До края земли

Православное миссионерство в истории России

Миссионерская деятельность 
0
461
Время на чтение 10 минут

Исторически Россия овладела огромными территориями, что обычно связывают с политическими, военными и экономическими обстоятельствами. Менее известна в этом отношении роль православия и Русской Церкви. Однако воины, промышленники и лихие казаки были не единственными первопроходцами бескрайних пространств: до края земли шли и православные миссионеры, неся с собою свет Христовой веры, а заодно грамотность и медицину...

По заветам князя Владимира

«Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского дошла». Так писал в XI веке святитель Иларион Киевский в своём «Слове о законе и благодати».

Русский народ полученные им таланты не закопал в землю, но преумножил и щедро поделился с другими народами. Со времён великого князя Владимира, когда сложилось централизованное христианское государство со столицей в Киеве, Русь расширялась, охватывая всё новые земли и народы. Конечно, было и татаро-монгольское иго, и другие тяжёлые события, однако к концу XVI века из сравнительно небольшого древнерусского государства выросло огромное Московское царство, подчинившее себе Поволжье, Урал и часть Сибири.

Безусловно, этот процесс был связан с возраставшей военно-политической и экономической мощью Руси. Но не менее значимым фактором было осознание Русью своей миссии по хранению и распространению христианской веры. Князья, цари, церковные иерархи и святые, следуя библейскому пониманию, видели в обширности земли великое Божье благословение, знак особой милости, из чего в то же время проистекала огромная ответственность за хранение православия и устроение родной земли. Русь была призвана беречь и распространять православную веру, делиться ею с другими народами, включая их в единое цивилизационное пространство.

Неудивительно, что укрепление Руси как на старых, так и на новых землях происходило во многом благодаря Церкви. Достаточно сказать, что один лишь преподобный Сергий Радонежский и его ученики основали около пятидесяти обителей, среди которых знаменитые Троице-Сергиева Лавра и Саввино-Сторожевский монастырь. На Севере в XII-XV веках возникли Михаило-Архангельский, Ферапонтов, Николаевский Карельский, Соловецкий и многие другие монастыри, вокруг которых появлялись города и селения. Развивалось земледелие и дорожная сеть, экономические связи. И всё это в прямой связи с монастырской колонизацией и православной миссией.

Яркий пример миссионерского служения в XIV веке дал святитель Стефан Пермский. Не с огнём и мечом, а с мирной проповедью пришёл он к народам зярян (нынешние коми) и пермяков. Несмотря на постоянные угрозы, он остался среди них, создал христианские общины, разработал пермскую письменность. Святитель Стефан, повторив подвиги апостолов, дал классический пример истинного миссионерства, которое заключается в любви к ближним и служении им, уважении к другим народам, а не цивилизаторском господстве над ними. Незадолго до кончины Стефан так молился Богу: «Взгляни на людей этих новокрещёных, которые мною, недостойным, приведены к вере. И очисти им души и тела Своею благодатью!»

Такую же любовь к иным народам проявили преподобные Феодорит Кольский и Трифон Печенгский. В 1518 году Феодорит прибыл на небольшом корабле в Кольский залив и начал многолетнюю проповедническую деятельность среди народа лопарей (нынешние саамы). Воспитанник Соловецкого и Кирилло-Белозерского монастырей, он прошёл великий искус, «умучая и покоряя плоть свою в порабощение и послушание духу», а также изучая язык и обычаи лопарей. Впоследствии подвижник вспоминал: «тот народ лопарей - люди очень простые и кроткие, и совсем к какому-либо лукавству не склонные, к пути спасения же старательны и охочи». Благодаря блаженному Феодориту был составлен алфавит лопарского языка и богослужебные книги на нём. Как вспоминал об этом голландский купец ван Салинген, знавший святого, Феодорит «осмелился составить письменность для языка, на котором никогда ни один человек не писал».

Сподвижник Феодорита - святой Трифон - основал Печенгский монастырь, в котором монахи в основном были из числа саамов - тех самых, которые когда-то, по слову летописи, «разъярялись яко звери, неисповедимые делая пакости праведнику Божию, за власы таская, и о землю метая, и толкая и избивая и вопяще на него».

Итак, со времён древней Руси православные проповедники шли, подобно апостолам, «до края земли» (Деян. 1:8), проповедуя, по словам церковного песнопения, «в последних концех северныя страны». Там, где они появлялись, возникали новые монастыри, населённые пункты, зарождалась национальная письменность. Новые народы вступали в духовные узы с православной Русью, обретали защиту русского царя. И это было лишь началом.

На восток!

