как описание состояний некоего единого процесса, о котором далее пойдет речь. Учитывая его, можно расширить понимание третьей заповеди и утверждать, что она говорит о достойном несении имени Божия. Об этом несении упоминается, хотя и не совсем ясно, еще в Ветхом Завете, в Книге пророка Исаии: «Ты́, Гóсподи, Отéцъ нáшъ, избáви ны́, испéрва и́мя Твоé на нáсъ éсть» (Ис. 63, 16)[5]. В полноте оно раскрылось с пришествием в мир Спасителя, Который явил всему человечеству имя Небесного Отца (Ин. 17, 6)[6], и за крестные страдания и смерть получил от Бога-Отца «имя выше всякого имени» (Флп. 2, 9). Отныне народу, поклоняющемуся Истинному Богу, дано называться христианами, носить имя сынов Божиих по благодати. В имени Господа нашего Иисуса Христа - осуществление замысла Божия о человеке, дело Его Божественной Ипостаси, краткое предначертание которого тоже встречаем у пророка Исаии: «Áзъ éсмь, Áзъ терплю́ вáмъ, Áзъ сотвори́хъ и Áзъ понесý, Áзъ подъимý и спасý вы» (Ис. 46, 4).

Значения глагола «nasa'» проявляются при выражении содействия, синергии Бога и человека. Бог обращается к человеку в различных событиях и обстоятельствах жизни посредством образов видимого мира, а наиболее через Священное Писание, чтобы привлечь его к Себе. Мы можем услышать этот призыв благодаря тому, что наша природа восприимчива к такому призыву[7]. Но эта способность усиливается, когда мы уже являемся христианами. В чине наречения имени, предшествующем Святому Крещению, устанавливается связь личного имени человека с именем Божиим, которое в дальнейшем будет пребывать на крещаемом, то есть имя Божие «берется» человеком. Мы призваны стать чадами Божиими по благодати (Ин. 1, 12), оно становится также и нашим именем, хотя пока еще только потенциально. Мы «несем» его в себе, и его энергия может действовать в нас. Тогда такое обращение к нам есть призывание нас по имени, и мы откликаемся на него. Своим свободным произволением мы начинаем усваивать то, что нам предлагается для познания, прикладывая усилия с нашей стороны со многим «терпением». Когда мы испытываем страдания с упованием на Бога, «терпим», мы тем самым «произносим» имя Божие и являем свой ответ Богу, свою решимость следовать за Ним, исповедуем Его. Можно заметить, что в некоторых псалмах пророка Давида слово «терпеть» воспринимается как имеющее смысл «призывать»: «Терпя́ потерпѣ́хъ Гóспода, и вня́тъ ми́» (Пс. 39, 2), «Потерпи́ Гóспода и сохрани́ пýть Егó, и вознесéтъ тя́» (Пс. 36, 34)[8] и др. Такое «призывание» имени Божия является необходимым условием[9] для последующего ответа - освящающего действия Святаго Духа. Тогда мы принимаем благодать, и имя Божие, нареченное на нас, таким образом нами «поднимается», «возносится», «прославляется»!

Третья заповедь дана в запретительной форме, но у нее есть и положительная сторона, которая раскрывается в Новом Завете. Господь наш Иисус Христос по воплощении Сам исполнил Свой Закон, в Нем мы можем увидеть и совершенное исполнение заповеди об имени Божием. В молитве «Отче наш» Господь нам дает дерзновение называть Бога-Творца своим Отцом по благодати и самым первым прошением указывает нам то, к чему мы должны стремиться - «да святится имя Твое!» Дети должны являть собой подобие Родителю, чистотой своей жизни прославлять имя Небесного Отца[10].

В Священном Писании встречается то же самое выражение «брать (нести) всуе», только по отношению к душе человеческой: «Ктó взы́детъ на гóру Госпóдню? или́ ктó стáнетъ на мѣ́стѣ святѣ́мъ Егó? Непови́ненъ рукáма и чи́стъ сéрдцемъ, и́же не прiя́тъ всýе дýшу свою́ и не кля́тся лéстiю и́скреннему своемý» (Пс. 23, 3-4). Слово נפשׁ [nephesh] («душа») имеет несколько значений, но в данном случае обозначает все то, что составляет естество человека, что он получил во владение как дар от Бога - образ Божий, запечатленный в его природе. Человек должен этот образ не «унести» (увлечь) во зло, но приблизить к Богу, преобразить в подобие Божие. Псалмопевец пророк Давид обращается к Богу с такими словами: «Къ тебѣ́, Гóсподи, воздвигóхъ дýшу мою́» (Пс. 24, 1), «скажи́ мнѣ́, Гóсподи, пýть, въ óньже пойдý, я́ко къ Тебѣ́ взя́хъ дýшу мою́» (Пс. 142, 8). Тут тоже используется все тот же глагол «nasa'» («брать, нести, поднимать»).

Свободный выбор между добром и злом осуществляется в каждой отдельной человеческой ипостаси. Она единственна, неповторима, именуема человеческим именем и может по благодати воспринять имя Божие. С наречением имени (ὀνομαστήρια) человек, по словам праведного Николая Кава́силы, познается Богом, Знающим своих, чтобы иметь в Нем жизнь вполне определенную и целенаправленную, и быть истинно знаменитым (γνώριμον)[11]. «Взять и нести имя Божие» - значит обрести живую связь с Богом, во взаимном общении с Ним постепенно «от силы в силу» возрастать в богоподобии, прославлять Бога всей своей жизнью и причащаться Его Небесной Славы. Это состояние передается глаголом «nasa'», значения которого проявляются одновременно: например, когда мы «терпим», мы тем самым также и «прославляем», и когда «возвышаем» или «терпим», не перестаем «нести».

При таком толковании сфера действия третьей заповеди предельно расширяется. Всякий грех, а не только суетное и ложное употребление имени Божия, есть отсутствие любви к Богу и ближним, «нетерпение» Божьего Слова, а значит и несение имени Божия впустую. Грех, как и добродетель, имеет последствия не только для лица, которое его совершает, но оказывает воздействие на весь окружающий мир. Горе тем, кто проводит жизнь недостойную своего высокого звания, о них через пророка Исаию говорит Господь: «вáсъ рáди при́сно имя Моé хýлится во язы́цѣхъ» (Ис. 52, 5). А кто с любовью терпением несет имя Божие, тот для себя почерпает из него, как из источника, освящение[12] и ему же по окончании подвига доставляет славу. Каждое деяние должно совершаться человеком по апостольской заповеди во имя Господа Иисуса Христа (Кол. 3, 17). В более точном переводе с греческого это звучит так: «и всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имени Господа (ἐν ὀνόματι Κυρίου) Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Выражение «во имени» указывает как на цель - служение Славе Господа, так и на творческую силу имени Божия (Ин. 15, 5).

Необходимо сказать и о символе, посредством которого предложенная выше схема Богообщения всяким христианином осмысливается и осуществляется в жизни. Это Честной и Животворящий Крест Господень, явление любви и премудрости Божией, символ синергии Бога и человека, который сам является богодарованным источником силы для совершения дела нашего спасения. В молитве, читаемой священником при наречении имени, эта сила призывается «во еже бегати суеты мира, и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Божиим»[13]. С момента, когда мы «облекаемся во Христа», в Его смерть[14] (Рим. 6, 3), особая Божественная энергия, называемая силою крестною, может действовать в нашем сердце и уме, и мы становимся способными слышать Божественные призывы, «откликаться» на наше новое имя, сокровенное «носимое» нами имя Божие. Ношение нательного креста тогда становится видимым внешним выражением нашей причастности имени Божию. В той же молитве говорится о свете «Лица Господня», который знаменуется на приемлющих имя. Этот свет на иконах Спасителя символически изображается в виде крестчатого нимба. Образ Креста пронизывает и освящает все стороны жизни как отдельного человека, так и всей Церкви Христовой. В совершении церковных Таинств крестное знамение участвует одновременно с призыванием имени Божия. Крестом творится «единый новый человек» (Еф. 2, 15-16), так как все ступени восхождения к Богу: деяние (покаяние и очищение), созерцание (просвещение) и обожение мы проходим благодаря таинственному действию Креста[15]. Святитель Григорий Палама в своей беседе о Честном и Животворящем Кресте говорит о ветхозаветных праведниках, вошедших в число спасаемых, на которых еще до пришествия Христова совершалась тайна Креста. Это был, как мы теперь понимаем, путь несения имени Божия в те времена. Крест по окончании земного пути - слава и высота Христова, и слава всех святых, угодивших Богу.