При Иване IV Грозном Московское царство начало беспрецедентное расширение на восток. В 1552 году была взята Казань, и молодой государь решил поставить в городе православного епископа. Выбор пал на Гурия - будущего святителя Гурия Казанского. Царь повелел ему: «Поучай своё духовенство, чтобы они жили так, как требует православная вера, по заповедям Божиим. А иноверцев приводи ко крещению не страхом, а добром, избегая всякого принуждения и угроз».

В Казани был основан Спасо-Преображенский монастырь и другие обители; при них возникли школы, в которых учились дети как христиан, так и иноверцев. Святитель Гурий не разделял людей на «своих» и «чужих»: и христиане, и мусульмане, и язычники находили у него понимание и поддержку. Как сказано в житии, он «жил богоугодно, нищих кормя и неимущим во всех нуждах помогая».

После походов Ермака в 1581-1585 гг. Московское царство преодолело Уральский хребет, подчинив себе часть Сибири. Любопытно, что великий русский историк и картограф Семён Ремезов (род. в 1642 г.) в своей «Истории Сибири» считает движение на восток следствием выбора, сделанного некогда князем Владимиром, развитием исторической миссии Руси по проповеди православия. По словам Ремезова, «Всевидящий Бог наш христианский, Творец всего сущего, издавна своею волею предначертал возгласить евангельское учение (...) во все концы Сибири до края вселенной». Как бы подтверждая мысли Ремезова, священномученик Иоанн Восторгов во Владивостоке в 1909 г. говорил о великом христианском смысле выхода России к берегам Великого (т. е. Тихого) океана. Он призывал «возвратиться к смыслу наших предков: мы идём к Океану, чтобы чрез посредство государственной и экономической мощи нести свет Христов и царство Христово, мы идём с христианской культурой в страны области Дракона-дьявола, коснеющие в язычестве и неведении Христа». Это стремление актуализировать древнюю идею христианской империи ярко проявилось в названиях Босфор Восточный и Золотой Рог, которые граф Николай Муравьёв-Амурский закрепил в топонимике Дальнего Востока.

Пределом движения на восток, как известно, стали Аляска и Калифорния...

Для описания этого великого процесса понадобятся многие книги, так что мы остановимся лишь на некоторых примерах. В 1794 году несколько валаамских монахов прибыли на Алеутские острова возле Аляски. Так было положено начало православной духовной миссии в Америке.

Преподобный Герман Аляскинский

Среди этих иноков был будущий преподобный Герман Аляскинский. Он писал об Аляске: «Любезному нашему Отечеству Творец будто новорожденного младенца дать изволил край сей». О себе же святой сказал: «я нижайший слуга здешних народов и нянька». Верные традициям святых апостолов и древнерусских подвижников, православные миссионеры в Америке стали бескорыстными просветителями и служителями местных народов.

Они занимались не только духовным просвещением, но также помогали алеутам и индейцам в житейских нуждах, лечили их и защищали от притеснений со стороны недобросовестных русских промышленников и чиновников.

Святитель Иннокентий и граф Муравьёв-Амурский

Благодаря трудам святителя Иннокентия (Вениаминова) возникла алеутская грамота, на язык коренных жителей Америки переводились молитвы и христианская литература.

Священномученик Ювеналий на Аляске

В ряде случаев православные миссионеры в прямом смысле слова содействовали расширению России. Так, святитель Гурий Таврический, который был начальником православной духовной миссии в Китае, во время осады Пекина англо-французскими войсками в 1860 году сделал многое для примирения враждующих сторон. Пользуясь благодаря праведной жизни и дипломатическим талантам огромным авторитетом у китайцев, святитель помогал в переговорах между Россией и Поднебесной. Во многом благодаря ему в 1860 году был заключён Пекинский договор, по которому в состав России вошли земли на левом берегу Амура, включая нынешнее Приморье.

Среди более мелких примеров можно привести деятельность великого алтайского миссионера протоиерея Михаила Чевалкова, благодаря которому часть племени телеутов перешла в российское подданство из-под власти Китая.

Таким образом, православные миссионеры вместе со всем народом, а порой и опережая своих единоплеменников, шли на новые земли на востоке, содействуя укреплению и расширению России.

Просветители народов

И прежде, и ныне недоброжелатели Церкви пытаются изобразить её как источник «мракобесия» и отсталости, препятствующий просвещению и полезным нововведениям. Этот миф абсолютно несостоятелен. Уже хотя бы потому, что любой критик Церкви излагает свои мысли теми буквами, которые дали нам святые Кирилл и Мефодий. И не лишним будет отметить, что именно Церковь внесла огромный вклад в развитие экономики, науки, образования и медицины в России.