Не случайно именно в службе праздника Воздвижения Честнаго Креста упоминается о нашем тезоименитстве Богочеловеку Иисусу Христу. Из текста кондака Воздвижению видно, что имя Божие, нареченное на нас, является нашим эпонимом или родовым именем. Это действительно так, ведь и в церковных поминальных записках мы указываем только наши личные имена без фамилий, потому что «фамилия» у всех чад Церкви одна - Христианин. В житиях святых мучеников нередко встречаются описания того, как они на вопрос гонителей о том, каково их имя, называли себя христианами, так как считали это имя первым и наиважнейшим[16]. Такое отношение к родовому имени было в древности, с ним связывалось благополучие, могущество всего рода. Человеку в жизни было необходимо, чтобы его имя имело связь с прочным основанием его собственного бытия. Из ветхозаветной истории мы знаем, что в древности у еврейского народа такой связью было родословие от Авраама, которому Бог дал обетование вечной жизни. Прочие народы и племена, «поступая по суетности ума своего» (Еф. 4, 17), находили себе опору в тварном мире, что отражалось в их родовых именах. Принадлежность роду в этой среде всегда была сопряжена с культом, участием в общих религиозных обрядах, что тоже свидетельствует о синергийном характере обладания именем.

Истинный смысл обетований, данных Аврааму, открылся в Новом Завете, где Авраам называется отцом всех верующих (Рим. 4, 11-12). Теперь уже все человечество призвано войти в Вечную Жизнь, стать Телом Христовым. Спасение человека невозможно вне Церкви. Богоподобие обретается через приобщение благодати в Таинствах и по мере того, как человек научается жить среди таких же «икон Бога», как и он сам, преодолевая свой эгоизм. Образ единства и взаимного общения в любви Лиц Святой Троицы является конечной целью Церкви Христовой: «да вси́ еди́но бýдутъ: я́коже Ты́, Óтче, во Мнѣ́, и Áзъ въ Тебѣ́, да и тíи въ Нáсъ еди́но бýдутъ: да любы́, éюже Мя́ еси́ возлюби́лъ, въ ни́хъ бýдетъ, и Áзъ въ ни́хъ» (Ин. 17, 21-26). Наши личные имена оказываются включенными в сложный процесс сближения человеческих ипостасей с Богом и между собой в Теле Церкви. Участвующее в синергии двусоставное имя, данное в священном акте Крещения, тоже мыслится как единство собственного имени и родового «надфамильного» имени, общего со Христом.

Это единство мы должны усердно сохранять и укреплять до тех пор, пока не получим новое имя, о чем сказано в Откровении (Откр. 2, 17). Оно может быть разрушено как явным отречением, от чего предостерегает нас молитва из чинопоследования наречения имени: «И даждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно святей Твоей Церкви», так и путем, о котором было уже сказано - пренебрежением к заповедям, в результате чего ношение имени Божия становится мнимым. Всякий христианин во дни земной жизни призывается к подвигу: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Апостол Павел в послании к филиппийцам именует врагами Креста Христова тех, кто шествует широким путем удовлетворения собственных страстей под водительством плотского разума, помышляющего только о земном (Флп. 3, 18-20). «Наше же жительство (πολίτευμα[17]) - на небесах», - говорит далее апостол, тем самым связывая воедино следование тесным путем исполнения заповедей Божиих и принадлежность к Небесному отечеству. Из-за небесного гражданства у нас идет непрестанная борьба - сражение с грехом и с «дýхами злобы за небесное» (Еф. 6, 12)[18]. Это место из послания к Ефесянам разъясняет святитель Иоанн Златоуст, тайный собеседник апостола Павла: «Борьба происходит ἐν τοῖς ἐπουρανίοις, и не из-за денег, не из-за славы, но из-за пленения в рабство. Стало быть, вражда становится непримиримой. Соперничество и борьба бывают сильнее, когда они происходят из-за предметов важных. Ἐν τοῖς ἐπουρανίοις - это то же, что за (ὑπέρ) небесное. Враги наши воюют с нами не для того, чтобы, после победы, чем-нибудь воспользоваться, но для того, чтобы нас лишить Неба»[19]. Итак, крестный образ жизни или, как мы выяснили, имя христианское, когда оно носимо достойно, является нашим «удостоверением» небесного гражданства.

Кроме того, мир диктует для нас новые условия существования, и необходимо проявлять бдительность, чтобы не лишиться пребывания в области спасительного Имени. Сегодня параллельно во всех странах идет процесс формирования так называемого сетевого общества с перспективой превращения человека в «сетевую личность» и включения его в глобальную кибернетическую систему, соединяющую между собой всех и вся цифровыми средствами коммуникации. В такой системе мир виртуальный становится первичным, а мир материальный, то есть часть той среды, в которой по замыслу Божию должна совершаться наша синергия с Творцом, оказывается жестко привязан к своей виртуальной копии и служит для него источником ресурсов и объектом для различных трансформаций, нацеленных на «усовершенствование» человека, его природы и способов удовлетворения его потребностей силами все той же испорченной грехом природы. Наиболее подходящее название структуре, в которой осуществляется связь всех со всеми, есть «церковь», уместнее же здесь говорить об «антицеркви», потому что попытка заменить мир, в котором действует Божественный Промысел, другим миром с искусственно создаваемым порядком - это не что иное, как богоборчество. Участие в жизни общества, пользование благами цивилизации будет возможным только при условии добровольного принятия уникального цифрового идентификатора.

Система «познаёт» человека через «наречение» его пожизненным цифровым именем и тем самым усваивает его себе как один из объектов с определенными целями и границами функционирования, к которому применимы законы Сети. Видимым знаком несения нового системного имени становится физическое ношение радиочастотной метки или какого-либо другого технического средства, и в этой области есть много возможностей для внедрения антихристианской символики, что уже сегодня и делается. Имя будет «произноситься» всякий раз при идентификации и верификации человека. И, наконец, несение имени сопровождается «терпением», но уже не свободным от ограничительных рамок, которые налагает система на подчиненный ей объект.

В библейском понимании наречение имени - это мистический акт, в результате которого тот, кто дает имя, начинает обладать именуемым. Адам давал в раю имена животным, получив от Бога дар прозревать сущность всякой твари и одновременно получив власть над землей и всеми ее обитателями. Но Адам был наречен Адамом (человеком) Самим Богом (Быт. 5, 2), и это значит, что сущность его знает только один Бог-Творец: «Глубоко́ се́рдце [человѣ́ку] па́че всѣ́хъ, и человѣ́къ е́сть, и кто́ позна́етъ его́?» (Иер. 17, 9) То, что сегодня с созданием новых технологий и методов управления людям даются новые имена, говорит о наличии у инициаторов этих новшеств совершенно иного, не основанного на Божественном Откровении представления о сути человека. Цель, ради которой предлагается получить цифровое имя, не соответствует высочайшему призванию человека, она лежит в пределах тварного мира. Это новое имя предназначено для соработничества системе обеспечения материальными благами (мамоне). Оно заменяет личное имя человека в его взаимоотношениях с органами власти, которое из главного индивидуализирующего признака превращается во второстепенный атрибут, отрицая родовое «надфамильное» христианское имя, которое не может быть действенно в человеке, отказавшемся от дара свободы, когда в дальнейшем во всей его жизни будет осуществляться уже не воля Божия, но воля распорядителей системы. Следовательно, христианин, подчинившись системе и становясь «гражданином мира» - узлом глобальной Сети, отдает «Божие» «кесарю», обезличивается, разрушает единство своего имени, данного в Святом Крещении, и теряет свое небесное гражданство. Господь предупреждает нас в Евангелии: «Не мо́жете Бо́гу рабо́тати и мамо́нѣ» (Мф. 6, 24).

Подытожим все сказанное выше. Имя, которое дается человеку в Святом Крещении, состоит из личного имени и родового имени «христианин», являющимся свидетельством принадлежности к Горнему Отечеству, нареченным на нас именем Божиим, своим смыслом указывающим нам путь к обожению. Посредством имени происходит взаимопознание между Богом и человеком в теле Церкви. Ношение имени для христианина - это то же, что и крестоношение, то есть сам образ жизни христианской. Имя приобщает нас страданиям Господа нашего Иисуса Христа и делает причастниками Его Божественной славы, что и составляет для нас конечную цель, ради которой мы были созданы.