В этом отношении показателен пример православных миссионеров. Благодаря им десятки народов Сибири, Дальнего Востока и русской Америки (например, алтайцы, якуты, алеуты) обрели свою письменность, вывели национальную культуру на качественно новый уровень развития. Так, в 1894 году на алтайском языке вышла книга протоиерея Михаила Чевалкова «Памятное завещание», изложенная в виде обращённого к детям повествования о своей жизни.

Протоиерей Михаил Чевалков

Отец Михаил был коренным алтайцем, а с его книги берёт начало алтайская литература. Неудивительно, что именем Чевалкова - православного священника - названа Национальная библиотека Республики Алтай.

Отметим, что деятельность Алтайской миссии, основанной преподобным Макарием (Глухаревым) в 1830 году, привела к качественному улучшению жизни алтайцев. Миссионеры призывали алтайцев переходить к осёдлому образу жизни, строили для них селения, прививали грамотность, навыки гигиены и сельскохозяйственного труда. При миссионерских станах действовали школы. Вводились новейшие сельскохозяйственные технологии, а Чевалков даже изобрёл особый плуг, приспособленный для вспахивания земли на горных склонах.

Для кого-то это может показаться неожиданным, но именно православные миссионеры выступали за массовое народное образование, в том числе женское. Святой Макарий Алтайский в эпоху почти полной безграмотности говорил: «я усердно желаю умножения грамотных в простом народе и заведения школ по деревням». Особое внимание он уделял обучению девочек, которые в девятнадцатом веке практически не имели шансов получить образование. По словам преподобного, «в пользу мальчиков по крайней мере предполагаются школы по сёлам; но и вы, бедные девочки, вы, будущие матери поколений, не человеки ли, не россиянки ли?»

Доступное женское образование в церковных школах было характерно не только для Алтая, но и других территорий. Благодаря деятельности возникшего в 1870 г. Православного миссионерского общества и распространению школьной системы Николая Ильминского миллионы людей, в т. ч. девочек, смогли стать грамотными.

Алексий Колиев

На Северном Кавказе развитие массового женского образования связано с деятельностью выдающихся осетинских священников-просветителей Алексия Колиева, Михаила Сухиева и Алексия Гатуева. Колиев, в частности, говорил: «Образованная мать - это образованные дети, а образованные дети - это образованное общество». Из числа воспитанниц церковных школ и училищ в дореволюционной Осетии вышла целая плеяда школьных учительниц.

Миссионеры внесли значительный вклад и в развитие медицины. В некоторых местах православный священник оказывался единственным человеком, способным оказать квалифицированную медицинскую помощь. Митрополит Нестор (Анисимов), проповедовавший в начале XX века на Дальнем Востоке, вспоминал: «Медицина на Камчатке была в плачевном состоянии. Несчастные обитатели этой заброшенной российской окраины почти поголовно болели чесоткой. Руководствуясь скромными медицинскими знаниями, я старался, по мере возможности, лечить их. Они всегда с нетерпением ждали и радостно встречали меня как избавителя от телесных страданий».

Наконец, следует сказать, что миссионеры внесли огромный вклад в науку, составляя этнографические, лингвистические, религиоведческие, географические и прочие труды. Например, многие начальники Пекинской духовной миссии заняли заслуженное почётное место в истории китаеведения.

Эпилог

Очевидно, история православной миссии является неотъемлемой частью истории России. Сотни как знаменитых, так и малоизвестных просветителей своими неустанными трудами помогали нашему Отечеству укрепляться духовно и материально. Надо помнить об этом.

Конечно, как и наша история в целом, православная миссия не всегда протекала идеально. Бывали и случаи насильственной русификации и казёнщины. Бывали назначения в качестве миссионеров людей, которые под видом миссии занимались чем угодно, только не служением ближнему. Но правильная миссия, в апостольском и святоотеческом смысле, никогда не угасала. И именно она дала то лучшее, о чём в некоторой степени сказано в настоящей статье.

Впервые опубликовано в журнале "Мужская работа"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Иванов
Все статьи Евгений Иванов
Миссионерская деятельность
«Получили помощь тысячи воспитанников и члены их семей»
Центр помощи наркозависимым «Обитель исцеления» отмечает 28-ю годовщину
12.04.2024
Нравственность строится не на запретах, а на трезвом рассуждении
Как православным относиться к лотерее
09.04.2024
Небесный покровитель у православного рунета уже есть!
Им является святитель Феофан Затворник
04.04.2024
Почему нет ни слова о добрачных ценностях?
Критические замечания о семейной и демографической политике из Наказа XXV Всемирного русского народного собора
29.03.2024
«Плюс ребёнок — плюс ресурс»
Участники Общецерковного съезда по социальному служению призвали развивать церковные проекты, направленные на поддержку семей с детьми
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41