Господь в Священном Писании открывает Себя как ревнитель Своей славы: «А́зъ Госпо́дь Бо́гъ, сiе́ Мое́ е́сть и́мя, сла́вы Моея́ ино́му не да́мъ, ниже́ добродѣ́телей Мои́хъ истука́ннымъ» (Ис. 42, 8), и запрет идолопоклонства стоит на первом месте среди заповедей, данных Богом Моисею. Современный мир полон идолов, ими являются богатство, власть, чувственные наслаждения, достижения научно-технического прогресса, поиски бессмертия в удалении от Бога и другие безумные устремления. Принятие цифрового имени - ключевой момент, начиная с которого человек отчуждается Божественной славы и отдает себя на служение богоборческой системе, которая культивирует все эти ложные ценности и ставит своей целью изменение человека и подавление того, что есть в нем по образу Божию.

Церковь Христова существует одновременно вне этого мира и в мире, усилиями человеческими и содействием Божественной благодати преображая мир, лежащий во зле (1Ин 5, 19). Нам необходимо сохранить человеческие имена там, где мы соприкасаемся с миром, чтобы являть при этом собой Церковь земную и истинно нести имя Божие. Поэтому сегодня отказ от принятия нового цифрового имени будет исповеданием нашей веры, соблюдением обетов, данных в Святом Крещении, о чем говорится в Откровении ангелу Филадельфийской церкви: «ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего ... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр. 3, 8-11).

 



[1] Под именем Божиим мы будем здесь и далее подразумевать не имя Бога в собственном смысле, потому что Бог по существу Своему неименуем, а славу имени Божия или просто славу Божию, которая так же, как и всякое имя, однозначно указывает на Того, Кому она принадлежит. «Божеское естество славно Само в Себе и прежде происхождения мыслящих существ, но ум человеческий говорит о сей славе постольку, поскольку вмещает, научаемый действиями Божескими». (свт. Григорий Нисский).

[2] ΠΑΠΥΡΟΣ. Mέγα Λεξικό της Ελληνικής γλώσσας / Большой словарь греческого языка.

[3] Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н.Штейнберг, Вильна 1878.

[4] Главное, наименее зависящее от контекста значение рассматриваемого глагола - это «нести». Во многих языках мира слово «нести» имеет сходную семантическую структуру и звучание.

[5] «Видишь ли, как полезно было им славиться не собою, а родом своим? Подобно тому, как раб, купленный кем-либо, называется именем своего господина. Пророк не сказал: имя Твое призываем, но: «имя Твое: «Искупитель наш»». А это и было причиною наказания их, потому что, хотя на них было имя Божие, однако они Им пренебрегали». Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю.

[6] «Ибо Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын Его». Прп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню.

[7] «Добродетель дана нам Богом вместе с нашей природой» (Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Книга 2. Глава 30). Можно также привести известное высказывание о том, что душа человеческая по природе христианка. (Тертуллиан. «Апологетик», 17, 6).

[8] В псалмах 39 и 36 употреблен глагол «קוה»[qava'h]. Он имеет значения «тростить», «сучить», «тянуть». В переносном смысле - «упорно стоять на своем», а также «уповать», «надеяться на кого-то», «ожидать». В LXX переведен как ὑπομένω (терпеть).

[9] Необходимым, но не достаточным. Дух Святой действует там, где хочет (Ин. 3, 8). Его нельзя присвоить себе силою, а можно получить только как дар.

[10] Прп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню.

[11] Праведный Николай Кава́сила. Семь слов о жизни во Христе. Слово 2

[12] Свт. Игнатий Брянчанинов. II. Аскетические опыты. «О молитве Иисусовой», с.252

[13] Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего. Требник. М. Изд. Совет МП. М. 2008, с.9

[14] «Христос же есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор. 1, 24). Таким образом смерть Христа или крест облек нас в ипостасную Божию мудрость и силу». Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры. Глава XI. О кресте и еще о вере.

[15] Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Омилия XI. О честном и животворящем Кресте.

[16] См., например, житие св.мч. Кодрата Никомидийского, память 10/23 марта. Важно, что сразу после того, как мученик назвал себя христианином, он говорит о своем гражданстве в Небесном Иерусалиме.

[17] «Житие, πολίτευμα, - гражданство, отечество, наш город вышний Иерусалим. Πολίτευμα - значит еще и образ жизни и занятий. Мы стоим в совершенной противоположности с теми, кои не поднимаются выше земли». Свт. Феофан Затворник. Толкование на послание к Филиппийцам.

[18] В оригинале послания к Ефесянам на греческом языке в указанном выражении стоит слово ἐπουράνιος - «живущий в(на) Небесах», а не ὑπουράνιος («поднебесный»), но относится оно не к дýхам лукавым, а употреблено в обороте, указывающем на предмет состязания: «ἐν τοῖς ἐπουρανίοις» - в том, что связано с жительством на Небе.

[19] Творения свт. Иоанна Златоуста, архиеп. Константинопольского. Издание С.-Пб Духовной Академии, 1905. Том 11, Книга 1, Толкование на послание к Ефесянам, с. 196

 

 

Другие материалы Круглого стола «Вопросы духовной безопасности в информационном обществе» на нашем сайте:

Отчет //ruskline.ru/news_rl/2017/11/17/idet_postroenie_yuridicheskoj_bazy_dlya_vocareniya_antihrista/

Резолюция от 6.09.2016 г.

Резолюция от 18.05.2017.

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/29/lyuboj_kompromiss_so_zlom_rasshiryaet_zonu_ego_dejstviya/

 

Электронный идентификатор глазами психофизиолога

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/18/elektronnyj_identifikator_glazami_psihofiziologa/

 

Защита имени - защита веры и Церковного единства

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/27/zawita_imeni_zawita_very_i_cerkovnogo_edinstva/

Начертание прежде антихриста

//ruskline.ru/analitika/2018/06/30/nachertanie_prezhde_antihrista/

Видео

//ruskline.ru/video/2017/iyun/28/kruglyj_stol_v_kievopecherskoj_lavre_budut_li_trebovat_otrecheniya_ot_hrista/

Видео доклада Митрополита Почаевского Владимира на заседании Круглого стола «Духовная безопасность в информационном обществе»

//ruskline.ru/video/2017/iyun/28/duhovnaya_bezopasnost_v_informacionnom_obwestve/

Воля человека и согласие на обработку персональных данных. Доклад Митрополита Почаевского Владимира

//ruskline.ru/monitoring_smi/2016/oktyabr/2016-10-04/volya_cheloveka_i_soglasie_na_obrabotku_personalnyh_dannyh/

 

Сознательность и добровольность в квалификации греховного деяния

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/22/soznatelnost_i_dobrovolnost_v_kvalifikacii_grehovnogo_deyaniya/

 

Писание осуждает добровольное принятие антихриста, не уточняя о сознательном

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/23/o_sposobah_vnedreniya_lzheuchenij/

 

Как человеку избежать «печати зверя»?

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/24/kak_cheloveku_izbezhat_pechati_zverya/

 

Халкидонский догмат и соблазн экклезиологического монофизитства

//ruskline.ru/news_rl/2017/11/17/halkidonskij_dogmat_i_soblazn_ekkleziologicheskogo_monofizitstva/

 

Суицидальная молодежная субкультура «Синий кит»

//ruskline.ru/analitika/2017/05/22/suicidalnaya_molodezhnaya_kultura_sinij_kit/

 


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. М.Яблоков : Ответ на 3., Lucia:
2018-07-08 в 18:18

От Пифагора привет.


И наилучшие пожелания! )
3. Lucia : Ответ на 2., Лев Хоружник:
2018-07-06 в 14:22

Мутновато как-то. Прояснил бы автор, что такое отказ от "нового цифрового имени"? А то, получается, будто-бы автором движет вера в магию чисел...В крещение же мы получаем свободу от осуждения за первородный грех, унаследованное нами, а потому, что же получается? Некое "цифровое имя" оказывается сильнее Искупления?!




От Пифагора привет.
2. Лев Хоружник : Комбинация чисел сильнее Креста?
2018-07-06 в 12:19

Мутновато как-то. Прояснил бы автор, что такое отказ от "нового цифрового имени"? А то, получается, будто-бы автором движет вера в магию чисел...В крещение же мы получаем свободу от осуждения за первородный грех, унаследованное нами, а потому, что же получается? Некое "цифровое имя" оказывается сильнее Искупления?!
1. М.Яблоков : Re: Несение имени. О третьей заповеди Закона Божия
2018-07-06 в 08:00

Дуализмом попахивает...
Автору не хватает еще лишь одного термина - «антикрещение», чтобы окончательно встать на этот путь.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме